УДК 378.1; 371.3

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА ТЕХНИКУМА: МОДЕЛИ И ПРАКТИКА

Бойкова Ирина Васильевна
Кемеровский государственный университет
г. Кемерово, Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк

Аннотация
В статье представлены модели и типология детерминант понятия "самостоятельная работа", "самостоятельная работа студента техникума". Специфика построения персонифицированного решения задач развития личности обучающегося определяет качество получаемых результатов. Средством коррекции качества проводимой работы является технология формирования культуры самостоятельной работы студента техникума.

Ключевые слова: , , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Бойкова И.В. Самостоятельная работа студента техникума: модели и практика // Современная педагогика. 2017. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/09/7331 (дата обращения: 01.10.2017).

В теории и практике педагогической науки самостоятельная работа обучающегося рассматривается как продукт, ресурс, средство, условие оптимизации современного образования, форма и механизм верификации продуктивного становления и самовыражения личности, специфическое свойство, качество и возможность углубленного изучения дидактического материала, матрица или дидактический вектор построения современного продуктивного обучения и качественного образования, практика эффективного самообразования, форма и метод организации учебного процесса и пр.[1-12].

Самостоятельная работа обучающегося в различных направлениях продуктивного поиска может быть определена в различных системах и конструктах реализации идей сотрудничества и взаимодействия, общения и самовыражения, саморазвития и самоутверждения. В таком поиске могут быть полезны такие педагогически обусловленные конструкты, как

- категория педагогики, определяющая возможность оптимизации условий и способов решения задач повышения качества персонифицированного, индивидуального, адаптивного и адаптированного, акмеверифицированного и возрастосообразного выбора личностью условий развития и саморазвития средствами традиционной и инновационной педагогики, гарантирующих в дихотомическом единстве и борьбе целостность и поливариативность определяемых и решаемых задач и противоречий;

- функция самоорганизации качества любого вида, типа, модели, педагогического процесса, технологии обучения и образования;

- задача современной системы непрерывного образования, определяющая через различные конструкты и модели способность личности к самообучению, самоконтролю, самокоррекции, самосовершенствованию, самореализации (например, Ж. Делор «Научиться познавать, научиться делать, научиться жить, научиться жить вместе»);

- механизм оптимизации качества развития личности в модели современной образовательной среды и реализуемых в ней педагогических технологий, построенных в соответствии с условиями и возможностями развития личности и системы образования;

- процесс реализации идеи постепенного поэтапного включения студента в уровневое продуктивное становление личности как итог всех преобразований и оценки качества детерминируемых задач и оптимизируемых условий деятельности (одним из примеров реализуемой модели может быть модель самостоятельной работы по П. И. Пидкасистому [113]: 1) репродуктивная самостоятельная работа, 2) репродуктивно-вариативная самостоятельная работа, 3) поисковая самостоятельная работа, 4) творческая самостоятельная работа);

- процедура оптимизации условий самоорганизации качества решения задач «хочу, могу, надо, есть», определяемая в иерархии детерминант и функций социального, образовательного и профессионального способа акмеверификации детерминированных задач;

- единица и система построения основ развития личности в современной дидактики, гарантирующая успешное, конкурентоспособное решение педагогически акмеверифицируемых задач и условий;

- средство повышения качества развития личности в модели современного возрастосообразного образования;

- продукт эволюции педагогической системы и науки, гарантирующий успешное воспроизводство уровня развития антропосреды в иерархии моделей модернизации, оптимизации, акмеверификации и прочих устойчиво выделяемых продуктивных способов самоорганизации ноосферы и антропопространства;

- модель персонифицированного выбора адаптивно-акмепедагогического способа самоутверждения, определяющая успешность решений, детализированных в модели педагогической поддержки и педагогического общения, продуктом самоорганизации качества развития и саморазвития личности и системы образования;

- форма организации занятий в системе непрерывного образования, определяющая высшую активность личности в решении выделенных педагогом задач и заданий базовым элементом самоорганизации качества непрерывного образования;

- условие самоорганизации качества развития личности, определяемое через систему противоречий и детерминант современной педагогики и педагогической деятельности и поддержки;

- ценность реализуемого образования, гарантирующая успешное сотрудничество и продуктивное самовыражение личности и коллектива в конкурентоспособных продуктах и услугах;

- педагогический конструкт, определяющий успешно выделенные личностью способы, средства и технологии решения самостоятельно поставленных задач базовым условием в самоорганизации и акмеверификации качества реализуемого в образовательной организации (учреждении) обучения и образования и пр.

Кроме того, самостоятельная работа обучающегося как категория профессиональной педагогики может быть уточнена через такие конструкты построения определений, как широкий, узкий, локальный и унифицированный смыслы.

Самостоятельная работа студента техникума (широкий смысл) – способ и форма решения учебно-познавательных и профессионально-трудовых задач в модели современного образования, условия и специфика которых на современном этапе в системе среднего профессионального образования реализуется через группу компетенций ФГОС СПО, условно определяемых в конструктах «ОК – общая компетенция, ПК – профессиональная компетенция», в единстве гарантирующих высокие результаты у обучающихся и качество включенности обучающегося в систему профессионально-трудовых отношений и систему непрерывного образования.

Самостоятельная работа студента техникума (узкий смысл) – процесс формирования активности личности в выборе методов и средств решения учебных, учебно-познавательных и профессионально-трудовых задач, гарантирующих в выполнение высокие результаты самоутверждения и самореализации, визуализируемые через социально и конкурентно востребованные продукты ведущей деятельности.

Самостоятельная работа студента техникума (локальный смысл) – процедура выполнения обучающимся техникума ситуативной задачи или ситуативно выделенного противоречия, непосредственно связанных с учебно-образовательной деятельностью в образовательном учреждении системы СПО.

Самостоятельная работа студента техникума (унифицированный смысл) – форма и технология организации работы с обучающимися техникума, гарантирующая персонифицированную проверку качества формирования компетенций у обучающегося в структуре изучаемого предмета (дисциплины).

Исследование качества планирования и организации самостоятельной работы студента техникума представляет собой определённый интерес в современной теории и практики управления качеством решения профессионально-педагогических задач.

Исследование качества формирования культуры самостоятельной работы обучающегося – процесс измерения сформированных возможностей самостоятельности личности в модели культуры как высшей формы и способа решения задач развития и самоорганизации.


Библиографический список
  1. Бойкова И. В. Детерминация и возможности формирования культуры самостоятельной работы студента техникума как продукт самоидентификации и самореализации личности // European Social Science Journal. 2016. № 5. С.162-168.
  2. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы личности: модели и возможности формирования // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 3.
  3. Козырева О.А. Педагогические условия формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017;(2):17-26. DOI:10.21603/2542-1840-2017-2-17-26
  4. Козырева О.А., Козырев Н.А., Митькина Е.В. Инновационная педагогика в модели современного образования // Интернетнаука. 2016. № 10. С.178-192. DOI:10.19075/2414-0031-2016-10-178-192
  5. Коновалов С. В., Козырева О. А. Педагогическое моделирование в конструктах современного образования // Вестник ТГПУ. 2017. №1 (178). С. 58-63.
  6. Коновалов С.В., Бокова Е.В., Козырева О.А. Теоретизация как категория и конструкт педагогической науки и педагогической деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/69776
  7. Обухов В.В., Войтеховская М.П. Основные направления создания инновационно-педагогической среды педагогического университета в современных условиях // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. № 10. С. 49-55.
  8. Поздеева С.И. Педагогическая деятельность как предмет психолого-педагогических исследований и публикаций // Научно-педагогическое обозрение. 2014. № 4. С. 93-100.
  9. Ревякина В.И. Исследовательская деятельность – основа профессионального саморазвития // Информация и образование: границы коммуникаций. 2010. № 2 (10). С. 83-85.
  10. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  11. Соколова И.Ю. Оценка и психолого-педагогические условия обеспечения качества образовательного процесса, качества подготовки специалистов // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-5. С. 1172-1178.
  12. Щукин П.С., Бойкова И.В., Шварцкопф Е.Ю. Специфика выбора модели саморазвития и самореализации личности в системе непрерывного профессионального образования // Психология, социология и педагогика. 2015. № 10. С.28-34.


Все статьи автора «ffk-nk»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: