УДК 37.01

К РАЗРАБОТКЕ КУРСА «У ИСТОКОВ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА» (ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)

Бржезинская Наталья Алексеевна
МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи

Аннотация
Народная культура несет в себе мудрость многих поколений наших предков, выбирая и оставляя все самое лучшее и ценное. Мы живем на земле донских казаков, а значит должны знать историю своего края, обычаи и традиции. Частью народной культуры является песня, передаваемая из уст в уста, вобравшая в себя всю палитру чувств и переживаний многих поколений. В статье изложены основы разработанного курса «У истоков народного творчества», для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Ключевые слова: дошкольный возраст, младший школьный возраст, программа, разработка курса, фольклор


DEVELOPING THE COURSE "AT THE ROOT OF FOLK ART" (FOR PRESCHOOL AND EARLY SCHOOL AGE)

Brzhezinskaya Natalia
MBOU DOD Dvorets tvorchestva detey i molodeghy

Abstract
Popular culture carries the wisdom of many generations of our ancestors, selecting and retaining the best and most valuable. We live in the land of the Don Cossacks, and therefore should know the history of their land, customs and traditions. Part of popular culture is a song transmitted by word of mouth, which incorporates the whole range of feelings and experiences of many generations. The article presents the fundamentals developed course "At the root of folk art" for children preschool and early school age.

Библиографическая ссылка на статью:
Бржезинская Н.А. К разработке курса «У истоков народного творчества» (для старшего дошкольного и младшего школьного возраста) // Современная педагогика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/04/2208 (дата обращения: 13.07.2023).

Песня сопровождала человека с момента его прихода в мир и до ухода его из жизни. Народная песня – это творческий процесс, который, пробуждает творческую активность в ребенке, желание исполнять и импровизировать как в песне, так и в движении. В музыкально-песенном исполнении с наибольшей полнотой проявляются художественная и эстетическая возможности ребенка.

Эстетическое воспитание есть целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной понимать и ценить прекрасное. В учреждении дополнительного образования система эстетического воспитания направлена на развитие личности ребенка, формирование художественных представлений, взглядов, вкусов, убеждений и т.д.

Русский фольклор любого региона страны, обладая едиными национальными чертами, в то же время отличается и своими неповторимыми, присущими только ему отличительными особенностями. Понятие «детский фольклор» следует рассматривать многогранно, включая в поле зрения весь комплекс жанров, функционирующих в детской среде и обладающих показательными в этом отношении стилевыми характеристиками. При этом можно отметить, что географическое и политическое устройство Донского края помогло сохранить отдельные крупицы детского фольклора. В связи с этим, на первых этапах ознакомления ребенка с фольклором в целом и донским фольклором в частности, мы будем приводить примеры детского фольклора как собранного в экспедициях на Дону, так и детского фольклора других регионов России (Краснодарский край, Воронежская область, Волгоградская область и т.д.).

Начало работы с любым песенным материалом (независимо от формы), включает несколько этапов:

  1. Проигрывание песни (аудиозапись или проигрывание на инструменте) и разбор текста, на этом этапе необходимо разобрать все непонятные слова для ребенка. Уточняется жанр песни, ее эмоциональная окраска.
  2. Второй этап – обсуждается жанровая особенность песни (лирическая, хороводная, плясовая, свадебная, шуточная), жанр песни подсказывает, как эту песню следует исполнять, этот этап выходит из первого и связан с ним. На этом этапе можно предложить детям прослушать песню еще раз, и попробовать какие движения лучше подходят: покачать ребенка (если это колыбельная), походить (марш), попрыгать,потопать, похлопать (танцевальная песня).
  3. Далее – песня исполняется группой, если в песне более  4-х куплетов, ее следует разбить на несколько частей. Песня исполняется сначала в медленном темпе, а затем темп ускоряется по мере необходимости..
  4. Последний этап может разниться в зависимости от возраста детей. На последнем этапе песня дополняется танцевальными движениями. Учитывая возраст детей, это могут быть простые притопы и хлопки на проигрыш, или довольно сложный танцевальный орнамент (проходка индивидуальная, парная).
  5. Если у песни развитый сюжет, можно предложить инсценировать песню.

Практическая апробация и социальный запрос, поступивший от родителей, показал, что на современном этапе существует необходимость адаптации разработанной программы для детей 6 лет. С точки зрения психологических особенностей, важно отметить, что в возрасте 6 лет ведущим видом деятельности является игровая, а не учебная как у детей 7-8-ми лет. В тоже время, 6 лет, это тот возраст в котором легко происходит научение, которое проводится в форме игры, навыки, умения и знания полученные в этом возрасте оказывают влияние на формирование интересов.

Несмотря на процессы глобализации, жизнь современного ребенка неразрывно связана с фольклором, начиная от колыбельных и потешек в раннем возрасте и заканчивая сказками, пословицами, поговорками в старшем дошкольном возрасте. Важно отметить, что посредством сказок ребенок познает мир, формирует собственные представления о хитрости (сказка «Лиса и Заяц»), доброте, смекалке, дружбе («Теремок», «Репка»). Песенки-мини спектакли («Два веселых гуся», «Теремок», «Репка»).

В песне «Теремок» каждый участник на минуту становится солистом,     исполняя короткую музыкальную фразу: «кто, кто в теремочке живет, кто, кто в невысоком живет». Если участников больше, чем персонажей   песни, можно предложить придумать новых участников, например: ёжик, белочка и т. д. и т. п., а также можно  объединить в дуэты, трио ( две мышки, два зайца, три лягушки и т.д.) Желательно, чтобы все учащиеся были задействованы в сказке, только такое коллективное, а не пассивное участие доставляет всем удовольствие, сопереживание, а в итоге даёт хороший результат.

Народная песня-игра «Шла коза по лесу» предлагает детям несложные ритмические упражнения («ручками похлопаем, ножками потопаем, давай коза попрыгаем»). В этой игре особое внимание нужно обратить на роль ведущего (козы), который должен придумать танцевальные движения, ритм  хлопков, а это уже элементы импровизации. Остальные участники должны чётко повторять движения ведущего, которые могут быть шутливого характера.

Игра «Воробушек» также предлагает ведущему придумать танцевальное движение, которое должны повторить остальные участники.

Игры: «Тетёра», «Сизый чижик», «Дударь» развивают чувство ритма и умение взаимодействовать с другими детьми. А также быструю реакцию и сообразительность.

Игра «А мы сеяли лен» рассказывает поэтапно всю технологию изготовления льняной одежды с момента посадки семян льна, сбора, обработки, до момента изготовления одежды. Дети инсценируют песню, имитируя действия посева, прополки, ссучивания (перед этим необходимо показать как из ваты, или клочка срезанной шерсти, путём вытягивания из  него тонкого пучка, а затем скручивания -получается нить).

Игра «Ворон и курица» с одной стороны учит импровизации (один и тот же диалог нужно каждый кон сыграть по-разному), а с другой – ловкости (нужно увернуться от ворона и не «оторваться» от других партнеров по игре).

Игра «Шишки, желуди, орехи» играется в нескольких вариантах, на первом этапе «Шишки-желуди» как более простая  игра, а затем более сложная: «Шишки, желуди, орехи».

Скороговорки не только развивают речь, но если предложить детям пропеть скороговорку на одной или нескольких нотах, то развивается понятие тональности и высотности звука.

Таким образом, через простые формы фольклора, такие как детские игры и песни, ребенок не только учится петь, но у него  развивается чувство ритма,  умение взаимодействовать в группе и в тоже время даёт возможность проявить индивидуальность, что в целом позитивно влияет на самооценку, даёт толчок к творчеству, пробуждает желание придумывать. Это или танцевальное движение, в инсценировке песни придумать новый жест походку, повадку, внести изменения в диалог  и т. д.

Рассказы о жизни наших предков, просмотр картин русских художников передвижников: Репина, Шишкина, Васнецова, а также песни «За реченькой- диво», «А во поле калина», «Дон -речушка течет», «Ой, да тучки темны», «Как за Доном, за рекой» все это способствует созданию творческой направленности ребенка. Способствует формированию личности, воспитывает чувство патриотизма.

Актуальность курса «У истоков народного творчества»:

В обращении Дмитрия Анатольевича Медведева Федеральному Собранию говорится «…При самом трезвом, критическом взгляде на отечественную историю и на наше далеко не идеальное настоящее. В любых обстоятельствах, всегда – вера в Россию, глубокая привязанность к родному краю, к нашей великой культуре. Таковы наши ценности, таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А говоря проще – таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией». Исходя из данного обращения, мы можем отметить, что актуальность данного курса основана на общих целях нашего государства.

Цели:

  • Ø приобщить детей к культуре своей родины;
  • создать условия для творческого развития ребенка;
  • Ø развитие творческих музыкальных способностей у детей, привлечение детей к творчеству, через ознакомление с народной культурой Дона и Кубани.

Задачи:

Воспитательные:

  •  Воспитать уважительное и бережное отношение к песенному фольклору, как источнику народной мудрости, красоты и жизненной силы.
  •  Воспитать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми.
  •  Воспитать творчески-активную личность.
  •  Создать условия для творческого общения разных поколений (преемственность поколений).

Образовательные:

  •  Формировать у ребят исполнительские навыки в области пения, движения.
  •  Формировать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления).
  •  Обучать воспитанников основам вокально-хорового искусства и вокально-хоровым навыкам.
  •  Помочь учащимся освоить музыкально-игровой, хороводный, плясовой  детский репертуар, приуроченный к традиционным праздникам народного календаря.
  •  Дать учащимся знания и представления о многообразии музыкально-поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте.

Развивающие:

  • Развивать исполнительские навыки, опираясь на традиционное фольклорное исполнение (в манере своего народа, своей местности).
  • Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.
  •  Формировать интерес и стремление к познанию глубинного содержания народной музыки на народных традициях и обычаях.

Примерное содержание 1 года обучения

Тема 1. Вводное занятие. Страницы зарождения народной культуры на Руси.  Народные сказители, гусляры, скоморохи.

Тема  2. «Народная литературно-песенная культура». . «Понятия:  фольклор,  сказка, быль, басня, прибаутка». Рассказ о фольклоре, народных разговорных жанрах – сказке и были, прибаутках и частушках, литературном жанре – басне.  «Прибаутки, считалочки, скороговорки»: прибаутки, считалочки, скороговорки, как часть народного фольклорного искусства. Их значение в жизни народа и традиционное применение. Знакомство, разучивание и проговаривание известных и малоизвестных прибауток, считалочек, скороговорок народов Дона и Кубани. Отработка произношения, дикции.

Тема3. «Народные игры с песнями». Разученные игры используются на каждом занятии, по мере необходимости. При 2х часовом занятии – проводятся по 1 игре (3-4 круга каждой игры) раз в 25 минут. «Тетёра»: кто такая «тетера»; особенности проведения игры, правила, варианты проведения. Разбор текста. Пение без игры. Пение с игрой. Разучивание движения  змейкой за водящим. Игра «А мы сеяли лен». Обсуждение процесса изготовления льняной одежды. Разбор текста (обсуждение слов и выражений: «сучили лен», «кужелек», «ткали лен» и др). Пение под аккомпанемент песни «А мы сеяли лен», пение а’капельно, пение с игрой. Пение с движением – быстрым шагом. Игра «Заинька попляши». Разбор текста, обсуждение правил игры. Рассказ о схожих играх «Как у деда Трифона», «Шла коза» и др. Пение под хлопки, пение с шагом, пение с танцем.

Тема 4. «Вокально-хоровое пение».Песня  «Летели две птички»: четкое произношение текста песни, артикуляция.  «Дон – речушка течет» – разучивание маршевой  песни, отработка чёткого ритма, звучание синхронное, громкое. Пение одновременно с маршировкой.  Песня-сказка «Посадил дед репку» – пение с инсценировкой. Умение петь с движением. (Изображение каждого персонажа посредством жеста,  мимики, движения чтобы персонаж без слов был узнаваем). «Козлик» – отработка чистого интонирования песни, пение синхронно, одновременно с аккомпанементом. Сюжет песни раскрывается путём понижения и повышения интонационно.

Тема 5. «Календарные песни». Авсень- Коляда, Летоисчисление от Рождества Христова, песни – прославляющие Христа.  Колядки. Щедровки.

Пение колядок под аккомпанемент и а’капельно.   «Пошла Коляда» – Разбор текста. Различия между щедровками и колядками. Пение  песни «Пошла Коляда», пение с хороводом.  «Весна-красна» – пение закличек, веснянок. Разучивание 4-ёх вариантов песни «Весна-красна».  «Масленица» – пение песни «Масленица» под живой аккомпанемент (фортепиано), пение под минус, пение под минус с движением в хороводе.

Тема 6 «Традиционные жанры народной песни».  «Плясовые песни» – История возникновения плясовых песен, основная тематика, их содержание, связь с народной традицией и обрядами. Разучивание песен под аккомпанемент фортепиано, балалайки: «Мы на Ярмарку ходили», «Эх, донские казаки», «Марусенька». Сочетание 2 хлопка-3 притопа – уметь выполнять движения одновременно с музыкой.  «Хороводные песни» -история возникновения хороводных песен, основная тематика, их содержание, связь с народной традицией и праздниками. Разучивание песни «Вот случилась вдруг беда» – хождение по кругу, движение «плетень» в медленном и быстром темпе одновременно с пением. Сужение и расширение круга в движении.  «Игровые песни» – История возникновения игровых песен, их содержание, связь с народной традицией, обрядами, ремеслом. Разучивание песен-игр «Чижик», «Дударь», «Со среды на вторник» и др. «Шуточные песни» – история возникновения шуточных песен, их содержание, связь с народной традицией, обычаями, праздниками. Разучивание шуточных песен «Шел козел по лесу», «Ярмарка», «У нас ноне», «Загорелась вдруг вода», «Тетушка-деленка», «Летели две птички» с шуточным припевом: « Щи, каша, лапша, простокваша-черемша, шуба-рвана, без кармана,без подбору сапоги».

Тема 7 «Частушки» – народная частушка и народы России.  Её особенности и смысловая нагрузка. Разучивание частушек, пение с пританцовкой. Умение обыграть текст мимикой и жестом.

Тема 8 «Слушание музыки» – песенные жанры, стили. Эмоции в песнях и музыке: веселая-грустная; быстрая-медленная; громкая-тихая; ритмичная- плавная. Песни-марши, песни – колыбельные. Умение различать на слух разнохарактерные песни.

Тема 9 «Работа по постановке голоса».  «Голос как духовой инструмент». Виды инструментов (струнные, духовые). Надувание шаров. Выдувание воздуха. Игра на флейте как аналог пения. Игра на флейте способствует развитию ребенка сразу по нескольким направлениям. С точки зрения музыкального развития это знакомство с высотностью, основами сольфеджио и развитие слуха в целом. С точки зрения индивидуального развития – флейта развивает координацию и мелкую моторику, что, как показывают различные психологические исследования, улучшает работу мозга в целом. В приложении дается краткое пособие по игре на флейте. «Округлый звук и его звучание». Повторение звука заданной высоты. Звук округлый не «Е», а «Э»; не «А», а «О» и т.д. «Техника пения с опорой на воздушный «столб» – отработка техники пения с опорой на выдыхаемый воздух. Чем больше воздуха выдуваем, тем громче поем. Поем «громко –тихо».

Тема 10. «Народная хореография».  Пританцовка на припеве – особенности танцев донских казаков (голова на месте, сдержанный не подпрыгивающий шаг). Положение рук у девочек: полусогнутые в локтях на уровне груди, а у мальчиков одна рука на поясе, а другая – за поясом большой палец, ближе к пряжке ремня. Трудности пения с пританцовкой. Особенности дыхания при пении с пританцовкой. В танцевальных песнях на припеве: носок-пятка с поворотом; три притопа. Приставной шаг, притопы(дублирование каждого шага). Приставной шаг. Танец на проигрыш в танцевальных песнях: приставной шаг на 3 счета – «шаг-два-три». 1-ый элемент- шаг правой, приставить левую ногу, правой  на месте притоп, 2-ой элемент шаг левой, правую приставить, левой на месте притоп и т. д.  Приставной шаг боковой парами: пары двигаются по кругу боком, руки лодочкой.На раз шаг вперед правой  по кругу, на два-приставить левую с приседанием.  Шаг кадрили:Приставной шаг- раз,два, три, а на четыре_пауза(остановка)  Простая круговая кадриль, парная кадриль, наборная кадриль.

Тема 11 «Шумовые народные инструменты». Народные инструменты – барабаны. Сведения о народных инструментах – барабанах. Исторический и музыковедческий материал, отражающий роль народного инструментального творчества в жизни разных слоев общества. Общее устройство и особенности игры. Разучивание ритмических рисунков на барабанах. За время занятий учащиеся должны:  овладеть элементарными приемами игры на барабанах; уметь держать заданный ритм и темп; применять ударный инструмент (барабаны ); уметь петь и одновременно простучать несложный ритм .

«Народные шумовые  инструменты – ложки, трещотки. Сведения о шумовых  инструментах – ложках, трещотках и их аналогах.   История их превращения в  шумовой народный инструмент, особенности игры. За время занятий учащиеся должны:  овладеть элементарными приемами игры на ложках; уметь петь и аккомпанировать песню.

В конце курса проводится педагогическая диагностика.

Методическое обеспечение

Учебный процесс состоит из  теоретических и практических занятий,  в основе которых лежат игровые формы и методы обучения.

Теория включает в себя: культурно-исторические сведения о процессе зарождения народной культуры; сведения о народной литературно-песенной культуре донских казаков; народные игры, календарные, плясовые, хороводные, игровые, шуточные песни, основанные на песенном фольклоре; сведения о частушках; знакомство с календарными праздниками и обрядами; знакомство с шумовыми народными инструментами.

Слушание и определение:  характера произведения (музыка: грустная – веселая);  звучание произведения: (громкое – тихое);     темпа произведения: (быстрый – медленный);  разбор текста произведения.

Практика включает в себя: работу над звуком; пение синхронное, одновременное с опорой на звук; пропевание звуков округло; проговаривание  слов – затем их пропевание; прохлопывание песни по слогам; повторение несложных ритмов; пение одновременно с несложными танцевальными движениями.

  1. Распевка

Вокально-хоровые навыки вырабатываются и закрепляются во время распевания. Время для распевания определяется руководителем в зависимости от творческих целей и конкретной ситуации. Упражнения должны быть разнообразны по музыкальному материалу и техническим задачам. Одни упражнения расширяют диапазон голоса, другие укрепляют дыхание, третьи развивают гармонический слух, улучшают дикцию.

С этой целью используются простейшие попевки в различном диапазоне. «Андрей-воробей, не гоняй голубей, гоняй галочек из-под палочек» на одном звуке, или усложнить на двух звуках в секунду, или по нисходящему квартовому ходу.

Использование отдельных интонаций новых песен.

2. Разучивание нового произведения

v     Рассказ о  песне: когда, где, зачем, и как они исполнялись.

v     Прослушивание песни в аутентичном исполнении (экспедиционные записи) в исполнении известных певцов, исполняющие песни в народной манере.

v     Разбор по голосам: верхний подголосок и самостоятельный (как правило) нижний голос. Разучивание основного нижнего голоса в удобном регистре.

v     Совместное пение с этнографическим образцом или пение с учителем. (Если данный образец исполняется в неудобном для детского голоса диапазоне).

v     Самостоятельное пение в удобном регистре.

3 .Повторение и закрепление материала.

v     Декламация песенных текстов в ритме напева с точным диалектным произношением.

v     Совместно с этнографическим образцом (проверочное) пение.

v     Самостоятельное пение в удобном регистре.

4. Занятие с движением.

Игра-любимая форма времяпровождения малышей. В народной игре дети учатся подчиняться правилам. Игра сближает детей в едином настроении. В игре исчезает недоверие друг другу, стираются различия между детьми возрастные, гендерные и другие. Особую радость детям доставляют ролевые игры, в которых происходит перевоплощение в каких-либо персонажей.  При этом дети передают свое отношение к персонажу через интонацию,  жест, движение, манеру двигаться.  Инсценирование, театрализация песни, как уже говорилось, пробуждает в ребёнке  творческое начало. Здесь могут быть использованы шуточные песни-дразнилки, частушки, танцевальные.

5. Народные инструменты.

В теоретическом разделе: даются сведения о народных шумовых и музыкальных инструментах,  исторических материалах, отражающих роль народного инструментального творчества в жизни разных слоев общества. Обучение игре на инструменте предусматривает групповые занятия.  В рамках обучения игры на простых народных инструментах у ребёнка появляется интерес к народному творчеству, а игра в ансамбле помогает не только ощутить свою  значимость, но и повысить самооценку.  За время занятий учащиеся должны: овладеть элементарными приемами игры на шумовых инструментах;    уметь держать заданный ритм и темп; применять ударные инструменты (барабаны, бубны, ложки, трещотки и др.);  уметь петь и одновременно простучать заданный  ритмический рисунок; сыграть на флейте несложную мелодию вступление к песне.

Формы и методы обучения. В процессе обучения используются следующие формы работы: рассказы; беседы; ролевые игры; игры мини-спектакли; мастер-класс народных исполнителей и умельцев; фольклорные праздники; отчетные концерты; экскурсии; посещение театров, музеев, концертов; совместный досуг детей и родителей.

Обобщение опыта реализации программы на примере казачьего фольклорного ансамбля «Феникс». В ходе реализации данной программы в период с 1997-2013 г. определились особенности, которые состоят в поэтапной реализации всех методов. На протяжении существования ансамбля нами осуществляется пропаганда народной песни и воспитание чувств патриотизма. Пробуждение творчества  в коллективе  носит практический характер – участники ансамбля осваивают  музыкальные инструменты блок-флейта, балалайка в народном строе (настройка по терциям мажорному трезвучию),барабан как  самостоятельно, а также с помощью педагога – руководителя ансамбля, а также с помощью интернета, самоучителя, чтобы использовать вновь приобретенные навыки на  концертах, для обогащения звучания исполняемых песен. Кроме традиционных уроков – репетиций с 2002 года, проводятся экскурсии в Азов, Старочеркасск, Новочеркасск, Танаис и т.д. Изучение истории и быта казачества осуществляются не только на уроках, но и самостоятельно, по рекомендованной литературе и в общении с подлинными носителями казачьей культуры. Так, в июле 2005, в Старочеркасске, с казаками–некрасовцами, участники ансамбля говорили, слушали и записывали песни, сохраненные и привезенные на историческую родину.

Посещение и участие в фольклорных праздниках, встречи с донскими художниками и народными умельцами, с керамистами  Л. Бычковой и О. Захаровым – изготовителем музыкальных керамических инструментов: свистулек и многоголосых окарин. Такие встречи не только расширяют кругозор, они увлекательны  и поучительны.

В 2000 году была найдена новая форма сольного концерта – музыкальный спектакль, с этого периода было подготовлено более 10 спектаклей-концертов, однако самыми любимыми являются празднование календарных праздников: “Приходила Коляда накануне Рождества” и “Пришла Масленица на широкий двор”. В спектакле дети рассказывают о традициях проведения таких праздников и показывают  песни,  хороводы, танцы, заклички,  щедровки, колядки, как веселились наши предки. В спектакле принимают участие все возрастные группы фольклорного кружка, начиная от самых маленьких и заканчивая студентами ростовских вузов. Участники сами изготавливают костюмы, декорации, атрибутику. Принимают участие в подготовке спектакля и родители. Такая форма находит живой отклик у зрителей, и была записана на радио и телевидении.

Перед школьниками и студентами города проводятся сольные лекции – концерты на различные темы: “Казаки в русско-турецких войнах”, “Проводы казака”.  Ежегодно в июне,  проводится лекция-концерт под условным названием: “Здравствуй лето!” о летних народных праздниках.


Библиографический список
  1. Акимова Т.М. Очерки истории русской народной песни. – Саратов, 1977.
  2. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. М.: Высш. шк., 2001.
  3. Бржезинская Н.А. Быт и культура донских казаков в песенном фольклоре // Вопросы казачьей истории и культуры: Выпуск 6 / М.Е. Галецкий, Н.Н Денисова, Г.Б. Луганская; Кубанская ассоциация «Региональный фестиваль казачьей культуры»; отдел славяно-адыгских культурных связей Адыгейского республиканского института гуманитарных Исследований им. Т.Керашева –Майкоп: Изд-во АГУ, 2011.
  4. Бржезинская Н.А. Воспитания толерантности в рамках обучения в фольклорном ансамбле // Современные научные исследования и инновации. – Ноябрь 2013. – № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/11/29137 (дата обращения: 13.12.2013).
  5. Бржезинская Н.А. Донская танцевальная песня в движении // Современные научные исследования и инновации. – Декабрь 2013. – № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/12/29138 (дата обращения: 13.12.2013).
  6. Бржезинская Н.А. История России в песнях донских казаков // Gesj: musicology and cultural science, №1, 2012. С. 67-72 (Грузинский научный журнал)
  7. Бржезинская Н.А. Кукла как элемент обучения в фольклорном ансамбле // Современная педагогика. – Октябрь 2013. – № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/10/1908 (дата обращения: 21.10.2013).
  8. Бржезинская Н.А. Обучение в фольклорном ансамбле как ресурс воспитания // Материалы антитеррористического фестиваля студенческой, научной и творческой молодёжи «Мир Кавказу». Ростов-на-Дону, 12-14 ноября 2012 г. В 2-х т. – М.: Изд-во «Кредо», 2013. С. 230-239.
  9. Бржезинская Н.А. Роль занятий в фольклорном ансамбле для формирования личности ребенка // Гуманитарные научные исследования. – Июнь 2013. – № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/06/3422 (дата обращения: 16.12.2013).
  10. Бржезинская Н.А. Фольклорный ансамбль как ресурс воспитания патриотизма // Education Sciences and Psychology 2013, No.1(23), с. 87-92.
  11. Бржезинская Н.А., Погонцева Д.В.  Патриотическое воспитание ребенка через изучение фольклора // Психология и социальная педагогика в системе гуманитарного знания // Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под. ред. к.п.н. доцента Асильдеровой М.М. – 3 декабря 2012 г. – Махачкала: АЛЕФ (ИП Овчинников), 2012. – 312 с.
  12. Бржезинская Н.А., Погонцева Д.В. Особенности формирования ценностно-смысловой ориентации ребенка через изучение фольклора. // Современная педагогика. – № 5 Май 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/05/1797
  13. Бржезинская Н.А. Фольклорный ансамбль как ресурс воспитания толерантности // Современная этничность и диалог культур: сборник научных работ / под ред. В.В. Сербиненко, Н.М. Асратяна. – Набережные Челны: ФГБОУ ВПО «НИСПТР», 2013. С. 24-31.
  14.  Дигун Т.В. О многоголосном строении протяжных песен Северского Донца. Диссертация. Ростов-на-Дону, 1982.
  15. Захарченко В.Г. Народные песни Кубани: Сборник. Краснодар: Кн. изд-во, 1987. 320 с.
  16. Кабанов А.С. О сохранении фольклорной песенной традиции в современности. М., 1978; Структура песенного репертуара в традиционных фольклорных коллективах донских казаков. М., 1983.
  17. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. – М., 1982.
  18. Круглов Ю.Г. Русские свадебные песни. – М., 1978.
  19. Лазутин С.Г. Русские народные песни. – М., 1965.
  20. Листопадов А.М. Песни донских казаков. Исторические песни. М., Музгиз, 1949.
  21. Песни Тихого Дона. Песенник Ростов н/Д: ООО Изд-во Юг, 1997.-32 с.
  22. Петрович М.А. Способы актуализации реалий в южнославянской волшебной сказке // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. Сер. Филология. – №2 (10). – 2010. – С. 68-75.
  23. Погонцева Д.В. Женская красота в русском фольклоре // GESJ:Musicology and Cultural Science, 2012, No.1(8), pp. 3-9
  24. Погонцева Д.В. Бумажная кукла – формирование образа женской красоты // GESJ:Education Sciences and Psychology, 2012 No.2(21), p. 42-46.
  25. Погонцева Д.В. Мать как образ женской красоты у женщин // Гуманитарные научные исследования. 2011. №1 (1). С. 4.
  26. Попова Л.В. Социально-психологические факторы процесса дарения в российской культуре // Северо-кавказский психологический вестник, 2011. Т. 9. №2, С.59-62.
  27. Попова Т. В. Русское народное музыкальное творчество. М.: Государственное музыкальное издательство, 1955. 125 с.
  28. Рудиченко Т.С. Певческая традиция донских казаков. Автореф. дис. канд. искусств. Ростов-на-Дону, 1995.
  29. Симаков В. Сборник деревенских частушек. Ярославль. Типография К.Ф. Некрасова, 1913. 364 с.
  30. Терещенко А.В. История культуры русского народа. М. Эксмо, 2007.
  31. Тумилевич Т.И. Донской фольклор о матери. Былины и песни. Ростов-на-Дону, 1983.
  32. Тумилевич Ф.В. Сказки и предания казаков-некрасовцев. Ростов-на-Дону, 1961.
  33. Фольклор Дона и Кубани. Под ред. А.И. Бусыгина. Ростов-на-Дону, вып. 2. 1941.
  34. Червяченко Г.А. О донской казачьей песне. // «Ой да, сторона ты моя». Ростов-на-Дону, 1979.
  35. Шангина И.И. Русские девушки. СПб.: Азбука-классика, 2007. 352 с.


Все статьи автора «vpgn»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: