УДК 81-139

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Слюнина Ирина Кузьминична
МБОУ "Гимназия № 12" г. Белгорода им. Ф.С. Хихлушки

Аннотация
Время, в котором мы живём, – время активных перемен в экономической и политической жизни нашей страны, эпоха технологической революции и лавинообразного роста новых знаний. Оно диктует требования к содержанию, условиям реализации и результатам образовательного процесса на всех его ступенях. Сегодня важно не только дать ребенку как можно больший багаж знаний, но и обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. В своей статье автор описывает актуальные методы обучения английскому языку, одним из которых является методический инструмент "Языковой Портфель".

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, Языковой портфель


ACTIVE METHODS OF ENGLISH TEACHING IN THE CONTEXT OF THE SYSTEM-ACTIVITY APPROACH IMPLEMENTATION

Slyunina Irina Kuzminichna
Gymnasium # 12 Belgorod

Abstract
The time we live in is the time of economic and political changes in country, the era of the technological revolution and exponential growth of new knowledge. It dictates the requirements for the content, conditions and the results of the educational process on all levels. Today, it is important to give the children not only possible amount of knowledge, but also its cultural, personal and cognitive enrichment, to equip such an important skill as the ability to study. The author in her article describes one the current methods of English teaching - "Language Portfolio".

Библиографическая ссылка на статью:
Слюнина И.К. Активные методы обучения английскому языку в контексте реализации системно-деятельностного подхода // Современная педагогика. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4576 (дата обращения: 14.07.2023).

Время, в котором мы живём, – время активных перемен в экономической и политической жизни нашей страны, эпоха технологической революции и лавинообразного роста новых знаний. Оно диктует требования к содержанию, условиям реализации и результатам образовательного процесса на всех его ступенях. Сегодня важно не только дать ребенку как можно больший багаж знаний, но и обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения Российской Федерации перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт образования, отличительной особенностью которого является деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Иными словами, на смену «знаниевому подходу» приходит подход «компетентностный»: современное образование озабочено не столько тем, чтобы «накормить» ребенка, сколько тем, чтобы научить его «добывать и готовить пищу», привить вкус к учебной деятельности, самообразованию.

Системно-деятельностный подход в проекте образовательных стандартах второго поколения позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий, которые положены в основу выбора и структурирования содержания образования [1]. Этот подход обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

  • от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладения новыми компетенциями;
  • от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач, т.е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождение смыслов;
  • от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;
  • от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Таким образом, изменившаяся образовательная парадигма выдвинула учащегося в ранг субъекта учебной деятельности и межкультурной коммуникации и сориентировала весь учебный процесс на развитии личности ребенка в целом, его когнитивных способностей и личностных качеств, которые, прежде всего, проявляются в языке. При подготовке молодого поколения к жизни в условиях современного общества в своей работе автор особенное внимание уделяет именно развитию мышления, а не репродуктивной способности по воссозданию ограниченного набора определенных знаний.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что «правильно организованное» обучение, основанное на системно-деятельностном  подходе  формирует личность, способную к самостоятельной творческой деятельности.

При обучении английскому языку в начальной школе необходимо акцентировать деятельность учителя на создании мотивации к изучению языка и развитию положительного отношения к изучаемому иностранному языку, его народу и культуре. Это необходимо, чтобы маленький ученик осознал как важность и ценность межкультурного общения, так и прагматическую значимость изучаемого языка. С этой целью в своей работе со школьниками младшего звена внедряю особый методической инструмент «Языковой Портфель» (ЯП), позволяющий ученикам самостоятельно фиксировать и оценивать свои достижения и опыт в овладении английским языком [3].

Применяемый ЯП включает в себя 3 раздела, которые предваряются информацией о целях Портфеля и небольшой автобиографической страничкой, куда ученик вклеивает свою фотография и вписывает свое имя, название города и страны, где он живет.

В разделе 1 («Языковой паспорт») дети описывают свой опыт изучения иностранных языков (в течение какого времени, с какой целью изучают тот или иной язык и каких результатов хотят достичь).

В разделе 2 («Мои успехи») учащимся предлагаются контрольные листы для самооценки, основанные на общеевропейских стандартах, по четырем видам речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо.

Для начальной школы предусмотрено два уровня владения иностранным языком – Выживание (Breakthrough) и Допороговый (Waystage). На протяжении всего обучения английскому языку в начальной школе дети стремятся к достижению третьего уровня – Порогового (Threshold), – открывающего учащимся новые цели и вдохновляющего на их достижение.

В портфолио уровни владения языком выделяются разными цветами. Например, зеленый цвет – для владеющих первым уровнем, розовый цвет –вторым уровнем и т.д.

Раздел 3 («Моя копилка») представляет собой папку, куда дети складывают выполненные ими индивидуальные проекты, т.е. конкретные продукты своей деятельности. Каждый год папка пополняется новыми материалами по выбору ученика, которые могут время от времени пересматриваться.

Последняя страница ЯП предназначена для учителя, который заполняет ее по окончании учеником начальной школы или при его переходе в другую школу. Здесь учитель отмечает, по каким программам и учебникам ученик изучал язык в начальной школе. Также здесь дается характеристика сформированности компетенций ученика в разных видах речевой деятельности.

Таким образом, применение в работе с начальной школой Языкового Портфеля отвечает всем требованиям системно-деятельностного подхода и реально повышает статус младшего школьника как субъекта учебного процесса и мужкультурной коммуникации.

В течение трех лет (2012-2015 гг.) проводился ряд диагностических исследований, в которых принимали участие одни и те же учащиеся, но на разных ступенях обучения (2-4 классы).

Для определения уровня мотивации учащихся как результата применения активных методов обучения английскому языку была использована методика Т. Д. Дубовицкой «Выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении иностранного языка» [4].

Первичная диагностика выявила, что на ноябрь 2012 года достаточно высок процент учащихся, имеющих низкую мотивацию к изучению предмета.

Промежуточный анализ (октябрь 2013 года) показал положительную динамику мотивации учащихся: средний процент обучающихся, имеющих низкий уровень мотивации снизился на 14,5 % и составил 22,8 %, имеющих средний уровень мотивации – вырос на 12,7 % и составил 50 %, имеющих высокий уровень мотивации – вырос на 1 % и составил 27,2 %.

Заключительный мониторинг уровня мотивации был проведён в мае 2015 года и также выявил положительную динамику по сравнению с предыдущим тестированием. Так, процент учащихся, имеющих низкий уровень мотивации, сократился ещё на 10,5 %, средний уровень мотивации к изучению предмета был выявлен у 56 % учащихся, что на 6 % выше, чем по результатам промежуточного тестирования, показатель высокого уровня мотивации также дал положительную динамику и составил 31,7 %.

Динамика уровня мотивации учащихся по средним показателям

Таким образом, можно констатировать факт, что в результате использования активных методов преподавания английского языка мотивация к изучению иностранного языка возросла.

Использование активных методов преподавания английского языка, направленных на формирование потребности учащихся в овладении новыми знаниями посредством их активной, разносторонней и в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности, позволило:

  • поставить школьника в ранг субъекта обучения;
  • вовлечь учащихся в активную учебно-познавательную деятельность на уроках английского языка;
  • научить учеников ставить перед собой задачи, делать выбор и самостоятельно принимать решения;
  • создать условия для приобретения учащимися учебно-исследовательских и проектных умений, необходимых для дальнейшего образования.

Библиографический список
  1. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А. Г. Асмолов // Педагогика. – 2009. – №4. – С. 18-22.
  2. Гальскова, Н.  Д. Современная методика обучения иностранным языкам [Текст] / Н. Д. Гальскова. – М. : Аркти-глосса, 2003. – 192 с.
  3. Гальскова, Н. Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков [Текст] / Н. Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 5. – С. 6-11.
  4. Дубовицкая, Т. Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации [Текст] / Т. Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. – 2002. – №2. – С. 42-46.
  5. Мухина, С. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении [Текст] / С. А. Мухина, А. А. Соловьева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. – 384 с.
  6. Сапегин, К. В. Образовательная технология «Портфолио» [Электронный ресурс]. – 2011. Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-165101.html.
  7. Федотова, Е. Е. Зарубежный опыт использования портфолио [Текст] / Е. Е. Федотова, Т. Г. Новикова, А. С. Прутченков // Методист. – 2005. – № 5. – С. 27-33.
  8. Council of Europe. European Language Portfolio: accredited model № 8. 2001, awarded to Center for Information on language Teaching and Research.


Все статьи автора «Слюнина Ирина Кузьминична»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: