В настоящее время в системе медицинского образования достаточно много внимания уделяется формированию компетенции здоровьесбережения. Данная компетенция является основой врачебной деятельности как совокупности профессиональных знаний, умений, навыков и мотивов, также является и основой формирования здорового образа жизни самого врача. Изучив результаты опытно-экспериментальной работы психолого-педагогической диагностики эффективности здравоцентрической системы обучения в медицинском вузе [1], отметим, что использование здравоцентрической системы обучения способствует эффективному формированию здоровьесберегающей компетенции будущего врача. Преподаватель высшей медицинской школы для реализации компетенции здоровьесбережения, для эффективности образовательного процесса должен затрачивать достаточно физических, психологических ресурсов, как для подготовки, проведения учебных занятий, так и для оформления методической работы. Учитывая этот факт, нами была поставлена цель: провести диагностику и проанализировать стрессоустойчивость преподавателей высшей медицинской школы с помощью методики определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге и методики диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана.
Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге – представлена шкала, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности. Респондент читает их и отмечает те жизненные события, которые происходили с ним в течение прошлого года (в нашем случае 2013 год). Итоговая сумма определяет степень сопротивляемости стрессу [2].
Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана (модификация В.В. Бойко) – опросник, который фиксирует степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизни [3]. По каждому пункту определяется показатель уровня фрустрированности. Он может варьироваться от 0 до 4 баллов. Выводы об уровне фрустрированности делаются с учетом величины балла (среднего балла) по каждому пункту. Чем выше балл, тем выше уровень социальной фрустрированности.
Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге была проведена в середине учебного года (начале календарного 2014 года) с преподавателями ВГМА им. Н.Н. Бурденко (30 человек, возраст от 25 до 60 лет). Проведя анализ результатов, можем заключить, что 86% опрошенных показали высокую степень сопротивляемости стрессу, 14% – низкую степень сопротивляемости стрессу. Проведя качественный анализ показателей методики, можем отметить, что жизненные события, которые в большей степени происходили с участниками исследования в прошлом 2013 году, были: Рождество, встреча Нового года, день рождения (учитываем тот факт, что исследование проводилось после новогодних каникул); изменений условий или часов работы; отпуск; реорганизация на работе; изменение привычек, связанных с питанием (количество потребляемой пищи, диета, отсутствие аппетита и т.д.). Однако, редко, но были отмечены и такие события как: изменений условий жизни; изменение в состоянии здоровья членов семьи; изменение индивидуальных привычек, связанных со сном, нарушение сна; изменение стереотипов поведения; выдающееся личное достижение успех.
Результаты методики диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана определили итоговый индекс уровня социальной фрустрированности – 1,7 балла – пониженный уровень фрустрированности преподавателей высшей медицинской школы в середине учебного года. Данные свидетельствуют, что 14 % опрошенных демонстрируют повышенный уровень фрустрированности, 43 % – пониженный уровень фрустрированности и 43 % – очень низкий уровень фрустрированности. Проведя качественный анализ, можем сказать, что респонденты своим образованием полностью или скорее удовлетворены; взаимоотношениями с друзьями, ближайшими знакомыми, коллегами, администрацией на работе, взаимоотношениями с пациентами – скорее удовлетворены; своим положением в обществе в равной степени и удовлетворенные, есть и те, кто ответил «скорее не удовлетворен» или «полностью неудовлетворен»; в меньшей степени удовлетворены материальным положением, жилищно-бытовыми условиями; однако, отношениями с супругой или супругом, ребенком или детьми, родителями в большей степени отвечали – «скорее удовлетворен». На оценку удовлетворенности обстановкой в обществе или государстве респонденты затруднялись ответить или были скорее не удовлетворены; сферы услуг, бытового и медицинского обслуживания, проведение досуга и возможность проводить отпуск отмечены как и скорее удовлетворен, так и скорее неудовлетворен в равной степени. Интересно, что своим образом жизни в целом 30% – «скорее не удовлетворены», 70% – скорее удовлетворены.
Подводя итог, проведенной нами диагностики и анализу стрессоустойчивости преподавателей высшей медицинской школы с помощью методик определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге и диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана, можем заключить, что в большинстве преподавателям высшей медицинской школы в середине учебного года свойственна высокая степень сопротивляемости стрессу и пониженный уровень фрустрированности. Это может объясняться тем, что диагностика проводилась после новогодних каникул и была возможность у преподавателей высшей медицинской школы восстановить свои физиологические и психологические ресурсы, к тому же диагностика проводилась в середине учебного года. В большинстве респонденты удовлетворены своим образом жизни в целом. Обстановкой в обществе или государстве скорее не удовлетворены, что, возможно, может компенсироваться удовлетворением отношениями с супругой (-ом), ребенком или детьми, родителями и направлением своих ресурсов на данные показатели, а также и на взаимоотношения с друзьями, ближайшими знакомыми, коллегами, администрацией на работе, с пациентами.
В качестве перспективы развития данного исследования стрессоустойчивости преподавателей высшей медицинской школы было бы интересным повторить диагностику в конце учебного года и сравнить полученные результаты.
Библиографический список
- Психолого-педагогическая диагностика эффективности здравоцентрической системы обучения в медицинском вузе / И.Е. Плотникова, С.Ю. Комова // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11-7. – С.1478-1482.
- Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге. URL: http://azps.ru/tests/2/tt18.html (дата обращения 04.04.2014)
- Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана. URL: http://azps.ru/tests/2/tt12.html (дата обращения 04.04.2014)