УДК 378.146, 004.4.24

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА ДЛЯ МОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ НА ОС ANDROID

Шагиева Алина Камиловна1, Карманова Екатерина Владимировна2
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, студентка 5 курса
2Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры бизнес-информатики и информационных технологий

Аннотация
В статье рассмотрено влияние интернет-технологий на современное образование, описано появление нового тренда – мобильное обучение. Проведен анализ существующих программных разработок в области реализации мобильного обучения, предложена методика реализации электронного учебника для мобильных устройств на ОС Andriod с учетом принципов педагогического дизайна. В соответствии с данной методикой было разработано мобильное приложение.

Ключевые слова: методика, мобильное обучение, мобильные приложения, мобильные устройства, ОС Android, педагогический дизайн


FEATURES OF DEVELOPMENT OF ELECTRONIC TEXTBOOK FOR MOBILE FOR OS ANDROID

Shagieva Alina Kamilovna1, Karmanova Ekaterina Vladimirovna2
1Nosov Magnitogorsk State Technical University, student
2Nosov Magnitogorsk State Technical University, associate professor, Department of Business Informatics and Information Technologies

Abstract
The article considers the impact of Internet technologies on modern education, described the emergence of a new trend - mobile learning. The analysis of existing software developments in the field of mobile learning implementation, the technique of an electronic textbook for mobile devices on the Andriod operating system based on the principles of instructional design. In accordance with this technique a mobile application was developed.

Библиографическая ссылка на статью:
Шагиева А.К., Карманова Е.В. Особенности разработки электронного учебника для мобильных устройств на ОС Android // Современная педагогика. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/01/6629 (дата обращения: 01.10.2017).

Развитие всемирной паутины привело к изменению во всех сферах жизни. В настоящее время все больше людей использует Интернет-технологии в повседневной жизни для общения, для совершения покупок, для оплаты различных счетов, для покупки билетов в кино и пр. Наличие Интернета в жизни стало обыденным для большинства людей. Благодаря возможностям всемирной паутины изменилась суть взаимодействия между людьми. В настоящее время получение любой услуги не ограничено ни расстоянием, ни временем. Развитие Интернет-технологий привело также к изменениям и в сфере образования. При наличии сети Интернет можно проходить обучение в любое время и в любом месте, что делает получение образования более доступным. Развивается новая технология в обучении – мобильное обучение [1].

Сотрудники ЮНЕСКО под мобильным обучением понимают «использование мобильной технологии как по отдельности, так и совместно с другими информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ), для организации учебного процесса вне зависимости от места и времени» [2]. При этом под мобильными технологиями понимаются мобильные телефоны, планшеты, устройства для чтения электронных книг и прочие портативные мобильные устройства.

Обучение с помощью мобильных устройств обладает рядом преимуществ:

  • экономическая эффективность;
  • большая свобода доступа;
  • отсутствие временных и географических границ;
  • гибкость в работе с информацией;
  • самостоятельное обучение;
  • возможность комбинирования с другими видами обучения;
  • оптимизация работы обучающихся;
  • возможность использования интерактивного контента.

Рынок мобильных устройств постоянно развивается и совершенствуется. Все больше людей использует для выхода в Интернет мобильные устройства.

Одним из инструментов использования мобильных устройств являются мобильные приложения. Так, например, специализированный сервис Google Play [3] предоставляет доступ к самым различным приложениям для Android. Анализ данного сервиса (см. Таблица 1) показал наличие следующих образовательных приложений: приложения для изучения иностранных языков, приложения для подготовки в ЭГЭ по различным предметам, приложения для обучения программированию, приложения-справочники и пр.

Таблица 1 − Обзор обучающих приложений на базе ОС Android

Категория

Примеры приложений

Иностранные языки Lingualeo, Duolingo, Memrise, Изучение иностранных языков, busuu, Mondly, Полиглот Английский язык, Учите корейский – 5000 фраз, Учите японский – 5000 фраз, Учите итальянский – 5000 фраз, Учим Английский 6000 Слов
Математика Математика – все формулы, ЕГЭ Математика Lomonosov Club, Репетитор. Математика. ЕГЭ
Физика Физика – формулы, справочник, Физика от А до Я, помощник ЕГЭ, ЕГЭ Физика, Задачи по физике
Химия Химия, Химия – формулы, справочник, Помощник по химии, Химия на отлично!, Органическая химия, Химия 8 класс
Русский язык Русский язык, Русский язык – грамотей, Грамотей! Викторина орфографии, ЕГЭ Русский язык, Диктанты. Русский язык, Репетитор по русскому языку
Литература Литература, ЕГЭ Литература, Литература: 11 класс, Стихотворения классиков, Пушкин А.С. Все произведения, ЛитРес
История История России, ЕГЭ История, Краткая история России, Всемирная история викторина, История Древней Греции
Обществознание Обществознание, ЕГЭ Обществознание
Биология Биология, Лекции по общей биологии, ЕГЭ Биология, Словарь биологических терминов, айМолекула: Биология ДНК, Анатомия
Астрономия Астрономия, Star Chart – Звездная карта, Астрологический планетарий
Информатика Информатика, ЕГЭ Информатика, Практическая Информатика
Программирование Code </> программирование, Учим Python, Уроки программирования Android,
Учим HTML, Научиться программированию, Языки программирования

Несмотря на большое наличие приложений для обучения, методических разработок по разработке приложений для мобильного обучения недостаточно. В связи с этим целью нашего исследования стала разработка и апробация методики создания электронного учебника для мобильных устройств под управлением ОС Android.

В основу данной методики были положены принципы педагогического дизайна ADDIE [4]. Графически модель представлена на рисунке 1.


Рисунок 1. Модель ADDIE

На этапе анализа необходимо рационально ограничить цели обучения с использованием электронного учебника, при этом необходимо учитывать роль и место электронного учебника в общей системе подготовки студентов, а также спрогнозировать ожидаемые результаты обучения с его использованием. Для успешного прохождения этого этапа необходимо четко определить, для кого предназначен электронный учебник, определить какую структуру он будет иметь, выделить задачи электронного учебника.

На этапе проектирования электронного учебника осуществляется выбор инструментальных средств, определяются его основные блоки и стратегия обучения, определяются особенности верстки, интерфейса и навигации.

Этап разработки представлен на рисунке 2.


Рисунок 2. Этап разработки электронного учебника

На этапе реализации осуществляется программная реализация электронного учебника с учетом всем ресурсов и требований, которые были учтены на предыдущих этапах: создание программного представления; наполнение контентом; отладка приложения; обзор электронного учебника; вопросы для обратной связи на ранней стадии (формирующая оценка).

Этап оценивания включает в себя экспериментальную проверку и оценку качества разработанного электронного учебника. Для оценки качества электронного учебника были разработаны следующие критерии: соответствие содержания электронного учебника, поставленным целям и задачам; структурированность материала; качество контента; адаптивность дизайна; удобная навигация; ясность заданий; наличие инструментов масштабирования; наличие инструментов поиска; наличие обратной связи.

В соответствии с описанной методикой был разработан электронный учебник для мобильных устройств на базе Android для студентов, изучающих раздел «Сущность, структура и содержание дистанционных образовательных технологий» дисциплины «Дистанционные образовательные технологии» [5-7].

При входе в приложение, открывается главный экран, на котором расположено главное меню с разделами электронного учебника (Рисунок 3).


Рисунок 3. Интерфейс главного экрана приложения

Фрагмент программного кода представлен на рисунке 4.


Рисунок 4. Программный код интерфейса главного экрана приложения

После выбора определенного раздела открывается соответствующий теоретический блок (Рисунок 5).


Рисунок 5. Теоретический раздел электронного учебника

Данное приложение будет использовано при организации теоретического освоения материалов по дисциплине «Дистанционные образовательные технологии» среди студентов педагогического образования. Наличие мобильного приложения позволит студентам в любое удобное для них время запустить его со своего мобильного устройства и изучить теоретический материал [8].

На наш взгляд, используя такого рода мобильные приложения позволит повысить эффективность образовательного процесса за счет реализации доступности, массовости, системного использования, инновационности и технологичности обучения. Предложенная методика разработки обучающих приложений для мобильных устройств под ОС Android с учетом принципов педагогического дизайна может быть использована для создания электронных мобильных учебников для различных учебных дисциплин.


Библиографический список
  1. Романова М.В., Савельев К.Н. Разработка электронных образовательных ресурсов//Новые информационные технологии в образовании материалы VIII междунар. науч.-практ. конф. Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2015. -С. 364-367.
  2. Рекомендации по политике в области мобильного обучения [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214738.pdf.
  3. Сервис Google Play [Электронный ресурс] − Режим доступа: play.google.com.
  4. Знакомимся с ADDIE [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://armikael.com.
  5. Карманова Е.В.  Организация учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий : [Электронный ресурс] : учебное пособие / Екатерина Владимировна Карманова; ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова». – Электрон. текстовые дан. (2,23 Мб). – Магнитогорск : ФГБОУ ВПО «МГТУ», 2016.
  6. Применение дистанционных технологий в высшем учебном заведении: монография / И.И. Боброва, Е.Г. Трофимов, Е.В. Карманова, Е.В. Чернова, Л.Ф. Ганиева, К.А. Рубан, В.Н.  Макашова – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос тех ун-та им Г.И.Носова, 2016.- с.97.
  7. Боброва И.И., Трофимов Е.Г. Информационные технологии в реализации дистанционных образовательных программ в гуманитарном вузе/И.И. Боброва, Е.Г.Трофимов. М.: Флинта, 2015. -69 с.
  8. Чистяков Д.А. К вопросу о реализации электронного обучения средствами Microsoft Sharepoint /Д.А. Чистяков, Л.В. Курзаева//  Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы II Международной научно-практической конференции. – 2014. – С. 147-153


Все статьи автора «Шагиева Алина Камиловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: