Мы, учителя и преподаватели, работающие сегодня, должны отдавать себе отчет в том, что преподавание, которым мы владеем – чтение лекций, опросы домашних заданий, закрепление новой темы – вчерашний день. Думается, многие из нас, хоть раз задумывались над тем, что наши формы, методы и подходы в обучении не дают желательного эффекта. Это не наша вина, просто времена изменились, повсеместно юду информационные технологии, которые наступают на пятки во всех сферах, в том числе и в образовании. Внедрение новых педагогических технологий, в какой-то мере, оживляют учебный процесс, но, главного не происходит – мы не можем уйти от авторитарной системы преподавания, мы учим, объясняем, сдерживаем студентов, не позволяя им раскрыться и научиться работать самостоятельно. То есть роль фасилитатора нами пока не освоена. Сегодня важно понимать, что задача преподавателя организовать так учебный процесс, чтобы активизировать учебно-познавательную и учебно-исследовательскую деятельность студентов. Для этого необходимо моделировать учебно-проблемную ситуацию, в которой преподаватель отходит на второй план, а студенты работают самостоятельно или в команде.
Инновационность в образовании сегодня связана с использованием информационных технологий (ИТ) в учебном процессе, кстати, уже достаточно распространенное явление за рубежом. Это не только обучающие программы на компьютере, но и сами компьютерные игры, приспособленные для обучения и развития[1]. Использование компьютерных средств обучения позволяет разгрузить учителя, увеличить заинтересованность учащихся в предмете, дает возможность решения задач на стыке предметов разных циклов, более наглядной подачи материала за счет анимации, графических вставок, динамических рисунков, видеоклипов, слайд-шоу, звукового сопровождения, что позволяет быстрее осваивать и лучше запоминать учебный материал. Благодаря усилению эмоциональной составляющей увеличивается темп урока на 10-15% [3]. В компьютерной игре «Орегон» (создана в начале 80-х гг.) (!) воспроизводится историческая обстановка в США середины прошлого века. Учащийся выполняет роль пионера-переселенца, задача которого — попасть на дальний Запад. В условиях игры задаются начальные ресурсы. В ходе игры неожиданно для ученика возникают новые обстоятельства, которые влияют на имеющиеся ресурсы — уменьшают или увеличивают их в зависимости от решений и действий ученика. В другой американской компьютерной игре «Президентские выборы», разработанной для курсов обществоведения средней школы, моделируется предвыборная кампания. В ходе игры учащиеся принимают решения о том, как распределять фонды на проведение кампании, учитывая данные по каждой прошедшей неделе условного игрового времени. В начале игры учащимся дается самостоятельно определять ряд предварительных условий, включая «идеологические ориентации кандидатов»[2].
Одной из современных форм преподавания является т.н. «перевернутое обучение», «перевернутые классы» (flipped classroom). Перевернутый класс – это такая педагогическая модель, в которой типичная подача лекций и организация домашних заданий представлены наоборот. Студенты читают лекции, выложенные на сайте кафедры или преподавателя, смотрят весь материал по теме – презентации, (например, дополнительные – с youtube) справочный и раздаточный материал дома, а в аудитории отводится время на выполнение упражнений, обсуждение темы, проектов и дискуссии. Понятие перевернутого обучения опирается на такие идеи, как активное обучение, вовлечение студентов в общую деятельность, комбинированную систему обучения. Ценность перевернутых классов в возможности использовать учебное время для групповых занятий, где студенты могут обсудить содержание лекции, проверить свои знания и взаимодействовать друг с другом в практической деятельности. Во время учебных занятий роль преподавателя – выступать тренером или консультантом, фасилитатором, поощряя студентов на самостоятельные исследования и совместную работу. Как уже было сказано выше, задача преподавателя – создание учебно-исследовательской ситуации на занятии, такое обучение приближает нас к этому. Сравним традиционное и перевернутое обучение [7]:
ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ |
||||||
Учащийся | Учитель | Методы | Построение урока | |||
Пассивность, отсутствие инициативы и желания в самостоятельной учебной деятельности. Работа по схеме “послушай, запомни, воспроизведи”. | Передача знаний, удержание дисциплины и порядка в классе, контроль знаний учащихся. | Пассивные методы подачи учебного материала, при котором информация идет от учителя к ученику. | В учебном классе учащиеся слушают объяснения учителя. Приходя домой после школы, выполняют домашнее задание, зачастую неудачно и без возможности спросить, получить подсказку. | |||
ПЕРЕВЕРНУТОЕ ОБУЧЕНИЕ |
||||||
Учащийся | Учитель | Методы | Построение урока | |||
Пассивность, отсутствие инициативы и желания в самостоятельной учебной деятельности. Работа по схеме “послушай, запомни, воспроизведи”. | Передача знаний, удержание дисциплины и порядка в классе, контроль знаний учащихся. | Активные и интерактивные методы обучения. Личностно-ориентированный подход.
|
Дома просмотр видео с объяснениями по новой теме, а в классе решение проблем домашней работы. | |||
На наш взгляд, в наших условиях такое обучение может выглядеть следующим образом. Можно сказать у нас в институте есть все предпосылки внедрить перевернутое обучение, т.к. все кафедры имеют свои сайты, в которых размещены материалы для студентов: лекции, презентации, дополнительные источники, электронные учебники, тесты, ситуационные задачи и т.д. Итак, первое. Студентам дается задание изучить тему, например, “Реформы образования в Республике Узбекистан” (предмет “Профессиональная педагогика”). Предлагается материал: электронная версия лекции; презентация; электронные версии Закона “Об образовании” ( редакции 1992 и 1997 гг.), Национальной программы по подготовке кадров, Указы Президента «Об изменениях в в послевузовском образовании» (2012 г.); образовательные технологии по теме; Выступление Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на открытии Международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения – как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны» (http://www.press-service.uz/ru/news/182/). Далее. Аудиторная работа посвящается разбору сложной теоретической части и вопросов, возникших у учащихся в процессе выполнения домашней работы (не более 25-30% времени). Также в аудитории студенты под наблюдением преподавателя решают практические задачи и выполняют исследовательские задания. Было бы хорошо, если в аудитории можно было подключить Wi-Fi, студенты спокойно могли бы работать на ноутбуках. После занятия в аудитории дома завершаются практические задачи, выполняются тесты на понимание и закрепление пройденной темы. Например: Задание. Сравните модель образования Узбекистана с двумя другими моделями развитых стран (на выбор). Соберите данные о направлениях и количестве профессиональных колледжей в Узбекистане или в одном регионе республики. (сделать диаграмму и т.п.)
Таким образом, перевернутое обучение имеет ряд существенных преимуществ:
1. Студенты вынуждены сами добывать знания.
2. Повышается ответственность и самостоятельность студентов.
3. Непонятное место видео или презентации по лекции можно пересмотреть сколько угодно раз.
4. Можно отправить вопросы преподавателю через электронную почту, чтобы получить разъяснения о предстоящем занятии в аудитории.
5. При изучении материала студент начинает мыслить критически.
6. И самое главное – мы приближаемся к новому, проблемному обучению.
Библиографический список
- Акрамова Л.Ю. Как обучать NET-поколение? УзНИИПН им. Т.Н.Кары-Ниязи “Гармонично развитое поколение – условие стабильного развития Республики Узбекистан”. Сб. научно-методических статей. Ч.3. Ташкент, 2015. С.38-43.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) – Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995 – 176 с.
- Красильникова, В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова; Оренбургский гос. ун-т. ¬ 2-е изд. перераб. и дополн. ¬ Оренбург: ОГУ, 2012. ¬ 291 с.
- Minecraft обучает концепциям инженерно-строительного искусства в школах Швеции. Режим доступа: http://www.ed-today.ru/poleznye-stati/31-minecraft-obuchaet-kontseptsiyam-inzhenerno-stroitelnogo-iskusstva-v-shkolakh-shvetsii
- Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии : Активное обучение : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П.Панфилова. — М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.
- 14 образовательных концепций, о которых должен знать каждый педагог. Режим доступа:http://www.educatorstechnology.com/2013/03/14-technology-concepts-every-teacher.html
- Смирнова О. И. Урок в перевернутом классе Режим доступа: sertifikat.docxhttp://nsportal.ru/smirnova-olga-igorevna-gou-sosh-633.