В последние десятилетия в России проводятся многочисленные реформы в различных социальных сферах. Одной из реформ, является образовательная реформа, которая напрямую связана с вступлением страны в Болонский процесс. Российская Федерация присоединилась к данному процессу в 2003 году, обязуясь до 2010 года реализовать главные основы Болонской системы.
В 1999 г. представителями 29 стран было оформлена Болонская декларация, которая заложила основы новой образовательной политики. Данный процесс направлен на сближение и гармонизацию систем образования европейских стран, участников процесса. Сотрудничество в сфере образования следует базировать на нижеследующих положениях:
«1) программа сотрудничества в области образования, отражая прогрессивную гармонизацию политик Сообщества в области экономики и общественных отношений, обязана принимать во внимание цели и требования образовательной сферы;
2) образование ни в коем случае не надлежит рассматривать как область экономики;
3) сотрудничество в области образования необходимо осуществляться без вреда для традиций каждой страны и разнообразия государственных образовательных политик и систем» [1, с.16].
Как видно из этих положений, главная роль отведена целям и потребностям образовательной сферы, что, по сути, должно вывести образование в передовые области развития стран, которые примкнули к данному процессу. Второй принцип подразумевает, что образование не должно служить исключительно потребностям трудового рынка и следовать за веяниями экономики. И последний принцип гласит о том, что традиция каждой страны не должна разрушаться лишь в угоду данному процессу. Все эти положения и сам Болонский процесс, в нашей стране имеет как своих сторонников, так и критиков. Все это обусловлено тем, что в2003 г., как уже было сказано, Россия присоединилась к данному процессу, что дало импульс очередным реформам образования.
Минобрнауки России в декабре 2004 года провело заседание коллегии по вопросу “О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации”, на которой был одобрен соответствующий План мероприятий, впоследствии утвержденный приказом Минобрнауки России. В октябре 2007 года был принят Федеральный закон Российской Федерации N 232-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования).
Этим законом в системе высшего образования установлены уровни:
- уровень высшего профессионального образования – бакалавриат;
- уровень высшего профессионального образования – подготовка специалиста или магистратура.
2. Введение системы зачетных единиц для признания результатов обучения.
3. Создание сопоставимой с требованиями европейского сообщества системы обеспечения качества образовательных учреждений и образовательных программ вузов.
4. Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей.
5. Введение в практику приложения к диплому о высшем образовании аналогичного европейскому приложению.
6. Создание условий для развития академической мобильности студентов и преподавателей и др [2].
Таким образом, план мероприятий о реализации Болонской декларации, предусматривает практически полную унификацию с европейскими образцами в высшей школе. Кроме внедрения двухуровневой системы образования (бакалавриат – магистратура), введения зачетных единиц и других аспектов, важным моментом становится внедрение компетентностного подхода.
Компетентностный подход ориентируется на повышении конкурентоспособности будущих специалистов на рынке труда. В нем упор делается не столько на параметры, задаваемые “на входе” (содержание, объем часов, процесс преподавания), сколько ожидаемые итоги, которые нужно получить на “выходе” (знания и умения студентов). Таким образом, образование “от результата” – главная стратегия модернизации высшей школы.
Исходной точкой модернизации российского образования, также становится компетентностный подход, который должен ориентироваться на качество конечного продукта выпускника. В науке существуют различные трактовки понимания дефиниций «компетенция» и «компетентность».
В Глоссарии терминов Еврофонда образования (ЕФО), говорится, что компетентность применяется в тех же значениях, что и компетенция: «1) умение совершать что-либо качественно или эффективно; 2) соответствие требованиям, которые предъявляются на той или иной специальности; 3) умение выполнять особые трудовые функции» [3]. В данном случае, происходит взаимозамещение рассматриваемых понятий, где компетентность подразумевает под собой тоже, что и компетенция.
В плане стандартов ВПО третьего поколения дается нижеследующая дефиниция «компетенция – способность применять умения, знания и личностные качества для успешной деятельности в определенной области [4]». В отношении компетентности нет такого обоюдного понимания, с ней связывают умения, индивидуальные особенности, личные способности. Таким образом, часть авторов, которые рассматривают данный вопрос, тесно связывают между собой компетенцию и компетентность как тесно связанные между собой.
В «Словаре иностранных слов», компетенция определяется следующим образом «1. Круг полномочий органа или же должностного лица; 2. круг вопросов, в которых данное лицо владеет знаниями, опытом, навыками». В то время, как под компетентностью понимается: «1. Обладание компетенцией, 2. Владение знаниями, позволяющими судить о чем-либо» [5, с. 241]. Сопоставляя данные определения, видно, что четкого разграничения здесь не существует. В первом случае, «компетентность – это обладание компетенцией». Во втором случае, можно говорить о том, что компетенция имеет практическую основу знаний, а «компетентность – это знания…», которые не обязательно могут быть применимым на практике, либо индивид не может их применить в силу определенных причин.
В «Словаре русского языка» Ожегова С.И. даны такие дефиниции: «компетенция – 1. Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен. 2. Круг чьих-нибудь полномочий, прав»
[6, с. 248]. Самостоятельного определения компетентности здесь нет, а дается лишь «компетентный – 1. Знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области. 2. Обладающий компетенцией». Как и в предыдущем, рассмотренном нами словаре, здесь не делается значительных различий между двумя данными дефинициями. Таким образом, можно говорить о том, что четкого разграничения рассмотренных понятий, на момент составления словарей не существовало.
Обзор российской научной литературы свидетельствует, что эти дефиниции имеют различное содержание. Е. Петренко предлагает применять термин «компетенция» для обозначения комплекса познаний, умений, свойств личности и навыка деятельности, а под компетентностью – его личностное отношение к деятельности, побуждения и ценностные ориентации, возможности и характеристики личности, т. е. личностные качества.
И.С. Сергеев и В.И. Блинов в своей работе, которая рассматривает реализацию компетентностного подхода, трактуют компетенцию как определенный итог образования, отражающий готовность к мобилизации внутренних и внешних ресурсов для эффективной работы в ситуации неопределённости. Компетентность же трактуется как степень образованности и/или опытности, необходимая для качественного выполнения той или иной общественной или профессиональной функции [7].
В работе Н.Н. Абакумовой и И.Ю. Малковой компетенция трактуется в качестве интегративного единства навыков, умений, знаний обеспечивающих профессионализм специалиста, способность личности воплощать в реальности свою компетентность. Компетентность включает в себя как итоги обучения, так и совокупность ценностных ориентиров, привычек и т.п. [8].
А.В. Хуторской трактует данные термины следующим образом: «компетенция – отчуждённое, предварительно заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке учащегося, необходимой для его высокоэффективной продуктивной деятельности в определённой сфере; компетенция – владение учащимся соответствующей компетенцией» [9].
В.М. Шепель под компетентностью понимает знания, умения, навыки, теоретико-прикладную подготовленность к применении знания. Не противоречат ему и иные имеющиеся определения компетентности (Агапов И.Г., Симонов П.В., Шишов С.Е., Чошанов М.А. и др.).
В современной литературе по психологии чаще используется термин “компетентности”, являющийся характеристикой образа действия, главенствующей формой активности личности, определенным уровнем владения знанием о жизнедеятельности.
Термин “компетенция” подразумевает совокупность взаимосвязанных свойств личности (знаний, умений, способностей, способов деятельности), задаваемых по отношению к конкретной области предметов, процессов и необходимых для продуктивной деятельности по отношению к ним [10].
С.Е. Шишов и И.Г. Агапов под компетентностью понимают «общую способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельном участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на её успешное включение в трудовую деятельность [11, с. 59]».
В.С. Безрукова определяет компетентность как «овладения знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения» [12, с. 46].
В.В. Нестеров и А.С. Белкин под компетентностью подразумевают «совокупность знаниевых компонентов в структуре сознания человека, т.е. систему информации о наиболее существенных сторонах жизни и деятельности человека, обеспечивающих его полноценное социальное бытие» [13, с. 4].
Э.Ф. Зеер, О.Н. Шахматова под профессиональной компетенцией подразумевают совокупность профессиональных знаний и умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности [14, с. 24]. В.Г. Горб понимает профессиональную компетенцию как профессионально-статусные возможности по осуществлению человеком государственных, социальных и личностных полномочий в профессиональной деятельности [16, с. 23].
По итогам проведённого анализа можно сделать вывод о том, что компетенция – это совокупность знаний, умений, навыков, качеств личности, опыта деятельности, которая позволяет эффективно и продуктивно выполнять деятельность в определённой сфере. Компетентность - уровень образованности и опытности, позволяющие успешно выполнять профессиональную функцию. В связи с данными нами определениями, отметим несколько моментов:
- Компетенция – это набор неких идеальных знаний, умений и навыков, которыми должен обладать студент для дальнейшей профессиональной деятельности.
- Компетенции можно рассматривать как расширение познаний в какой-либо области, накопление знаний и освоение новых. В то время, как компетентность – это самосовершенствование профессиональных качеств, которые способствуют дальнейшему профессиональному росту специалиста.
- Компетентность находится в прямой зависимости от компетенции. Чем больше знаний компетенций в рамках той или иной специальности, тем качественнее будет компетентность.
Исходя из рассмотренных определений, следует вывод о том, что компетенция на современном этапе включает в себя привычную педагогическую триаду: знания, умения, навыки, которые было принято формировать у студентов до вступления в Болонскую систему. Однако, термином «компетенция» происходит не вытеснение привычных знаний, умений, навыков, а соединение их в одном понятии. В тоже время представители американской школы психологии труда считают, что ключевые компетенции могут быть описаны стандартами KSAO:
- знания (knowledge);
- умения (skills);
- способности (abilities);
- иные характеристики (other) [17].
Из данных характеристик, видно, что компетенция описывается все теми же знаниями, умениями, навыками и добавляются «иные характеристики». Отметим, что при формировании компетенций для бакалавров и магистров, способности выпускников необходимо описывать через «знания, умения, навыки». Внедрение новой терминологии не влечет за собой отказ от старых дефиниций, а привел к их включению в компетенции.
Библиографический список
- Тюгашев Е.А. Философия Болонского процесса. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. filosof10.narod.ru/lib/Ped/bolonia.doc. С. 16.
- Болонский процесс в вузах Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/obr/pri/4508/
- Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО, 1997.
- Проекты ФГОС ВПО 3-его поколения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mon.gov.ru
- Словарь иностранных слов. 14-е изд., испр. М., 1987. С. 241.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1987. С. 248.
- Сергеев И. С., Блинов В. И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. М., 2007.
- Абакумова Н. Н., Малкова И. Ю. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика. Томск, 2007.
- Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www/eidos.ru/new/compet/htm.
- Степанов С.В. Компетентностный подход в российском образовании как условие его конкурентоспособности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://c-society.ru/wind.php?ID=425594
- Шишов С.Е., Агапов И.Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? // Стандарты и мониторинг в образовании, 2002, март-апрель. С. 59
- Безрукова В.С. Педагогика. Екатеринбург: Изд-во Свердловского инженерно-педагогического института, 1993. 2009. – №2. С. 46.
- Нестеров В.В., Белкин А.С. Педагогическая компетентность: Учебное пособие. Екатеринбург, 2003. С.4.
- Зеер Э.Ф., Шахматова О.Н. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста. Екатеринбург, 1999. С.24.
- Бабушкина Л.Е. Формирование социокультурной компетенции у студентов педвуза в иноязычном обучении средствами информационных технологий. Саранск, 2015.
- Горб В.Г. Основная образовательная программа вуза: проблемы и решения // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. №1. С. 23.
- Лукашенко М.А. Профессиональные компетенции руководителя. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/strategy/competit/ksao.shtml?printversion