УДК 00.007

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ПРОФСТАНДАРТАМИ

Юрьев Алексей Владимирович
Тольяттинский государственный университет
преподаватель кафедры «Городское строительство и хозяйство»

Аннотация
В данной статье характеризуется проблема оценка сформированности информационных компетенций в соответствии с профстандартами на основании системного подхода. Акцентируется на важности изучения опыта формирования профессиональной компетенции, конкретизировано значение оценки уровня сформированности ключевых компетенций с помощью кейс-метода, конкретизированы методологические основания практики решений по выработке и оценке информационных компетенций профессионалов сферы строительства.

Ключевые слова: информационные компетенции, профессиональная оценка информационных компетенций, профстандарты


PROFESSIONAL EVALUATION OF INFORMATION COMPETENCIES IN ACCORDANCE WITH PROFESSIONAL STANDARDS

Yuriev Alexey Vladimirovich
Togliatti State University
teacher of "Urban Construction and Management"

Abstract
In this article, we characterized the problem of formation evaluation information competencies in accordance with the professional standards on the basis of a systematic approach. The attention on the importance of studying the experience of formation of professional competence, concretized value assessment of the level of formation of key competences by means of case-method, specified methodological bases of practice solutions for the development and evaluation of information competencies construction sphere professionals.

Библиографическая ссылка на статью:
Юрьев А.В. Профессиональная оценка информационных компетенций в соответствии с профстандартами // Современная педагогика. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/02/6767 (дата обращения: 27.05.2017).

Типичная проблема современного рынка труда заключается в том, что компетенции строителей требуют длительной адаптации при трудоустройстве, а профессиональное образование недостаточно ориентировано на перспективные и текущие потребности рынка труда. В связи с этим речь идет о разработке новых, современных профессиональных стандартов, позволяющих согласовывать требования к квалификациям сферы труда строителей и сферы их образования.

Введение компетентностного подхода затрагивает все компоненты учебного процесса подготовки специалистов строителей и требует существенного пересмотра содержания образования, методов обучения и традиционных вузовских контрольно-оценочных систем. Теперь в ходе аттестации приходится оценивать не привычные предметные знания, умения и навыки, а уровень освоения общекультурных и профессиональных компетенций (по сути многоплановых и многоструктурных характеристик качества подготовки выпускников вузов).

Анализ различных подходов к проблемы сформированности информационных компетенций строителей свидетельствует, что введение компетентностного подхода комплексно затрагивает все компоненты учебного процесса и требует «существенного пересмотра содержания образования, методов обучения и традиционных вузовских контрольно-оценочных систем». Это предполагает оценивать не привычные предметные знания, умения и навыки, а уровень освоения общекультурных и профессиональных компетенций, что приводит к необходимости разработки адекватных оценочных средств [7, С. 101–107.]. При этом, как свидетельствуют исследования данной проблемы, оценки сформированности компетенций строителей отличается определенной спецификой (междисциплинарным характером, элементами неопределенности, множественностью выбора, альтернативными методами и средствами решения).

При этом исследователи отмечают различные способы оценки компетенций c целью формирования целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, самостоятельной деятельности и ответственности обучающихся [1]. Об этом свидетельствует эволюция компетентностного подхода и сформированные различные виды оценки компетенций: аутентичная оценка [11], оценка эффективности [9], динамическая оценка [10].

Проблеме оценки компетенций и результатов обучения студентов будущих строителей по образовательным программам высшего профессионального образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения посвящена работа А.Г. Мальчик [5, С. 194].

И.И. Еремина показала математическую модель оценивания качества академической подготовки студентов, в основу которой положена технология квалиметрического оценивания[3, С. 53-61].

В связи с этим возникает вопрос относительно оценки уровня сформированности ключевых компетенций строителей. В частности, С. Ю. Бордовская предполагает ее осуществление с помощью кейс-метода.

При этом, ключевая компетенция – это комплекс компонентов, включающий не только знаниевые (когнитивные), но и деятельностные (поведенческие) и отношенческие (аффективные) компоненты.

Отсюда делается вывод о необходимости выявления не только знаний, умений и навыков, но и ключевых компетентностей, которые формируются и проявляются в деятельности. Соответственно оценка уровня их сформированности рассматривается как оценка освоенных обучающимися способов деятельности, а результат освоения субъективно новой деятельности (способов деятельности) отслеживается через оценку продуктов деятельности или посредством однозначно формализованного наблюдения за реализацией содержания и процедуры деятельности [2, С. 226-230].

Наиболее практикоориентированным, на наш взгляд, остается поход С.Ю. Бордовской, которая использовала кейс-измерители практико-ориентированной, профессиональной направленности, что помогло создать ситуацию для проявления ключевых компетенций обучающихся. В связи с этим, мы исходим из идеи профессионального обучения в рамках компетентностного подхода – принятия обоснованных решений и выбор адекватных способов реализации решения.

На основании изучения исследований Ю. П. Сурмина, Е. Н. Красиковой, А. И. Сидоренко, В. Лободы С.Ю.Бордовской охарактеризована суть кейс метода: когда учащемуся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, которые необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. В нашем случае речь идет о комплексе знаний о профстандартах в сфере строительства.

В связи с этим, как справедливо отмечает Г.Н.Селянская, речь должна идти о методологических основаниях практики решений по выработке и оценке компетенций [8, с. 218-223]. Cоответственно использование такой модели требует от вуза выстраивания системы обратной связи с рынком труда и проведения серьезных маркетинговых исследований рынка образовательных услуг.

Основополагающая роль в этом трансформационном процессе, по мнению Г.Н.Селянской, отводится Федеральным государственным образовательным стандартам, разрабатывавшимся в течении нескольких последних лет ведущими вузами России. Исследователь выделяет две группы компетенций – универсальные, в состав которых входят общенаучные, инструментальные, социально-личностные и общекультурные компетенции, и профессиональные компетенции.

Мы исходим из того, что профессиональная компетентность является интегративной характеристикой специалиста в сфере строительства, и решение проблемы развития (или формирования) его компетентности детерминируется содержанием его производственной деятельности.

На наш взгляд, речь должна идти, прежде всего о системе оценки уровня сформированности компетенций строителей и результатов обучения т.к. оценка уровня сформированности компетенций – комплексная задача, которую невозможно решить с помощью традиционных методов контроля и инструментов оценки. При этом система методических установок по формированию и применению фондов оценочных средств для оценки компетенций строителей на данный момент не сформирована. В связи с чем каждый вуз решает эту задачу самостоятельно [4, 33 с.].

Основное внимание, на наш взгляд, должно уделяться профессиональной оценке профессионально-прикладных компетенций в сфере строительства (ППК).

В связи с этим возникают вполне резонные вопросы: обязательно ли применять профстандарты? Каковы нюансы их применения?

С 1 июля 2016 года в Трудовом кодексе (ТК) появилась ст. 195.3 “О порядке применения профстандартов”. Министерство труда РФ утвердило 800 профессиональных стандартов, до конца года их число доведут до 1000, а в течение двух лет разработчики планируют утвердить около 2000 профессиональных стандартов.

Требования к профессиональным компетенциям, которые содержатся в образовательных стандартах, а также конкретные программы профессионального обучения предполагается формировать на основе соответствующих профстандартов (сейчас закон предусматривает необходимость учитывать положения соответствующих профстандартов при формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования).

Оценка квалификации, а значит и компетенции осуществляется в целях:

  • создания условий для участия работников в непрерывном образовании;
  • повышения профессиональной мобильности работников;
  • повышения роли работодателей в развитии профессиональных квалификаций;
  • установления и (или) подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта;
  • оценки и повышения качества профессионального образования и обучения [6, C.18].

Проблема профессиональной оценки информационных компетенций в соответствии с профстандартами активно обсуждается. В частности, профстандарты необходимы для повышения уровня квалификации строительного сообщества.

Профессиональные стандарты в сфере строительства можно использовать в следующих случаях:

  • работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом при организации обучения и аттестации работников;
  •  образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
  •  при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Все проекты профессиональных стандартов проходят широкое общественное обсуждение и экспертизу в Совете по профессиональным квалификациям в строительстве — это орган, созданный Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

Выводы

Существенной предпосылкой для роста национальной конкурентоспособности и производительности труда может в сфере подготовки профессионалов строительной сферы может стать модернизация системы профессионального образования. Развитие строительства как отрасли невозможно без квалифицированного персонала. Эта сфера испытывает дефицит квалифицированных кадров.

Одной из главных сложностей, с которыми приходится при этом сталкиваться государству остается отсутствие четких, ясных и общепризнанных характеристик информационных компетенций в соответствии с профстандартами.

Одной из мировых тенденций развития системы управления персоналом в сфере строительства является то, что современный бизнес сам определяет, какие ему нужны кадры и какими знаниями, навыками, квалификациями, компетенциями и опытом они должны обладать.

Опираясь на систему профессиональных стандартов, созданных при участии профессионального сообщества и бизнеса в сфере строительства, государство совместно с образовательными учреждениями внести изменения в федеральные государственные образовательные стандарты.

С 1 июля 2016 года работодатели обязаны применять характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах, в качестве основы для определения требований к квалификации работников.

При этом важно усовершенствовать системный подход к оценке сформированности компетенций строителей, учитывая определенную специфику профессии (ее междисциплинарный характер, альтернативные методы и средства решения).


Библиографический список
  1. Баженов Р.И. Проектирование методики обучения дисциплины «Информационные технологии в менеджменте» // Современная педагогика. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/08/2570 (дата обращения: 20.11.2016)
  2. Бордовская, С.Ю. Оценка уровня сформированности ключевых компетенций будущих рабочих с помощью кейс-метода / С.Ю. Бордовская // Вестник ТГПУ (TPSU Bullletin). – 2011. – №13 (115). – С. 226-230
  3. Еремина И.И. Конструирование оценочных средств качества академической подготовки студентов вуза в условиях ИКТ-насыщенной среды // Научные труды SWorld. 2014. Т. 14. – № 1. – С. 53-61
  4. Игошин В.И., Филипченко С.Н., Тернова Л.Н., Крылатова Я.Г. Система оценки уровня сформированности компетенций и результатов обучения. Методические рекомендации. Москва – Саратов – Санкт-Петербург – Пушкин, 2014. – 33 с.
  5. Мальчик А.Г. Оценка компетенций студентов согласно требованиям ФГОС: инновационные и традиционные формы // Современные проблемы науки и образования. 2014. – № 2. – С. 194
  6. Профессиональные стандарты и независимая оценка квалификации: настольная книга для специалистов системы социального обслуживания населения в вопросах и ответах Сост.: Е.И. Холостова, Н.В. Лебедева. – М.: ИДПО ДТСЗН, 2016. – 52 с.
  7. Ракитина, Е.А. Подходы к оценке уровня сформированности информационно- технологических компетенций в свете требований ФГОС ВПО [Текст] / Е.А. Ракитина, В.Ф. Калинин, К.В. Брянкин // Вопросы современной науки и практики / Ун-т имени В.И. Вернадского. – 2012. – № 2/40. – С. 101–107
  8. Селянская Г.Н. Методологические основания практики ре- шений по выработке и оценке компетенций / Сб. матер. Первой Все- 111 росс. электронной научно-практ. конф. в области оценки качества про- фессионального образования. – М.: Гильдия экспертов в сфере проф. образования, 2010. – с. 218-223
  9. Airasian P.W. Assessment in the Classroom. New York: Mc Graw Hill, 1991. – 305 с.
  10. Brown A.L. et al. Distributed Expertise in the Classroom / Distributed Cognitions: Psychological and Educational Considerations. New York: Cambridge University Press, 1993. – С. 188-228
  11. Wiggins G.A. True Test: Towards More Authentic and Equitable Assessment // Phi Delta Kappa. 1991. Т.70. – С. 703-713


Все статьи автора «Юрьев Алексей Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: