Исторически обусловлено, что появление социального опыта и опыта отношений предопределяет способность развивающейся личности и общества в целом обобщать, систематизировать, верифицировать, модифицировать социальное знание в многомерном поиске оптимальных условий воспроизводства позитивных результатов труда и общения, учения и игры. Таким ресурсом в определенной системе преобразования объективного в социуме появляется в обобщенной функции исторический подход, детерминируемый как область знания современной педагогической методологии, фасилитирующая постановку и решение научно-педагогических задач и проблем современного образования в рамках определяемых идей развития и исторического анализа качества предлагаемых решений в многомерной модели продуктивного педагогического поиска.
Попытаемся представить особенности изучения курсов современного профессионально-педагогического знания в структуре подготовки будущих педагогов в НФИ КемГУ на факультете физической культуре, начиная от курса «Введение в педагогическую деятельность», определяющего возможность педагогической деятельности в подготовке и развития будущего педагога (продуктивные задания могут быть определены на выбор студента – самопрезентация, портфолио и пр.), заканчивая педагогической практикой, верифицирующей истинность и объективность подготовки педагога по физической культуре к самостоятельной профессионально-трудовой деятельности. Специфические особенности подготовки учителя по физической культуре обычно лежат в плоскости здоровьесбережения, адаптивного и акмеверифицированного знания.
Определим особенности исторического подхода в модели подготовки педагога по физической культуре в системе современного высшего профессионально-педагогического образования.
Система современного профессионально-педагогического образования в компетентностной модели подготовки бакалавров – уникальный продукт культуры и истории педагогической практики решения задач развития личности в модели профессионального образования. Уникальность компетентностной модели подготовки педагога-бакалавра определяется спецификой постановки и решения проблемы развития личности в модели трех групп компетенций: общекультурных, общепрофессиональных и профессиональные компетенций.
В структуре изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» будущие педагоги по физической культуре обязаны выполнить образовательный стандарт, формируя такие компетенции, как:
- ОК-1 (владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения), данная компетенция раскладывается в ряд дидактических единиц «знать», «уметь», «владеть» на факультете физической культуре НФИ КемГУ в следующей форме: знать сущность и специфику профессионально-педагогического мышления; уметь анализировать, обобщать и систематизировать педагогическую информацию; уметь ставить цели профессионально-личностного самоопределения и самосовершенствования; владеть способами совершенствования профессиональных знаний и умений.
- ОК-3 (способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества), данная компетенция раскладывается в ряд дидактических единиц «знать», «уметь», «владеть» на факультете физической культуре НФИ КемГУ в следующей форме: знать особенности педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества; уметь учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации; владеть способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды.
- ОК-14 (готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным ценностям), данная компетенция раскладывается в ряд дидактических единиц «знать», «уметь», «владеть» на факультете физической культуре НФИ КемГУ в следующей форме: знать ценностные основы образования и профессиональной деятельности; уметь ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования; владеть представлениями о толерантном восприятии социальных и культурных различий, уважительном и бережном отношении к историческому наследию и культурным ценностям.
- ОПК-1 (осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности), данная компетенция раскладывается в ряд дидактических единиц «знать», «уметь», «владеть» на факультете физической культуре НФИ КемГУ в следующей форме: знать сущность и социальную значимость своей будущей профессии; знать способы профессионального самопознания и саморазвития; уметь находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических задач; владеть способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы); владеть способами самообразовательной деятельности.
Теория и практика реализации данных компетенций в структуре изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» измеряется качеством решения профессионально-педагогических и учебно-образовательных задач, один из примеров такого описания представлен в работе [1], где научная верификация качества формирования компетенций определяется спецификой изучения теоретического материала и научно-прикладных аспектов организации профессионально-педагогического взаимодействия [2].
Следующим курсом в модели профессиональной подготовке педагогов по физической культуре является курс «Теоретическая педагогика», в структуре которого закладывается следующая система формируемых компетенций:
- ОК-13 (готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности), данная компетенция раскладывается в ряд дидактических единиц «знать», «уметь», «владеть» на факультете физической культуре НФИ КемГУ в следующей форме: знать правовые нормы реализации педагогической деятельности и образования; уметь работать с нормативно-правовыми документами в области образования; владеть способами работы с нормативно-правовой документацией, регулирующей правовые отношения в области образования;
- ПК-1 (способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях), данная компетенция раскладывается в ряд дидактических единиц «знать», «уметь», «владеть» на факультете физической культуре НФИ КемГУ в следующей форме: знать теории и технологии обучения ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса; уметь системно анализировать и выбирать образовательные концепции; уметь проектировать учебный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности; владеть способами проектной и инновационной деятельности.
- ПК-2 (готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения), данная компетенция раскладывается в ряд дидактических единиц «знать», «уметь», «владеть» на факультете физической культуре НФИ КемГУ в следующей форме: знать теории и технологии воспитания ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса; уметь – системно анализировать и выбирать концепции воспитания; уметь проектировать воспитательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности; уметь осуществлять педагогический процесс в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений; владеть способами проектной и инновационной деятельности; владеть навыками организации внеучебной деятельности обучающихся.
ПК-3 (способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии), данная компетенция раскладывается в ряд дидактических единиц «знать», «уметь», «владеть» на факультете физической культуре НФИ КемГУ в следующей форме: знать сущность педагогического мониторинга; знать методики и технологии разработки диагностических материалов; уметь осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся; уметь разрабатывать диагностические материалы; владеть навыками использования диагностических материалов на практике; владеть способами осуществления педагогической поддержки и сопровождения; владеть способами пропаганды важности педагогической профессии для социально-экономического развития страны.
- ПК-4 (способен использовать возможности образовательной среды, в том числе и информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса), данная компетенция раскладывается в ряд дидактических единиц «знать», «уметь», «владеть» на факультете физической культуре НФИ КемГУ в следующей форме: знать особенности образовательной среды, в том числе и информационной; уметь использовать теоретические знания для генерации новых идей в области развития образования; владеть способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.
- ПК-11 (способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности), данная компетенция раскладывается в ряд дидактических единиц «знать», «уметь», «владеть» на факультете физической культуре НФИ КемГУ в следующей форме: знать основы просветительской деятельности; уметь выявлять возможности региональной культурной образовательной среды; владеть способами просветительской деятельности.
Вся совокупность выше описанных компетенций может быть измерена с использованием программно-педагогического обеспечения курса «Теоретическая педагогика» [3-7].
Единство теории и практики верифицируется в подготовке педагогов-бакалавров в модели изучения курса «Практическая педагогика», в структуре которого должны быть сформированы такие компетенции, как:
- ОПК-4 (способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности), данная компетенция раскладывается в ряд дидактических единиц «знать», «уметь», «владеть» на факультете физической культуре НФИ КемГУ в следующей форме: знать нормативные основы образования; уметь работать с нормативными документами, регламентирующими образовательный процесс; владеть представлениями об ответственности за результаты своей профессиональной деятельности; владеть навыками разработки учебно-методических материалов, необходимых для организации образовательного процесса.
- ПК-1 (способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях), данная компетенция раскладывается в ряд дидактических единиц «знать», «уметь», «владеть» на факультете физической культуре НФИ КемГУ в следующей форме: знать теоретические основы обучения; уметь системно анализировать и выбирать образовательные концепции; уметь проектировать учебный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности; владеть способами проектной и инновационной деятельности.
- ПК-2 (готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения), данная компетенция раскладывается в ряд дидактических единиц «знать», «уметь», «владеть» на факультете физической культуре НФИ КемГУ в следующей форме: знать теории и технологии воспитания ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса; уметь системно анализировать и выбирать концепции воспитания; уметь проектировать воспитательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности; уметь осуществлять педагогический процесс в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений; владеть способами проектной и инновационной деятельности; владеть навыками организации внеучебной деятельности обучающихся.
- ПК-3 (способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии), данная компетенция раскладывается в ряд дидактических единиц «знать», «уметь», «владеть» на факультете физической культуре НФИ КемГУ в следующей форме: знать сущность педагогического мониторинга; знать методики и технологии разработки диагностических материалов; уметь осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся; уметь разрабатывать диагностические материалы; владеть навыками использования диагностических материалов на практике; владеть способами осуществления педагогической поддержки и сопровождения; владеть способами пропаганды важности педагогической профессии для социально-экономического развития страны.
- ПК-4 (способен использовать возможности образовательной среды, в том числе и информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса), данная компетенция раскладывается в ряд дидактических единиц «знать», «уметь», «владеть» на факультете физической культуре НФИ КемГУ в следующей форме: знать особенности образовательной среды, в том числе и информационной; уметь использовать теоретические знания для генерации новых идей в области развития образования; владеть способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.
- ПК-5 (готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса), данная компетенция раскладывается в ряд дидактических единиц «знать», «уметь», «владеть» на факультете физической культуре НФИ КемГУ в следующей форме: знать способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса; уметь взаимодействовать с родителями, коллегами, социальными партнерами; владеть способами взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса.
- ПК-9 (способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности), данная компетенция раскладывается в ряд дидактических единиц «знать», «уметь», «владеть» на факультете физической культуре НФИ КемГУ в следующей форме: знать основы просветительской деятельности; уметь участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях; владеть способами взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса.
Курс «Практическая педагогика» – уникальный инструмент профессионально-педагогического знания, в своей основе имеющий все формы организации современного образования [8-21], где есть и лабораторный практикум, и курсовые работы, и дидактическое тестирование в различных формах и видах традиционного и инновационного измерения качества.
Все другие курсы современного профессионально-педагогического знания [22-23] менее разработаны на факультете физической культуры НФИ КемГУ в дидактико-методическом аспекте изучения.
Доказательством состоятельности идей историзма и продуктивного развития личности являются научные публикации студентов, написанные единолично и в соавторстве с педагогами факультета [24-70].
В структуре активного поиска оптимальных условий развития обучающегося и будущего педагога на факультете физической культуре НФИ КемГУ появились такие понятия, как «уточнение понятийного аппарата изучаемых педагогических дисциплин», «портфолио обучающегося СДЮСШОР», «культура здорового образа жизни», «презентация «Я – профессионал», «профессионально-педагогический кейс педагога по ФК» и многие другие понятия, детерминируемые и визуализируемые в работе научно-практических конференций студентов. Кроме того ежегодная заочной, научно-практической конференция обучающихся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося» (сроки проведения ближайшей конференции: 04-06 мая 2016 года) также появилась на факультете физической культуре НФИ КемГУ.
Библиографический список
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 55 с. ISBN 978–5–85117–739–2.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 53 с. ISBN 978–5–85117–742–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 52 с. ISBN 978–5–7262–2025–3.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 48 с. ISBN 978–5–7262–2022–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 44 с. ISBN 978–5–7262–2023–9.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с. ISBN 978–5–7262–2024–6.
- Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» / под ред. к.п.н., доцента О. А. Козыревой. М. : МИФИ, 2015. 80 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 49 с. ISBN 978–5–85117–743–9.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-65-3 Ч.1.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-66-0 Ч.2.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Пед. образование : в 3-х ч. Ч.3. Психолого-педагогический практикум. Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-67-7 Ч. 3.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-61-5 Ч. 1.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-62-2 Ч.2.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-63-9 Ч.3.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 45 с. ISBN 978–5–85117–740–8.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 54 с. ISBN 978–5–85117–741–5.
- Бабушкин И. А., Бойкова И. В. Некоторые возможности продуктивной самореализации будущих педагогов по ФК в структуре их теоретико-педагогической подготовки // Теоретические и практические вопросы науки XXI века : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 28 ноября 2014 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2014. С. 202-204.
- Бойкова И. В., Зубарев А. В. Студенческая газета как форма и продукт формирования культуры самостоятельной работы обучающихся учреждений СПО // Фундаментальные и прикладные научные исследования: сборник статей Междун. научно-практической конференции (Уфа, 13 июня 2015 г.). Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 117-119.
- Бойкова И. В., Козырева О. А. Культура как продукт развития общества и личности (педагогический компонент) // Актуальные проблемы науки на современном этапе развития: сборник статей Международной научно-практической конференции (Стерлитамак, 07 марта 2015 г.). Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. С. 25-27.
- Бойкова И. В., Козырева О. А. Самостоятельная работа обучающегося как продукт современного образования // Наука и образование: проблемы и тенденции развития: материалы II Международной научно-практической конференции (Уфа, 20-21 декабря 2014 г.). Уфа: РИО ИЦИПТ, 2014. С. 23-24.
- Бойкова И. В., Юдинцева П. В. Некоторые возможности построения педагогического взаимодействия в системе среднего профессионального образования // Перспективы модернизации современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 13 мая 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 105-107.
- Бойкова И. В., Юдинцева П. В. Некоторые возможности формирования культуры самостоятельной работы в системе среднего профессионального образования // Динамика развития современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 8 мая 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 150-151.
- Бойкова И.В. Некоторые аспекты детерминации понятия «Культура самостоятельной работы» в ресурсах профессионального педагогического знания // Эволюция научной мысли: сборник статей Междун. научно-практической конфер.(Уфа, 3 окт. 2014г.). Уфа АЭТЕРНА, 2014. С.92-94.
- Бойкова И.В., Авдеенко М.О., Монахов М.С. Качество и возможности детерминации основ педагогического взаимодействия в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Современная педагогика. 2015. № 6. С.79-86.
- Бойкова И.В., Кононцова Я.С., Свинаренко В.Г. Возможности педагогического моделирования и дидактического тестирования в вузовской подготовке будущих педагогов // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5680
- Бойкова И.В., Кононцова Я.С., Свинаренко В.Г. Моделирование и проектирование педагогической технологии: модели и практика реализации в деятельности педагога-исследователя // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/08/56976
- Бойкова И.В., Чорный И.В., Аксенова А.Н. Некоторые особенности детерминации понятий «социализация» и «самореализация» в ресурсах подготовки будущего тренера по тайскому боксу // Современная педагогика. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/07/4694
- Волостных Е. С., Шварцкопф Е. Ю., Бойкова И. В. Педагогическая деятельность в системе профессионально-педагогического знания // Динамика развития современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 3 августа 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.108-110.
- Гвоздев Л. И., Бойкова И. В., Зубанов В. П. Некоторые аспекты детерминации и фасилитации педагогической поддержки в модели формирования культуры самостоятельной работы личности // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 5 августа 2015 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.136-138.
- Гвоздев Л. И., Бойкова И. В., Зубанов В. П. Особенности уточнения категориального аппарата современной педагогики // Достижения и проблемы современной науки : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 28 июля 2015 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.68-70.
- Грошев И. Л., Шварцкопф Е. Ю., Бойкова И. В. Особенности профессионального становления будущего педагога в модели формирования культуры самостоятельной работы // Динамика развития современной науки: сб. стат. Международной научно-практической конфер/ (Уфа, 3 августа 2015 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.112-114.
- Евдохина Н. В., Бойкова И. В. Возможности формирования и визуализации здоровьесбережения в модели портфолио обучающегося начальной школы // Научный взгляд на современное общество : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 28 апреля 2015 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.105-107.
- Евдохина Н. В., Бойкова И. В. Некоторые особенности детерминации и уточнения понятия «здоровьесбережение» в структуре моделирования портфолио обучающегося начальной школы // Фундаментальные проблемы науки : сб. стат. Междун. науч.-практич. конфер. (Уфа, 20 апреля 2015 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа: Аэтерна, 2015. С.134-135.
- Зубанов В. П., Чаплыгин С. В., Бойкова И. В. Специфика реализации идей гуманизма в организации педагогического взаимодействия в образовательном учреждении // Научный взгляд на современное общество: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 28 июня 2015 г.). Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 73-75.
- Камалов Н. В., Бойкова И. В. Некоторые особенности самореализации обучающегося в издательской практике учреждений СПО // Научные аспекты современных исследований: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 18 августа 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.80-81.
- Кирьянов М.И., Бойкова И.В., Зубанов В.П. Некоторые нюансы воспитания обучающихся в постановке и решении задач формирования культуры самостоятельной работы // Наука XXI века: теория, практика и перспективы : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 8 апреля 2015г.) Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС , 2015. С. 130-132.
- Коновалов С.В., Белинская А.В., Бойкова И.В. Понятие и возможность реализации идей здоровьесбережения в работе педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7. URL: http://human.snauka.ru/2015/07/11982
- Коновалов С.В., Бойкова И. В., Филиппова Ю.О. Педагогические условия оптимизации качества моделирования портфолио обучающегося как социально-педагогическая проблема // Гуманитарные научные исследования. 2015. №5-1 (45). С.63-69.
- Креган А. С., Бойкова И. В. Портфолио обучающегося среднего профессионального образования как продукт формирования культуры самостоятельной работы // Перспективы развития науки : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 13 авг. 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 83-84.
- Кривда В.Ю., Зубанов В.П., Бойкова И.В. Некоторые особенности определения качества реализации идей здоровьесбережения в воспитании обучающихся // Современная наука: теоретический и практический взгляд: сборник статей Международной научно-практ. конфер. (Уфа, 28 марта 2015г.) Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.150-152.
- Макаров А.П., Зубанов В.П., Бойкова И.В. Возможности моделирования портфолио обучающегося в ресурсах формирования культуры самостоятельной работы // Инновационная наука и современное общество: сборник статей Международной научно-практической конфер. (Уфа, 23 марта 2015г.) Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 126-128.
- Максимчук А. Г., Бойкова И. В. Некоторые возможности верификации качества детерминации категорий курса «Методика воспитательной работы» // Современное состояние психологии и педагогики : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 10 августа 2015 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.91-93.
- Малышева В.О., Бойкова И.В., Соловьева Е.В. Некоторые возможности моделирования портфолио обучающегося, занимающегося регби, и специфика разработки профессионально-педагогических кейсов тренера-преподавателя по регби // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6 (45). С.45-51.
- Мезенцев А. И., Бойкова И. В. Издательская газета «Профи» в модели формирования культуры самостоятельной работы // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 18 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 147-149.
- Нагайцев Д. К., Бойкова И. В., Шварцкопф Е. Ю. Конкурс по профориентации «первокурсник» как условие формирования потребности в самостоятельности и продуктивности // Фундаментальные и прикладные научные исследования: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 13 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 125-127.
- Нагайцев Д. К., Бойкова И. В., Шварцкопф Е. Ю. Педагогические условия оптимального изучения основ курса «Специальная педагогика» будущими педагогами по ФК // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сборник статей Международной науч.-практич. конфер. (Уфа, 18 июня 2015 г.). Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 158-160.
- Нагайцев Д. К., Шварцкопф Е. Ю., Бойкова И. В. Некоторые особенности формирования корпоративной культуры педагога техникума и обучающегося // Научный взгляд на современное общество: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 28 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 81-82.
- Обидин С. В., Бойкова И. В. Некоторые особенности профессионального становления педагога в системе детерминации и верификации возможностей современного воспитания // Символ науки. 2015. №7. С. 147-150.
- Радостев А.Н., Бойкова И.В. Специфика и возможности исследования процессов самореализации и социализации подростков, занимающихся вольной борьбой // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/56122
- Садовников П. П., Штанговец О. С., Бойкова И. В. Воспитание в модели профессиональной подготовки будущего педагога // Современное состояние психологии и педагогики : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 10 августа 2015 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.133-135.
- Сильвестров И.А., Бойкова И.В. Специфика и возможности исследования процессов самореализации и социализации подростка, занимающегося танто-дзюцу // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7. URL: http://human.snauka.ru/2015/07/11979
- Старостин И. О., Бойкова И. В. Возможности детерминации и классификации форм организации самостоятельной работы обучающихся средних профессиональных учреждений // Динамика развития современной науки: сб. стат. Междун. науч.-практич. конфер. (Уфа, 3 авг. 2015 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.128-129.
- Тамачаков Е. В., Бойкова И. В. Продуктивная самореализация студента в структуре творческой, издательской работы // Научный взгляд на современное общество: сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. (Уфа, 28 июня 2015 г.). Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2015. С.94-95.
- Усов Н. Я., Бойкова И. В. Специфика определения возможностей социализации и самореализации обучающихся средних профессиональных учреждений // Перспективы модернизации современной науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 8 авг. 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.76-78.
- Фескович М. К., Бойкова И. В., Шварцкопф Е. Ю. Возможности, специфика и технологии изучения основ специальной педагогики будущими педагогами по ФК // Фундаментальные и прикладные научные исследования: сборник статей Международной науч.-практич. конфер. (Уфа, 13 июня 2015 г.). Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 130-131.
- Фескович М. К., Шварцкопф Е. Ю., Бойкова И. В. Возможности исследования качества формирования культуры самостоятельной работы обучающегося среднего профессионального образования // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 18 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.176-177.
- Филиппов Н. Н., Зубанов В. П., Бойкова И. В. Специфика организации воспитательной работы с обучающимися среднего звена // Глобализация науки: проблемы и перспективы : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 3 апреля 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.131-133.
- Шварцкопф Е. Ю., Бойкова И. В., Волостных Е. С. Некоторые нюансы определения понятия «обучение» в практике подготовки будущих учителей физической культуры // Наука: прошлое, настоящее, будущее : сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 15 августа 2015 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.117-118.
- Шварцкопф Е. Ю., Бойкова И. В., Волостных Е. С. Специфика верификации и оптимизации задач развития личности в модели современного образования // Современное состояние и перспективы развития научной мысли : сб. стат. Междун. науч.-практич. конфер. (Уфа, 20 августа 2015 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.114-116.
- Шеянов П. А., Шварцкопф Е. Ю., Бойкова И. В. Возможности воспитания в определении и решении задач развития личности // Динамика развития современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (Уфа, 3 августа 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.130-131.
- Шишкарева Т. А., Бойкова И. В., Ертышов А. Н. Возможности детерминации идей гуманизма в определении и решении задач развития личности обучающегося // Инновационная наука. 2015. №7-2. С. 134-136.
- Щукин К. А., Бойкова И. В. Некоторые особенности формирования культуры самостоятельной работы обучающихся СПО в условиях использования ИКТ // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. (Уфа, 18 июня 2015 г.). Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 179-181.
- Шнейдер К.В. Некоторые аспекты планирования, организации и анализа классных часов в работе классного руководителя // Современная педагогика. 2015. № 6 (31). С. 145-157.