УДК 36.29.33

МЕТОДИКА ОБОСНОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ УЧЕБНО-ТРЕНАЖЕРНЫХ СРЕДСТВ МНОГОКОМПОНЕНТНОЗАРЯДНОЙ ТЕХНИКИ

Дзюбенко Олег Леонидович1, Коженков Алексей Олегович2
1Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина», старший преподаватель, кандидат педагогических наук
2Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина», преподаватель

Аннотация
Общей задачей моделирования при разработке учебно-тренажерных средств многокомпонентнозарядной техники является создание виртуального образа, максимально достоверно имитирующего функционирование физического объекта. Для обеспечения достоверности виртуального образа необходимо, прежде всего, обеспечить визуальное сходство интерфейса симулятора многокомпонентнозарядной техники и его адекватную интерактивную реакцию на управляющие воздействия обучаемого, выступающего в роли оператора спецустановки.

Ключевые слова: многокомпонентнозарядная техника, симулятор


THE TECHNIQUE OF SUBSTANTIATION OF PARAMETERS OF EDUCATIONAL TRAINING TOOLS MULTI-COMPONENT CHARGING EQUIPMENT

Dzyubenko Oleg Leonidovich1, Коzhenkov Alexey Olegovich2
1Military educational-scientific center of air forces «The air force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Gagarin, senior lecturer, candidate of of pedagogical Sciences
2Military educational-scientific center of air forces «The air force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Gagarin, lecturer

Abstract
The General objective of modeling for development of educational and training devices multi-component charging technique is to create a virtual image, maximum reliably simulating the functioning of physical-sky object. To ensure the reliability of the virtual image should be, first of all, provide a visual similarity interface simulator multi-component charging technology and its adequate interactive reaction of the controlling action of a trainee, acting as Opera Torah sets of specialized equipment.

Библиографическая ссылка на статью:
Дзюбенко О.Л., Коженков А.О. Методика обоснования параметров учебно-тренажерных средств многокомпонентнозарядной техники // Современная педагогика. 2013. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2013/08/1878 (дата обращения: 13.07.2023).

При использовании многокомпонентнозарядной техники, являющейся физическим объектом моделирования по назначению, оператор осуществляет воздействие на органы управления и отслеживает показания контрольно – измерительных приборов, размещенных на пульте управления. Очевидно, что интерфейс программы симулятора визуально должен представлять собой имитацию пульта управления многокомпонентнозарядной техники.

Адекватная реакция программы на воздействия обучаемого, учитывая сложность физических процессов, протекающих в разветвленной схеме спецустановки, может быть обеспечена только при использовании в алгоритме программы симулятора математической модели, построенной на основе законов физики [1]. Таким образом, при разработке виртуального симулятора необходимо создание физической математической модели процесса, протекающего в пневматической схеме многокомпонентнозарядной техники, являющейся объектом моделирования.

Данные частные требования, и рассмотренные ранее общие требования к тренажерам и виртуальным симуляторам позволяют разработать методику обоснования параметров учебно-тренажерных средств многокомпонентнозарядной техники. На первом этапе необходимо сформулировать основные признаки создаваемого программного продукта:

- визуальное сходство интерфейса программы симулятора с пультом управления многокомпонентнозарядной техники;

- интуитивно понятные приемы воздействия на органы управления и адекватная, ожидаемая реакция ассоциируемых с ними графических объектов интерфейса программы;

- достоверные хронометрические характеристики отклика математической модели процессов протекающих в имитируемой пневматической схеме;

- схожее с реальным графическое представление результатов расчета, в виде имитации работы контрольно – измерительных приборов, расположенных на пульте управления многокомпонентнозарядной техники;

- адекватная (соответствующая реальной) реакция программы на неправильные (не предусмотренные инструкцией по эксплуатации многокомпонентнозарядной техники) действия обучаемого.

На втором этапе определяется модульная структура программы, обладающей перечисленными признаками. Графический интерфейс программы воспринимает управляющие воздействия обучаемого на графические объекты, ассоциируемые с органами управления многокомпонентнозарядной техники, и формирует поток данных изменяющихся координат графических объектов. Визуальный облик данного интерфейса может представлять собой обработанное фотографическое изображение моделируемого узла, например пульта управления многокомпонентнозарядной техники.

На третьем этапе разрабатываются модули программы виртуального симулятора многокомпонентнозарядной техники.

Модуль интерпретации графических данных преобразует графическую информацию, поступающую в него в виде изменяющихся координат в значения физических величин, характеризующих управляющие воздействия оператора. Например, при воздействии на графический объект, ассоциируемый с запорным вентилем, угол поворота графического изображения вентиля преобразуется в соответствующее изменение гидравлического сопротивления соответствующего вентиля потоку газа.

Модуль визуализации результатов расчета преобразует физические величины, полученные в результате математического моделирования физических процессов протекающих в технологической схеме воздухозаправщика в графический вид. Например, рассчитывает угол поворота стрелки манометра, для вывода информации через графический интерфейс в зависимости от величины давления на данном участке схемы.

Модуль расчета содержит алгоритм, построенный на основе упрощенной математической модели физических процессов, происходящих в пневматической системе воздухозаправщика, осуществляющий расчет параметров состояния газа в любой точке его технологической схемы, в заданный момент времени.

Для обеспечения плавности визуализации, полный расчет схемы и вывод на экран его результатов в графическом виде производится с частотой 100 Гц [2].

Таким образом, основной и наиболее сложной задачей при создании виртуального симулятора многокомпонентнозарядной техники является разработка математической модели, описывающей поведение схемы моделируемой установки, пригодной для алгоритмического описания и функционирования в реальном масштабе времени.


Библиографический список
  1. Могилев А.В. Методы программирования. Компьютерные вычисления / А.В. Могилев. – С.П-б.: BHV-Санкт-Петербург, 2011. – 320 с.
  2. Сурков К.А., Сурков Д.А., Вальвачев А.Н. Программирование в среде C++Builder / К.А. Сурков, Д.А. Сурков, А.Н. Вальвачев. – Мн.: ООО «Попурри», 2008. – 576 с.


Все статьи автора «enot1881»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: