УДК 376.42

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 8 ВИДА

Абрамян Ануш Ашотовна
Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) "Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)"
студентка 3 курса факультета психологии и социальной педагогики

Аннотация
Данная статья посвящена выявлению особенностей адаптации детей в начальной школе 8 вида. В статье описан ход и результаты эмпирического исследования.В ходе проведенного исследования выявлен низкий уровень адаптации учащихся начальных классов коррекционной школы. В школе несмотря на то, что установлено положительное отношение к ней, преобладает плохое настроение, эмоциональный спад. Учебная деятельность не привлекает детей они, часто отвлекаются и очень тяжело сконцентрировать их внимание на обучение.

Ключевые слова: коррекционная школа, проблемы в обучении, школьная адаптация


FEATURES OF ADAPTATION OF CHILDREN AT 8TH TYPE ELEMENTARY SCHOOL

Abramyan Anush Ashotovna
Taganrog institute of name A.P. Chekhov (branch) "Rostov state economic university (RINH)"
3rd year student of the Faculty of Psychology and Social Pedagogy

Abstract
This article is devoted to detection of features of adaptation of children at elementary school 8 of a look. In article the course and results of empirical research is described. During the conducted research the low level of adaptation of pupils of initial classes of correctional school is revealed. At school in spite of the fact that the positive relation to it is established, the bad mood, emotional recession prevails. Educational activity doesn't attract children they, often distract and it is very heavy to concentrate their attention to training.

Библиографическая ссылка на статью:
Абрамян А.А. Особенности адаптации детей в начальной школе 8 вида // Современная педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2014/11/2885 (дата обращения: 14.07.2023).

Поступление в школу в значительной степени изменяет весь образ жизни ребенка, обусловливает его новое положение в обществе, что выражается в изменении его конкретных отношений с окружающими людьми. Как отмечают исследователи, «изменение условий и образа жизни ребенка, необходимость выработки новых форм социального взаимодействия и способов поведения, требуют существенных усилий от ребенка и создают серьезную нагрузку для его психики организма» [1, с. 19].

В связи с этим своевременная адаптации детей в начальных классах нам представляется очень важной, так как она является фундаментом полноценного развития всех психических процессов и дальнейшего становления ребенка как личности.

Адаптация детей специальной (коррекционной) школы является сложным и неоднозначным процессом. Дело в том, что там обучаются дети с разными формами нарушений. Это дети с синдромом Дауна, с синдромом РДА (ранний детский аутизм), с нарушением зрения, слуха, с нарушением опорно-двигательного аппарата. Поэтому проблемы адаптации учеников коррекционных школ нуждаются в особом изучении.

Адаптация в самом общем смысле рассматривается как приспособление человека к изменяющимся внешним и внутренним условиям и способность к дальнейшему психологическому, личностному и социальному развитию.

Важнейшим средством социальной адаптации, как отмечают современные ученые, является принятие индивидом норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся в ней форм социального взаимодействия, а также характерных для нее форм деятельности [2].

Теоретические основы решения проблемы адаптации детей в контексте готовности к школе раскрыты в трудах А.В.Петровского, Д.Б.Эльконина, Я. Йирасека, Н.И.Гуткиной, Р.А.Захарова, Л.М.Ковалевой и др. Они рассматривают адаптацию к школе как особый момент, фазу в становлении человека, от которой в значительной мере зависит характер его дальнейшего личностного развития.

Школьная адаптация – одно из важнейших условий успешного обучения. В период приспособления ребенка к школе наиболее значимые изменения происходят в его поведении. Как правило, индикатором трудностей адаптации являются такие изменения в поведении, как чрезмерное возбуждение и даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессия и чувство страха, нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе.

Нарушения адаптации выражаются в виде активного протеста (враждебность), пассивного протеста (избегание), тревожности и неуверенности в себе и, так или иначе, влияют на все сферы деятельности ребенка в школе.

Современные исследователи отмечают низкий уровень подготовки детей при поступлении в школу: несформированность навыков самообслуживания, грубые нарушения эмоционально-волевой сферы, недостаточный уровень развития всех видов памяти, внимания, мышления. Маленькие дети с ЗПР, чей биологический возраст составляет примерно – 6 – 7 лет, не умеют слушать и слышать, фокусировать внимание и взгляд на каком-либо объекте. Не воспринимают, не понимают и не могут выполнить инструкцию [3, с.80].

В связи с этим в период адаптации к школе дети испытывают стресс: часто капризничают, плачут, отказываются от общения и еды, учителям приходится их кормить в столовой. т.к. многие не умеют держать ложку, и не попадают в рот, водить их в туалет, снимать и надевать одежду.

Для детей коррекционной школы характерны серьезные проблемы в обучении. Ученик отличает данный объект, процесс, явление и т.п. от их аналогов, только тогда, когда их предъявляют ему в готовом виде, демонстрируя только лишь способность узнавания. Написать, объяснить, решить, применить на практике не может. На вопросы дает односложные ответы, наблюдается попытка «угадать» правильный ответ [4].

Поэтому структура обычного школьного урока очень сложна для данной категории детей. Некоторые этапы урока приходится упрощать, но в то же логику обучения нужно соблюдать, а детей приучать к нормам и правилам школьного обучения.

Как отмечают психологи, у аномальных детей из-за дефектов развития затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонениям в поведении [5, с. 61].

Если в обыкновенной школе период адаптации может длиться от 2-3 недель до полугода, то в специальной (коррекционной) школе 8 вида адаптация может длиться от полугода до 3 лет. Это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, степень подготовленности ребенка к школьной жизни и непосредственно от состояния его здоровья.

В задачи обучения и воспитания аномальных детей входит обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, коллективом, осознанного выполнения социальных (и том числе и правовых) норм и правил.

Формирование адаптации аномального ребенка осуществляется в тесном контакте семьи и школы, в обстановке взаимопонимания, взаимопомощи, разумного сочетания требовательности и щадящего режима.

Эмпирическое исследование с целью выявления особенностей адаптации детей в начальной школе 8 вида было нами проведено на базе школы №19 г. Таганрога. В исследовании приняли участие ученики 2 класса в возрасте 9 – 10 лет. Всего в исследовании приняли участие 28 учеников.

В исследовании использовались следующие методики:

1. Тест Люшера

2.Проективная методика «Рисунок человека»

3. Методика личностной адаптации «Кружки»

4.Методика «Школа зверей»

Исследование адаптации методом Люшера

Данная методика помогает определить эмоциональное состояние ребенка в школе и выявить наличие положительных и отрицательных эмоций в различных учебных ситуациях. Нами использовался модифицированный вариант – Методика «Три квадрата». Детям предлагается три квадрата разных цветов – красного, синего и оранжевого и просят выбрать любимый цвет.

Дети выбирающих по методике «Три квадрата» синий цвет в первую или во вторую очередь испытывают напряжение, тревогу, растерянность, страх. Наиболее благоприятным цветом считается оранжевый.

По результатам исследования эмоционального состояния детей была составлена диаграмма

Средний уровень эмоционального состояния детей приведен на рисунке 1.


Рис.1. Средний уровень эмоционального состояния детей

Соотношение выбранных детьми цветов приведено на рисунке 2.


Рис.2. Соотношение выбранных детьми цветов

Таким образом, исследование показывает, что эмоциональное состояние детей вызывает опасение: выше среднего находится уровень гнева и тревоги, ниже среднего значения – уровень радости. При выборе цветов половина детей выбрала синий цвет, что говорит о подавленном эмоциональном состоянии, 36% детей выбрало красный, что говорит о возбужденном, агрессивном состоянии.

Анализ результатов исследований говорит о том, что дети нуждаются в формирующей работе по коррекции эмоционального состояния и отношений в классе.

Проективная методика «Рисунок человека»

Эта методика используется для выявления отклонений в умственном развитии ребенка в условиях адаптации и позволяет получить дополнительную информацию о том, как ребенок ощущает себя в школе.

В ходе использования данной методики выявлено в целом, что рисунки детей не соответствуют приведенному описанию. Нормально умственно развитый ребенок должен набрать в соответствии со своим возрастом указанные очки. В норме в возрасте 9-10 лет ребенок должен набирать в сумме от 23 до 30 баллов, а тут наблюдается от 9 до 21. В нашем случае баллы, набранные детьми, ниже среднего. Это является свидетельством определенных проблем умственного развития. Были ученики, которые отказались рисовать. Это может быть свидетельством девиантного поступка, который обусловлен трудностями в межличностных отношениях, аномальным равнодушием и эмоциональной отчужденностью.

Для рисунков школьников характерна схематичность рисунка, непрорисованность деталей тела.

Если присутствуют попытки изобразить тело чуть подробнее, чем «палка-палка – кружочек», наблюдается слабый нажим, неуверенность рисунка.

Ни на одном из рисунков респондентов нашей группы не изображена шея. В большинстве случаев эмоции на рисунке отсутствуют. В основном это «улыбка» на лице схематично изображенного человечка.

Для рисунков девочек характерно большее число деталей, прорисовка частей тела, эмоциональность рисунка.

Иногда тело вообще отсутствует, (1 респондент изобразил именно так – см. рис 3.). В данном случае у испытуемого представления о собственном теле носят крайне недифференцированный характер. Об этом свидетельствует отсутствие четкой и пропорциональной схемы тела, каких-либо деталей – мы видим только общий контур, фактически присутствует только голова, руки и ноги. Головонога можно рассматривать как показатель нарушений в развитии изобразительной функции начиная с четырех лет.

Из хорошо разработанных деталей присутствуют только ноги.

Из ярких деталей – глаза, брови.

Выражение лица нарисованного персонажа – пустое, никакое. Глаза нарисованы с намеком на страхи, но тоже как-то схематично, скорее формально. Отсутствие даже необходимых черт лица, не говоря уже об отсутствии дополнительных деталей – примитивность эмоциональной организации, схематичность сферы чувств и переживаний. Рот не изображен. Это тоже либо указание на страхи. Последнее, скорее всего, обусловлено возрастом испытуемого.


Рис. 3 Рисунок респондента М.

Методика личностной адаптации «Кружки»

Детям показывают лист бумаги с изображёнными на нём четырьмя пронумерованными кругами и просят отнести себя к категории – «дети, у которых в школе всё получается», «дети, у которых в школе почти всё получается» «дети, у которых в школе многое не получается», «дети, у которых в школе почти ничего не получается». Показателями дезадаптации являются попадание в четвёртый круг (заниженная самооценка) и в первый (завышенная).

Соотношение детей по выбранному кружку приведено на рис. 4.


Рис.4. Соотношение детей по выбранному кружку

Результаты диагностики показали, что преобладающее большинство детей в классе с низкой самооценкой. У детей в школе многое не получается: они отвечают только на самые легкие вопросы учителя, часто делают ошибки. Они часто плохо ведут себя, и учитель много раз делает им замечания.

Методика «Школа зверей»

Исследование психологических аспектов процесса адаптации исследовались при помощи проективной методики «Школа зверей».

При анализе рисунков наблюдается, что большинство детей на уроке ассоциируют себя с кошками, а учителя представляют как собаку. Но в то же время некоторые ассоциировали себя зайцами, а учителя обезьяной. Динамика прослеживания свидетельствует о самоощущениях (актуальная позиция) и о притязаниях (желаемая позиция), т.е анализ выборов, а так же отношения между восприятием себя и учителя реального и идеального, дает нам информацию о протекании процесса адаптации, а также о некоторых индивидуальных особенностях детей. У детей выявлено нарушение успеваемости, поведения и межличностных взаимодействий.

Исследование показало, что проблемы у детей индивидуальны и требуется индивидуальный подход, который будет способствовать более эффективной адаптации детей к школе.

В ходе проведенного исследования выявлен низкий уровень адаптации учащихся начальных классов коррекционной школ. В школе, несмотря на то, что установлено положительное отношение к ней, преобладает плохое настроение, эмоциональный спад. Учебная деятельность не привлекает детей, они часто отвлекаются и учителю очень тяжело сконцентрировать их внимание на обучении. Возможны проблемы в поведении, несоблюдение школьных норм и правил. Вследствие чего возникают проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками и учителем. Наблюдается состояние дезадаптации на фоне нарушения важнейшего личностного новообразования – внутренней позиции школьника, следовательно, видны существенные изменения психосоматического здоровья. Также исследование позволило выявить детей, которые в большей степени нуждаются в особенном внимании и помощи учителя, родителей и психолога. Таким образом, мы видим, что дальнейшее развитие личности ребёнка во многом определяется тем, насколько успешно протекает его социально-психологическая адаптация и сопровождается определёнными изменениями в эмоциональной сфере ребёнка.


Библиографический список
  1. Мищенко О.П., Серебрякова Е.А. Психолого-педагогические условия адаптации детей четвертого года жизни к дошкольному учреждению. // Детский сад: теория и практика. 2013. № 7 (31). С. 018-027.
  2. Шалова С.Ю. Научно-исследовательская работа как средство социальной адаптации студентов //Интернет-журнал «Науковедение». – 2012 – №3 (12) . – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik12/12-44.pdf (дата обращения: 9.11.2014).
  3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. — М.: Просвещение, 2006.
  4. Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, серия Мир психологии, 2000
  5. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. – СПб.: СОЮЗ, 2001


Все статьи автора «Anush9962»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: