Виртуальное образовательное пространство, виртуальная среда обучения – термины и понятия, которые являются уже неотъемлемой составляющей современного информационного общества. Исторически сложно проследить первоначальное появление этого технологического и методологического приема образовательной парадигмы.
Общепринято считать, что виртуальные технологии были применены впервые в 1960-х годах и представляли собой комплекс специальных тренажеров, на которых пилоты осваивали способы управления самолетом.
Далее виртуальная методология стала использоваться во многих областях человеческой деятельности: в медицине, биотехнологии, разработке дизайна, маркетинге, искусстве, эргономике, индустрии развлечений, подготовке космонавтов и т.д. То есть, там, где требуется моделирование реальных процессов, именно виртуализация является весьма продуктивным приемом.
Перечисленные примеры позволяют дать определение термина «виртуальное образование» как обучение в обучающейся среде, в которой преподаватель и студент разделены во времени иили пространстве, а содержание курса предоставляется преподавателем с использованием мультимедийных ресурсов, интернета и видеоконференций. Студенты получают контент и общаются с преподавателем также с использованием мультимедийных технологий, интернета и видеоконференций.
Ключевыми особенностями [1] виртуального процесса являются:
- его предварительное неопределенность для субъектов этого взаимодействия;
- уникальность для каждого рода их взаимодействия, в том числе объектов образования;
- существование только во взаимодействии.
Виртуальный процесс происходит в соответствующем виртуальном пространстве, свойства которого характеризуются похожими атрибутами и наличием специальных виртуальных объектов.
Заметим, что существование виртуального образовательного пространства вне коммуникации преподавателей, студентов и учебных объектов невозможно.
Таким образом, виртуальный образовательный процесс не сводится только к телекоммуникациям. Это может произойти (и происходит) в обычном взаимодействии лицом к лицу преподавателей, студентов и исследуемых объектов (например, новых знаний).
Исследования показывают, что современная молодежь относится к совместной работе, как к чему-то естественному. Особенности “цифрового поколения” подробно описаны в работах Дона Тэпскотта (Don Tapscott – 1999, 2009), Вима Вина (Wim Veen – 2007) и некоторых других авторов. Молодые люди используют социальные сети для обсуждения всех аспектов своей жизни. Студенты не ожидают от университета никаких технологических ограничений. Они предполагают, что технология должна быть доступна повсюду и что они смогут и дома, и в аудитории пользоваться любыми технологическими средствами, способными помочь им в учебе.
Процессы, происходящие в развивающемся информационном обществе, приводят к трансформации способов взаимодействия между учителями и обучаемыми, и именно это «создает потребность в пересмотре привычных способов организации учебного пространства. Стратегия технологически насыщенного обучения, прежде всего, должна быть основана на модели, требующей ясной постановки задач и эффективной подготовки» [2] студентов к реальной жизни и работе в XXI столетии.
Произошедшие перемены четко выражены в одной из аналитических публикаций о метатрендах последнего десятилетия XXI столетия [3] (опубликованы на данный момент 10 пунктов из 100):
- Мир труда становится все более глобальным.
- Люди хотят работать, учиться, общаться и играть, когда и где они хотят.
- Интернет становится глобальной сетью мобильной связи.
- «Облачные технологии» облегчают быстрый рост онлайн-видео и мультимедиа.
- Принцип открытости превалирует – а именно: открытый контент, открытые данные, открытые ресурсы; «прозрачность» и легкий доступ к данным и информации.
- Правовые понятия собственности и частной жизни отстают от практики применения в обществе.
- Углубляются реальные проблемы доступа, эффективности и масштаба переосмысления качества жизни, информации и успеха.
- Интернет постоянно призывает нас переосмыслить обучение и образование, пересматривать наше представление о грамотности.
- Существует рост неформального обучения, пересматриваются индивидуальные потребности обучения, функционирование школ, университетов.
- Бизнес-модели экосистемы образования меняются. Библиотеки пересматривают свою миссию, школы и университеты пытаются сократить расходы на образование.
Образовательная парадигма информационного общества подразумевает трансформацию традиционной формулы «знания, умения и навыки» в соответствии с изменившимися требованиями социума.
Перечислим необходимые качества, которые имеют высокий ранг в перечне профессиональных компетенций специалиста:
- овладение способами непрерывного приобретения новых знаний;
- умение учиться самостоятельно;
- освоение навыков работы с любой информацией, разнородными и противоречивыми данными;
- формирование навыков креативного типа мышления.
Каждый из этих пунктов подразумевает грамотное и уверенное использование интернет-инструментов (термин, который появился недавно, но уже широко применяющийся) для работы с информацией, которая остается творческим процессом.
Критическое восприятие информации и оценка ее точности и корректности находится в прямом соответствии с образованностью человека, с уровнем воспитанности его эстетического чувства. Каждый человек владеет своего рода фильтром, или, словами А.Пуанкаре, «тонким решетом», действующим на уровне глубинных структур сознания, а именно — «специальной эстетической чувствительностью» [4], т.е. способностью воспринимать гармоничность и красоту получаемой информации.
Задача педагогики – развивать не только образованность обучаемых, но и развивать «эстетическую чувствительность», которая вместе с широким профессиональным кругозором позволит осознать качество поступающей информации, выбрать корректный вариант, и в конечном итоге не совершить ошибки в работе, которые могут привести к фатальным глобальным последствиям.
Решение этой задачи – применять в учебном процессе интернет-технологии для обучения владению интернет-инструментами на профессиональном уровне, широко использовать задания для самостоятельной работы студента, причем в алгоритм выполнения задания обязательно включать работу с интернет-источниками, создание мультимедийных файлов и т.д. Взаимодействие преподавателя и студента в образовательном виртуальном пространстве есть естественно-необходимое условие, гарантирующее подготовку высококвалифицированного специалиста информационного общества [5].
Соответствовать самым высоким мировым стандартам в образовании – основополагающий принцип Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО». Реализация данного принципа осуществляется оперативным реагированием на инновационные вызовы современности. Стратегия технологически насыщенного обучения, реализуемая в Международном университете «МИТСО», позволяет студентам этого вуза выработать в виртуальной образовательной среде необходимые навыки работы с интернет-инструментами.
Активно используются не только внутренняя корпоративная сеть вуза, но также внешние интернет-сервисы обучения, предлагающие образовательные услуги свободного доступа (например, Интернет-Университет Intuit.ru). Как показала практика, студенты не только совершенствуют навыки работы в интернете, но и получают для своего «портфолио» весомые квалификационные свидетельства, которые будут отличной характеристикой молодого специалиста.
Работа с курсами, предлагаемыми Национальным открытым интернет-университетом «ИНТУИТ», проводится автором также и на втором уровне высшего образования. Магистранты Международного университета «МИТСО» также получают дипломы и сертификаты online. Более того, результаты работы с учебной дисциплиной «Основы информационных технологий» экономисты и юристы размещают на своем личном сайте-визитке, который конструируется с использованием возможностей, предоставляемых инструментами Google: создание документов на «облачных» сервисах, совместная работа с документами online, обработка данных и т.д. Варианты заданий и инструкций для студентов и магистрантов представлены на сайте автора [5].
Прозрачность идеологии и привычность интерфейса социальных сетей для большой части интернет-пользователей позволяет сэкономить учебное время и сразу же начать взаимодействие преподавателя и студента в новом виртуальном коммуникативном пространстве. Решается вопрос самостоятельной внеаудиторной учебной работы студентов, обеспечивается непрерывность, системность и последовательность учебного процесса. И, далее, отметим также рациональность применения так называемых «облачных» технологий в образовательном процессе, которые делают возможным доступ к внешним источникам информации (аутсорсинг). Чтобы в полной мере воспользоваться предоставляющимися возможностями, необходимы изменения в традициях поддержки и использования информационно-коммуникационных технологий для целей исследования, обучения, преподавания (не только в высшей школе) и управления университетами. Обращение к источникам в «облаке» является одним из путей удовлетворения спроса на вычисления и отдельные приложения, или же потребностей в более широком и долгосрочном использовании услуг по поддержке и обработке информации
Таким образом, университет включается все больше и больше в единое виртуальное образовательное пространство, соответствуя одному из основных метатрендов последнего десятилетия, выделенных в одном из докладов ЮНЕСКО:
«Люди хотят работать, учиться, общаться и играть, когда и где они хотят».
Важность новых образовательных технологий подчеркивается и в действующей «Национальной программе ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011–2015 годы» [6]. Одна из 9-ти подпрограмм – «Электронное обучение и развитие человеческого капитала».
Отметим, что использование учебных материалов в электронном виде и включение интернет-технологий в учебный процесс стало уже показателем высокой профессиональной компетенции преподавателя ВУЗа. [7]
Необходимо отметить следующий факт: в настоящее время уже ставится вопрос о возможности использования информации в интернете не только при подготовке к экзамену, но и непосредственно на экзамене. Действительно, экзамен – это проверка знаний. Но во время учебы студенты постоянно используют поисковые сервисы, с помощью которых результативнее подготовить вдумчивые и проработанные ответы на экзамене. Например, во время тестов по математике разрешают пользоваться калькуляторами, а на некоторые экзамены по истории можно брать книги. Изменяется непосредственно критерии оценки знаний и умений, большое значение приобретает глубокое осознавание изучаемой дисциплины, и главное – профессиональное умение владеть интернет-инструментами поиска именно корректной информации.
Основная цель образования человека в целом – это выявление и достижение им своей миссии в реальном мире. Поскольку реальный мир сейчас включает в себя виртуальное пространство, создание виртуальной образовательной среды для разных уровней образовательных учреждений является естественно-необходимой и жизненно важной задачей.
Библиографический список
- Khutorskoy Andrey. Domestic preconditions of philosophy of virtual education in Russia [Electronic resource] // Eidos. Internet-Magazine.-2005.- Mode of access: http://www.eidos.ru/eng/journal/domestic.htm. – Date of access: 15.04.2015.
- Селинджер М. (Michelle Selinger ). Современное обучение: взаимодействие между педагогикой, учебным пространством и технологией / COMPRICE.ru: сетевой журнал. 2010. URL: http://www.comprice.ru/articles/detail.php?ID=443169 (дата обращения: 20.04.2015).
- DeSantis N. New Media Consortium Names 10 Top ‘Metatrends’ Shaping Educational Technology [Electronic resource] // The Chronicle of Higher Education. – February 1, 2012. – Mode of access: http://chronicle.com/blogs/wiredcampus/new-media-consortium-names-10-top-metatrends-shaping-educational-technology/35234. – Date of access: 10.04.2015.
- Пуанкаре А. «Mathematical Creation»: Наука и метод. СПб., 1910.
- Информационные технологии в МИТСО / wewbuniver.by: учебный сайт. – URL: https://www.webuniver.by (дата обращения: 25.04.2015).
- Об утверждении Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011–2015 годы: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28.03.2011, №384. / Электронный ресурс. – URL: http://www.government.by/ru/solutions/1616 (дата обращения: 20.04.2015).
- Возмитель И.Г. Некоторые особенности образования в изменяющемся социуме // Европейская конференция по устойчивому развитию: сб. тезисов науч. статей, Минск, 15-18 мая 2013г. – Минск : Евразийский центр развития интеллектуальных ресурсов, 2013. – С.50-54.