Вопрос приспособления человека к социальной среде всегда волновал исследователей, ученых и, конечно, самих людей. Люди заинтересованы необходимостью находиться в комфортной для них социальной среде для того, чтобы максимально выполнять свои задачи и функции. Под социальной адаптацией подразумевается процесс активного приспособления индивида к условиям окружающей социальной среды; виды и качество взаимодействия личности в социуме.
Проблема социальной адаптации творческой, одаренной личности является одной из основных тем в работах философов, психологов и социологов: Ш. Л. Монтескье, К. А. Гельвеций, Ф. Шиллера, С. Е. Ячина, Э. Криса, П. Торренса, А. Хаузера, Р. Кенига и других. Также важно отметить, что важным этапом для развития творческого потенциала является развитие детей. Многие отечественные ученые уделяли внимание именно творческому потенциалу и его влиянию на развитие детей: В.В. Абраухова, Е. Д. Трофимова, В.В Коробкова, О.А. Калимуллина, В.А. Петровский, П.Н. Евтихиев, Н.А. Калугина, Е.Е.Ланкина, Т.М. Кононова и другие.
Занятия музыкой, пением, танцами, рисованием – это, прежде всего, творчество школьников для себя и «творчество себя», а качественной характеристикой развития творческого потенциала подростков является его творческая активность. Реализуя возможность раскрытия творческого потенциала в различных творческих объединениях ДТДМ помогают обрести свое место среди сверстников, открыть «собственное лицо», наработать позитивный жизненный опыт, который станет источником психологической поддержки человека на многие годы. В ходе работы, педагоги часто отмечают, что современные подростки проявляют живой интерес к самопознанию, поэтому они с радостью принимают любые игры, задания, позволяющие им посмотреть на самих себя со стороны и применить все имеющиеся знания, умения и навыки. Именно поэтому, в рамках работы творческих объединений, педагоги-организаторы, методисты и педагоги дополнительного образования предлагают различные идеи мероприятий, в организации и проведении которых могут помочь воспитанники всех возрастов и годов обучения. Начиная с дошкольников и младших школьников (которые участвуют и как зрители и помогают освоиться «гостям» мероприятий) и до старших школьников, которые выступают в качестве ведущих и помогают проводить мероприятие, готовить атрибуты, украшать помещение и сцену ит.д.
Опыт работы в художественном отделе МБОУ ДОД ДТДМ г. Ростова-на-Дону наглядно демонстрирует, что максимально вовлечение воспитанников в организационную деятельность помогает им быстрее осваиваться в новом коллективе, каждый полученный навык способствует адаптации, как в творческой группе, так и за стенами Дворца творчества.
Так же важно отметить, что современные дети все больше проявляют интерес к творческому развитию (по сравнению с застойными явлениями в формировании личности детей в середине 90-х, когда политическое, экономическое и пр. окружение накладывало свой отпечаток, и на проявление творческой активности). Современные телевизионные программы наглядно демонстрируют, что имея творческие навыки, знания и умения, можно получить высокую оценку общества. Так, появление передач «Народный артист», «Голос» и «Фабрика звезд» повысили интерес к вокальным занятиям, «Минута славы» оказала влияние на рост воспитанников в цирковых студиях и танцевальных. Однако нельзя говорить о том, что эти передачи полностью формируют направленность подготовки программ дополнительного образования, но в тоже время нельзя не учитывать их влияние на детей.
Желание выделиться является мощным мотивирующим фактором для занятий в творческих объединениях, и легче всего поддерживать данную мотивацию именно творческими заданиями и мероприятиями. Будь-то конкурс (муниципального, федерального и международного уровня), фестиваль – в которых присутствует объективная оценка жюри, или обычный концерт (в котором отсутствует профессиональная оценка, но присутствует социальная реакция в виде аплодисментов зрителей). Участие в праздниках посвященных Новому Году, Рождеству, Масленице – в качестве зрителей и/или участников. Все это является маленькими ступеньками к тому, что бы сформировать творческую личность, которая сможет адаптироваться в разных социальных условиях.
Библиографический список
- Абраухова В.В. Формирование творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования. – Ростов-на-Дону: Fondation, 2011.-166 с.
- Абраухова В.В. Творческое развитие личности в учреждении дополнительного образования // Современные научные исследования. 2012. № 4 (1). С. 19.
- Абраухова В.В. Потенциал учреждений дополнительного образования в формировании творческой направленности личности // Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 4. С. 192-198.
- Абраухова В.В. Творческое развитие личности в учреждении дополнительного образования // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2011. № 4. С. 28-31.
- Бржезинская Н.А. К разработке курса «У истоков народного творчества» (для старшего дошкольного и младшего школьного возраста) // Современная педагогика. 2014.
- Бржезинская Н.А. Роль занятий в фольклорном ансамбле для формирования личности ребенка // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 6 (22). С. 13.
- Бржезинская Н.А. Фольклорный ансамбль как ресурс воспитания патриотизма // Education Sciences and Psychology. 2013. № 1 (23). С. 87-92.
- Бржезинская Н.А., Погонцева Д.В. Особенности формирования ценностно-смысловой ориентации ребенка через изучение фольклора. // Современная педагогика. – № 5 Май 2013 [Электронный ресурс]. URL:http://pedagogika.snauka.ru/2013/05/1797
- Горожий Л.В., Сухорукова А.Л. Открытый урок: «Декоративно – художественные росписи в народном искусстве и в современном мире как элемент праздничного мироощущения человека». // Современная педагогика. – № 5 Май 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/05/1795
- Летучева С.К. Воспитание патриотизма – в работе дополнительного образования // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 9 (25). С. 8.
- Летучева С.К. Формирование творческой направленности и ценностно-смысловой среды (на примере работы творческих объединений дополнительного образования) // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 8 (24). С. 9.
- Летучева С.К. Ценностно-смысловая среда художественного отдела как фактор формирования творческой направленности. // Современная педагогика. – № 5 Май 2013 [Электронный ресурс]. URL:http://pedagogika.snauka.ru/2013/05/1794
- Погонцева Д.В. К опыту разработки квест-викторины «Мой край» // Культура и образование. – Декабрь 2014. – № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/?p=2604