Постановка проблемы в общем виде. В наше время практическая деятельность офицерского состава ОВД характеризуется сложностью условий, психоэмоциональными и физическими перегрузками, постоянным непосредственным контактом с потенциальными нарушителями законодательства, необходимостью тесного сотрудничества и взаимодействия с населением, общественными организациями и политическими партиями относительно обеспечения общественного порядка. Социальный аспект деятельности офицеров ОВД выражается в необходимости принимать социально значимые решения при защите правовых норм, прав и законных интересов граждан, организации борьбы с правонарушениями. Таким образом, современный офицер МВД должен быть профессионалом в разных видах деятельности, иметь высокий уровень социальной компетентности.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых начато решения указанной проблемы и на которые опирается автор. На сегодня социальная компетентность является сложным и междисциплинарным понятием, что обусловливает разнообразие направлений ее исследования. В зарубежной психологии исследования социальной компетентности велись в контексте социализации (Е. Дюркгейм, Т. Парсонс, Г. Тард, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс), значения коммуникации (Ю. Хабермас, А.-Н. Перре-Клемон, Д. Мід, П. Бергер, Т. Лукман) и особенностей социального интеллекта (М. Аргайл, Ф. Вернон, Дж. Гілфорд, Е. Торндайк). Ученые единодушны относительно того, что социальная компетентность позволяет поддерживать человеку эффективное взаимодействие в личной и профессиональной жизни на основе положительного отношения к себе и другим.
В советское время социальную компетентность изучали в контексте вековых особенностей развития человека (П. Блонский, Л. Выготский, Д. Эльконин, Г. Костюк, С. Рубинштейн), в контексте процесса социализации личности, рассматривая ее как высший уровень активности человека (Г. Андреева, А. Брушлинский, И. Кон, Ю. Емельянов). В наше время украинские исследователи Н. Бибик и И. Ермаков, Л. Лепихова, Л. Орбан-Лембрик, І. Сынгаивская, Л. Сохань и др. изучают разные аспекты социальной, социально-психологической и жизненной компетентности личности.
Результаты анализа научных работ по проблеме формирования социальной компетентности у будущих специалистов во ВУЗ Украины позволили также установить, что у них рассмотрены вопросы формирования социальной компетентности студентов высших учебных заведений экономического профиля (И. Зарубинская) и организационно-педагогические условия формирования у будущих практических психологов социальной компетентности в процессе профессиональной подготовки (Р. Скирко). Среди других исследований можно назвать работы О. Поздняковой (по вопросам формирования социальной компетентности учеников с ограниченными возможностями здоровья средствами проектной деятельности) и М. Докторович (относительно формирования социальной компетентности старшего подростка из неполной семьи). Правда, проблемы формирования социальной компетентности будущих специалистов ОВД на сегодня исследованы лишь частично – в контексте изучения особенностей профессиональной подготовки курсантов высших военных учебных заведений (В. Лефтеров, С. Полторак, С. Сливка, І. Томкив, Г. Яворская и др.) и особенностей формирования у будущих специалистов профессионально значащих качеств (О. Диденко, В. Зеленый, И. Радомский, О. Тимченко, Т. Трегубенко, В. Ягупов и др.).
Целью статьи является раскрытие особенностей формирования социальной компетентности будущих специалистов органов внутренних дел на втором (переходном) этапе формирующего эксперимента.
Изложение основного материала исследования. Согласно задачам исследования для проверки педагогических условий и технологии формирования социальной компетентности курсантов и слушателей ОВД на базе факультета подготовки кадров общественной безопасности Национальной академии внутренних дел Украины ( г. Киев) был организован формирующий этап педагогического эксперимента. Он длился из сентября 2010 по май 2014 года и охватывал три этапа, которые условно можно соотнести с циклами гуманитарной, социально-экономической и фундаментальной подготовки (первый этап, начальный), циклом общепрофессиональных, профессионально-ориентированных дисциплин и профессиональной практической подготовки (второй этап, переходной) и получением офицерами ОВД образовательно-квалификационного уровня магистра (третий этап, завершающий).
Второй этап (переходной) охватывал промежуток времени обучения курсантов на третьем и четвертом курсах академии. После усвоения курсантами базовых тем и понятий на первом и втором курсах обучения технология формирования социальной компетентности предусматривала повышенное внимание к обретению курсантами важных для профессиональной деятельности социальных знаний, умений и навыков.
Для этого мы прежде всего обращали внимание на конструирование содержания учебного материала с учетом влияния на рефлексивно-психологический и профессиональный компоненты социальной компетентности. Содержание дисциплин мы рассматриваем как точно определенный объем систематизированных знаний, умений, навыков по теории и практики организации профессиональной деятельности, необходимые офицеру ОВД. При конструировании содержания учебного материала мы учитывали необходимость четкого выделения цели учения с учетом тех задач, которые должен решать офицер ОВД в своей профессиональной деятельности, связь учебного материала с практикой, профессиональной направленности учебных предметов и соблюдения комплексных межпредметных связей. Мы согласовывали содержание учебных дисциплин с отобранной информацией о характере и объеме служебных задач специалистов ОВД, обеспечивали дидактическое преобразование информации об изменениях в характере их профессиональной деятельности. Соответствующие дополнения было внесено в учебные программы и тематические планы учебных дисциплин.
В экспериментальном обучении на третьем и четвертом курсах большое внимание мы обращали на научно обоснованный отбор материала, необходимый для успешного выполнения будущими офицерами задач профессиональной деятельности. Было предусмотрено ознакомить курсантов с понятиями, которые касаются рефлексивно-психологической сферы социальной компетентности. Речь идет о знанияз, необходимых для успешной деятельности и взаимодействия офицера ОВС в системах «человек – человек», «человек – коллектив», «человек – большие социальные группы». Курсанты таким образом приобретали знания о личности как социальном субъекте взаимодействия в профессиональной или другой сферах и областях социальной жизни – национальной, религиозной, духовной и др. Мы также обращали внимание на знание курсантами сущности психологических особенностей представителей разных социальных групп.
При изучении каждой учебной дисциплины у курсантов мы формировали понимание определенных явлений профессиональной сферы. Для этого мы отобрали специальные понятия для усвоения. В частности, при изучении дисциплины «Организация и тактика милиции общественной безопасности» предусмотрено усвоения курсантами таких специальных понятий: «Социальный аспект деятельности милиции общественной безопасности», «Умение и привычки – слоговые социальной компетентности, необходимые для проведения мероприятий по профилактики преступлений и правонарушений в общественных местах», «Социальный аспект контроля и надзора за деятельностью милиции общественной безопасности», «Социальная компетентность в системе критериев оценивания эффективности деятельности подразделений милиции общественной безопасности», «Действия милиции при возникновении чрезвычайных обстоятельств социального и другого характера» и др.
Содержание вопросов, которые изучали курсанты, имел выразительную профессиональную направленность, предусматривал формирование у курсантов профессиональных навыковк и умений. Для этого при отборе учебного материала мы создавали логическую структуру темы (через формы оперативно-служебной деятельности), определили типичные ситуации профессиональной деятельности с учетом функциональных обязанностей офицеров ОВД, и систематизировали учебный материал в зависимости от частотности ситуаций профессиональной деятельности. Это прежде всего ситуации, где офицер ОВД должен уметь проводить беседу с гражданами при выполнении задач личностно-профилактической деятельности, административно-надзорной деятельности, административно-юрисдикционной деятельности, в составе патрульной службы, при организации деятельности по охране общественного порядка та др.
Таким образом можно утверждать, что подобное конструирование содержания учебного материала помогло формировать у курсантов систему обобщенных знаний о личности как субъекте социальной сферы, умения социального взаимодействия, необходимые для профессиональной деятельности офицера ОВД. Освоение такого содержания обучения содействовало качественным изменениям личности курсанта, прежде всего становлению современного всесторонне развитого высококвалифицированного правоохранителя, способного на достаточном уровне представлять органы внутренних дел при контактах с гражданами, органами местного самоуправления и другими государственными структурами.
Особое внимание согласно технологии формирования социальной компетентности у курсантов мы уделяли поддержанию благоприятного социально-психологического климата во время учебно-воспитательного процесса. Для формирования у курсантов необходимых знаний, навыков и умений – составляющих социальной компетентности педагоги вместе с курсантами обсуждали содержание материала по вопросам социальной компетентности и его практическое применение (конструктивная функция педагогического взаимодействия), организовывали общую деятельность, поддерживали взаимную личную заинтересованность к формированию социальной компетентности (организационная функция педагогического взаимодействия), объединяли разные формы наставительно-познавательной деятельности при изучении особенностей социальной компетентности (коммуникативно-стимулирующая), показывали значимость вопросов социальной компетентности для профессиональной деятельности (информационно-учебная функция), организовывали доверительное общение на началах диалогичности (эмоционально-корректирующая), а также организовывали контроль сформированности всех составляющих социальной компетентности (контрольно-оценочная функция). Для формирования всех составляющих социальной компетентности мы рассматривали общение как важную предпосылку положительного отношения курсантов к деятельности, средство формирования необходимой установки на общие действия.
Большое значения мы уделяли личной подготовке преподавателя к взаимодействию с курсантами. При выборе стратегии и тактики поведения преподавателя мы обращали внимание на него направленность, на него видение курсантов как «цели», «средства» или «условия». Согласно этому мы с преподавателями рассматривали исследование И. Беха [1] и
Э. Фромма [5] о направленности жизнедеятельности человека, его отношении к миру. Преподаватели указывали на необходимость взаимодействия с курсантами не по принципу «иметь», а по принципу «быть». Мы выяснили, что, по их мнению, намного лучше работать, если относиться к другим и к общению не корыстно, а на началах партнерства и взаимопомощи.
Для организации соответствующего взаимодействия мы старались обеспечить субъект-субъектное взаимодействие преподавателей и курсантов как основу для наследования социально-целесообразного поведения при выполнении задач профессиональной деятельности. Преподаватели прежде всего старались вырабатывать личностную ориентацию курсантов, то есть способность видеть и понимать собеседника, соблюдать равенство психологических позиций, признавая право другого человека на собственное мнение, позицию по разным социальным вопросам. Обсуждая, например, по учебной дисциплине «Организация службы участковых инспекторов и связь с общественностью» тему № 1 «Правовые основы и организация деятельности службы участковых инспекторов милиции», мы обращали внимание на вопрос о моральных принципах деятельности службы участковых инспекторов милиции, на задачи и функции службы участковых инспекторов милиции в контексте налаживания взаимодействия с разными слоями населения. Мы старались выработать общее видение ситуации, обеспечить взаимную направленность на решение проблемы, достичь взаимопонимания.
В этом контексте для нас была важной позиция В. Бочарова о том, что общение сотрудников ОВД с гражданами и коллегами должно быть оптимальным за своими характеристиками. Исследователь отмечает, что довольно часто представителям правоохранительных органов присущи твердость, даже жесткость в манере общения. Важно, чтобы курсанты поняли, что суть их отношение к людям в каждом случае – это человечность. Исследователь подчеркивает, что воля, обращенная на других людей, не должная, вместе с требовательностью, целеустремленностью, решительностью, унижать достоинство других людей. Сотрудники ОВД должны быть прежде всего социально и психологически грамотными как субъекты взаимодействия [3, с. 326].
Курсанты учились при ведении диалога переносить фокус своих интересов и внимания из себя самого на своего партнера и тему диалога, формировали у себя установки «открытого» собеседника, то есть такого, который умеет сосредоточиться на том, что не касается его, заинтересоваться другим и другими. Мы старались, чтобы курсанты поняли, что для эффективного общения, понимания представителей разных социальных слоев важно придерживаться установок человека «открытого» типа, при которой главной ценностью является собеседник и тема разговора, нет иерархии между собеседниками (отношений преимущества), а главной стратегией является стратегия не борьбы, а равноправного сотрудничества [4, с. 383].
В контексте педагогической поддержки и сопровождения работы курсантов по формированию социальной компетентности преподаватели старались учитывать индивидуальные особенности курсантов, уровень их развития и личностный потенциал для саморазвития. Преподаватели стремились помочь курсантам осознать смысл обучения и формирования социальной компетентности, выработать рефлексивное отношение к работе в этом направлении. Преподаватели на основе индивидуального подхода создавали условия, которые содействовали максимальному включению курсантов в процесс формирования социальной компетентности. Ролевой репертуар преподавателей, которые работали над формированием у курсантов социальной компетентности, предусматривал функциональные роли фасилитатора, модератора, тьютора, супервизора и медиатора. Это позволяло конкретизировать и структурировать сопроводительную деятельность преподавателя, обогащало ее содержание, методический арсенал работы по формированию у курсантов социальной компетентности [2].
Дальше следует отметить, что согласно технологии формирования социальной компетентности большое внимание было уделено регулярной диагностике качества подготовки курсантов и сформированности всех составляющих их социальной компетентности. Для этого мы использовали чаще всего устный контроль, письменный, тестовый контроль, а также методы самоконтроля и самооценки. В частности использование устного контроля давало возможность изучить объем и основательность знаний курсантов, пробелы в их знаниях, а также формировать в них на семинарских занятиях и на консультациях умения и навыки аргументировать, отстаивать собственное мнение, осуществлять рефлексию своих мировоззренческих позиций.
Письменный контроль мы использовали для определения уровня овладения курсантами знаниями, умениями и навыками, определения уровня их правильности, точности, осознанности, умения применять знание при решении важных проблем социального взаимодействия. В частности одной из важных форм проверки знаний и умений курсантов были письменные работы. Во время формирующего эксперимента мы предлагали курсантам подготовить описание проблемных служебных ситуаций взаимодействия начальника с подчиненными для обсуждения их во время групповой дискуссии, предоставить в письменной форме свой вариант решения конкретной служебной ситуации, которую предлагал преподаватель.
Также важное значение имел тестовый контроль (в зависимости от темы – открытой формы, закрытой формы и тесты-соответствия). Такой вид контроля помогал более эффективно использовать время, оперативно определять сформированность у курсантов знаний, умений и навыков – слоговых социальной компетентности.
Важное значение на этом этапе имело также формирование навыков социального взаимодействия во время стажировки на должностях по специальности подготовки. Стажировка курсантов проходили на каждом курсе с отработкой необходимых навыков. Перед началом стажировки мы разработали для курсантов соответствующие задачи, которые предусматривали усовершенствования знаний и навыков социальной компетентности.
Во время стажировки курсанты углубляли и закрепляли теоретические знания по проблемам социальной компетентности, учились наблюдать и анализировать социальный аспект деятельности отдельных подразделений ОВД. Важными задачами курсантам на стажировку для формирования навыков социального взаимодействия было ознакомление со структурой подразделений и личным составом и изучение социального аспекта профессиональной деятельности подразделения стажировки. Курсанты должны были также раскрыть социальную специфику района (города), национальные, религиозные особенности населения, проанализировать социально-психологический климат в подразделении стажировки, а также после установления психологического контакта с отдельными категориями лиц, которые располагают информацией об оперативной обстановке на территории, охарактеризовать этапы организации и тактику взаимодействия с этими субъектами и др.
Оценку за стажировку курсанты получали после защиты ими отчета о выполнении задач стажировки. При оценке работы курсанта мы учитывали оценку, выставленную стажеру офицерами, которые проверяли его работу, качество выполнения стажером индивидуальной задачи, знание особенностей социального взаимодействия, умение взаимодействовать с товарищами и др. Эксперты, которые заслушивали отчет курсантов о выполнении индивидуального плана на стажировку, подтвердили, что курсанты экспериментальной группы получили на 18 % больше благоприятных отзывов от командования подразделений ОВД. Отдельные курсанты показали умение налаживать эффективное взаимодействие с лицами, относительно которых в подразделениях ОВД были трудности.
Таким образом можно утверждать, что на этом этапе технологии формирования социальной компетентности курсанты углубили свои знания по проблемам социальной сферы, приобрели навыки эффективного социального взаимодействия для выполнения задач профессиональной деятельности. Сравнение результатов входного и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы показали, что у курсантов и слушателей экспериментальной группы значительно повысился уровень социальной компетентности после внедрения разработанных модели и технологии формирования социальной компетентности. Анализ результатов проведенной работы подтверждает качественные положительные сдвиги в уровнях сформированности всех компонентов социальной компетентности курсантов экспериментальной группы. Этим самим доказаны целесообразность и результативность внедрения модели и технологии формирования у курсантов социальной компетентности в процессе их профессиональной подготовки.
Кроме этого, эффективность проведенной работы и внедрения технологии формирования социальная компетентность подтверждена такими результатами:
преобладающая часть курсантов и слушателей экспериментальной группы стали выявлять больше внимания к самостоятельной работе по повышению своих знаний об особенностях социальной компетентности офицера ОВД, к основательному изучению дополнительной литературы, особенностей социально компетентному поведению;
курсанты экспериментальной группы научились более ответственно относиться к мероприятиям профессиональной подготовки, где предусмотрено формирования умений социального взаимодействия при выполнении задач профессиональной деятельности (в частности при изучении таких учебных дисциплин, как «Семейное право», «Организация службы участковых инспекторов и связь с общественностью», «Психология конфликтов в деятельности милиции» и «Административно-юрисдикционная деятельность МГБ»);
если к началу формирующего эксперимента у курсантов возникали трудности относительно того, чтобы назвать современные научные методы принятия, обоснования и выполнения решений с учетом интересов людей, организации, общества и государства, то после эксперимента курсанты и слушатели экспериментальной группы могли называть несколько таких методов и проиллюстрировать их примерами и ситуациями профессионально-управленческой деятельности или организации охраны общественного порядка;
результаты откликов, полученных из мест стажировки, подтвердили, что курсанты экспериментальной группы смогли лучше организовать социальное взаимодействие на должностях по специальности подготовки, более аргументированно охарактеризовать социальный аспект профессиональной деятельности подразделений стажировки, проанализировать социальную специфику района (города), национальные, религиозные особенности населения, а также социально-психологический климат в подразделении стажировки;
результаты экспериментальной работы показали большое значение для формирования социальной компетентности будущих специалистов соответствующей подготовки преподавателей, которые в своей работе должны объединять высокий уровень знаний о социальной компетентности с умением при организации работы с курсантами использовать элементы фасилитации и тьюторства.
Выводы. Формирующий этап педагогического эксперимента показал, что формирование социальной компетентности офицеров ОВД является важным фактором повышения готовности специалистов к выполнению задач профессиональной деятельности. Использование в педагогическом процессе предложенных форм и методов обучения, внедрение обоснованных технологии и педагогических условий позволили значительно повысить уровень социальной компетентности у курсантов экспериментальной группы.
Перспективами дальнейших научных исследований является разработка методических рекомендаций научно-педагогическому составу по формированию социальной компетентности слушателей и курсантов высших учебных заведений МВД Украины.
Библиографический список
- Бех I. Д. Виховання особистості : У 2 кн. Кн. 1. Особистісно орієнтований підхід : теоретико-технологічні засади / І. Д. Бех. – К. : Либідь, 2003. – 280 с.
- Борисенко Е. Н. Педагогическое сопровождение формирования социальной компетентности студентов вуза : автореф. дис. на соиск. ученой степ. докт. пед. наук : спец. 13.00.01 «Общая педагогика; история педагогики и образования» / Е. Н. Борисенко ; Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2013. – 38 с.
- Бочаров В. М. Система формирования социальной компетентности специалиста органов внутренних дел в процессе профессиональной подготовки : дисс. … докт. пед. наук : 13.00.08 / Бочаров Виталий Михайлович ; Ставроп. гос. ун-т. – Ставрополь, 2005. – 400 с.
- Михальская А. К. Риторика / А. К. Михальская. – 4-е изд., стер. – М. : Дрофа, 2007. – 491 с.
- Фромм Е. Мати чи бути? : пер. з англ. / Еріх Фромм. – К. : Укр. письм., 2010. – 222 с. – (Світло світогляду).