УДК 377

РАБОТА С МЕНТАЛЬНЫМИ КАРТАМИ КАК ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СТАНОВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Гуляева Ирина Владимировна
Филиал Московского психолого-социального университета в г. Брянске
кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных, естественно-научных и математических дисциплин

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме становления коммуникативной компетенции студентов среднего профессионального образования. Проведенное исследование позволяет утверждать, что применение в учебном процессе интеллект-карт направлено не только на формирование информационной компетенции, но и правильно организованная работа с ними способствует успешному развитию коммуникативных умений обучающихся, становлению гармоничных межличностных отношений, необходимых в любой профессиональной деятельности.

Ключевые слова: интеллект-карты, коммуникативная компетентность, компетентностный подход, ментальные карты


WORKING WITH MENTAL MAPS AS A TECHNOLOGICAL COMPONENT FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Gulyaeva Irina Vladimirovna
Branch of the Moscow Psycho-Social University in Bryansk
candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of Faculty of Humanities, natural science and math disciplines

Abstract
This article is devoted to the problem of formation of communicative competence of students of secondary vocational education. The study suggests that the use in the educational process of the mind maps is not only aimed at formation of information competencies, but also correctly organized work with them contributes to the successful development of communicative abilities of students, formation of harmonious interpersonal relationships, which essential in any professional activity.

Keywords: communicative competence, competence approach, mental maps, mind maps


Библиографическая ссылка на статью:
Гуляева И.В. Работа с ментальными картами как технологическая составляющая становления коммуникативной компетенции студентов среднего профессионального образования // Современная педагогика. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/01/6622 (дата обращения: 01.10.2017).

Введение ФГОС нового поколения смещает акцент с формируемых знаний, умений и навыков будущих выпускников на становление ключевых компетенций (общих и профессиональных). В рамках компетентностного подхода одной из центральных проблем является задача формирования коммуникативной компетенции, предполагающая развитие таких личностных качеств, как коммуникабельность, контактность, умение работать сообща, строить взаимоотношения с окружающими, основанные на взаимопонимании и сотрудничестве.

Одной из самых интересных и эффективных форм работы с информацией, способствующей формированию  коммуникативной компетенции студентов, развитию их гармоничных взаимоотношений выступает технология построения интеллект – карт («Mind Maps»), широко применяемая во всем мире, подробно описанная в работе Тони Бьюзена «Работай головой».

Интеллект-карту можно рассматривать, во-первых, как визуальный метод, представляющий универсальный ключ к раскрытию интеллектуального потенциала каждого человека;

во-вторых, как инструмент, позволяющий эффективно структурировать, обрабатывать информацию, мыслить, используя весь свой творческий потенциал;

в-третьих, как технологию изображения информации в графическом виде.

Интеллект – карты позволяют структурировать информацию, наглядно представлять информацию, выделять ключевые моменты.

В образовательном процессе интеллект–карты целесообразно составлять при изучении новой темы, для упорядочения информации уже изученной темы, с целью принятия решения, для улучшения памяти за счет цельного графического образа.

Создание ментальной карты дает свободу действий, что способствует улучшению качества результатов мыслительной и профессиональной деятельности; дает возможность быстро распределять факты в иерархическом порядке и одновременно усваивать их. При составлении интеллект – карты происходит обдумывание информации.

Работа над концепт-картой схожа с таким методом интерактивного обучения как создание кластеров. Но при использовании кластеринга все понятия обводятся в кружки, которые затем объединяются в зависимости от существующих взаимосвязей, в то время как разработчики ментальных карт считают, что такое ограничение понятий мешает свободному ассоциированию.

По нашему мнению, существенное значение в учебно-воспитательном процессе учреждений СПО играет составление на занятиях групповых интеллект-карт, поскольку именно такая работа способствует в большей  степени развитию умения сотрудничать.  Данный процесс предполагает реализацию следующих основных стадий.

1.       Определение темы. Данный этап включает четкую постановку темы, формулировку целей, предоставление информации, которая может быть связана с предметом обсуждения каждому участнику группы.

2.       Индивидуальная «Мозговая атака». Каждый участник в течение одного часа работает над составлением своей интеллект-карты, выделяя базовые понятия, идеи, придумывая ассоциации. Данный метод отличается от одноименного метода интерактивного обучения, когда в качестве руководителя выступает один человек, записывающий все идеи, предлагаемые членами группы. Последний из указанных менее эффективен, поскольку игнорирует нелинейно-ассоциативные возможности индивидуального мозга, что приводит к существенной потере важных идей.

3.       Обсуждение в малых группах. На этом этапе группа делится на подгруппы (3-5 человек). В каждой подгруппе участники обмениваются идеями, дополняют свои карты. На эту работу также целесообразно отвести около одного часа. Работая в микрогруппах, участники строго соблюдают два основных правила:

- позитивный рабочий настрой;

- принятие любого предложения без исключения, каким бы абсурдным, на первый взгляд, оно не казалось.

4. Создание первичной коллективной интеллектуальной карты. Для работы над коллективной картой используется доска очень больших размеров. Карту могут составлять как представители от каждой микрогруппы, так и каждый ее участник.

5. Инкубация. Обдумывание каждым участником группы информации, представленной на первичной коллективной интеллект-карте.

6.       Вторая редакция.

После инкубации повторить стадии 2-4 для получения более зрелого решения, после чего составить второй вариант интеллект-карты с целью подготовки финальной карты.

7.       Анализ и принятие решения.

Преимущества по составлению коллективных интеллектуальных карт заключаются в том, что, во-первых, именно такие ментальные карты отвечают функциональным особенностям человеческого мозга. Во-вторых, такой способ работы с информацией вызывает наибольший интерес. В-третьих, при составлении групповых интеллект-карт одинаковое количество времени уделяется как индивидуальной, так и коллективной работе, в результате чего происходит генерация большего количества творческих идей.  В-четвертых, внимание всех участников направлено на соблюдение общих интересов и достижение общих целей, что способствует получению учащимися опыта сотрудничества. В-пятых, каждый учащийся чувствует себя «соучастников» достигнутых результатов, осознает значимость своей работы.

Рассматривая применение технологии интеллект – карт на занятиях с целью формирования опыта сотрудничества, и как следствие технологию становления коммуникативной компетенции, нельзя не обратить  внимания на возможность решения межличностных проблем с помощью данной технологии.

Нередко, даже, казалось бы, в гармоничных отношениях возникают различного рода барьеры или конфликтные ситуации, связанные, в первую очередь с тем, что ни один человек не может целиком понять и принять точку зрения другого. Для успешного анализа межличностных проблем важно, чтобы оба субъекта конфликтных взаимоотношений хорошо понимали теорию и технику применения интеллект-карт.

Рассмотрим три основные стадии данного процесса.

1.       Подготовка к работе. Данный этап включает подготовку всех необходимых материалов и планирование времени (так как процесс может занять несколько часов в случае крупной проблемы).

2.       Составление интеллект-карт. Каждый участник межличностного конфликта составляет свои три интеллект-карты, посвященные антипатиям, симпатиям, решениям. В течение одного часа участники составляют первую интеллект-карту по поводу негативных аспектов рассматриваемых межличностных отношений, не обращая внимания на то, сколько положительных моментов при этом можно выделить. Важно, что на данном этапе каждый из участников конфликтных межличностных отношений составляет свои индивидуальные карты, при этом полностью исключается обмен мнениями.

По завершении составления «негативной» интеллект-карты необходимо сделать непродолжительный перерыв, во время которого беседа между субъектами рассматриваемых взаимоотношений будет вестись на отвлеченные темы. Далее аналогичная работа проводится по составлению «позитивной» интеллект-карты.

При составлении третьей карты «Решения» участники фокусируют свое внимание на поиске решения по отношению к сложившейся ситуации, предлагая пути выхода из нее в целом и на решении частных проблем.

3.       Обсуждение.  Данный этап предполагает обмен мнениями, который будет проходить по представленному ниже порядку. На данном этапе слушающий должен иметь бумагу, куда будет записывать в форме интеллект-карты все, что касается его роли в рассматриваемых межличностных отношениях, не прерывая собеседника комментариями. Возможна лишь просьба об уточнении точки зрения говорящего.

Подводя итоги сказанному, отметим следующее. Применение работы с ментальными картами в образовательном процессе учреждений СПО способствует не только формированию информационной компетенции обучающихся, отвечая функциональным особенностям человеческого мозга и являясь наиболее интересным способом обработки большого количества информации, но и способствует развитию коммуникативных умений, сотрудничающего типа взаимоотношений. Преимущества применения интеллект-карт непосредственно для решения межличностных отношений заключается в том, что их использование обеспечивает открытость со стороны участников, всесторонний взгляд на позицию партнера, честный обмен мнениями. Кроме того, проблема рассматривается в широком контексте, что позволяет более глубоко осознать вызвавшие ее причины. Составление интеллект-карт при разрешении межличностных проблем позволяет понять позицию другого, взглянуть со стороны на собственные поступки, обеспечивает лучшее взаимопонимание, снятие напряженности, воспитывает уважение к точке зрения другого человека, что является необходимыми умениями при становлении коммуникативной компетенции учащегося.


Библиографический список
  1. Бьюзен Тони. Научите себя думать.
  2. Карты ума. Mind Manager/авт.-сост. В.И. Копыл.- Минск: Харвест, 2007.- 64 с.
  3. Мюллер Хорст. Составление ментальных карт: метод генерации и структурирования идей/ Хорст Мюллер [пер. с нем. В.В. Мартыновой, М.М. Дремина].- Москва: Издательство «Омега Л», 2007.- 126 с.


Все статьи автора «Гуляева Ирина Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: