Пояснительная записка
Актуальность курса. Современная жизнь делает школе социальный заказ на гармонически развитую и духовно богатую личность. В формировании такого человека важную роль играет художественная литература. Именно чтение художественных произведений ведёт к раздумьям над окружающей действительностью, её законами, наблюдению за жизнью персонажей книги, их поведением, способствует духовно-нравственному и эстетическому воспитанию, стремлению занять достойное место в обществе, соответствующее желаниям и возможностям сформированной личности.
Духовную сущность современного человека помогает сформировать литературное краеведение. Именно оно способно воспитать любовь к Отчизне, которая начинается с любви к малой родине – селу, в котором родился или вырос.
Кошкинская земля славится именами многих известных людей: поэтов и писателей, артистов и художников, генералов и спортсменов.
Значимость курса. Введение элективного курса “Певцы земли Кошкинской” соответствует целям и задачам школы, одной из которых является углубленное изучение литературы, истории. Содержание курса сформировано таким образом, чтобы расширить филологические и исторические знания, полученные на уроках. Преподавание этого курса предполагает изучение текстов художественных произведений, что способствует формированию патриотизма, гражданственности. Отличительной чертой курса является единство новых научных подходов и методических приемов с классическими традициями российской филологической школы. Структура программы позволяет последовательно изучить особенности творчества поэтов, писателей и историков-краеведов Кошкинского района.
Перспективность. Программа способствует созданию у учащихся единых представлений о мире, так как интегрирует литературоведение, языкознание, историю, краеведение, является дополнительной подготовкой к сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе.
Курс направлен на будущее профессиональное самоопределение учащихся: при создании своих творческих работ школьники выступают в различных ролях (журналиста, фотографа, режиссера видеоматериала, художника, психолога). Это позволяет выявить предпочтения ребят в области журналистики, психологии, театра, кино и др.
Цели курса:
- дать представление о творчестве поэтов и прозаиков Кошкинского района, а также работах местных краеведов.
Для достижения этих целей выдвигаются следующие задачи:
- раскрыть многогранность человеческих судеб поэтов и писателей родного края;
- дать представление о направлениях и результатах исследований краеведов Кошкинского района;
- вызвать в учащихся чувство патриотизма, ответственности за свою малую родину, уважение к родителям и землякам;
- отработать навыки самостоятельной интерпретационной, исследовательской и аналитической работы с художественным текстом.
Планируемые образовательные результаты
Учащийся знает:
- основные сведения о жизни и творчестве поэтов и писателей Кошкинского района;
- содержание и художественные особенности изучаемых литературных произведений;
- ключевые направления и основные результаты исследований краеведов Кошкинского района;
- содержание и определение понятий: текстология, текстологический анализ, первоисточник, литературная критика, внешняя критика, внутренняя критика, ресурсы удаленного доступа, библиография, источниковедение, архивоведение;
- тексты, рекомендованные учителем для заучивания наизусть, критерии оценки выразительного чтения и средства речевой выразительности;
- важные события истории Кошкинского района, отражённые в произведениях местных авторов;
- алгоритм, приёмы и методы аналитической работы с художественным текстом.
Учащийся умеет:
- дать оценку произведения на основе личностного восприятия и осмысления его идейно-художественного своеобразия;
- установить связь идеи и содержания литературного произведения местного автора с исторической эпохой;
- оценить произведение с позиции современности и показать связь произведений местных авторов с произведениями художественной литературы России;
- применять литературоведческую терминологию при анализе литературного произведения;
- оперировать понятиями: текстология, текстологический анализ, первоисточник, литературная критика, внешняя критика, внутренняя критика, ресурсы удаленного доступа, библиография, источниковедение, архивоведение;
- выразительно читать наизусть отдельные произведения или их фрагменты;
- самостоятельно интерпретировать художественный текст, и проводить его анализ
Описание способов оценки планируемых результатов
Предлагаемые формы контроля носят рекомендательный характер и зависят от уровня литературоведческой и лингвистической подготовки учащихся и др.
В соответствии с целью курса и планируемыми результатами обучения были определены следующие виды и формы контроля.
I. Итоговый контроль проводится посредством:
- письменного теста, содержащего закрытые, открытые и полуоткрытые вопросы для проверки результатов;
- защиты проекта;
- создания собственного литературного произведения.
II. Промежуточный контроль проводится в форме:
- развёрнутый ответ на вопрос (устный и письменный);
- составление плана, тезисов к ответу на вопрос;
- составление теста по материалам курса;
- составление вопросов для интервью, диспута;
- характеристика персонажа;
- сравнительная характеристика нескольких персонажей;
- чтение произведений и их фрагментов наизусть;
- анализ текста в форме творческой работы.
- конспект;
- презентация, видеофильм,
- буклет;
- сочинения разных жанров (отзыв, рецензия, эссе, критический очерк, письмо-благодарность и др.).
- реферат, доклад, устное сообщение;
- тестирование (промежуточное).
Критерии оценки форм промежуточного контроля полностью соответствуют критериям их оценки в предметной области “Литература”.
Критерии оценки презентации, видеофильма и устного выступления (сообщения) на историческую, краеведческую тему даны в Приложении 2.
Описание оснований для отбора содержания образования
Программа курса разработана на материале поэтических и прозаических произведений писателей Кошкинского района, особое место в ней отводится изучению краеведческих материалов, полученных в результате научно-исследовательской деятельности историков-краеведов и многочисленных археологических экспедиций СамГУ и СамГПУ. Содержание курса не включено в базовые программы, но оно построено таким образом, что его изучение базируется на полученных ранее знаниях учеников, так как предлагаемый авторский курс является неотъемлемой частью филологического образования учащихся.
Курс предполагает изучение творчества местных поэтов и прозаиков, разных по художественному видению жизни, но близких в одном – в большой любви к своей земле, к землякам. Он сочетает литературу как искусство слова и краеведение. С одной стороны, элективный курс сохраняет среди своих целей формирование художественного вкуса школьников и развитие их творческих способностей, с другой стороны, предполагает формирование представлений учащихся о специфике литературы Кошкинского района.
Отбор текстов осуществлён с точки зрения нравственного и эстетического воспитания старшеклассников.
Структура курса. Программа курса состоит из трёх частей, органично дополняющих друг друга. Первая часть предполагает изучение историко – краеведческих сведений по материалам, опубликованным как отдельными изданиями, так и в периодической печати. Вторая часть предполагает изучение личности и творчества местных поэтов. Стихотворные тексты, вошедшие во вторую часть курса, отражают особенности лирического сознания, характерные для поэтов разных направлений и стилей. Третья часть курса посвящена изучению прозаических текстов кошкинских авторов.
В рассмотрение каждой темы учителем включаются сведения о жизни и творчестве автора, изучается одно или несколько его произведений, которые обязательно должны быть прочитаны учащимися, так как учитель должен опираться на непосредственное восприятие текста учениками. Учитель помогает им понять творчество писателя, определить его специфику, а также связь произведений данного писателя с произведениями писателей России.
Такое построение программы курса позволяет сформировать у учащихся представление о литературе родного края как литературе духовно богатой, яркой и разнообразной.
Теоретической основой данного элективного курса является литературоведческий, лингвистический, стилистический анализ текста; система филологических (литературоведческих и языковых) и исторических понятий.
Формы работы. В программе представлены разнообразные формы работы: практическая работа с художественными и историческими (краеведческими) источниками, семинары, конференции и практикумы, защита проектов, видео-урок, урок-путешествие, пресс-конференция, диалог с автором и др. Кроме этого, предусматривается самостоятельная работа учащихся по поиску необходимой информации, работа со словарями, научной и художественной литературой. Перед изучением каждого произведения учащимся предлагается система вопросов, направленных на развитие литературоведческой наблюдательности.
Многообразие форм работы позволяет проводить фронтальную, групповую и индивидуальную организацию познавательной деятельности, конструировать учебные занятия по нарастающей, последовательно погружать школьников в суть учебной проблемы, актуализировать ранее полученные знания, вводить новые источники информации, постепенно усложнять приёмы познавательной деятельности, подводить учащихся к самостоятельным выводам и оценкам такого субъективного, динамично меняющегося явления, как литературный процесс.
Характеристика ресурсов, необходимых для реализации курса
Дидактические:
- сборники произведений и отдельные издания поэтов, прозаиков и краеведов Кошкинского района;
- неопубликованные произведения местных авторов;
- портреты изучаемых авторов, краеведов;
- фотографии и иллюстрации.
Материальные:
В работе используются компьютерный класс с подключением к сети Интернет, проектор, экран, аудио- и видео- воспроизводящие системы, медиатека, фонды районной и школьной библиотек, Кошкинского историко-краеведческого музея, архива.
Временные:
Курс “Певцы земли Кошкинской” – элективный курс для учащихся 10 11 классов и рассчитан на 34 часа (занятия проходят 1 раз в неделю).
В Программе курса дано примерное распределение количества часов. Учитель может изменить его, исходя из конкретных условий работы с профильными классами или из своих собственных методических соображений.
Организационные:
- Организация встреч с авторами и краеведами.
- Экскурсии в Кошкинский историко-краеведческий музей, районный архив и т.д.
Многие из современных авторов проживают в райцентре. Среди них люди с активной жизненной позицией, образованные, они с удовольствием идут на контакт с молодёжью. Встречи со школьниками, изучающими их творчество, участие в круглых столах актуальны не только для ребят, но и для авторов.
Тематическое планирование
Введение.
Организационное занятие, где сообщаются цели и задачи курса, его актуальность, структура, основные виды деятельности в течение курса, список авторов и текстов, предполагаемые результаты.
Литературное краеведение как составная часть литературоведения, учебная дисциплина и общественное движение. Понятие “литературная жизнь края”.
Практическая деятельность: конспектирование.
Раздел 1. Историко – краеведческие сведения о родном крае.
История земли Кошкинской
Конференция. Примерные темы докладов, сообщений:
- У истоков земли Кошкинской (история образования с.Кошки)
- Почему Кошки? (К вопросу о происхождении топонима).
- Кошки в период крепостного права.
- Революционное движение в Кошкинском районе.
- Годы Великой Отечественной войны.
- Современные Кошки.
Практическая деятельность: сообщение по теме конференции, выступление с докладом, компьютерная презентация.
Запомни эти имена!
Занятие посвящено тем, кто прославил Кошкинскую землю в той или иной области жизни: Петров – Георгиевский, Видяев Ф.А., Вяхирев Р.И., Морозов И.И., Руднев А.А., Карягин П.М., и др.
Посещение Кошкинского историко-краеведческого музея.
Практическая деятельность: выступления групп, оформление и представление материала в различной форме.
Кошкинские краеведы.
Обзор историко – краеведческих материалов.
Публикации Кирьянова Н.Ф., Арнольдова Н.А., Курскова Н.А. Широта и научность исследований. Вклад других краеведов в исследование истории района. Встреча с краеведами Чугуновым Н.И., Тайновым Н.К.
Практическая деятельность: работа с информацией, создание памятки или алгоритма работы с различными источниками, конспектирование, подготовка вопросов для интервью с краеведом, проведение интервью, посещение музея.
Самостоятельная деятельность: тестирование.
Раздел 2. Поэты земли Кошкинской
И. Акулиничев.
Жизнь и творчество поэта. Тематическое и жанровое многообразие лирики в сборниках: “Когда уходит август”, “Ржаное солнце”, “Вербы над водой”, “Бабушкины жаворонки”, “Сенокос”, “Земляничный край”, “Родная земля”, “Васильки во ржи”. Концепция мира и человека в сборнике “Земляничный край”. Тема природы и родины в лирике поэта. Традиции русской классической литературы в творчестве И. Акулиничева.
Встреча с автором.
Практическая деятельность: конспектирование, анализ лирического произведения, чтение наизусть, создание буклета (компьютерной презентации).
Самостоятельная деятельность: написать рецензию на произведение или написать вступительную статью к сборнику любимых стихов этого автора, тестирование.
А. Строкин.
Страницы биографии поэта. Глубокое чувство родной природы и Родины и ее идейное звучание в поэзии А. Строкина. Особенности художественного мира поэта в цикле “Я люблю наши нивы”.
Практическая деятельность: сообщение, анализ лирического произведения, компьютерная презентация.
Самостоятельная деятельность: написать рецензию на произведение.
И. Кочнев.
Жизнь и творчество. Тематическое многообразие лирики. Особенности
художественного мироощущения. Гражданская позиция автора в цикле “Оставить след, ничуть не наследив…”
Практическая деятельность: устное сообщение, составление тезисов к ответу на вопрос, анализ лирического произведения, компьютерная презентация.
Самостоятельная деятельность: развёрнутый ответ на вопрос.
И. Гришин.
Очерк жизни и творчества. Цикл “Фронтовая тетрадь”. Тема Родины и гражданского мужества. Организация и ключевые образы цикла. Образы – символы. Своеобразие лирики.
Посещение Кошкинского историко-краеведческого музея (районной библиотеки).
Практическая деятельность: устное сообщение, составление плана ответа на вопрос, компьютерная презентация к устному сообщению.
Самостоятельная деятельность: анализ лирического произведения.
Г. Сагиров.
Личность и судьба поэта, прозаика и художника. Лирика. Природа родного края в творчестве поэта. Художественный мир цикла “Зимние цветы”.
Практическая деятельность: конспектирование, анализ лирического произведения, компьютерная презентация, работа с
Самостоятельная деятельность: развёрнутые ответы на вопросы, творческая работа.
Т. Еремеева.
Очерк жизни и творчества. Образ лирической героини в поэзии Т. Еремеевой. Образ мамы и бабушки в цикле “Милая моя”. Философские
мотивы в цикле “Я вернусь”. Любовная лирика.
Практическая деятельность: сообщение, анализ лирического произведения, создание компьютерной презентации.
Самостоятельная деятельность: чтение наизусть, написание вступительной статьи к сборнику любимых стихов Т. Еремеевой.
Д. Силантьев. Биографические сведения. Основные темы и идеи лирики. Сборник “Живи, любовь…” Своеобразие поэтического стиля. Особенности художественного мира поэта.
Практическая деятельность: устное сообщение, цитатный план по теме: “Особенности художественного мира поэта”, развёрнутый ответ на вопрос, чтение наизусть.
Самостоятельная деятельность: творческая работа.
И. Сидоров.
Краткие сведения о жизни и творчестве. Философские и нравственные мотивы лирики поэта. “Разве можно забыть своей жизни начало?”, “Свидание с Кондурчой”, “Мама машет мне белым платочком…”
Практическая деятельность: устное сообщение, анализ лирического произведения, компьютерная презентация, составление вопросов к интервью.
Самостоятельная деятельность: творческая работа.
А. Кузьмин.
Краткий очерк жизни и творчества. Отражение сознания современного человека на страницах поэтических произведений А. Кузьмина.
Практическая деятельность: устное сообщение, развёрнутый ответ на вопрос, компьютерная презентация.
Самостоятельная деятельность: анализ лирического произведения.
Н. Александров.
Краткие сведения о жизни и творчестве. Основные темы и мотивы лирики, ее особенности. Поэтический мир Александрова. Цикл “Гимн весне”.
Практическая деятельность: устное сообщение, анализ лирического произведения, компьютерная презентация, чтение наизусть.
Самостоятельная деятельность: развёрнутый ответ на вопрос.
Л. Фролов.
Краткие сведения о жизни и творчестве. Своеобразное восприятие остроты бытия в лирике Л. Фролова. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы. “Смятение”.
Практическая деятельность: устное сообщение, анализ лирического произведения, чтение наизусть.
Самостоятельная деятельность: создание презентации о поэте-фронтовике, тестирование.
Раздел 3. Прозаики земли Кошкинской
Е.В. Лазарев.
Жизнь и творчество. Тематическое многообразие произведений писателя. Тема детства в повести “Серёжкино лето”. Женские образы в рассказах “Катькины слёзы”, “Машенька”, “Верзилиха”. Сложность человеческих отношений, тема отцов и детей в рассказах “Крестьянское гнездо”, “Сеновал”, “Родная сторона”, “Жених и невеста”, “Вдохновение”. Мастерство писателя в пейзажных зарисовках “Сухая грива”, “Листопад”, “Вкус воды”, “Ночная песня”. Традиции русской классической литературы в творчестве Е.В. Лазарева.
Практическая деятельность: устное сообщение, составление плана, тезисов к ответу на вопрос, характеристика персонажа, компьютерная презентация, буклет.
Самостоятельная деятельность: сравнительная характеристика героев литературного произведения.
Н.А. Арнольдов.
Жизнь и творчество. Самобытность учёного, краеведа и писателя. Философское отображение жизни в художественных произведениях автора.
Практическая деятельность: устное сообщение, компьютерная презентация, характеристика героя литературного произведения.
Самостоятельная деятельность: творческая работа.
В.П. Малов.
Жизнь и творчество. Самобытность поэта и писателя. Книга притч “Колокольный звон” и лирических миниатюр “Первый поцелуй” как философское отображение жизни. Поэтический сборник “Утренняя песня”. Основные темы и идеи лирики поэта.
Практическая деятельность: устное сообщение, составление вопросов для интервью, характеристика героя литературного произведения, составление плана ответа на вопрос, компьютерная презентация.
Самостоятельная деятельность: творческая работа (притча)
В.Г. Бурнаевский.
Жизнь и творчество. Великая Отечественная война в произведениях писателя. Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма советских моряков в циклах военно-морских рассказов. Тема гражданской войны в повести “В окрестностях Кондурчи”.
Практическая деятельность: устное сообщение, компьютерная презентация, составление плана, тезисов к ответу на вопрос.
Самостоятельная деятельность: развёрнутый ответ на вопрос.
Зачёт по курсу
Самостоятельная деятельность: тестирование, защита проекта (реферата).
Учебно – тематическое планирование
№ п/п |
Раздел, тема |
Количествово часов |
Формы контроля (вариативно) |
|||
Всего |
Аудиторных |
Внеаудиторных |
В т.ч. на практич. деятельность |
|||
Введение.
|
1 |
1 |
Конспект | |||
История земли Кошкинской.
|
1 |
1 |
1 |
Реферат, доклад, устное сообщение
Презентация. |
||
Запомни эти имена!
Видяев Ф.А., Вяхирев Р.И., Морозов И.И., Руднев А.А., Карягин П.М., Георгиевский и др. |
2 |
1 |
1 |
1 |
Презентация. Реферат (или доклад, устное сообщение) |
|
Кошкинские краеведы.
Кирьянов Н.Ф., Арнольдов Н.А., Курсков Н.А., Чугунов Н.И. Вклад других краеведов. |
2 |
1 |
1 |
1 |
Конспект. Вопросы для интервью с краеведом Тестирование. |
|
Поэты земли Кошкинской |
||||||
И. Акулиничев. Жизнь и творчество. Лирика. “Сенокос”, “Земляничный край”, “Родная земля”, “Васильки во ржи” |
3 |
2 |
1 |
2 |
Конспект
Реферат (или доклад, устное сообщение) Развёрнутые ответы на вопросы. Сочинение. Презентация, буклет. Чтение наизусть. |
|
А. Строкин. Страницы биографии. Цикл стихов “Я люблю наши нивы”. |
2 |
2 |
2 |
Сообщения, доклады учащихся.
Чтение наизусть. Составление теста. |
||
И. Кочнев. Жизнь и творчество. Особенности художественного мироощущения в цикле “Оставить след, ничуть не наследив…” |
2 |
2 |
2 |
Составление тезисов к ответу на вопрос.
Устное сообщение Развёрнутые ответы на вопросы. |
||
И. Гришин. Цикл “Фронтовая тетрадь”. |
2 |
1 |
1 |
2 |
Составление плана ответа на вопрос.
Сочинение. Чтение наизусть. Презентация, буклет. |
|
Г. Сагиров. Личность и судьба. Художественный мир цикла “Зимние цветы”. |
2 |
1 |
1 |
1 |
Конспект
Реферат (или доклад, устное сообщение) Развёрнутые ответы на вопросы. Творческая работа. |
|
Т. Еремеева. Страницы биографии. Цикл “Милая моя”, “Я вернусь”. Любовная лирика. |
1 |
1 |
1 |
Презентация.
Сообщение Чтение наизусть. |
||
Д. Силантьев. “Живи, любовь…” . |
2 |
2 |
2 |
Реферат (или доклад, устное сообщение)
Развёрнутые ответы на вопросы. Чтение наизусть. |
||
И. Сидоров. “Разве можно забыть своей жизни начало?”, “Свидание с Кондурчой”, “Мама машет мне белым платочком…” |
1 |
1 |
1 |
Реферат (или сообщение)
Развёрнутые ответ на вопрос. Презентация. Составление вопросов для интервью. |
||
А. Кузьмин. Отражение сознания современного человека в цикле “Солнышко моё..” |
1 |
1 |
1 |
Реферат (или сообщение)
Презентация. Чтение наизусть. |
||
Н. Александров. Цикл “Гимн весне”. |
1 |
1 |
1 |
Развёрнутый ответ на вопрос
Чтение наизусть. Презентация. |
||
Л. Фролов. Лирика. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы. |
2 |
2 |
2 |
Развёрнутые ответы на вопросы.
Презентация. Чтение наизусть. Тестирование. |
||
Прозаики земли Кошкинской |
||||||
Е.В. Лазарев. Жизнь и творчество. Повести и рассказы. |
2 |
2 |
2 |
Сообщение.
Сочинение. |
||
Н.А. Арнольдов. Жизнь и творчество. Повести и рассказы. |
1 |
1 |
1 |
Сообщение.
Презентация, буклет. Сочинение-миниатюра. |
||
В. Малов. Жизнь и творчество. Книга притч “Колокольный звон”. Книга лирических миниатюр. Поэтический сборник. |
2 |
1 |
1 |
2 |
Реферат (или сообщение).
Вопросы для интервью. Сочинение. Творческая работа (притча) |
|
В. Бурнаевский. Очерк жизни и творчества. Военно – морские рассказы. Повесть “В окрестностях Кондурчи” |
1 |
1 |
1 |
Сообщение
Презентация. Развёрнутый ответ на вопрос. |
||
Зачёт по курсу |
3 |
3 |
3 |
Составление тестов по курсу.
Защита проекта. Тестирование. |
||
Итого: |
34 |
28 |
6 |
29 |
Художественная литература
- Акулиничев И.Ф. Бабушкины жаворонки: Стихи.- Самара: Кн. изд-во, 1993
- Акулиничев И.Ф. Васильки во ржи: Стихи.- Димитровград: ООО “Издательский центр “ЮНИПресс”, 2007
- Акулиничев И.Ф. Вербы над водой: Стихи.- Куйбышев: Кн. изд-во, 1982
- Акулиничев И.Ф. Земляничный край: Стихи.- Самара: издат. комплекс ГУВД Самарской области, 2003
- Акулиничев И.Ф. Когда уходит август: Стихи.- Куйбышев: Кн. изд-во, 1975
- Акулиничев И.Ф. Ржаное солнце: Стихи.- Куйбышев: Кн. изд-во, 1979
- Акулиничев И.Ф. Родная земля: Стихи.- Димитровград: изд-во “Посад Мелекесс”, 2005
- Акулиничев И.Ф. Сенокос: Стихи.- Самара: издат. комплекс ГУВД Самарской области, 2000
- Акулиничев И.Ф. Осень в рябиновых бусах: Стихи. – Самара: Русское эхо, 2009
- Акулиничев И.Ф. Полынь: Стихи. – Самара. – Русское эхо, 2011
- Арнольдов Н.А. Когда дело – труба // Маяк Ильича. – 1986.- 1 февраля
- Арнольдов Н.А. Дефицит. Старая сказка на новый лад // Маяк Ильича. – 1988.- 1 января
- Арнольдов Н.А. Макраме // Северные Нивы – 2002. – 21 декабря
- Еремеева Т. Волшебное лето: Сборник стихотворений. – с.Кошки: МУП “Кошкинская районная типография”, 1999
- Кондурчинское раздолье: Сборник стихотворений. / Под редакцией И.Ф. Акулиничева.- Самара: издат. комплекс ГУВД Самарской области, 2000
- Малов В.П. Колокольный звон. Первый поцелуй. Притчи.- Димитровград: изд-во “Посад Мелекесс”, 2001
- Малов В.П. Утренняя песня: Стихи.- Димитровград: изд-во “Посад Мелекесс”, 2004
- Малов В.П. Время цветения гвоздики: Стихи.- Димитровград: ООО “Издательский центр “ЮНИПресс”, 2006
- Малов В.П. Строчки по кочкам.- Димитровград: ООО “Издательский центр “ЮНИПресс”, 2007
- Малов В.П. Отвергни боль – Димитровград: ООО “Издательский центр “ЮНИПресс”, 2012
- Сагиров Г.Ш. Свежий ветер. – Казань: Татарское книжное издательство, 1970
- Сагиров Г.Ш. Подсолнухи. – Казань: Татарское книжное издательство, 1983
- Сагиров Г.Ш. Неповторимая мелодия. – Казань: Татарское книжное издательство, 1994
- Сагиров Г.Ш. Неповторимая мелодия. – Самара: Самарский Дом печати, 1999
- Сагиров Г.Ш. Два солнца: Стихотворения, рассказы – Ульяновск: Областное книжное издательство “Симбирская книга”, 2000
- Сагиров Г.Ш. Счастливое утро: Стихи. – Казань: Татарское книжное издательство, 2002
- Силантьев Д.М. Живи, любовь…; Сборник стихов – Самара: АНО “Издательство СНЦ РАН”, 2005
Литература по краеведению
- Арнольдов Н.А. Сохранилось в памяти народной // Самарский краевед – Самара, 1991
- Арнольдов Н.А.В те далёкие времена // Маяк Ильича. – 1985.- 1 октября
- Арнольдов Н.А.Из глубины веков // Маяк Ильича. – 1987.- 7 мая
- Арнольдов Н.А. История в названиях // Маяк Ильича. – 1988.- 3 марта
- Арнольдов Н.А. Почему Кошки // Маяк Ильича. – 1989.- 27 мая
- Арнольдов Н.А. Происхождение села // Маяк Ильича. – 1989.- 30 мая
- Арнольдов Н.А. Становление // Маяк Ильича. – 1989.- 1 июня
- Арнольдов Н.А. О Кошках и Кондурче // Маяк Ильича. – 1992.- 24 ноября
- Арнольдов Н.А. Откуда есть пошла земля кошкинская: историческая справка // Преображенская слобода. – 1999 – 6 марта
- Арнольдов Н.А. И знать, и помнить // Северные Нивы – 2001 – 17 февраля
- Арнольдов Н.А. Село Кошки и всемирная история // Северные Нивы – 2001 – 14 августа
- Арнольдов Н.А. Край наш Кошкинский. Исторический краеведческий словарь – справочник. – Кошки: МУП “Кошкинская районная типография”, 2005
- Арнольдов Николай Анатольевич. Учитель с учёной степенью: Библиографический указатель. – с. Кошки, Самарской обл., 2004
- Кирьянов Н.Ф. Сквозь мглу веков: Исторические очерки. – Димитровград: изд-во “Посад Мелекесс”, 2000
- Курсков Н.А. Очерки по истории Кошкинского района // “Маяк Ильича”, 1979-1981гг.
- Познавая прошлое: История Кошкинского района с древнейших времён и до начала ХХ века в публикациях, документах, материалах: Библиографический указатель – Кошки, Самарской обл., 2005
- Чугунов Н.И. Из истории Кошкинского района. – Димитровград: ООО Издательский центр “ЮНИПресс”, 2012
Литература для учителя
- Анализ художественного произведения. Художественное произведение в контексте творчества писателя. Пособие для учителя. Под ред. М.Л.Семановой. – Москва, «Просвещение», 1987.
- Каганович С.Л. Новые подходы к школьному анализу поэтического текста. // Литература. Приложение к газете «Первое сентября». 2004, №6, с.2-6.
- Каганович С.Л. Технология обучения анализу поэтического текста. Материалы к уроку. // Русская словесность. 2003, №1.
- Машталер О.Е. Лингвистическая лаборатория на уроке. // Русский язык в школе. 1999, №6, с.41.
- Перепёлкин М.А. Анализ лирического произведения: Учебно-методическое пособие. – Самара: Изд-во “Самарский университет”, 2011.
- Чугунов Н.И. Из истории Кошкинского района. – Димитровград: ООО Издательский центр “ЮНИПресс”, 2012
Литература для учащихся
- Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. – М., 1985.
- Вартаньянц А.Д., Якубовская М.Д. Поэтика. Комплексный анализ художественного текста. – М: АО «Аспект Пресс», 1994
- Введение в литературоведение. – М: Высш.шк.; Изд.центр «Академия», 2000
- Волков И.Ф. Теория литературы. – М: Просвещение; Владос, 1995
- Гинзбург Л. О литературном герое. – Л., 1979.
- Квятковский А.П. Поэтический словарь. – М: «Сов. энциклопедия», 1966.
- Литературная энциклопедия терминов и понятий./ Под редакцией А.Н. Николюкина. – М., 2001.
- Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – Л., 1971.
- Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – Л., 1972 (и др. изд.)
- Николина Н.А. Филологический анализ текста. – М., 2003.
- Скрипов Г.С. О русском стихосложении: Пособие для учащихся. – М., 1979.
- Энциклопедический словарь юного литературоведа. / Сост. В.И. Новиков. – М: Педагогика, 1998