В настоящее время во многих странах СНГ имеют место изменения в системах образования. Каждая страна выбирает свой оптимальный путь развития. Мы задумываемся о здоровом и конкурентоспособном поколении, а для этого необходимо создавать благоприятные условия для воспитания и обучения детей. Исторический опыт показывает, что раздельное воспитание девочек и мальчиков, то есть гендерное воспитание, способствует гармоничному вхождению в реальную действительность, где каждый знает, какие социальные роли он должен усвоить и выполнять в обществе.
Анализ проведенных в последние десятилетия исследований по проблеме гендерного воспитания показывает, что на данный момент не существует единой теории относительно вышеуказанного вопроса. Понятие «Гендерное воспитание» пока еще даже мало употребляемо в педагогической науке. Однако попытки проанализировать и раскрыть содержание данного понятия предприняты некоторыми исследователями, такими как Мудрик А., Блинова М.Л., Радзивилова М.А., Сиротюк А., Куинджи Н. и др. В своих работах они акцентировали внимание на проблеме гендерного подхода в обучении и воспитании.
Основным понятием нашей работы является гендерное воспитание. Исследователь Радзивилова М.А. дает следующее определение гендерному воспитанию - это относительно социально контролируемый процесс развития девочки и мальчика в ходе их гендерной социализации – воспитание основ гендерной культуры взаимоотношений, развитие способности к реализации полоролевого репертуара и овладение умениями и навыками соответствующего поведения [3]. Мы предлагаем другое определение. Гендерное воспитание – это целенаправленное формирование специфического набора психологических, биологических и культурных характеристик личности с целью подготовки ее к гармоничным взаимоотношениям с представителями обоих полов.
Целью нашего исследования стало выявление уровня знаний и понимание содержания «женского» и «мужского» воспитания студентами 1-3 курсов педагогического колледжа. В дальнейшем мы планируем разработать специальный курс «Профессиональная подготовка учителей начальных классов к гендерному воспитанию младших школьников» и сегодня возник вопрос: насколько хорошо студенты владеют знаниями по гендерному воспитанию и владеют ли вообще? Неслучайно выбрана база исследования – Костанайский педагогический колледж, так как здесь готовят воспитателей и учителей начальных классов, которые являются непосредственными участниками гендерной социализации детей.
Концепция гендерного воспитания девочек/мальчиков включает следующие составляющие:
1) создание педагогических условий для естественного развития различных сфер индивидуальности мальчика/девочки;
2) целенаправленную педагогическую деятельность по гендерному воспитанию;
3) упорядочение процесса гендерной социализации (индивидуальная помощь ребенку от ситуативной зависимости к внеситуативной саморегуляции гендерного поведения).
Воспитание подрастающего поколения мы рассматривали как целенаправленную педагогическую деятельность по развитию личности мальчика/девочки, различных сфер индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, деятельностной, эмоциональной, саморегуляции) и гендерному воспитанию, направленному на овладение мальчиками/девочками полоролевым репертуаром, навыками соответствующего поведения и гендерной культурой взаимоотношений.
Реализация концепции предполагает соблюдение следующих психолого-педагогических условий эффективного воспитания мальчиков и девочек в процессе их гендерной социализации. К ним мы отнесли:
– создание гендерно сбалансированного воспитательного пространства;
– реализация парциальных программ гендерного воспитания;
– разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс методик гендерного воспитания;
– профессионально-педагогическая готовность педагогов к данной деятельности;
– информационно-методическая поддержка педагогов и родителей по вопросам гендерной идентификации и самореализации личности мальчика/девочки.
К исследованию мы привлекли 48 студентов (1, 2, 3 курсы) от 17 до 23 лет, девушки, специальности 0105000 «Начальное общее образование», 95 % – сельские жители, 5 % – городские. Опрос длился около 40 минут. В качестве основной методики был использован опросник «Что я думаю о «женском» и «мужском» воспитании?» Малкиной-Пых И.Г. [5, c.226-227]. Ответы опросника развернутые, заполняется в свободной форме. Сразу оговоримся, что в исследовании участвовали только одни девушки, соответственно, мы представляем женский взгляд на гендерное воспитание. Исследование будет объективнее и разнообразнее, если примут участие оба пола.
Мы попытались выявить и проследить изменение уровня знаний студентов 1-3 курсов о гендерном воспитании в процессе обучения при педагогическом колледже.
Приводим полный текст опросника.
1. Сейчас одна из самых модных ток-шоу на телевидении и радио: что значит быть «настоящей женщиной» или «настоящим мужчиной»? Какие качества женщин и мужчин ассоциируются у вас с этими понятиями?
Быть «настоящей женщиной» – это быть…(какой?) | Быть «настоящим мужчиной» – это быть…(каким?) |
2. Возможно, вам приходилось встречаться с выражением «женское счастье». Как вы думаете, что под ним подразумевается?
3. Как вы думаете, существует ли «мужское счастье»? Если да, то в чем оно заключается?
4. Как вам кажется, существуют ли по настоящему мужские и женские профессии?
Если «да», то приведите примеры (до 6 позиций по каждому полу).
Женские профессии | Мужские профессии |
5.По вашему мнению, существует ли разница между девочками и мальчиками? Если да, то какая:
а) в психическом развитии (внимание, память, речь, мышление)
Девочки | Мальчики |
б) в поведении
Девочки | Мальчики |
в) в общении
Девочки | Мальчики |
5. С кем вам легче работать, находить общий язык (выберите и отметьте нужное):
С девочками. С мальчиками. Другой ответ (напишите сами)
6. Когда вы первый раз услышали о новой социально-психологической категории «Гендер»?
Сегодня. В этом году. Несколько лет назад
Пожалуйста, укажите ваши данные для статистической обработки анкет:
- пол (мж) - ____________________
- возраст (полных лет) – _____________________
Спасибо за работу!
По результатам была составлена следующая таблица.
Таблица 1 – Уровень знаний гендерного воспитания студентов 1-3 курсов Костанайского педагогического колледжа
#№ |
Показатели опросника |
1 курс |
2 курс |
3 курс |
11 |
«Настоящая» женщина |
НежнаяЖенственнаяДобрая
Аккуратная Красивая Целеустремленная В отлич. форме |
НежнаяДостойная матьЦелеустремленная
Умная Независимая Деловая Воспитанная |
Хорошая хозяйкаДостойная матьУмная
Независимая Скромная Женственная Добрая |
22 |
«Настоящий» мужчина |
СильныйМужественныйРешительный
Целеустремленный Ответственный Умный Красивый |
СильныйРешительныйМужественный
Целеустремленный Умный Умеющий ценить женщин |
СильныйДолжен обеспечивать материальноПредприимчивый
Мужественный Умеющий ценить женщин |
33 |
«Женское» счастье |
Рядом любимый и заботливый мужчинаСемьяЗдоровые дети
Любимое дело Карьерный рост |
Рядом любимый и заботливый мужчинаСемьяЛюбимое дело
Хорошие взаимоотношения в семье |
СемьяРядом любимый и заботливый мужчинаЗдоровые дети
Хорошие взаимоотношения в семье |
44 |
«Мужское» счастье |
Любимая внимательная женаСостояться в жизни (карьера)Семья
Любимая работа Дети Деньги |
Любимая работаЛюбимая внимательная женаСемья
Дети
|
Любимая внимательная женаЛюбимая работаСостояться в жизни (карьера)
Дети
|
55 |
«Женские» профессии |
Учитель, врач, стюардесса, стилист (визажист), продавец, бухгалтер, единично руководитель | Учитель, воспитатель,бухгалтер,стилист (визажист),
швея, доярка |
Учитель,продавец, бухгалтер,воспитатель, врач, парикмахер |
66 |
«Мужские» профессии |
Строитель, шахтер (нефтяник, горняк), водитель, инженер, врач-хирург, военный, чаще руководящие должности | Водитель, слесарь, механик, шахтер (нефтяник, горняк), экономист, токарь | Водитель, слесарь, строитель, руководящие должности,врач-хирург, юрист |
77 |
Различия ДЕВОЧКИ вА) психич-ком развитии
Б) поведении
В) общении |
А) Развиваются быстрееВнимательнееРечь лучше развита
Хорошая память
Б) Спокойные Аккуратные Ответственные Легкомысленные Воспитанные В) Общительные и более скрытые |
А) Развиваются быстрееВнимательнееРечь лучше развита
Хорошая память
Б) Спокойные Аккуратные Ответственные Легкомысленные Воспитанные В) Общительные и более скрытые |
А) Развиваются быстрееВнимательнееРечь лучше развита
Хорошая память
Б) Спокойные Аккуратные Ответственные Легкомысленные Воспитанные В) Общительные и более скрытые |
88 |
Различия МАЛЬЧИКИА) психич-ком развитииБ) поведении
В) общении |
А) Не внимательныеОтличная памятьДругое мышление
Б) Активные Неаккуратные Шумные Безнравственные Недисциплинированные В) Общительные Веселые Открытые |
А) Не внимательныеОтличная памятьДругое мышление
Б) Активные Неаккуратные Шумные Безнравственные Недисциплиниров-ные В) Общительные Веселые Открытые |
А) Не внимательныеОтличная памятьДругое мышление
Б) Активные Неаккуратные Шумные Безнравственные Недисциплинированные В) Общительные Веселые Открытые |
99 |
С кем легче работать? | ДевочкиОдинаковоМальчики | ДевочкиОдинаковоМальчики | ДевочкиОдинаковоМальчики |
110 |
Когда вы первый раз услышали о категории «Гендер»? | СегодняНесколько лет назад | В этом годуНесколько лет назад | Несколько лет назад |
Кратко представим полученные результаты выявления уровня знаний и понимания содержания гендерного воспитания студентами 1-3 курсов Костанайского педагогического колледжа.
Рассматривая первый показатель определения «настоящая» женщина отмечаем, что 1 курс акцентировал свое внимание на поверхностных качествах личности женщины: красивая, в отличной форме. 2 курс уже перемещает внимание на социальную роль – достойная мать и добавляет такие качества, как независимая, деловая – прослеживается явное желание быть самостоятельными от родителей. Девушки 3 курса уже правильно определяют настоящую женщину с присущими ей социальными ролями, как достойная мать и хорошая хозяйка, добавляют скромность. Наверное, действительно прекрасному полу предначертано Вселенной выполнение именно этих ролей, так как в народе говорят, что женщина, которая начинает строить карьеру – вступает в противоречие с природой.
По второй категории все гораздо прозаичнее. 1 курс опять делает акцент на внешние данные, даже указывает красоту и привлекательность мужчины, как главные показатели настоящего мужчины. 2 курс уже указывает на взаимоотношения – умеющий ценить женщин, что, на наш взгляд, очень важно в семейной жизни. 3 курс отмечает возможность материально обеспечивать семью – девушки реально оценивает ситуацию, так как одной из главных причин разводов становится отсутствие достатка в семье. Все девушки отметили черту настоящего мужчины – сильный. Если женщина – нежная, то мужчина – сильный. Гармония полов!
Оценивая категорию женское счастье – девушки первого курса отметили карьерный рост, 2 и 3 курс этого не указывают вообще. У них акцент сделан на наличие семьи, хорошего мужа, здоровых детей, прекрасные взаимоотношения в доме.
С определением «мужского» счастья у опрошенных возникли проблемы. Задавали вопросы: а существует ли вообще мужское счастье? Откровенно отвечали, что слышать впервые это словосочетание. Разницы в ответах нет, только меняются места важные составляющие, на их взгляд, мужского счастья. Для нас становится ясным – девочки/девушки не представляют, что может сделать мальчиков/мужчин счастливыми. Разве такое возможно в гармоничном обществе – мужчин и женщин?
По категориям женские и мужские профессии, интересно, что все 3 курса для женщин отметили учитель, воспитатель, а для мужчин – водитель и строитель. У женщин реже встречаются руководящие должности, нежели у мужчин.
С показателем различий девочек и мальчиков в психическом развитии, поведении, общении также возникли проблемы. Объясним – в педагогическом колледже из всех дисциплин гендерного направления преподается только «Гендерная политика», отсюда пробел у студентов в данном вопросе. Подобной ситуации также нельзя оставить без внимания. Мы должны знать, что мы разные. Каждый пол по-своему воспринимает, слышит, видит, запоминает и размышляет. В начале статьи мы оговорились о разработке специального курса для будущих учителей начальных классов, в дальнейшем планируем показать важность дисциплин гендерного направления. Для учителей начальных классов особенно актуально гендерное воспитание младших школьников.
На вопрос «С кем легче работать?» – явных различий не обнаружилось.
Результаты вопроса «Когда вы первый раз услышали о категории «Гендер»?» показали хорошую динамику. Большинство девушек первого курса услышали только сегодня, 2 курс – в этом году, а 3 курс несколько лет назад.
Итак, подводим итоги – гендерное воспитание – это целенаправленное формирование специфического набора психологических, биологических и культурных характеристик личности с целью подготовки ее к гармоничным взаимоотношениям с представителями обоих полов. Гендерное воспитание процесс длительный и трудный. Основная часть гендерного воспитания возлагается на учителей начальных классов, которых готовит одно из престижных учебных заведений Костанайской области Республики Казахстан. Мы провели исследование, целью которого было выявление уровня знания и понимания содержания гендерного воспитания студентами 1-3 курсов. Заключаем, что студенты имеют определенный багаж знаний в области гендерного воспитания младших школьников, но этого явно недостаточно. Есть пробелы в знаниям, которые необходимо восполнять по средствам ведения специальных дисциплин, создания специальных педагогических условий, комплекса гендерно выстроенных отношений и многого другого. Если мы хотим получить гармонично развитое общество, мы должны помнить и осуществлять в своей педагогической деятельности гендерное воспитание подрастающего поколения.
Библиографический список
- Мудрик А. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании // Народное образование. 2007. №5.
- Сиротюк А. Дифференциация обучения на основе гендерного подхода // Народное образование. 2003. №8.
- Радзивилова М.А. Гендерные подходы к модернизации содержания воспитания //http://www.ivanovo.ac.ru/win1251/jornal/jornal3/shtil.htm
- Куинджи Н. Гендерное воспитание в школах – помощь в решении демографической проблеме в России // Народное образование. 2007. №5.
- Малкина-Пых И.Г. Гендерная терапия. – М., 2006.