УДК 377.018.48

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В ПРАКТИКЕ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ В УЧЕБНЫХ ЦЕНТРАХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Костина Ольга Валентиновна1, Батаков Сергей Геннадьевич2
1ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально- педагогический университет», старший преподаватель кафедры технологии машиностроения
2МОУ СОШ №102 г. Екатеринбург, учитель технологии

Аннотация
В статье проанализирован профессиональный стандарт по профессии «Оператор – наладчик обрабатывающих центров с числовым программным управлением» и на примере одной из обобщенной трудовой функции проведено сравнение учебного плана подготовки операторов станков с программным управлением в учебном центре предприятия и требованиями профессионального стандарта.

Ключевые слова: Оператор-наладчик обрабатывающих центров с числовым программным управлением, подготовка рабочих кадров, профессиональный стандарт


PROFESSIONAL STANDARDS IN THE PRACTICE OF WORKERS TRAINING IN THE TRAINING CENTERS OF ENTERPRISES

Kostina Olga Valentinovna1, Batakov Sergej Gennadievich2
1Russian State Vocational Pedagogical University, senior lecturer of engineering technology department
2Secondary school № 102 of Ekaterinburg, teacher of technology

Abstract
The article analyzes the professional standard in the profession «CNC machine operator» and is an example of a generalized employment functions a comparison of the curriculum of training of CNC machine operator with program management in the training center of the enterprise and the requirements of the professional standard.

Библиографическая ссылка на статью:
Костина О.В., Батаков С.Г. Профессиональные стандарты в практике подготовки рабочих кадров в учебных центрах предприятий // Современная педагогика. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/03/6894 (дата обращения: 26.05.2017).

В Стратегии развития тяжелого машиностроения в России до 2020 года отмечается, что машиностроение призвано играть ведущую роль в экономике страны, объективной и безотлагательной задачей является немедленное проведение реструктуризации и инновационного развития отечественного машиностроения, следовательно, основные усилия государственных органов должны быть сосредоточены на технологическом развитии ключевых производств в тех отраслях машиностроения, которые связаны с решением задачи достижения технологического лидерства [8].

Одной их таких отраслей является металлообрабатывающее производство, которое оснащается в настоящее время современным высокопроизводительным оборудованием с ЧПУ, инструментом и оснасткой, что, в свою очередь, требует существенной модернизации технологий изготовления изделий машиностроения. Организация современного металлообрабатывающего производства невозможна без соответствующего кадрового обеспечения и, в частности, без квалифицированных операторов станков с ЧПУ.

Следует отметить, что  для того чтобы работать на современном оборудовании, оператор станков с ЧПУ должен обладать обширными знаниями в технико-технологической области, а логическим мышлением, креативностью и профессиональной мобильностью [1, 2, 3, 7].

Одним из вариантов организации и осуществления переподготовки и повышения квалификации рабочих по профессии «Оператор станков с ЧПУ» является  корпоративное обучение, осуществляемое в условиях учебных центров на предприятий, ориентированных на широкий спектр направлений подготовки кадров в рамках концепции самообучающего предприятия [4, 5, 6].

Для нормирования содержания и условий организации процесса подготовки рабочих кадров по ряду профессий разработаны и внедрены профессиональные стандарты. Не составляет исключение и профессия «Оператор станков с ЧПУ», по которой также разработан и утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации  от 4 августа 2014г. № 530н профессиональный стандарт «Оператор-наладчик обрабатывающих центров с числовым программным управлением», который стал основой для формирования содержания подготовки операторов станков с ЧПУ как в учебных центрах предприятий, так и в образовательных организация среднего профессионального образования [9].

Профессиональный стандарт «Oпeратор-наладчик обрабатывающих центров с числовым программным управлением» содержит три обобщенные трудовые функции:

- наладка и подналадка обрабатывающих центров с программным управлением для обработки простых и средней сложности деталей; обработка простых и сложных деталей;

- наладка на холостом ходу и в рабочем режиме обрабатывающих центров с программным управлением для обработки деталей, требующих перестановок и комбинированного их крепления; обработка деталей средней сложности;

- наладка и регулировка на холостом ходу и в рабочем режиме обрабатывающих центров с программным управлением для обработки деталей и сборочных единиц с разработкой программ управления; обработка сложных деталей [9].

Каждая обобщенная трудовая функция раскрывается спектром трудовых функций, которые должен выполнять рабочий, согласно уровню квалификации.

В настоящей статье ррассмотрим подробно одну из  обобщенных трудовых функций – «Наладка на холостом ходу и в рабочем режиме обрабатывающих центров с программным управлением для обработки деталей, требующих перестановок и комбинированного их крепления; обработка деталей средней сложности»,  уровень квалификации – 3, код – В. Обобщенная трудовая функция предусматривает следующие трудовые функции, которые должен выполнять  оператор-наладчик обрабатывающих центров с ЧПУ 3 квалификации:

- наладка обрабатывающих центров для обработки отверстий в деталях и поверхностей деталей по 7–8 квалитетам;

- программирование станков с числовым программным управлением (ЧПУ);

- установка деталей в приспособлениях и на столе станка с выверкой их в различных плоскостях;

- обработка отверстий и поверхностей в деталях по 7–8 квалитетам [9].

Рассмотрим подробно трудовую функцию – Программирование станков с числовым программным управлением (ЧПУ) и требования для её выполнения (таблица 1).

Таблица 1 – Программирование станков с числовым программным управлением (ЧПУ)

Трудовые действия Корректировка чертежа изготавливаемой детали
Выбор технологических операций и переходов обработки
Выбор инструмента
Расчет режимов резания
Определение координат опорных точек контура детали
Составление управляющей программы
Необходимые умения Программировать станок в режиме MDI (ручной ввод данных)
Изменять параметры стойки ЧПУ станка
Корректировать управляющую программу в соответствии с результатом обработки деталей
Необходимые знания Органы управления и стойки ЧПУ станка
Режимы работы стойки ЧПУ
Системы графического программирования
Коды и макрокоманды стоек ЧПУ в соответствии с

международными стандартами

 

Внедрение профессиональных стандартов требует существенной модернизации программ подготовки в учебных центрах предприятий. На основе требований для выполнения данной трудовой функции в ходе формирования образовательной программы повышения квалификации  рабочих по профессии «Оператор станков с ЧПУ» авторами настоящей статьи разработан учебный план, который включает в себя теоретический курс и производственное обучение. Всего на обучение отведено 144 часа, из них на производственное обучение отведено 72 часа. Учебный план приведен в таблице 2.

Таблица 2 – Учебный план подготовки операторов обрабатывающих центров с ЧПУ

№ п/п

Наименование тем

Всего (час)

В том числе (час)

Форма контроля

Теоретическое обучение

Практическое обучение

1

2

3

4

5

6

1

Инструктаж по охране труда при работе на станках с ЧПУ и пожарная безопасность

4

4

-

2

Техническое черчение

8

4

4

Чертеж

3

Резание металлов и режущий инструмент

12

8

4

Задание по подбору РИ

4

Основы технологии машиностроения

12

4

8

Разработка ТП на обработку детали

5

Основы программирования станков и обрабатывающих центров с ЧПУ

14

6

8

Разработка УП

6

Устройство обрабатывающих центров (на примере ОЦ MDH 80Р)

10

6

4

Опрос

7

Наладка обрабатывающих центров с ЧПУ

12

4

8

Задание по наладке станка

8

Самостоятельное выполнение работ

72

-

72

Задание по наладке станка и обработке УП
Итого:

144

36

108

 

Содержание образовательной программы повышения квалификации  рабочих по профессии «Оператор станков с ЧПУ» включает изучение основ технического черчения, резание металлов и режущего инструмента, основы технологии машиностроения,  основы программирования и устройство обрабатывающего центра, на примере, в нашем случае, обрабатывающего центра MDH 40Р, его наладку и настройку.

Срок обучения составляет 2 месяца, т.к. обучение проводиться без отрыва от производства. После завершения теоретического обучения организуется и проводится в условиях подразделений предприятия производственное обучение, по итогам которого обучаемые выполняют пробную квалификационную работу.

В ходе аттестации на соответствие требованиям профессионального стандарта обучаемые сдают квалификационный экзамен по теоретическому курсу и предъявляют результаты пробной квалификационной работы, а также   и заключение с места работы. На основании результатов аттестации обучаемых на соответствие требованиям профессионального стандарта, им выдается удостоверение об уровне квалификации.

Разработанная образовательная программа повышения квалификации  рабочих по профессии «Оператор станков с ЧПУ» соответствует требованиям профессионального стандарта «Оператор-наладчик обрабатывающих центров с числовым программным управлением» и может быть предложена для реализации в учебных центрах предприятий при подготовке операторов обрабатывающих центров с числовым программным управлением третьего уровня квалификации.


Библиографический список
  1. Бородина Н.В., Костина О.В. Подготовка операторов станков с ЧПУ в условиях высшего профессионально-педагогического образования/Н.В. Бородина, О.В. Костина//Инновационные технологии в педагогике и на производстве: сб. материалов XV всерос. науч.-практ. конф. мол. ученых и специалистов, Екатеринбург, 28 апреля2009 г. -Екатеринбург: ГОУВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2009. -101 с.
  2. Бородина Н.В., Мирошин Д.Г., Шестакова Т.В. Педагогические условия организации кейс-технологии в дистанционном обучении на основе модульного подхода // Инновационные проекты и программы в образовании, 2012. №5. С. 26-29.
  3. Мирошин Д.Г. Костина О.В. Модульный подход к организации корпоративной подготовки рабочих кадров // Современные проблемы науки и образования, 2014. № 1. С. 86
  4. Мирошин Д.Г. Организационно-педагогические условия формирования профессиональной компетенции рабочих в учебных центрах предприятий. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.  Екатеринбург, 2004. – 256 с.
  5. Мирошин Д.Г. Оценка уровня сформированности профессиональных компетенций студентов с применением метода взвешенных оценок // Стандарты и мониторинг в образовании. 2015. Т. 3. № 2. С. 10-15.
  6. Мирошин Д.Г. Оценка уровня сформированности профессиональных компетенций студентов по техническим дисциплинам // Современная педагогика. 2015. № 2 (27). С. 3-10.
  7. Мирошин Д.Г. Применение средств мультимедиа для внутрифирменного обучения // Современные аспекты экономики, 2012, № 9 (181). С. 86-90.
  8. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 9 декабря 2010 г. № 1150 «Об утверждении Стратегии развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года»
  9. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 августа 2014 г. N 530н «Об утверждении профессионального стандарта «Оператор-наладчик обрабатывающих центров с числовым программным управлением».


Все статьи автора «Костина Ольга Валентиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: