Проблемный вопрос учёта индивидуальных особенностей обучающихся относится к традиционным для педагога. В практике процесс обучения в основном ориентируется на средний уровень обученности и развития способностей к учению, поэтому не каждый курсант может реализовать свои потенциальные возможности. Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого курсанта. Учёт особенностей обучающихся носит комплексный характер и осуществляется на каждом этапе обучения: при восприятии цели, мотивации учения, решении учебных задач, определении способов действий и т. д. Происходит интеграция отдельных приёмов и способов индивидуализации обучения в единую систему, что повышает эффективность и обеспечивает единство обучения, воспитания и развития.
Педагогическая деятельность является сложно организованной системой ряда деятельностей, тесно связанных между собой. В деятельности военного педагога выделяют учебную, воспитательную, методическую, научную виды деятельности.
В рамках военно-учебного заведения педагогическая деятельность направлена на профессиональную подготовку офицерских кадров.
Деятельность большинства преподавателей кафедры вооружения и стрельбы схематично можно представить в виде «формулы деятельности» [2, с. 74]:
Д – S → O → Ц → М → Сп → Ср = Р, (1)
где, Д – деятельность; S – субъект педагогической деятельности; O – объект педагогической деятельности; Ц – цель; М – мотив; Сп – способ; Ср – средство; Р – результат.
В данном случае, если субъектом является преподаватель, а объектом курсант, преобладают субъект-объектные отношения между данными категориями. Однако индивидуализация обучения предполагает иные отношения.
Успешность индивидуализации профессиональной подготовки определяется соблюдением следующих педагогических условий:
- признание специфичности и избирательности внутренней индивидуализации;
- поиск обобщенных индивидуальных оснований, обеспечивающих внешнюю индивидуализацию;
- обеспечение свободы выбора образовательного пути и безопасности личностного проявления в учебно-педагогических ситуациях;
- целевая ориентация на одновременное развитие профессиональной компетентности и личности курсанта;
- стимулирование креативности курсанта и его стремления к самостоятельной управленческой деятельности;
- обеспечение субъект–субъектного взаимодействия участников образовательного процесса.
Как показывает практика, стремление преподавательского состава кафедры в ходе своей педагогической деятельности к субъект-субъектным отношениям повышает качество индивидуализации обучения по дисциплинам кафедры, итоговым результатом которой являются выпускные квалификационные и военно-научные работы выдвинутые на межвузовские конкурсы, а также, высокие показатели при сдаче итоговой государственной аттестации.
Качество индивидуализации обучения зависит от уровня педагогического мастерства преподавателя. В литературе разработано несколько уровней. Так, можно выделить пять уровней педагогического мастерства [1, с. 183]:
1. Репродуктивный (минимальный) – педагог умеет пересказать другим то, что знает сам и так, как знает сам.
2. Адаптивный (номинальный) – педагог умеет не только передать информацию, но и трансформировать ее применительно к особенностям объекта, с которым имеет дело.
3. Локально-моделирующий знания (средний) – педагог умеет не только передавать и трансформировать информацию, но и моделировать систему знаний по отдельным вопросам.
4. Системно-моделирующий знания (высокий) – педагог умеет моделировать систему деятельности, формирующую систему знаний по своему предмету.
5. Системно-моделирующий деятельность и поведение (высший) – педагог знает, какого специалиста, с какими знаниями, умениями, нравственными убеждениями, мировоззрением, общественной активностью нужно готовить в вузе и как, какими средствами.
Основные пути совершенствования педагогического мастерства преподавателя
Формирование и совершенствование педагогического мастерства происходит в течение всей преподавательской деятельности. Весь процесс его формирования и совершенствования условно можно разделить на три периода.
Первый период – подготовительный. Он охватывает время обучения будущего педагога. Именно здесь он получает необходимые специальные и психолого-педагогические знания для своей будущей деятельности.
Второй период – период становления педагога. Он обычно длится два-три года. В это время у преподавателя окончательно складываются представления о характере своей деятельности, происходит проверка теоретических знаний, а также навыков и умений. Основное внимание он сосредотачивает на освоении преподаваемой дисциплины. Мастерство начинает складываться в стабильную систему.
Третий период – совершенствование педагогического мастерства на основе приобретаемого опыта и дальнейшего роста теоретических знаний по преподаваемой дисциплине, знаний о педагогике и психологии, знаний в других областях. В этом периоде происходит непрерывное развитие педагогических способностей, педагогического такта, психолого-педагогических качеств, необходимых для успешной преподавательской деятельности. При этом в качестве основных путей совершенствования педагогического мастерства преподавателей могут выступать:
- самостоятельная работа;
- учеба на курсах повышения квалификации;
- проведение преподавателями всех видов занятий;
- участие преподавателей в научно-исследовательской работе;
- хорошо организованная методическая работа в вузе и на кафедре;
- создание условий в вузе и на кафедре для совершенствования педагогического мастерства;
- обобщение и обсуждение практики работы лучших методистов вуза;
- систематический контроль за степенью подготовленности преподавателей к педагогической деятельности. Это по сути – оценка уровня их педагогического мастерства.
Повышение уровня педагогического мастерства преподавателей и учёт индивидуальных особенностей курсантов позволяют нам внести в «формулу деятельности» определённую коррективу:
Д – S ↔ S → Ц → М → Сп → Ср = Р, (2)
где стремление к индивидуализации обучения влечёт за собой и субъект-субъектные отношения педагога с обучающимся. При данном подходе не только объект педагогического воздействия учится в одностороннем порядке, но и педагог, осознавая важность этого процесса, учится сам, взаимодействуя с обучающимся.
Индивидуализация обучения влечет за собой определенные трудности для преподавателей и кафедры в целом, однако, профессиональный уровень будущих офицеров воздушно-десантных войск, который можно получить при ее внедрении в образовательный процесс, гораздо выше, чем при применении традиционного подхода к обучению. Именно поэтому преподаватели кафедры все чаще обращаются к этой модели обучения курсантов. Итог в любом случае — офицер-профессионал своего дела, имеющий возможности и стремление к совершенствованию ратного мастерства.
Библиографический список
- Саблин В.С., Слаква С.П. Педагогика: Учебное пособие. − М.: Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации, 2006. – 238 с.
- Особенности профессиональной подготовки в правоохранительных органах : материалы науч.-практ. сем. (Рязань, 19-20 дек. 2013 г.) – Рязань : Академия ФСИН России, 2014. – 137 с.