УДК 316.613

КОНЦЕПЦИЯ СУДЬБЫ В КОНФУЦИАНСТВЕ

Ставропольский Юлий Владимирович
Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии

Аннотация
Под судьбой следует понимать превратности, испытываемые человеком на протяжении его существования во вселенной. Понимание человеком собственной личной судьбы можно разделить на четыре категории: судьбой правит Бог, судьбу определяют законы природы, судьбу можно трансцендировать, судьба отчасти определяется биологией, а отчасти реализуется в практических моральных принципах. Согласно первой концепции, людей создал трансцендентный Бог, который есть источник всех человеческих ценностей, и он управляет судьбой человека. Согласно второй концепции, люди допускают, что противостоять судьбе невозможно, но не допускают существования властелина вселенной. Согласно третьей концепции, следует научиться признавать существование судьбы, чтобы можно было её трансцендировать. Согласно четвёртой концепции, люди, как существа, наделённые сознанием и самосознанием для исполнения возложенной небесами миссии, должны активно практиковать применение моральных принципов, ограничивающих личные эгоистические интересы.

Ключевые слова: концепция, культура, миссия, мышление, судьба, существование, человек


THE CONCEPT OF FATE IN CONFUCIANISM

Stavropolsky Yuliy Vladimirovich
Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky
Ph. D. (Sociology), Associate Professor of the General & Social Psychology Department

Abstract
Under fate, one should understand the vicissitudes experienced by the person throughout his existence in the universe. Understanding man's own personal life can be divided into four categories: fate ruled by God, fate determined by the laws of nature, chance to transcend fate, fate is determined partly by biology, partly implemented in practical moral principles. According to the first concept, people have created the transcendental God who is the source of all human values, and he controls the destiny of man. According to the second concept, people assume that to resist the tide of fate it is impossible, but do not allow the existence of the Lord of the universe. The third concept requires that one should learn to accept the existence of fate in order to transcend. According to the fourth concept of humans as beings endowed with consciousness and self-consciousness for the execution of the heaven mission, one should actively practice the application of moral principles limiting personal selfish interests.

Keywords: concept, culture, destiny, existence, mission, person, thinking


Библиографическая ссылка на статью:
Ставропольский Ю.В. Концепция судьбы в конфуцианстве // Современная педагогика. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/03/6957 (дата обращения: 03.10.2017).

Главный постулат культурной (по аналогии с социальной) психологии формулируется определённо: «Одна психика, множество ментальностей; уни-версализм, лишённый единообразия» [2]. Говоря более конкретно, речь идёт о глубинной структуре общественных взаимоотношений в человеческой психике. На базе этой глубинной структуры в разных обществах в ответ на социокультурное окружение у людей формируются неодинаковые ментальности. Под влиянием традиционной конфуцианской культуры, у многих китайцев, в особенности в среде интеллигенции, сформировалась так называемая конфуцианская ментальность. С целью выявления характерных особенностей конфуцианской ментальности, предпримем анализ внутренней структуры конфуцианского мышления.
В культурно-психологической теории Л. С. Выготского приводится пример того, как преподаваемый школьными учителями материал способен становиться «словесным инструментом» решения обучающимися своих повседневных проблем [4]. До того, как в цинской династии в 1905 году формально отменили экзамен на гражданскую службу, в старых частных и государственных учебных заведениях везде преподавался Конфуций. Учёность мудреца являлась для обучающихся тем словесным инструментом, который помогал сдавать экзамен на государственную службу. Им было проще разыгрывать словесные игры с окружающим миром.
Когда экзамен на гражданскую службу отменили, а китайское общество под влиянием западной культуры претерпело радикальные перемены, тогда важность конфуцианского мышления среди китайцев соответствующим образом значительно уменьшилась. Возьмём для примера фрагмент из Конфуция и проанализируем ментальность китайцев в конфуцианском обществе. Обратимся к внутренней структуре конфуцианского мышления в аспекте социальной психологии.
Глубинная структура конфуцианства состоит из пяти взаимосвязанных частей: концепция судьбы, образчика ума, этики простолюдинов, практических приёмов самовоспитания, этики учёных. Человеческий путь по-конфуциански состоит из двух аспектов: этики простолюдинов и этики учёных. Поскольку Конфуций полагал, что человеческий путь соотносится с небесным путём, то каждый человек обязан упражняться в этике простолюдинов посредством самовоспитания. Конфуцианцы приписывали учёным добавочную миссию усовершенствования мира по человеческому пути. Обратимся к этим составным элементам конфуцианства [1] и рассмотрим их по очереди.
На всём протяжении истории, у людей в разных культурах существовало различное мировоззрение. Именно мировоззрение помогает ответить на главные вопросы человеческого существования типа «Откуда я пришёл?», «Почему моя жизнь складывается так, а не иначе?», «За что я страдаю?» и «Как мне обрести спасение?» [5] Когда люди берутся размышлять над смыслом жизни, когда они проживают такие жизненные перемены, как рождение детей, старение, болезни, смерть близких людей, тогда эти вопросы встают перед ними. От ответов на эти вопросы зависят цели человеческой жизни.
Многие философии, повлиявшие на частные культуры, зиждились на презумпции конкретной космологии, подсказывая ответы на вопросы, относящиеся к смыслу жизни. Поэтому они глубоко повлияли на жизненные цели носителей своих культур. Не стало исключением и конфуцианство. Учёные-конфуцианцы формулировали мировоззренческие ответы исходя из представлений о судьбе.
Под судьбой следует понимать превратности, испытываемые человеком на протяжении его существования во вселенной. Понимание человеком собственной личной судьбы можно разделить на четыре категории [3]: судьбой правит Бог, судьбу определяют законы природы, судьбу можно трансцендировать, судьба отчасти определяется биологией, а отчасти реализуется в практических моральных принципах.
Согласно первой концепции, людей создал трансцендентный Бог, который есть источник всех человеческих ценностей, и он управляет судьбой человека. Поэтому людям надлежит открывать и соблюдать Божью волю. Таких взглядов придерживались примитивные религии династий Шан и Чоу в древнем Китае, равно как и средневековое европейское Христианство. Приверженцы этой веры убеждают сами себя в том, что ни одна светская власть не в силах воспрепятствовать им выполнить миссию, предначертанную им в жизни. Они совершают свою миссию без страза и не колеблясь.
Согласно второй концепции, люди допускают, что противостоять судьбе невозможно, но не допускают существования властелина вселенной. Судьба для них не более, чем неизбежность и непреложная встречаемость фактов. Людям надлежит понимать основные фактические законы и вести себя сообразно с ними. В качестве примера сошлёмся на подъём рационализма в Европе вслед за Ренессансом XIV века.
В период религиозной Реформации XVI века религиозный авторитет значительно убыл, освободив место для гуманизма. На этой основе в XVIII веке возникли механицизм и эмпирическая наука. В Китае такой точки зрения придерживались в эпоху войны царств, считая, что судьба человека имеет объективные ограничения. Однако, ограничения установлены не властелином вселенной и не индивидуальным самосознанием, но природными законами.
Согласно третьей концепции, на судьбу человека невозможно повлиять через индивидуальное самосознание. Людям следует научиться признавать существование судьбы, чтобы можно было её трансцендировать. Например, в буддистском учении утверждается необходимость принятия природного влияния. В буддизме верующим предписывается достижение состояния нирваны. Как говорят китайские даосы, ибо порывистый ветер не может продолжаться всё утро, а ливень не может продолжаться весь день. Кто тот, кто их вызывает? Небо и земля. Если даже небо и земля не вечны, что остаётся на человеческую долю? Поэтому надлежит следовать по Пути. Путь никогда не довлеет, но ничто не остаётся несвершённым.
Согласно четвёртой концепции, авторы которой Конфуций и Менций, люди, как биологические существа, с неизбежностью обречены на рождение, старение, болезни и завершение физической жизни. С другой стороны, как существа, наделённые сознанием и самосознанием для исполнения возложенной небесами миссии, люди должны активно практиковать применение моральных принципов, ограничивающих личные эгоистические интересы.


Библиографический список
  1. Lee I. Y. Cultural China: The perspective of folk culture // Chinese Studies, 1994. No. 12 (1). P. 1 – 6.
  2. Shweder R. A., Goodnow J., Hatano G., LeVine R., Markus H., Miller P. The cultural psychology of development: One mind, many mentalities // Handbook of child psychology: Theoretical models of human development. Ed. by W. Damon. New York: John Wiley & Sons, 1998. Vol. I. P. 865 – 937. P. 871.
  3. Tang C. I. A theory of Chinese philosophy: Original Dao. Taipei: Student Bookstore, 1986. P. 112 – 113.
  4. Vygotsky L. S. Thought and language. Cambridge: MIT Press, 1986.
  5. Walsh B. J., Middleton J. R. The transforming vision: Shaping a Christian world view. Downers Grove: Inter-Varsity Press, 1984.


Все статьи автора «Ставропольский Юлий Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: