УДК 347.92

ИССЛЕДУЮ – ИСПОЛНЯЮ – ИЗОБРЕТАЮ! (АКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ)

Сараева Светлана Валерьевна
МБОУ ДОД ДШИ № 11 г. Новосибирска
кандидат искусствоведения, преподаватель сольфеджио и музыкальной литературы

Аннотация
Актуальность данного направления обусловлена поиском педагогических технологий, направленных не только на активизацию познавательного потенциала учащихся, но и повышение интереса к изучаемым предметам, а также музыкальному искусству в целом. Настоящее глубинное осмысление музыкального языка возможно только посредством комплексной деятельности детей: исследовательской, исполнительской и композиторской. Только в гармоничном сочетании и взаимодействии этих трех основных видов музыкальной деятельности начинает формироваться феномен настоящего музыканта.

Ключевые слова: активные педагогические технологии, музыкально-теоретический курс


EXPLORE - EXECUTE - INVENT! (ACTIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGY IN THE CLASS-ROOM MUSICAL-THEORETICAL COURSE IN CHILDREN'S SCHOOL OF ART)

Saraeva Svetlana Valerievna
Children's Art School № 11 of Novosibirsk
PhD in Art History, teacher of music theory

Abstract
Relevance of this finding is due to the direction of educational technologies aimed not only at enhancing cognitive potential of students, but also an increasing interest in the studied subjects, as well as the art of music as a whole. Real deep understanding of the musical language is possible only through a comprehensive children's activities: research, performing and composing. Only in a harmonious combination and interaction of these three basic types of musical activity begins to form this phenomenon musician.

Библиографическая ссылка на статью:
Сараева С.В. Исследую – исполняю – изобретаю! (Активные педагогические технологии на уроках музыкально-теоретического курса в Детской школе искусств) // Современная педагогика. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/09/2658 (дата обращения: 12.07.2023).

Современная ситуация в обучении достаточно специфична. Мир наших детей переполнен информацией в такой степени, что их сознание в какой-то мере начинает сопротивляться ее усвоению. В этом плане преподаватель ищет такие формы работы, которые способствуют максимальной активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Важнейшее триединство музыкальной деятельности – композитор – исполнитель – слушатель – обязательно должно быть использовано в методическом комплексе преподавателя теории музыки. Каждый ученик для наиболее полного и глубокого осмысления языка музыки должен попробовать себя в роли и исследователя, и исполнителя, и изобретателя. Отсюда возникает триединство педагогических технологий, столь важное именно для музыканта: эвристика – игра – творчество (исследую – исполняю – изобретаю).

На начальном этапе изучения материала наиболее эффективным нам видится проблемно-эвристический метод. Как подчеркивает Андреев В. И.: «Центральная проблема эвристики – это проблема активизации, интенсификации и на этой основе существенное повышение эффективности различных видов творческой деятельности» [1, с. 17]. Проблемный и эвристический подходы, сочетаясь в рамках одного урока, несомненно, усиливают свое развивающее воздействие на учащихся. Хуторской А. В. пишет о том, что «эвристическое обучение отличается от проблемного. Цель проблемного обучения – усвоение учениками заданного предметного материала путём выдвижения учителем специальных познавательных задач-проблем. Методика проблемного обучения построена так, что ученики “наводятся” учителем на известное решение или направление решения задачи. Эвристический же подход к образованию позволяет расширить возможности проблемного обучения, поскольку ориентирует учителя и ученика на достижение неизвестного им заранее результата» [8].

В рамках проблемно-эвристического урока учащиеся с помощью преподавателя определяют проблематику изучаемой темы и предлагают решения. Как правило, само начало урока несет в себе проблемную ситуацию: не традиционное утверждение темы, а вопрос о ней. Учащиеся должны определить ее сами по какому-то определяющему признаку: высказыванию третьих лиц, музыкальному фрагменту, произведению литературы или живописи.

Так, например, в начале урока по слушанию музыки «Тайны джаза: средства музыкальной выразительности» учащимся предлагается определить музыкальный стиль, которому будет посвящен урок по следующему высказыванию о нем американского композитора Леонарда Бёрнстайна: «Я люблю его за то, что он… никогда не бывает окончательно печальным или окончательно весёлым… самый что ни есть весёлый, буйный он всегда чуть-чуть отдает горечью… Я люблю его юмор. Он действительно играет нотами. Говоря о музыке, мы всегда употребляем слово «играть» – мы играем Брамса или Баха, хотя термин этот гораздо больше подходит к теннису. Но этот стиль – и в самом деле игра. Он «дурачится» с нотам, забавляется с ними…». Затем можно предложить детям прослушать джазовую композицию, после чего они отвечают на вопрос, какому музыкальному стилю посвящен урок.

Далее в процессе прослушивания и анализа музыкального материала следуют методы эвристической беседы, мозгового штурма по поводу изучаемого материала. В частности, результаты мозгового штурма можно воссоздать в итоговой рефлексии. Например, после прослушивания музыкального материала, происходит обсуждение с детьми следующих вопросов: какими прилагательными вы могли бы описать джаз? Какой он? Что делает джаз? Какой небольшой фразой вы могли бы описать джаз? Какие синонимы, ассоциации приходят вам в голову при слове джаз? Все эти моменты эффективно используются в заключительной части урока в частности при сочинении синквейна.

В заключительной части урока необходима рефлексия, резюмирование, закрепление ключевых моментов новой темы. Здесь весьма уместны методы эвристических вопросов, которые может задавать не только преподаватель, но и сами учащиеся, выступая в роли учителя. Несомненно, большим эффектом обладает технология дидактического синквейна (первая строка которого заключает в себе одно слово, обозначающее предмет о котором идет речь, вторая – два слова – описание его признаков, свойств, третья – три глагола – его действия, четвертая – фраза из четырех слов, описывающая отношение к нему автора синквейна и, наконец, пятая – одно слово-резюме, характеризующее его суть). Пример синквейна к слову «джаз»: 1. Джаз. 2. Яркий, гибкий. 3. Импровизировать, двигаться, изменяться. 4. Джаз похож на красивую свободную птицу. 5. Джаз – это свобода творчества. 3. Сочинение синквейна формирует у детей не только творческие способности, но навыки анализа (умение находить в материале наиболее значимые моменты, предлагать соответствующие выводы и давать им лаконичные формулировки). Технология составления синквейна способствует решению задач сразу нескольких образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

Для более глубокого усвоения нового учебного материала можно порекомендовать творческие формы домашнего задания. Например, составить кроссворд, ребус, вопросы к викторине по изученной теме. Таким образом, проблемный подход возможно реализовывать посредством различных уровней, начиная от формулировки проблемной задачи, нахождения способов ее решения и заканчивая самоконтролем его выполнения.

Применяя проблемно-эвристическую технологию, преподаватель открывает в учащемся настоящего исследователя, творца, причем образовательный материал открывается для него в первую очередь актуальными для учащегося гранями. «Ученик составляет план своих занятий, определяет личную позицию в отношении ключевых проблем из различных областей деятельности, например: разрабатывает собственную версию происхождения мира, выполняет математическое исследование, сочиняет стихи, придумывает техническую конструкцию. Процесс обучения насыщается личностными знаниями и опытом учащихся. В результате ученики выстраивают индивидуальные траектории в изучаемых образовательных областях. Одновременно они знакомятся с классическими достижениями специалистов в изучаемых областях, но не ограничиваются лишь усвоением внешнего материала» [8]. Пропуская этот материал через свой мыслительно-творческий аппарат, учащиеся не только лучше воспринимают информацию, но и воспитывают в себе новые, необходимые музыканту навыки.

Весьма важным является и то, что отмечает в своей работе Хуторской: «Целью эвристического обучения является не передача ученикам опыта прошлого, а создание ими личного опыта и продукции, ориентированной на конструирование будущего в сопоставлении с известными культурно-историческими аналогами» [8]. И в этом смысле проблемно-эвристический подход, несомненно, соприкасается с творческо-деятельностным.

Для закрепления материала весьма эффективным представляется творческо-деятельностный подход, который обладает чрезвычайно мощным потенциалом. В первую очередь здесь делается акцент на практической деятельности посредством которой происходит более эффективное усвоение теоретического материала. Таким образом, важнейшей характеристикой творческо-деятельностного подхода является включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. В этой связи российский музыковед Шатковский Г.И. подчеркивает: «Начиная с середины прошлого века произошло разделение труда: одни стали главным образом сочинять, другие – исполнять, третьи – анализировать. Такое положение вещей пагубно отразилось на воспитании музыкантов. Не случайно наши современники, имеющие музыкальное образование, то есть закончившие школы и училища и даже консерватории, не редко не могут не только импровизировать, но даже гармонизовать за инструментом подчас простейшие мелодии. Полноценным музыкантом может стать лишь тот, кто будет заниматься музыкой комплексно (по принципу синтеза): одновременно и теорией, и исполнительством, и композицией» [9, с.5]. Только пропуская новое знание через себя учащийся действительно впускает себя это новое знание. Эффективность данного метода подтверждается многочисленными учебными пособиями, основанными на данной технологии [2, 4, 5, 6, 9]. Например, творческие тетради Булаевой О.П., Геталовой О.А. «Учусь импровизировать и сочинять», где освоение теоретического материала по сольфеджио подкрепляется практическими заданиями по сочинению в рамках изучаемой темы. В частности, в первой тетради «Магия интервалов» дается задание доступное уже детям в группе раннего эстетического развития (5-6 лет): сочинить, используя различные регистры, историю о медвежонке, петушке и колокольчике [2]. Для усвоения длительностей нот предлагается придумать и записать потешку. При изучении интервалов дети также пробуют себя в роли начинающих композиторов. Во второй тетради «Учусь импровизировать и сочинять» объектом творческих поисков юных музыкантов становятся лад, мелодия, тональность, в третьей – гармония и аккомпанемент, в четвертой – остинато и различные виды жанров, и, наконец, в пятой – золотая секвенция, модуляция, буквенные обозначения аккордов.

Что касается предмета музыкальной литературы и слушания музыки, то здесь творческо-деятельностный подход предлагается реализовывать посредством проектно-исследовательской деятельности. Весьма эффективной представляется организация конференций по изучаемой тематике, причем для активизации интереса детей к данным мероприятиям можно предложить им, во-первых, самим (при помощи преподавателя) формировать темы конференции, во-вторых, написать и представить свой доклад, презентацию, в –третьих, выступить каждому из них в роли рецензента определенного доклада, в-четвертых, участвовать в качестве членов жюри, и, наконец, в-пятых, самостоятельно подойти к организации награждения победителей (по желанию изготовить дома призы и грамоты, дипломы). Таким образом формируется и активизируется не только критическо-исследовательский аппарат учащихся, но и воспитываются, оптимизируются навыки организаторской работы, самоуправления, взаимосотрудничества.

В качестве контроля усвоения учебного материала весьма действенны игровые технологии. Не секрет, что во время контрольных уроков, дети волнуются, зажимаются и отвечают хуже, чем они в действительности знают предмет. И, напротив, именно в процессе игры мыслительная деятельность учащихся активизируется, особенно, если это игра командная, где каждый по мере своих способностей вносит свою лепту. Уроки-путешествия, – состязания, – дуэли, – конкурсы, – детективные расследования – все эти направления создают у детей особое приподнятое настроение, эмоциональный подъем, которые не только способствуют оптимизации учебного процесса, но и сплачивают детский коллектив. Здесь также, как и в проектной деятельности, рекомендуется активно привлекать учащихся к самой организации подобных мероприятий (изготовление дома необходимого реквизита, призов, формирование вопросов к интеллектуальным состязаниям и т.д.). Например, одной из таких игр может быть «Что? Где? Когда?», в которой участвуют две команды: каждая заранее готовит интересные вопросы в рамках предложенной темы, а затем в процессе игры дает ответы на вопросы своих противников, зарабатывая определенное количество баллов за правильные ответы. Затем из двух команд выбирается победитель.

Очень интересным направлением представляется урок-детективное расследование, где на основе каких-либо неполных данных учащиеся должны найти верное решение. Например, нужно определить танец, который ведет свое происхождение из Венгрии, происходит от слова «постоялый двор», характерной его особенностью является смена темпов. К тематике этого танца обращались Лист, Монти, Брамс и другие композиторы (ответ: чардаш). Подобным образом можно расследовать, устанавливать любой интересующий нас объект: конкретное произведение, форму, жанр, стиль, средство музыкальной выразительности, определенного композитора.

Увлекательной для детей является также игра «Эксперты», где в представленной учащимся информации нужно найти ошибки. В частности, возвращаясь к теме «Танцевальные жанры», преподаватель предлагает найти ошибки в утверждении: Вальс – это парный трехдольный танец, ведущий свое происхождение из Франции (правильный ответ – из Германии). Полька – парный трехдольный танец родом из Польши (правильный ответ – парный двухдольный танец родом из Чехии) и т.д.

С энтузиазмом дети играют в «Интеллектуальную дуэль». Выбираются участники дуэли (по желанию учащихся), остальные становятся «секундантами» (контролируют правильность ответов и корректность вопросов «дуэлянтов»). Первый «выстрел» (вопрос по предложенной преподавателем одной из пройденных тем) делает первый участник (согласно жребию), «парирует» (отвечает) – второй участник: если ответ верный – то делает «выстрел» второй участник. Игра идет до первой ошибки или «осечки» (в случае, если «дуэлянт не смог придумать вопроса): на место дуэлянта, который ошибся, приходит новый. Победителем становится тот «дуэлянт», который продержится до конца.

Игровые технологии, конечно, могут реализовываться не только в контексте учебной ситуации контроля, но и в процессе закрепления учебного материала. И здесь в полной мере преподаватель может реализовать свой творческий потенциал: ведь каждую учебную задачу можно представить детям в виде увлекательной игры.

Результативность уроков с использованием педагогического комплекса трех «И» -  исследую – исполняю – изобретаю – повышается по сравнению с традиционными (лекционного типа) примерно на 40-50 %. Так, на традиционном (лекционного типа) уроке слушание музыки (II курса) количество отличных оценок равнялось 30 %, на уроках с введением проблемно-эвристической, творческо-деятельностной и игровых технологий их количество достигло уже 70-80 %.

Таким образом, триединство методов трех «И» – исследую – исполняю – изобретаю – является весьма действенным педагогическим комплексом технологий, который активизируя мыслительную, практическую и творческую деятельность учащихся, не только способствует формированию у них мощного аппарата творческо-исследовательских навыков столь необходимых в современном мире, но и делает образовательный процесс детей более ярким, веселым, незабываемым и остается одним из самых счастливых впечатлений от обучения.


Библиографический список
  1. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994. 237 с.
  2. Булаева О. П., Геталова О. И. Учусь импровизировать и сочинять: [в 5 тетр.]. Санкт-Петербург: Композитор, 1999.
  3. Даринская Л.А. Технологии педагогического мастерства. СПб.: НОУ «Экспресс», 2009. 117 с.
  4. Ефремова Л. В. Учиться интересно! Пособие по сольфеджио. Автор: Л. Год: 2006. Издательство: Композитор, 2006. 40 с.
  5. Калинина Г.Ф. Игры на уроках музыкальной литературы. «Калинин», 2012. Вып. 1, 2, 3.
  6. Камаева Т., Камаев А. Азартное сольфеджио. М.: Владос, 2004 г. 81 с.
  7. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? // Начальная школа: плюс-минус. 2001. № 1. С. 3-6.
  8. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: теория, методология, практика. Научное издание. М.: Международная педагогическая академия, 1998. 266 с.
  9. Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха. Амрита, 2010. 208 с.
  10. Крылова Т. М. Современные педагогические технологии в музыкальной школе: между традицией и инновацией // http://www.pavlikovskaya.ru/mttod/konf/konf02.html
  11. Эвристическое обучение // http://khutorskoy.ru/science/concepts/terms/heuristic_training.htm
  12. Ягненкова Н. В. Возможности практического применения некоторых педагогических технологий на предметах теоретического курса в ДШИ // http://festival.1september.ru/articles/581644/


Все статьи автора «svs76»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: