УДК 37.04

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ КУРСАНТОВ РВВДКУ

Островский Сергей Николаевич1, Кищенко Евгений Викторович2
1Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд. военн. наук, профессор кафедры вооружения и стрельбы
2Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд. техн. наук, доцент, профессор кафедры вооружения и стрельбы

Аннотация
Данная статья посвящена индивидуальному подходу в педагогической деятельности. Практика позволяет утверждать, что индивидуализация обучения курсантов военных вузов побуждает педагога к совершенствованию своего профессионального уровня, а объект-объектные отношения между педагогом и обучающимся приходят на смену субъект-объектным.

Ключевые слова: деятельность, индивидуализация обучения, курсант, обучение, педагогическое мастерство, формула деятельности


INDIVIDUAL APPROACH TO STUDENTS’ TEACHING IN RVVDKU

Ostrovsky Sergey Nikolaevich1, Kishchenko Eugene Viktorovich2
1Ryazan High Airborne Command School named after the General of the Army V. F. Margelov, Ph.D., Department of Weapons and Shooting
2Ryazan High Airborne Command School named after the General of the Army V. F. Margelov, Ph. D., Associate professor, Department of Weapons and Shooting

Abstract
The article is devoted to individual approach in teaching activity. As it results from the practice individualization in training cadets of military high schools encourages teachers to improve their professional skills and thus subject-object relations between a teacher and students change into subject-object ones.
Keywords: individualization approach to teaching, education, activity, the formula of activity, teacher’s competence, a cadet.

Библиографическая ссылка на статью:
Островский С.Н., Кищенко Е.В. Индивидуальный подход при обучении курсантов РВВДКУ // Современная педагогика. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/01/3197 (дата обращения: 14.07.2023).

Проблемный вопрос учёта индивидуальных особенностей обучающихся относится к традиционным для педагога. В практике процесс обучения в основном ориентируется на средний уровень обученности и развития способностей к учению, поэтому не каждый курсант может реализовать свои потенциальные возможности. Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого курсанта. Учёт особенностей обучающихся носит комплексный характер и осуществляется на каждом этапе обучения: при восприятии цели, мотивации учения, решении учебных задач, определении способов действий и т. д. Происходит интеграция отдельных приёмов и способов индивидуализации обучения в единую систему, что повышает эффективность и обеспечивает единство обучения, воспитания и развития.

Педагогическая деятельность является сложно организованной системой ряда деятельностей, тесно связанных между собой. В деятельности военного педагога выделяют учебную, воспитательную, методическую, научную виды деятельности.

В рамках военно-учебного заведения педагогическая деятельность направлена на профессиональную подготовку офицерских кадров.

Деятельность большинства преподавателей кафедры вооружения и стрельбы схематично можно представить в виде «формулы деятельности» [2, с. 74]:

Д –   S → O → Ц → М → Сп → Ср = Р,        (1)

где, Д – деятельность; S – субъект педагогической деятельности; O – объект педагогической деятельности; Ц – цель; М – мотив; Сп – способ; Ср – средство; Р – результат.

В данном случае, если субъектом является преподаватель, а объектом курсант, преобладают субъект-объектные отношения между данными категориями. Однако индивидуализация обучения предполагает иные отношения.

Успешность индивидуализации профессиональной подготовки определяется соблюдением следующих педагогических условий:

- признание специфичности и избирательности внутренней индивидуализации;

- поиск обобщенных индивидуальных оснований, обеспечивающих внешнюю индивидуализацию;

- обеспечение свободы выбора образовательного пути и безопасности личностного проявления в учебно-педагогических ситуациях;

- целевая ориентация на одновременное развитие профессиональной компетентности и личности курсанта;

- стимулирование креативности курсанта и его стремления к самостоятельной управленческой деятельности;

- обеспечение субъект–субъектного взаимодействия участников образовательного процесса.

Как показывает практика, стремление преподавательского состава кафедры в ходе своей педагогической деятельности к субъект-субъектным отношениям повышает качество индивидуализации обучения по дисциплинам кафедры, итоговым результатом которой являются выпускные квалификационные и военно-научные работы выдвинутые на межвузовские конкурсы, а также, высокие показатели при сдаче итоговой государственной аттестации.

Качество индивидуализации обучения зависит от уровня педагогического мастерства преподавателя. В литературе разработано несколько уровней. Так, можно выделить пять уровней педагогического мастерства [1, с. 183]:

1. Репродуктивный (минимальный) – педагог умеет пересказать другим то, что знает сам и так, как знает сам.

2. Адаптивный (номинальный) – педагог умеет не только передать информацию, но и трансформировать ее применительно к особенностям объекта, с которым имеет дело.

3. Локально-моделирующий знания (средний) – педагог умеет не только передавать и трансформировать информацию, но и моделировать систему знаний по отдельным вопросам.

4. Системно-моделирующий знания (высокий) – педагог умеет моделировать систему деятельности, формирующую систему знаний по своему предмету.

5. Системно-моделирующий деятельность и поведение (высший) – педагог знает, какого специалиста, с какими знаниями, умениями, нравственными убеждениями, мировоззрением, общественной активностью нужно готовить в вузе и как, какими средствами.

Основные пути совершенствования педагогического мастерства преподавателя

Формирование и совершенствование педагогического мастерства происходит в течение всей преподавательской деятельности. Весь процесс его формирования и совершенствования условно можно разделить на три периода.

Первый период – подготовительный. Он охватывает время обучения будущего педагога. Именно здесь он получает необходимые специальные и психолого-педагогические знания для своей будущей деятельности.

Второй период – период становления педагога. Он обычно длится два-три года. В это время у преподавателя окончательно складываются представления о характере своей деятельности, происходит проверка теоретических знаний, а также навыков и умений. Основное внимание он сосредотачивает на освоении преподаваемой дисциплины. Мастерство начинает складываться в стабильную систему.

Третий период – совершенствование педагогического мастерства на основе приобретаемого опыта и дальнейшего роста теоретических знаний по преподаваемой дисциплине, знаний о педагогике и психологии, знаний в других областях. В этом периоде происходит непрерывное развитие пе­дагогических способностей, педагогического такта, психолого-педагогических качеств, необходимых для успешной преподавательской деятельности. При этом в качестве основных путей совершенствования педагогического мастерства преподавателей могут выступать:

- самостоятельная работа;

- учеба на курсах повышения квалификации;

- проведение преподавателями всех видов занятий;

- участие преподавателей в научно-исследовательской работе;

- хорошо организованная методическая работа в вузе и на кафедре;

- создание условий в вузе и на кафедре для совершенствования пе­дагогического мастерства;

- обобщение и обсуждение практики работы лучших методистов вуза;

- систематический контроль за степенью подготовленности препо­давателей к педагогической деятельности. Это по сути – оценка уровня их педагогического мастерства.

Повышение уровня педагогического мастерства преподавателей  и учёт индивидуальных особенностей курсантов позволяют нам внести в «формулу деятельности» определённую коррективу:

Д –   S  ↔ S → Ц → М → Сп → Ср = Р,        (2)

где стремление к индивидуализации обучения влечёт за собой и субъект-субъектные отношения педагога с обучающимся. При данном подходе не только объект педагогического воздействия учится в одностороннем порядке, но и педагог, осознавая важность этого процесса, учится сам, взаимодействуя с обучающимся.

Индивидуализация обучения влечет за собой определенные трудности для преподавателей и кафедры в целом, однако, профессиональный уровень будущих офицеров воздушно-десантных войск, который можно получить при ее внедрении в образовательный процесс, гораздо выше, чем при применении традиционного подхода к обучению. Именно поэтому преподаватели кафедры все чаще обращаются к этой модели обучения курсантов. Итог в любом случае — офицер-профессионал своего дела, имеющий возможности и стремление к совершенствованию ратного мастерства.


Библиографический список
  1. Саблин В.С.,  Слаква С.П. Педагогика: Учебное пособие. − М.: Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации, 2006. – 238 с.
  2. Особенности профессиональной подготовки в правоохранительных органах : материалы науч.-практ. сем. (Рязань, 19-20 дек. 2013 г.) – Рязань : Академия ФСИН России, 2014. – 137 с.


Все статьи автора «Островский Сергей Николаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: