УДК 37.013.46

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ

Глебова Марина Владимировна
Управление образования администрации города Прокопьевска
Заместитель начальника Управления образования, кандидат педагогических наук, профессор Российской Академии Естествознания

Аннотация
Статья посвящена проблеме повышения эффективности учебного процесса в современной общеобразовательной школе. Рассмотрены педагогические аспекты совершенствования умственного воспитания школьников на основе психологических закономерностей мышления. В качестве ведущего направления повышения эффективности учебного процесса определена работка современных психолого-педагогических методов развития продуктивного мышления школьников как основной составляющей творческой деятельности.

Ключевые слова: продуктивное мышление, процесс обучения, психологические закономерности мышления, умственное развитие


PEDAGOGICAL ASPECTS OF IMPROVING THE MENTAL EDUCATION OF PUPILS IN THE LEARNING PROCESS THROUGH THE IMPLEMENTATION OF PSYCHOLOGICAL PATTERNS OF THOUGHT

Glebova Marina Vladimirovna
Department of Education Administration of Prokopyevsk
Deputy Head of the Department of Education, Ph.D., Professor of the Russian Academy of Natural Sciences

Abstract
The article deals with improving the efficiency of the learning process in a modern comprehensive school. Considered pedagogical aspects of improving the mental education of pupils on the basis of psychological patterns of thinking. As the leading ways to improve the effectiveness of the educational process defined the process of developing of modern psycho-pedagogical methods of development of productive thinking of schoolchildren as the main component of creative activity.

Keywords: mental development, productive thinking, psychological patterns of thinking, the learning process


Библиографическая ссылка на статью:
Глебова М.В. Педагогические аспекты совершенствования умственного воспитания учащихся в процессе обучения на основе реализации психологических закономерностей мышления // Современная педагогика. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/04/4138 (дата обращения: 12.07.2023).

Необходимость использования психологических закономерностей мышления испытывается все больше в самых различных областях практической деятельности – от совершенствования  педагогической практики до активизации интеллектуального потенциала во всех сферах жизнедеятельности общества.

Одной из наиболее общих проблем, которая ставится и определенным образом решается в педагогической теории и практике,  является проблема развития творческих способностей и формирования творческой личности.

Современные условия требуют перехода образовательной парадигмы  к продуктивному типу обучения, проведению большой работы по внедрению личностно-ориентированного подхода к образованию и совершенствованию умственного  воспитания  подрастающего поколения.  Современная школа должна преодолеть репродуктивный стиль обучения и научить подрастающее поколение мыслить, сформировать умение учиться. Однако общественная потребность в воспитании интеллектуально развитого и творчески мыслящего человека не всегда находит воплощение в педагогической практике.

В последнее время в современной общеобразовательной школе возник целый ряд противоречивых обстоятельств, не позволяющих эффективно решать задачи обучения и воспитания подрастающего поколения. Обучение в  общеобразовательной школе, несмотря на усилия педагогов, идет явно недостаточно успешно. Возрастает существенное противоречие между постоянно увеличивающимся объемом знаний и ограниченным временем обучения.  По-нашему мнению, одним из наиболее вероятных путей разрешения возникших противоречий является разработка современных психолого-педагогических методов развития продуктивного мышления школьников как основной составляющей творческой деятельности и базы для личностного и профессионального роста. Необходима постановка в явной формулировке задачи совершенствования умственного воспитания и развития продуктивного мышления  подрастающего поколения в качестве самостоятельной социально-педагогической проблемы.

Проблема умственного воспитания учащихся в процессе обучения имеет непосредственное отношение к вопросам воспитания мышления. Более того, психологические и педагогические взгляды на процесс развития мышления позволяют считать, что процесс умственного развития ориентирован, прежде всего, на развитие мышления, формирование его продуктивных качеств.

Проблема развития продуктивного мышления тесно связана с формированием одного из стержневых качеств личности – творческой самостоятельности. В большинстве психолого-педагогических исследований самостоятельность рассматривается как качество, характеризующее личность в целом (Н.В. Бочкина, И.П. Михайловский,  Л.Н. Пименова, В.Е. Сыркина и др.), как характеристика познавательной активности   (А.С. Байрамов, В.Н. Максимова, П.И. Пидкасистый). В ряде исследований изучались уровни сформированности, самостоятельности в различных видах деятельности  (Е.П. Белозерцев, И.Я. Лернер, З.Ф. Пономарева и др.).

В работах Г.Д. Кирилловой рассмотрены гносеологические основы процесса обучения, вскрывающие специфику познания, познавательной деятельности, в отличие от других видов человеческой деятельности. Логические основы построения процесса обучения  определяются общими закономерностями процесса познания, и включают два варианта выбора логической траектории процесса обучения с учетом, во-первых, сложной диалектикой связи субъекта познания и объекта познания, и, во-вторых, характера взаимодействия субъектов познания.  Г.Д. Кирилловой отмечено, что взаимодействие субъекта и объекта познания проявляется, с одной стороны,  в степени преобразования объекта, с другой – в способности субъекта использовать приобретенные знания в качестве метода дальнейшего познания. Это взаимодействие определяет взаимосвязь творчества и регламентации в познавательном процессе. Творчество в познании не может быть произвольным, оно регламентировано рамками присущей объекту закономерности, осуществляется в русле развития определенных идей [1].

Мы полностью разделяем данную дидактическую позицию Г.Д. Кирилловой, которая отражает психологический характер сложной диалектической взаимосвязи репродуктивной и продуктивной сторон мыслительной деятельности.

Как показывает изучение зависимостей между компонентами процесса обучения, усилия педагогов, психологов в настоящее времени направлены на разработку и совершенствование учебной деятельности, адекватной в одном случае процессу формирования эмпирических, а в другом – научно-теоретических знаний и способов деятельности.

На наш взгляд, стержнем, определяющим особенности процесса обучения как целостной системы, следует рассматривать процесс формирования системы обобщенных знаний и способов мыслительной деятельности, уровень и путь ее раскрытия и усвоения. Чем выше уровень усвоения, тем в более свернутой и обобщенной форме способ познавательной деятельности можно предлагать  учащимся. При этом важно отметить, что в  целостной системе педагогического процесса, направленного  на развитие творческих сторон мышления учащихся,  ведущая роль отводится методу познания. Именно метод познавательной деятельности является и средством получения новых знаний, и средством развития продуктивного мышления школьников.

Современные концепции процесса обучения, ориентированного на развитие творческих способностей учащихся, различаются, прежде всего, способом постановки (моделирования)  учебного материала в процессе  учебной деятельности, который выступает как объект познания ученика. В этом можно убедиться, сравнив концепции и опыт экспериментального обучения В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Б.И. Коротяева, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, П.И. Пидкасистого, В.Г. Разумовского. Все авторы отмечают, что построение и отбор логических конструкций знания в процессе познавательной деятельности является для учеников существенно важными инструментом творческого познания и получения новых знаний.  Так,  В.В. Давыдов основу такой конструкции видит в совокупности учебных задач, направленных на анализ школьниками условий происхождения теоретических понятий и овладения соответствующими обобщенными способами действий [2].

Б.И. Коротяев при определении характера познавательной деятельности принимает во внимание педагогически упорядоченную теорию, в которой выделяется описывающий, объясняющий и связующий материал, каждый из которого   требует   овладения  определенными   интеллектуальными умениями [3].

В.Г. Разумовский в основе рассматриваемой конструкции видит творческий цикл: факты – гипотеза – следствие – экспериментальная проверка, практика [4].

Ориентация на понимание процесса обучения как процесса  развития, имея в виду, прежде всего,  развитие  сущности дидактического отношения преподавания – учения и развитие личности ученика, дает возможности вскрыть широкие эвристические возможности дидактики, осмыслить диалектику процесса обучения. Другими словами, данный подход, окончательно укрепившийся в современной педагогической науке, дает возможность определить логику построения процесса обучения, обнаружить еще непознанные противоречия, механизмы их разрешения, т.е. движущие силы процесса обучения, обуславливающие творчество учителя и ученика в процессе продуктивной умственной деятельности.

Вопрос, который должен быть поставлен и решен при построении умственно-развивающего процесса обучения, направленного на развитие интеллектуальных сил учащихся заключается в  нахождении условий соразвития учителя и учащегося, взаимодействия участников познавательного  процесса, оптимальных с позиций обеспечения наибольшей эффективности коллективного творческого поиска.

Решение педагогической проблемы умственно-развивающего обучения, понимаемого как соразвитие учителя и ученика, и повышения качества образовательного процесса в современной школе,  связано с разработкой современных психолого-педагогических методов развития продуктивных сторон  мышления школьников и условий творческой взаимореализации субъектов учебно-познавательной деятельности.


Библиографический список
  1. Кириллова Г.Д. Взаимосвязь между содержанием материала на уроке и организацией деятельности учащихся  // Обучение и воспитание школьников. – Л.: ЛГПИ, 1972. – С. 5-27.
  2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения . – М.:ИНТОР, 1996. – 544 с.
  3. Коротяев Б.И. Избранные педагогические сочинения: В 4-х т.: Т.1.  – Луганск: Альма-матер, 2006. – 480 с.
  4. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. – М.: Просвещение, 1975. – 272 с.


Все статьи автора «Глебова Марина Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: