Учебно-воспитательный процесс (УВП) в современном ВУЗе представляет собой сложную нелинейную систему взаимосвязанных между собой уровней и субъектов управления, которые определяют его цели, стратегию и содержание и осуществляют организацию обучения и воспитания в комплексе задач, методов и результатов. В целом вузовское образование направлено на формирование личностно-профессиональной компетентности специалиста в соответствии с требованиями ФГОС по каждому направлению (профилю) подготовки [1, с. 85 - 86].
Важным компонентом образовательного процесса является воспитание, определяемое как «развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [2].
В педагогике высшей школы категорию «воспитание» определяют как деятельность преподавателей и студентов по формированию у будущих специалистов профессионально значимых личностных качеств и способностей [4, с. 145-147].
В медицинском вузе организации воспитательной работы придают особое значение, что обусловлено спецификой деятельности выпускников в системе «человек – человек», объектом которой является «здоровье и жизнь людей», и, как следствие, повышенными требованиями к личностным качествам выпускников, уровню их социокультурной и коммуникативной компетентности [3, c. 79].
Считаем, что в образовательном пространстве современного медицинского вуза все формы взаимодействия с обучающимися должны решать конкретные воспитательные задачи, в том числе – инструменты мониторинга УВП. Исследование образовательного процесса проводят различными методами, одним из наиболее распространенных является опрос-анкетирование [5].
Цель данной статьи – раскрыть воспитательный потенциал анкеты как инструмента мониторинга образовательного пространства современного медицинского вуза. Объектом исследования является стандартизованная анкета для исследования организации УВП в медицинском вузе. В качестве предмета исследования выбраны воспитательные задачи, решаемые при проведении опроса (анкетирования) студентов в рамках мониторинга образовательного пространства ТГМУ.
Анкета – один из самых распространенных инструментов опроса, представляет собой ряд простых ясно сформулированных вопросов, расположенных в определенном порядке, которые предлагают специально выбранной аудитории респондентов. В практике педагогических исследований предложены классификации анкет по разным основаниям, например: по цели опроса, по объему, по типу аудитории [6].
По типу вопросов анкеты разделяют на открытые, используемые преимущественно для качественных исследований, и закрытые. Качественные (углубленные) исследования направлены на получение конкретной информации о мнениях, установках и поведении отдельных респондентов. Количественные исследования носят экстенсивный характер, их проводят с целью получения количественных характеристик и выводов для описываемых уровней, различий или тенденций внутри выборки.
Анкета «Исследование организация учебно-воспитательного процесса в ТГМУ» относится к смешанному типу с преобладанием количественных выводов. Для аудиторного опроса студентов автором статьи была разработана стандартизованная анкета с самостоятельным заполнением, которую можно отнести к анкетам закрытого типа.
Стандартизованная анкета – установленная последовательность закодированных закрытых вопросов, которые предъявляют в одной и той же формулировке всем участникам опроса (очного, телефонного, почтового, в социальных сетях и т.д.). Преимущества стандартизованной закрытой анкеты: оперативность при сборе небольших объемов информации, объективность (опрашивающий не оказывает непосредственного влияния на респондента), личный характер ответов.
Виды закрытых вопросов в зависимости от планируемого уровня измерения (глубины информации):
1) номинальный уровень: альтернативные вопросы, вопросы с утвердительными или отрицательными ответами, вопросы многовариантного выбора, вопросы-меню;
2) порядковый уровень: вопросы ранжирования;
3) интервальный уровень: оценочная (рейтинговая) шкала различных видов: шкала без сопоставления, графическая шкала, шкала в виде перечня пунктов и др.;
4) уровень отношений: шкала с истинной нулевой точкой и др.
Особенности стандартизованной анкеты как формата количественных исследований:
- предписанный порядок предъявления;
- заранее определенная аудитория опроса;
- гибкость проведения опроса (очный, телефонный, онлайн);
- простота инструктирования и проведения опроса;
- исключается косвенное влияние со стороны опрашивающего лица;
- легко осуществляется ввод и статистический анализ данных.
Стандартизованная анкета должна отвечать следующим требованиям:
1) анкета визуально привлекательна, не перегружена текстом;
2) вопросы вызывают интерес или эмоциональный отклик у опрашиваемых;
3) вопросы ясные и простые для респондентов, не требуют дополнительных затрат умственной и эмоциональной энергии на их понимание;
4) в анкете нет смещенных или наводящих вопросов, косвенно подталкивающих респондентов к определенному ответу;
5) выбран оптимальный объем анкеты.
При составлении стандартизованных анкет автор ориентировался на системный подход к их планированию и разработке, поэтапно решая следующие задачи:
1) определение цели опроса, типа информации и контекста для ее сбора;
2) разработка составных частей анкеты (введение, отсеивающая и основная часть, паспортичка);
3) компоновка анкеты;
4) внутреннее тестирование и пилотаж анкеты.
Рассмотрим основные этапы разработки анкеты «Исследование учебно-воспитательного процесса в ТГМУ».
1. Цель и контекст опроса, респонденты.
Цель опроса – комплексная, явная и скрытая. Разработанная анкета прямо информирует студентов о том, что они тратят свое время на улучшение образовательного процесса вуза. Считаем, что подобная осведомленность о цели опроса положительно влияет на качество ответов, поскольку косвенно затрагивает зону личных интересов студентов, стимулирует их самостоятельность и ответственность. Скрытая цель опроса – мотивировать обучающихся к самоанализу, самообучению, саморазвитию и социальной активности.
Контекст. Пилотный опрос запланировано провести во время кураторского часа. Респонденты – студенты 1 – 2 курсов лечебного и педиатрического факультета (по одной группе на каждом курсе). После апробации и доработки анкеты будет проведен опрос студентов лечебного, педиатрического, стоматологического факультета и факультета общественного здоровья ТГМУ.
2. Основные части анкеты.
Анкета состоит из введения (1), основной части (2) и паспортички (3).
Введение. Основная функция этого компонента анкеты – сообщить цель исследования, пригласить студентов принять участие в опросе, побудить их к сотрудничеству, мотивировать на вдумчивое заполнение, акцентировать анонимность и конфиденциальность личной информации.
Уважаемые студенты! Приглашаем вас принять участие в опросе, который проводится с целью улучшения учебно-воспитательного процесса в нашем университете. Мы очень заинтересованы в получении вашего личного мнения. Анкета анонимная, все данные будут использованы в обобщенном виде.
Отсеивающая часть анкеты необходима преимущественно в исследованиях методом случайного отбора опрашиваемых. В нашей анкете эта часть отсутствует: участники опроса по умолчанию обладают всеми требуемыми характеристиками.
2. Основная часть анкеты содержит вопросы, упорядоченные в логике исследования по видам учебной и внеучебной деятельности студентов. В начале анкеты размещены опросы на более важные темы, пока респонденты не утомились из-за монотонности вопросно-ответного режима общения. Каждый тематический блок начинается вопросами более общего характера, чтобы сконцентрировать внимание на обсуждаемой теме. В этом случае им легче отвечать на последующие конкретные вопросы, требующие припоминания деталей, самоанализа и т.д.
1. Блок вопросов «Воспитание профессионально значимых личностных качеств врача».
1.1 Выберите наиболее предпочтительный для вас вид будущей профессиональной деятельности (один вариант ответа)
а – лечебно-профилактическая;
б – диагностическая;
в – реабилитационная
Другое (напишите)…………………………………………………………
Затрудняюсь ответить
1.2. Напишите в порядке значимости для вас личностные качества, необходимые вам в будущей профессиональной деятельности.
1………………………………………..
2………………………………………..
3………………………………………..
4………………………………………..
5………………………………………..
1.3. Напишите учебные предметы (дисциплины), которые формируют морально-этический образ специалиста по выбранному вами направлению (профилю).
1………………………………………..
2………………………………………..
3. ………………………………………
4. ………………………………………
5. ………………………………………
1.4*. Прочитайте ключевые качества студенческой молодежи [7, c. 101 - 103]. Оцените влияние каждого из этих качеств на ваше поведение и поступки по следующей шкале: «1» – не влияет, «2» – слабо влияет, «3» – влияет, «4» – доминирует.
Таблица 1 – Целевые качества студенческой молодежи.
Ключевое качество | Содержательная характеристика каждого из ключевых качеств | Оцените: 1,2,3,4. |
Смелость | – способность и готовность быть верным своей совести и противостоять толпе, решимость в отстаивании своей точки зрения | |
Самостоятельность | – способность и готовность принимать правильные решения, умение выбирать цели и приоритеты, задумываясь о последствиях своих действий | |
Честность | – способность и готовность действовать справедливо и честно, стремление быть надежным во всех отношениях | |
Доброта | – способность и готовность быть внимательным к другим, помочь им, вежливость, понимание и забота | |
Настойчивость | – способность и готовность преодолевать сложности, доводить начатое до конца | |
Уважение | – уважительное отношение к руководству, к другим, к себе, к собственности, к своей стране | |
Ответственность | – способность и готовность сдерживать обещание, надежность в выполнении обязательств, быть готовым отвечать за свои слова и поступки, быть активным участником социальных отношений | |
Самодисциплина | – способность усердно работать, стремиться к достижению цели, воспитывать силу воли, контролировать свои слова, импульсы и поступки, воздерживаться от вредных привычек, проявлять себя лучшим образом в любой ситуации |
2. Блок вопросов «Учебная деятельность».
2.1. Какие источники информации вы обычно используете для расширения ваших профессиональных знаний? Выберите не более трех вариантов ответа.
а – учебники, учебные пособия, лекции
б – справочная литература: атлас, справочник, словарь
в – научная литература: монографии, сборники трудов
г – тематические сайты и порталы
д – онлайн-курсы, вебинары и т.д.
е – периодические издания (газеты, журналы)
ж – научные конференции, форумы, семинары и т.д.
з – социальные сети (профессиональные сообщества и т.д.)
Другое (напишите)……………………………………………………………
2.2 Какие средства обучения помогают вам при изучении нового материала на занятиях? Выберите не более трех вариантов ответа.
а – рисунки и фотографии
б – схемы и таблицы
в – диаграммы и графики
г – электронные презентации
д – муляжи и фантомы
е – мультимедиа (учебные фильмы и т.д.)
ж – компьютерные обучающие программы
Другое (напишите)…………………………………………………………….
2.3. Подчеркните умения, которые у вас развиты хорошо.
а – слушать внимательно и вести записи
б – работать с научной и статистической информацией
в – обсуждать и решать профессиональные проблемы
г – принимать самостоятельные решения
д – работать в команде
е – выступать в роли организатора/быть лидером
ж – работать в стрессовых ситуациях
2.4.Какие виды лекций для вас наиболее интересны?
а – традиционная лекция
б – лекция с электронной презентацией
в – бинарная лекция (два преподавателя)
г – бинарная лекция (с участием студентов)
д – лекция с участием специалиста из данной области
е – лекция-конференция
Другое (напишите)………………………………………………………..
2.5 Выберите и отметьте самые интересные для вас формы практических занятий:
а – диспут и дебаты
б – круглый стол / тематическая дискуссия
в – мастер-класс
г – деловая / ролевая игра
д – презентация результатов исследования
е – анализ конкретных ситуаций (case-study)
ж – симулятивные практические занятия (тренажеры, муляжи и фантомы)
Другое (напишите)………………………
Табличный вариант вопросов 2.4 и 2.5.
2.4а. Прочитайте список (А- F) в первой колонке таблицы. Выберите и отметьте в таблицке самые интересные и неинтересные для вас формы лекционных занятий.
Формы лекционных занятий | Самые интересные для меня формы лекционных занятий | Самые неинтересные для меня формы лекционных занятий |
|
Напишите букву из списка:
1…………………… 2…………………… 3……………………. 4. Другое (напишите):………. |
Напишите букву из списка:
1……………………….. 2………………………… 3. ………………………. |
2.5а. Прочитайте список (A – G) в первой колонке таблицы. Выберите и отметьте в таблице самые интересные и неинтересные для вас формы практических занятий.
Формы лекционных занятий | Самые интересные для меня формы практических занятий | Самые неинтересные для меня формы практических занятий |
|
Напишите букву из списка:
1…………………………… 2…………………………… 3………………………….. 4. Другое (напишите):……….. |
Напишите букву из списка:
1………………………………. 2………………………………. 3. ……………………………. |
3. Блок вопросов «Научно-исследовательская деятельность»
3.1. Отметьте, какое из научно-исследовательских направлений ТГМУ вас больше интересует:
а – хирургия
б – внутренняя медицина
в – педиатрия
г – общественное здоровье и менеджмент
д – профилактическая медицина
е – фармакология и биотехнологии
ж – клиническая психология
Другое__________________________
Затрудняюсь ответить
3.2. Занимаетесь ли вы научно-исследовательской работой (НИРС)?
а – Да, потому что………………………………………………………………….
б – Нет, потому что……………………………………..………………………….
3.3. Выберите наиболее интересные для вас формы участия в научно-исследовательской работе (НИРС/УИРС):
а – кафедральные научные общества
б – научные и научно-практические конференции
в – гуманитарные чтения
г – студенческие научные общества
д – курсовые проекты/работы
е – творческие проекты
Другое (напишите)………………………………………………………..
3.4. Укажите, в каких формах научных мероприятий вы принимали активное участие:
а – выступление с докладом на конференции
б – конкурс научных студенческих работ
в – кафедральное научное общество
г – студенческое научное общество
д – презентация творческих проектов
е – освоение ГРАНТа
Другое (напишите)………………………………………………………………
3.5. Совет молодых учёных ТГМУ информирует на сайте университета о ближайших мероприятиях. Отметьте знаком «+» мероприятия, в которых вы планируете принять участие, уточните форму участия.
Мероприятие | Активный участник | Пассивный участник (гость) | Только что узнал/а об этом |
Неделя молодежной науки с международным участием «Актуальные проблемы экспериментальной, профилактической и клинической медицины – 2016» | |||
Региональный конкурс «Умник» | |||
Региональный этап конкурса “StartUp Tour” | |||
Конкурсы научных студенческих работ по различным направлениям клинической и профилактической медицины |
4. Блок вопросов «Социальная и культурная деятельность»
4.1. Отметьте, в каких студенческих объединениях и организациях вашего вуза вы состоите:
а – Профсоюзная студенческая организация
б – Волонтерский отряд
в – Студенческий совет
г – Совет молодых ученых
д – Добровольный студенческий отряд
е – творческий коллектив (клуб) вуза (напишите, какой)…………..
ж – Спортивный коллектив (клуб) вуза (напишите, какой)……………..
Другое (напишите)………………………………………………………
4.2. Посещаете ли вы культурно-массовые мероприятия в ТГМУ?
а – да, принимаю активное участие
б – да, просто как зритель
в – редко
г – нет, не посещаю
4.3. Какие культурные мероприятия в ТГМУ вы посещаете? Подчеркните.
а – мероприятия в группе
б – факультетские мероприятия
в – мероприятия Студенческого Совета
г – Литературная гостиная (научная библиотека ТГМУ)
Другое (напишите)
4.4. В каких культурно-массовых мероприятиях ТГМУ вы участвовали за последние 2 года?
а – Цикл мероприятий «Сердцем прикоснись к подвигу» (9.04 – 27.05.15)
б – Дальневосточный творческий фестиваль студентов и молодежи медицинских ВУЗов с междунар. участием «Во имя жизни» (13-15.05.15)
в – Фестиваль КВН «Кубок друзей ТГМУ» (22-24.04.15)
г – Проектная сессия «Качество образования: перезагрузка» (26.05.15)
д – Цикл мероприятий по формированию навыков ЗОЖ – профилактика наркотизма и табакокурения (10.2015)
е – Цикл мероприятий к «Году культуры» в России (12.2016)
ж – Цикл мероприятий ко Дню российского студенчества (01.2016)
з – Конкурс «Таланты-2016» (11.2015)
и – Экологические акции «Спасти и сохранить» (04.2016)
к – Спортивные соревнования («Студенческие игры», Всероссийский студенческий фестиваль спорта и др.)
Другое (напишите) …………………………..………………
4.5. Предложите мероприятие, в котором вы бы хотели участвовать в следующем учебном году.
а – научно-практическое ……………………………………………
б – творческое………………………………………………………………..
в – социальное ……………………………………………………………..
г – культурное…………………………………………………………………………………
д – спортивное……………………………………………..
е – экологическое ……………………………………………
ж – за здоровый образ жизни (ЗОЖ)…………………………………………….
4. Паспортичка
В завершающем разделе анкеты собирается необходимая социально-демографическая информация об участниках опроса для классификации респондентов по подгруппам внутри выборки: возраст (курс обучения), специальность, половая принадлежность, успеваемость.
Укажите, пожалуйста, вашу личную информацию. Все данные будут использованы в обобщенном виде.
Факультет (подчеркните): лечебный / педиатрический. Курс (обведите в кружок): 1 2
Преобладающие оценки в этом учебном году (рейтинг/экзамен) (подчеркните): удовлетворительно / хорошо / отлично. Мы благодарим вас за участие в опросе!
Основные выводы
Вопросы каждого блока анкеты решают две задачи: 1) позволяют определить измеряемые характеристики организации образовательного процесса, 2) мотивируют обучающихся к саморефлексии и самоанализу собственной учебной (2.2; 2.4; 2.5.), научной (3.3, 3.4) и социально-культурной деятельности (4.1; 4.4.).
Ряд вопросов дополнительно выполняет информирующую функцию, расширяя представления студентов об источниках информации по самообразованию, студенческих общественных объединениях (4.1.), научно-практических (3.1; 3.5) и культурно-массовых мероприятиях вуза (4.4).
Вопрос 4.5. мотивирует социальную активность студентов, побуждая участвовать в планировании внеаудиторной деятельности вуза на следующий учебный год.
Выражаем надежду, что после заполнения анкеты, некоторые вопросы (например, 1.1; 1.4; 2.3) помогут обучающимся скорректировать вектор собственного профессионального и личностного развития, стимулирует потребность в самообразовании и саморазвитии.
Библиографический список
- Шуматов, В. Б. Компетентностно-деятельностный подход к учебной деятельности студентов / В. Б. Шуматов, Е. В. Крукович, Н. Г. Садова, В. Н. Рассказова, Т. Н. Кузьмина // Современное образование как пространство становления и развития деятельности человека. – Владивосток, 2012. – С. 85 – 89.
- Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. – URL: минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 15.02.2016).
- Кудрявая, Н. В. Педагогика в медицине : учеб. пособие / Н. В. Кудрявая, Е. М. Уколова, Н. Б. Смирнова, Е. А. Волошина, К. В. Зорин ; под ред. Н. В . Кудрявой. – М. : ИЦ «Академия», 2012. – 320 с.
- Осин, А. Я. Педагогика и психология общения в медицинском вузе : учеб. пособие / А. Я. Осин, Е. В. Крукович, Н. Г. Садова. – Владивосток : Медицина ДВ, 2009. – 196 с/
- Попова, С. М. Опросы в педагогических исследованиях / С. М. Попова // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. – URL: http: // nsportal.ru / shkola / obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2013/ 02/02/ statya-po-pedagogike-oprosy-v (дата обращения: 14.02.2016).
- Сидоров, С. В. Теоретическая педагогика [Электронный ресурс] : электронное учебно-методическое пособие для бакалавров : (направление подготовки 050100 – Педагогическое образование) / Сидоров С. В. – Шадринск : ШГПИ, 2013. – 1электрон. опт. диск (CD-ROM) ; 12 см.
- Макарова, О. Ю. Педагогическая система профессионального воспитания студентов медицинских вузов : дисс. …доктора педагогич. наук (специальность 13.00.08 – теория и методика профессионального образования) / О. Ю. Макарова. – Казань, 2014. – 514 с. (на правах рукописи)