УДК 37.01

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ: ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АНКЕТЫ

Придворова Алина Леонидовна
Тихоокеанский государственный медицинский университет
педиатр-невролог, слушатель программы ДПО «Преподаватель высшей школы», факультет повышения квалификации

Аннотация
Данная статья посвящена комплексному использованию методов педагогических исследований. К обсуждению предлагается разработанная автором стандартизованная анкета «Организация учебно-воспитательного процесса в ТГМУ». В статье рассмотрены основные характеристики и требования к стандартизованной анкете как эффективному инструменту педагогических исследований, раскрыт воспитательный потенциал анкеты, вопросы которой должны мотивировать саморефлексию, самоанализ и профессиональное саморазвитие личности.

Ключевые слова: анкета, медицинское образование, мониторинг образовательного пространства вуза, педагогические исследования, профессиональное образование, учебно-воспитательный процесс


MONITORING OF EDUCATIONAL PROCESS IN A MEDICAL UNIVERSITY: EDUCATIONAL POTENTIAL OF A SURVEY

Pridvorova Alina Leonidovna
Pacific State Medical University
Pediatric neurologist, student of Complementary Professional Education course, faculty of advanced training

Abstract
This article is dedicated to the complex usage of pedagogical research methods. The author offers to discuss a specially devised standardized survey “Organization of Educational Process in PSMU”. The article covers the basic characteristics and requirements of a standardized survey as an effective instrument of pedagogical research and discloses the educational potential of a survey, the questions of which should motivate self-reflection, self-analysis and professional self-development.

Keywords: educational process, medical education, monitoring of university educational process, pedagogical research, professional education, survey


Библиографическая ссылка на статью:
Придворова А.Л. Мониторинг образовательного процесса в медицинском вузе: воспитательный потенциал анкеты // Современная педагогика. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5630 (дата обращения: 12.07.2023).

Учебно-воспитательный процесс (УВП) в современном ВУЗе представляет собой сложную нелинейную систему взаимосвязанных между собой уровней и субъектов управления, которые определяют его цели, стратегию и содержание и осуществляют организацию обучения и воспитания в комплексе задач, методов и результатов. В целом вузовское образование направлено на формирование личностно-профессиональной компетентности специалиста в соответствии с требованиями ФГОС по каждому направлению (профилю) подготовки [1, с. 85 - 86].

Важным компонентом образовательного процесса является воспитание, определяемое как «развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [2].

В педагогике высшей школы категорию «воспитание» определяют как деятельность преподавателей и студентов по формированию у будущих специалистов профессионально значимых личностных качеств и способностей [4, с. 145-147].

В медицинском вузе организации воспитательной работы придают особое значение, что обусловлено спецификой деятельности выпускников в системе «человек – человек», объектом которой является «здоровье и жизнь людей», и, как следствие, повышенными требованиями к личностным качествам выпускников, уровню их социокультурной и коммуникативной компетентности [3, c. 79].

Считаем, что в образовательном пространстве современного медицинского вуза все формы взаимодействия с обучающимися должны решать конкретные воспитательные задачи, в том числе – инструменты мониторинга УВП. Исследование образовательного процесса проводят различными методами, одним из наиболее распространенных является опрос-анкетирование [5].

Цель данной статьи – раскрыть воспитательный потенциал анкеты как инструмента мониторинга образовательного пространства современного медицинского вуза. Объектом исследования является стандартизованная анкета для исследования организации УВП в медицинском вузе. В качестве предмета исследования выбраны воспитательные задачи, решаемые при проведении опроса (анкетирования) студентов в рамках мониторинга образовательного пространства ТГМУ.

Анкета – один из самых распространенных инструментов опроса, представляет собой ряд простых ясно сформулированных вопросов, расположенных в определенном порядке, которые предлагают специально выбранной аудитории респондентов. В практике педагогических исследований предложены классификации анкет по разным основаниям, например: по цели опроса, по объему, по типу аудитории [6].

По типу вопросов анкеты разделяют на открытые, используемые преимущественно для качественных исследований, и закрытые. Качественные (углубленные) исследования направлены на получение конкретной информации о мнениях, установках и поведении отдельных респондентов. Количественные исследования носят экстенсивный характер, их проводят с целью получения количественных характеристик и выводов для описываемых уровней, различий или тенденций внутри выборки.

Анкета «Исследование организация учебно-воспитательного процесса в ТГМУ» относится к смешанному типу с преобладанием количественных выводов. Для аудиторного опроса студентов автором статьи была разработана стандартизованная анкета с самостоятельным заполнением, которую можно отнести к анкетам закрытого типа.

Стандартизованная анкета – установленная последовательность закодированных закрытых вопросов, которые предъявляют в одной и той же формулировке всем участникам опроса (очного, телефонного, почтового, в социальных сетях и т.д.). Преимущества стандартизованной закрытой анкеты: оперативность при сборе небольших объемов информации, объективность (опрашивающий не оказывает непосредственного влияния на респондента), личный характер ответов.

Виды закрытых вопросов в зависимости от планируемого уровня измерения (глубины информации):

1)    номинальный уровень: альтернативные вопросы, вопросы с утвердительными или отрицательными ответами, вопросы многовариантного выбора, вопросы-меню;

2)    порядковый уровень: вопросы ранжирования;

3)    интервальный уровень: оценочная (рейтинговая) шкала различных видов: шкала без сопоставления, графическая шкала, шкала в виде перечня пунктов и др.;

4)    уровень отношений: шкала с истинной нулевой точкой и др.

Особенности стандартизованной анкеты как формата количественных исследований:

  • предписанный порядок предъявления;
  • заранее определенная аудитория опроса;
  • гибкость проведения опроса (очный, телефонный, онлайн);
  • простота инструктирования и проведения опроса;
  • исключается косвенное влияние со стороны опрашивающего лица;
  • легко осуществляется ввод и статистический анализ данных.

Стандартизованная анкета должна отвечать следующим требованиям:

1)    анкета визуально привлекательна, не перегружена текстом;

2)    вопросы вызывают интерес или эмоциональный отклик у опрашиваемых;

3)    вопросы ясные и простые для респондентов, не требуют дополнительных затрат умственной и эмоциональной энергии на их понимание;

4)    в анкете нет смещенных или наводящих вопросов, косвенно подталкивающих респондентов к определенному ответу;

5)     выбран оптимальный объем анкеты.

При составлении стандартизованных анкет автор ориентировался на системный подход к их планированию и разработке, поэтапно решая следующие задачи:

1)    определение цели опроса, типа информации и контекста для ее сбора;

2)    разработка составных частей анкеты (введение, отсеивающая и основная часть, паспортичка);

3)    компоновка анкеты;

4)    внутреннее тестирование и пилотаж анкеты.

Рассмотрим основные этапы разработки анкеты «Исследование учебно-воспитательного процесса в ТГМУ».

1. Цель и контекст опроса, респонденты.

Цель опроса – комплексная, явная и скрытая. Разработанная анкета прямо информирует студентов о том, что они тратят свое время на улучшение образовательного процесса вуза. Считаем, что подобная осведомленность о цели опроса положительно влияет на качество ответов, поскольку косвенно затрагивает зону личных интересов студентов, стимулирует их самостоятельность и ответственность. Скрытая цель опроса – мотивировать обучающихся к самоанализу, самообучению, саморазвитию и социальной активности.

Контекст. Пилотный опрос запланировано провести во время кураторского часа. Респонденты – студенты 1 – 2 курсов лечебного и педиатрического факультета (по одной группе на каждом курсе). После апробации и доработки анкеты будет проведен опрос студентов лечебного, педиатрического, стоматологического факультета и факультета общественного здоровья ТГМУ.

2. Основные части анкеты.

Анкета состоит из введения (1), основной части (2) и паспортички (3).

Введение. Основная функция этого компонента анкеты – сообщить цель исследования, пригласить студентов принять участие в опросе, побудить их к сотрудничеству, мотивировать на вдумчивое заполнение, акцентировать анонимность и конфиденциальность личной информации. 

Уважаемые студенты! Приглашаем вас принять участие в опросе, который проводится с целью улучшения учебно-воспитательного процесса в нашем университете. Мы очень заинтересованы в получении вашего личного мнения. Анкета анонимная, все данные будут использованы в обобщенном виде 

Отсеивающая часть анкеты необходима преимущественно в исследованиях методом случайного отбора опрашиваемых. В нашей анкете эта часть отсутствует: участники опроса по умолчанию обладают всеми требуемыми характеристиками.

2. Основная часть анкеты содержит вопросы, упорядоченные в логике исследования по видам учебной и внеучебной деятельности студентов. В начале анкеты размещены опросы на более важные темы, пока респонденты не утомились из-за монотонности вопросно-ответного режима общения. Каждый тематический блок начинается вопросами более общего характера, чтобы сконцентрировать внимание на обсуждаемой теме. В этом случае им легче отвечать на последующие конкретные вопросы, требующие припоминания деталей, самоанализа и т.д.

1. Блок вопросов «Воспитание профессионально значимых личностных качеств врача».

1.1  Выберите наиболее предпочтительный для вас вид будущей профессиональной деятельности (один вариант ответа)

а – лечебно-профилактическая;

б – диагностическая;

в – реабилитационная

Другое (напишите)…………………………………………………………

Затрудняюсь ответить

 

1.2. Напишите в порядке значимости для вас личностные качества, необходимые вам в будущей профессиональной деятельности.

1………………………………………..

2………………………………………..

3………………………………………..

4………………………………………..

5………………………………………..

 

1.3. Напишите учебные предметы (дисциплины), которые формируют морально-этический образ специалиста по выбранному вами направлению (профилю).

1………………………………………..

2………………………………………..

3. ………………………………………

4. ………………………………………

5. ………………………………………

 

1.4*. Прочитайте ключевые качества студенческой молодежи [7, c. 101 - 103]. Оцените влияние каждого из этих качеств на ваше поведение и поступки по следующей шкале: «1» – не влияет, «2» – слабо влияет, «3» – влияет, «4» – доминирует.

Таблица 1 – Целевые качества студенческой молодежи.

Ключевое качество Содержательная характеристика каждого из ключевых качеств Оцените: 1,2,3,4.
Смелость – способность и готовность быть верным своей совести и противостоять толпе, решимость в отстаивании своей точки зрения
Самостоятельность – способность и готовность принимать правильные решения, умение выбирать цели и приоритеты, задумываясь о последствиях своих действий
Честность – способность и готовность действовать справедливо и честно, стремление быть надежным во всех отношениях
Доброта – способность и готовность быть внимательным к другим, помочь им, вежливость, понимание и забота
Настойчивость – способность и готовность преодолевать сложности, доводить начатое до конца
Уважение – уважительное отношение к руководству, к другим, к себе, к собственности, к своей стране
Ответственность – способность и готовность сдерживать обещание, надежность в выполнении обязательств, быть готовым отвечать за свои слова и поступки, быть активным участником социальных отношений
Самодисциплина – способность усердно работать, стремиться к достижению цели, воспитывать силу воли, контролировать свои слова, импульсы и поступки, воздерживаться от вредных привычек, проявлять себя лучшим образом в любой ситуации

 

2. Блок вопросов «Учебная деятельность».

2.1. Какие источники информации вы обычно используете для расширения ваших профессиональных знаний? Выберите не более трех вариантов ответа.

а – учебники, учебные пособия, лекции

б – справочная литература: атлас, справочник, словарь

в – научная литература: монографии, сборники трудов

г – тематические сайты и порталы

д – онлайн-курсы, вебинары и т.д.

е – периодические издания (газеты, журналы)

ж – научные конференции, форумы, семинары и т.д.

з – социальные сети (профессиональные сообщества и т.д.)

Другое (напишите)……………………………………………………………

 

2.2 Какие средства обучения помогают вам при изучении нового материала на занятиях? Выберите не более трех вариантов ответа.

а – рисунки и фотографии

б – схемы и таблицы

в – диаграммы и графики

г – электронные презентации

д – муляжи и фантомы

е – мультимедиа (учебные фильмы и т.д.)

ж – компьютерные обучающие программы

Другое (напишите)…………………………………………………………….

 

2.3.  Подчеркните умения, которые у вас развиты хорошо.

а – слушать внимательно и вести записи

б – работать с научной и статистической информацией

в – обсуждать и решать профессиональные проблемы

г – принимать самостоятельные решения

д – работать в команде

е – выступать в роли организатора/быть лидером

ж – работать в стрессовых ситуациях

 

2.4.Какие виды лекций для вас наиболее интересны?

а – традиционная лекция

б – лекция с электронной презентацией

в – бинарная лекция (два преподавателя)

г – бинарная лекция (с участием студентов)

д – лекция с участием специалиста из данной области

е – лекция-конференция

Другое (напишите)………………………………………………………..

 

2.5 Выберите и отметьте самые интересные для вас формы практических занятий:

а – диспут и дебаты

б – круглый стол / тематическая дискуссия

в – мастер-класс

г – деловая / ролевая игра

д – презентация результатов исследования

е – анализ конкретных ситуаций (case-study)

ж – симулятивные практические занятия (тренажеры, муляжи и фантомы)

Другое (напишите)………………………

 

Табличный вариант вопросов 2.4 и 2.5.

2.4а. Прочитайте список (А- F) в первой колонке таблицы. Выберите и отметьте в таблицке самые интересные и неинтересные для вас формы лекционных занятий.

Формы лекционных занятий Самые интересные для меня формы лекционных занятий Самые неинтересные для меня формы лекционных занятий
  1. Традиционная лекция
  2. Лекция с электронной презентацией
  3. Бинарная лекция (два преподавателя)
  4. Бинарная лекция (с участием студентов)
  5. Лекция с участием специалиста из данной области
  6. Лекция-конференция
Напишите букву из списка:

1……………………

2……………………

3…………………….

4. Другое (напишите):……….

Напишите букву из списка:

1………………………..

2…………………………

3. ……………………….

 

2.5а. Прочитайте список (A – G) в первой колонке таблицы. Выберите и отметьте в таблице самые интересные и неинтересные для вас формы практических занятий.

Формы лекционных занятий Самые интересные для меня формы практических занятий Самые неинтересные для меня формы практических занятий
  1. Диспут и дебаты
  2. Круглый стол /тематическая дискуссия
  3. Мастер-класс
  4. Деловая / ролевая игра
  5. Презентация результатов исследования
  6. Case-study (анализ конкретных ситуаций)
  7. Симулятивные практические занятия (тренажеры, муляжи и фантомы)
Напишите букву из списка:

1……………………………

2……………………………

3…………………………..

4. Другое (напишите):………..

Напишите букву из списка:

1……………………………….

2……………………………….

3. …………………………….

 

3. Блок вопросов «Научно-исследовательская деятельность»

3.1. Отметьте, какое из научно-исследовательских направлений ТГМУ вас больше интересует:

а – хирургия

б – внутренняя медицина

в – педиатрия

г – общественное здоровье и менеджмент

д – профилактическая медицина

е – фармакология и биотехнологии

ж – клиническая психология

Другое__________________________

Затрудняюсь ответить

 

3.2. Занимаетесь ли вы научно-исследовательской работой (НИРС)?

а – Да, потому что………………………………………………………………….

б – Нет, потому что……………………………………..………………………….

 

3.3. Выберите наиболее интересные для вас формы участия в научно-исследовательской работе (НИРС/УИРС):

а – кафедральные научные общества

б – научные и научно-практические конференции

в – гуманитарные чтения

г – студенческие научные общества

д – курсовые проекты/работы

е – творческие проекты

Другое (напишите)………………………………………………………..

 

3.4. Укажите, в каких формах научных мероприятий вы принимали активное участие:

а – выступление с докладом на конференции

б – конкурс научных студенческих работ

в – кафедральное научное общество

г – студенческое научное общество

д – презентация творческих проектов

е – освоение ГРАНТа

Другое (напишите)………………………………………………………………

 

3.5. Совет молодых учёных ТГМУ информирует на сайте университета о ближайших мероприятиях. Отметьте знаком «+» мероприятия, в которых вы планируете принять участие, уточните форму участия.

Мероприятие Активный участник Пассивный участник (гость) Только что узнал/а об этом
Неделя молодежной науки с международным участием «Актуальные проблемы экспериментальной, профилактической и клинической медицины – 2016»
Региональный конкурс «Умник»
Региональный этап конкурса “StartUp Tour”
Конкурсы научных студенческих работ по различным направлениям клинической и профилактической медицины

 

4. Блок вопросов «Социальная и культурная деятельность»

4.1. Отметьте, в каких студенческих объединениях и организациях вашего вуза вы состоите:

а – Профсоюзная студенческая организация

б – Волонтерский отряд

в – Студенческий совет

г – Совет молодых ученых

д – Добровольный студенческий отряд

е – творческий коллектив (клуб) вуза (напишите, какой)…………..

ж – Спортивный коллектив (клуб) вуза (напишите, какой)……………..

Другое (напишите)………………………………………………………

 

4.2. Посещаете ли вы культурно-массовые мероприятия в ТГМУ?

а – да, принимаю активное участие

б – да, просто как зритель

в – редко

г – нет, не посещаю

 

4.3. Какие культурные мероприятия в ТГМУ вы посещаете? Подчеркните.

а – мероприятия в группе

б – факультетские мероприятия

в – мероприятия Студенческого Совета

г – Литературная гостиная (научная библиотека ТГМУ)

Другое (напишите)

 

4.4. В каких культурно-массовых мероприятиях ТГМУ вы участвовали за последние 2 года?

а – Цикл мероприятий «Сердцем прикоснись к подвигу» (9.04 – 27.05.15)

б – Дальневосточный творческий фестиваль студентов и молодежи медицинских ВУЗов с междунар. участием «Во имя жизни» (13-15.05.15)

в – Фестиваль КВН «Кубок друзей ТГМУ» (22-24.04.15)

г – Проектная сессия «Качество образования: перезагрузка» (26.05.15)

д – Цикл мероприятий по формированию навыков ЗОЖ – профилактика наркотизма и табакокурения (10.2015)

е – Цикл мероприятий к «Году культуры» в России (12.2016)

ж – Цикл мероприятий ко Дню российского студенчества (01.2016)

з – Конкурс «Таланты-2016» (11.2015)

и – Экологические акции «Спасти и сохранить» (04.2016)

к – Спортивные соревнования («Студенческие игры», Всероссийский студенческий фестиваль спорта и др.)

Другое (напишите) …………………………..………………

4.5. Предложите мероприятие, в котором вы бы хотели участвовать в следующем учебном году.

а – научно-практическое ……………………………………………

б – творческое………………………………………………………………..

в – социальное ……………………………………………………………..

г – культурное…………………………………………………………………………………

д – спортивное……………………………………………..

е – экологическое ……………………………………………

ж – за здоровый образ жизни (ЗОЖ)…………………………………………….

4. Паспортичка

В завершающем разделе анкеты собирается необходимая социально-демографическая информация об участниках опроса для классификации респондентов по подгруппам внутри выборки: возраст (курс обучения), специальность, половая принадлежность, успеваемость.

Укажите, пожалуйста, вашу личную информацию. Все данные будут использованы в обобщенном виде.

Факультет (подчеркните): лечебный / педиатрический. Курс (обведите в кружок): 1  2

Преобладающие оценки в этом учебном году (рейтинг/экзамен) (подчеркните): удовлетворительно / хорошо / отлично. Мы благодарим вас за участие в опросе! 

Основные выводы

Вопросы каждого блока анкеты решают две задачи: 1) позволяют определить измеряемые характеристики организации образовательного процесса, 2) мотивируют обучающихся к саморефлексии и самоанализу собственной учебной (2.2; 2.4; 2.5.), научной (3.3, 3.4) и социально-культурной деятельности (4.1; 4.4.).

Ряд вопросов дополнительно выполняет информирующую функцию, расширяя представления студентов об источниках информации по самообразованию,  студенческих общественных объединениях (4.1.), научно-практических (3.1; 3.5) и культурно-массовых мероприятиях вуза (4.4).

Вопрос 4.5. мотивирует социальную активность студентов, побуждая участвовать в планировании внеаудиторной деятельности вуза на следующий учебный год.

Выражаем надежду, что после заполнения анкеты, некоторые вопросы (например, 1.1; 1.4; 2.3) помогут обучающимся скорректировать вектор собственного профессионального и личностного развития, стимулирует потребность в самообразовании и саморазвитии.


Библиографический список
  1. Шуматов, В. Б. Компетентностно-деятельностный подход к учебной деятельности студентов / В. Б. Шуматов, Е. В. Крукович, Н. Г. Садова, В. Н. Рассказова, Т. Н. Кузьмина // Современное образование как пространство становления и развития деятельности человека. – Владивосток, 2012. – С. 85 – 89.
  2. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. – URL: минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 15.02.2016).
  3. Кудрявая, Н. В. Педагогика в медицине : учеб. пособие / Н. В. Кудрявая, Е. М. Уколова, Н. Б. Смирнова, Е. А. Волошина, К. В. Зорин ; под ред. Н. В . Кудрявой. – М. : ИЦ «Академия», 2012. – 320 с.
  4. Осин, А. Я. Педагогика и психология общения в медицинском вузе : учеб. пособие / А. Я. Осин, Е. В. Крукович, Н. Г. Садова. – Владивосток : Медицина ДВ, 2009. – 196 с/
  5. Попова, С. М. Опросы в педагогических исследованиях / С. М. Попова // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. – URL: http: // nsportal.ru / shkola / obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2013/ 02/02/ statya-po-pedagogike-oprosy-v (дата обращения: 14.02.2016).
  6. Сидоров, С. В. Теоретическая педагогика [Электронный ресурс] : электронное учебно-методическое пособие для бакалавров : (направление подготовки 050100 – Педагогическое образование) / Сидоров С. В. – Шадринск : ШГПИ, 2013. – 1электрон. опт. диск (CD-ROM) ; 12 см.
  7. Макарова, О. Ю. Педагогическая система профессионального воспитания студентов медицинских вузов : дисс. …доктора педагогич. наук (специальность 13.00.08 – теория и методика профессионального образования) / О. Ю. Макарова. – Казань, 2014. – 514 с. (на правах рукописи)


Все статьи автора «Придворова Алина Леонидовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: