УДК 37

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА И ОСОБЕННОСТИ ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ, ПОПАВШИХ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ

Макарова Ирина Сергеевна
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Республики Мордовия Республиканский социальный приют для детей и подростков "Надежда"
педагог-психолог

Аннотация
Данная работа рассматривает всестороннее влияние игры на развитие ребенка и особенности развития сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников,имеющих особенности в развитии, и попавших с социальное учреждение. Приведено поэтапное развитие игровой деятельности, роль игры в подготовке ребенка к школьному обучению.

Ключевые слова: дошкольник, игровая деятельность, социальное учреждение, сюжетно-ролевая игра


PLOT AND ROLE-PLAYING GAME, AND FEATURES OF ITS FORMATION AT PRESCHOOL CHILDREN IN DIFFICULT LIFE SITUATIONS

Makarova Irina Sergeevna
State public institutions of social service of the Republic of Mordovia Republican social shelter for children and teenagers "Hope"
educational psychologist

Abstract
This paper examines the impact of games on the comprehensive development of the child and particularly the development of the plot-role-playing games at the senior preschool children with special developmental needs, and wound up with a social institution. Powered phased development of gaming activities, the role of the game in the preparation of the child for school.

Библиографическая ссылка на статью:
Макарова И.С. Сюжетно-ролевая игра и особенности её формирования у дошкольников, попавших в трудную жизненную ситуацию // Современная педагогика. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/10/4996 (дата обращения: 12.07.2023).

Для ребят дошкольного возраста

                                                                            игры имеют исключительное

                                                                            значение: игра для них – учёба,

                                                                            игра для них – труд,

                                                                            игра для них – серьёзная форма

                                                      воспитания. Игра для

                                                                            дошкольников – способ познания

                                          окружающего.

Н. К. Крупская

Всестороннее воспитание детей в игре. 

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Например, в игре формируется саморегуляция действий с учётом задач коллективной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребёнка, но и перестраивает его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных замыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.

Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Это очень значимо для ребёнка, так как его будущее связано с общественно полезным трудом, требующем от его участников совместного решения задач. (Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, Е.А.Флерина, Е.И.Тихеева, А.П.Усова и др.)

Психологи Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьева, Д.б.Эльконина, А.В.Запорожец и их последователи считали, что игра имеет историческую, а не биологическую природу. Их мнение, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть (ранние этапы дошкольного детства) возникает не путём автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщить детей к игре.

Анализ воспитательной работы в д/с показывает, что в ряде случаев дети играют мало и примитивно, уровень отображения действительности не всегда соответствует их возрастным возможностям. Это отставание связано с разными причинами, но недостатки руководства игрой имеют один результат: дети не умеют играть. Плохо играющие дети, ждущие от взрослого подсказки каждого очередного действия, – это как правило, дети, у которых не сформирована психологическая деятельностная основа игры (видимость игры можно создать, научив ребёнка игровым умением, не связанным необходимым мотивом), либо те дети, которые в обстановке менторского руководства теряют инициативу.

Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде раннего и дошкольного детства.

Это обусловлено тем, что с развитием игры связаны преобразования в психике ребёнка, и прежде всего в его интеллектуальной сфере, которая является основой для развития детской личности.

Например, к концу 3 и в начале 4-го года жизни дети свободно владеют разными способами отображения действительности. Если 2-х летний ребёнок, умывая куклу, воспроизводит известное ему действие. То на 3-4 при благоприятных условиях (правильное руководство игрой) он способен заменить действия обобщённым действием-жестом (обозначающим умывание) или, заменить словом (кукла уже умылась). Переход от действий к словесному обозначению свидетельствует о появлении у ребёнка способности к абстрактному мышлению, а следовательно, о важном преобразовании его интеллектуальной сферы.

В более старшем возрасте на смену предметно-опосредованным действиям, приходят ролевые способы действия и способы общения, свойственные сюжетно-ролевой игре.

Результаты наблюдений учёных, изучения детских игр приводят к следующим выводам:

I этапом развития игровой деятельности является ознакомительная игра. С помощью предмета-игрушки игра представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание представляет собой действия-манипуляции.

II отобразительная игра, в которой отдельные предметно-специфические операции переходят в ранг действий. Это кульминационный момент развития психологического содержания игры в раннем детстве.

III сюжетно-отобразительная:действия ребёнка, оставаясь предметно-опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно зарождаются предпосылки сюжетно-ролевой игры. На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются.

Наступает IV этап – собственно ролевая игра, в которой играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей. Здесь происходит развитие эмоций, инициативы, творчества.

Хорошая игра – действенное средство коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях.

Vсюжетно-ролевая игра.

Рассмотрено значение игр для умственного развития ребёнка. Однако не менее важна роль сюжетной игры в формировании нравственных качеств

детей, а также в их физическом развитии.

Сюжетные игры оказывают влияние и на эстетическое воспитание детей. Это обеспечивается прежде всего подбором игрушек и атрибутов, отвечающих требованиям художественного вкуса. Немаловажное значение имеет эстетика содержания самих игр.

В дошкольном возрасте нередки индивидуальные или совместные режиссёрские игры. По сути они сходны с сюжетно-ролевыми, т.к. отражают уровень знаний детей об окружающей жизни, и несут в себе элементы продуктивного творчества и фантазии.

Однако одни сюжетно-ролевые игры не могут обеспечить решения всех задач всестороннего воспитания детей в игре. Это может быть достигнуто при условии сочетания в воспитательном процессе разных видов игр.

Все виды игр можно объединить в 2 группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности.

I – игры, где взрослый принимает косвенное участие в их подготовке и проведении.

Активность детей имеет инициативный, творческий характер – ребёнок способен самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел и найти способы решения игровых задач. Игры этой группы, к которым можно отнести сюжетные и познавательные, ценны своей развивающей функцией, имеющей значение для общего психического развития ребёнка.

II – различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребёнку правила игры или объясняя конструкцию, даёт фиксированную программу действий для достижения определённого результата.

В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения; они направлены на усвоение определённого материала и правил, которым должны следовать играющие. Они важны также для нравственно-эстетического воспитания дошкольников. Активность детей в обучающих играх носит репродуктивный характер: дети, решая игровые задачи с заданной программой действий, лишь воспроизводят способы их осуществления. Сюда относятся подвижные, дидактические, музыкальные игры, игры-драматизации, игры-развлечения.

Сравнительная характеристика сюжетно-ролевой и дидактической игр.

Замысел возникает у самого ребёнка. Обучающая задача сформулирована взрослым для достижения определённых целей воспитателя.
Содержание создаётся ребёнком в соответствии с собственным социальным и игровым опытом. Содержание разработано взрослым и направлено на реализацию дидактической задачи.
Роль – привлекательный для ребёнка компонент в игре. Иногда игра возникает, потому что ему хочется быть кем-то. Роль бывает не так интересна.
Игровые действия определяются ролью. Игровые действия придумываются взрослым и даются ребёнку в готовом виде.
Правила почти всегда подразумеваются, редко произносятся вслух и никогда не записываются. Правила составляются взрослым заранее, записываются. Выполнение их обязательно.

Главный результат обеих игр – уровень развития ребёнка; при этом сюжетно-ролевые игры в большей степени влияют на личностное развитие дошкольника, а дидактические – на познавательное.

Психолог об игре. 

-         Какое отношение к подготовке к школе имеет игра?

-         Самое непосредственное. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. В ней есть всё, что необходимо для полноценного развития личности. И в этом её незаменимое значение. В играх ребёнок формируется как активный деятель: он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете. Он по своему усмотрению вносит коррективы в игровые планы, самостоятельно входит в контакты со сверстниками. В игре ребёнок пробует свои силы и возможности.

Самостоятельность, активность, саморегуляция – важные черты свободной игровой деятельности – выполняют незаменимую роль в формировании личности будущего школьника.

-         Существуют разные игры. Наверное, их влияние на подготовку ребёнка к школе неодинаково?

-         Все они играют положительную роль в воспитании будущего школьника. Но каждый вид игр вносит свой особый вклад в подготовку. Сюжетно-ролевые игры влияют на развитие социально-нравственной, эмоциональной  интеллектуальной сфер будущего школьника. В игре происходит моделирование детьми поведения взрослых, осуществляется перевод реальных отношений на новый язык – язык игровых образов. А это сложная интеллектуально- практическая деятельность.

В сюжетно-ролевой игре переплетаются реальное и фантастическое. Идёт замещение реальных предметов символами. Целые события могут быть заменены одним словом или жестом, условным сигналом. А все играющие должны достигнуть взаимопонимания, общности взглядов – без этого нет игры. В игре происходит формирование целого комплекса качеств, необходимых для школьного обучения: освоение знаково-символических средств (замещение, моделирование), развитие механизмов социального поведения (общение, взаимодействие, сотрудничество), расширение и углубление чувств и переживаний.

-         Можно ли, наблюдая за играми детей, как-то прогнозировать успешность их обучения в школе?

-         Игра ребёнка – важный показатель общего развития. Не случайно К.Д. Ушинский призывал внимательно наблюдать за детскими играми. Если ребёнок не выражает интереса к играм, проявляет пассивность, если его игры стереотипны и примитивны по содержанию – это сигнал неблагополучия в развитии ребёнка и, к сожалению, неутешительный прогноз для школьного обучения. Часто примитивное игровое поведение сочетается с интеллектуальной пассивностью, задержкой развития, и, следовательно, есть реальное основание сомневаться в возможности такого ребёнка успешно учиться в школе.

Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры.

Обогащение социального опыта детей в повседневной жизни. Источником, питающим игру, является реальный опыт, самые разнообразные знания об окружающем. Особое влияние на игру оказывают знания, получаемые на занятиях. Очень важно, чтобы они естественным образом влияли на игры детей. При ознакомлении с трудом взрослых наибольшее предпочтение отдавалось в моей работе конечно же экскурсиям, т.е. непосредственному наблюдению. Детям показывают не только действия, которые люди выполняют, но и рассказывают значимость их труда для других. Обращается внимание на личные качества человека-труженика. Например, продавец вежливый, внимательный, предлагает нужную вещь и т.д. Почтальон – заботливый, и в непогоду приносит газеты, письма. Педагог выражает симпатию к человеку, с трудом которого знакомит детей. Так, во время экскурсии в прачечную спрашивалось: «Как мы можем помочь прачке  её труде?». Подводим детей к выводу: если чисто мыть руки, полотенца не очень загрязнятся, следить за чистотой одежды.

Мотивом сюжетно-ролевой игры являются взаимоотношения людей. При ознакомлении с окружающим надо показать, что взрослые не только что-то делают, но и вступают в контакт друг с другом. И это -  главное: продавец не может быть без покупателя, врач – без больного и т.д.

Нужно организовать повседневную жизнь детей так, чтобы у них возникала необходимость обращаться за чем-либо к другим людям. Например, можно создать такую ситуацию, когда ребёнку нужно что-то выяснить в медпункте, или сходить за ножницами в соседнюю группу. На своём опыте дети убеждаются, как важно умело налаживать контакты с окружающими. Самое главное – дети приобретают новый социальный опыт взаимодействия с другими людьми, который поможет им в налаживании контактов со сверстниками, и в игровой деятельности.

Обогащению игры способствуют различные художественные произведения, предметы изобразительного искусства. Хорошим дополнением к наблюдениям, чтению литературы являются картины. Они помогают оживить имеющиеся впечатления, дают представления о новых событиях. Делают полнее образы.

Изучение особенностей сюжетно-ролевой игры детей 5-7 лет, попавших в трудную жизненную ситуацию и помещенные в социальное учреждение 

Проведение исследования. Наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей 5-7 лет в естественных условиях.

Обработка данных. Анализ протоколов проводят по схеме:

  1. Замысел игры. Постановка игровых целей и задач
  2. Содержание игры
  3. Сюжет игры
  4. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре
  5. Игровые действия и игровые предметы
  6. Игровые правила

Данные первичного наблюдения, которое проводилось с октября по декабрь, показывают:

Компоненты игры

Характеристика

Замысел игры, постановка игровых целей и задач Дети ставят задачи для тех, с кем хотят играть. Не всегда могут понять друг друга, поэтому взрослый часто помогает обозначить игровую задачу. (Соответствует игровой деятельности детей 3-4 лет.)
Содержание игры Отражает взаимоотношения взрослых (4-5 лет)
Сюжет игры Дети не используют сюжеты из сказок, преобладают однообразные бытовые сюжеты (4 года)
 

Выполнение роли  и взаимодействие в игре

Дети берут на себя определённую роль, но часто не могут договариваться с партнёрами по игре. С интересом воспроизводят игровые действия, эмоционально передают ролевое поведение. Ролевой диалог ещё не развёрнутый (бытовые реплики). Большинство детей предпочитают играть парами, но игра носит кратковременный характер (4 года)
Игровые действия, игровые предметы Дети сами выбирают предметы заместители. Хорошо освоены предметно-игровые действия, свободно играют с игрушками, дают словесные обозначения этим предметам (5 лет)
Правила игры Правила регулируют последовательность действий. Дети не до конца, но выполняют правила в соответствии со взятой ролью. Следят за выполнением правил игры другими детьми (5лет)

Хочется отметить следующее: не все дети соотносят первоначальный замысел и его реализацию в игре, практически все дети не соотносят замысел с достигнутым результатом; конфликты возникают и при распределении ролей, и когда кем-то не выполняются определённые

правила, при обладании игрушкой, из-за чего прекращается игра, дети переключаются на другой вид деятельности или переходят в другую группу играющих. В основном дети играют в оборудованных игровых уголках и редко сами готовят игровую среду. Дети почти не обращаются к взрослому, за исключением жалоб, или что-то дать для игры.

Полученные результаты говорят о том, что уровень развития игры детей 5-7 летнего возраста, поступающих к нам в учреждение, соответствует в среднем уровню 4-х летних детей, дети попросту не умеют играть, играть сообща. Как мы видим, преобладают сюжеты на бытовую тему, где передаются те события и ситуации, участниками или наблюдателями которых они являлись. Причём передают взаимоотношения на том языке, который слышали, на бытовом уровне.

В связи с этим совместно с воспитателями были проведены экскурсии по приюту, на почту, в парикмахерскую, в поликлинику, в библиотеку, в магазины и на рынок, беседы с детьми о том, с чем они познакомились, с какими профессиями, что интересного увидели. Мною был организован цикл сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие у детей способности создавать воображаемую игровую ситуацию, умение брать на себя роль и действовать в соответствии с ней, воспитывать отношения партнёрства в процессе коллективных игр, учить отражать в играх приобретаемый жизненный опыт, обогащение словарного запаса и развитие речи старших дошкольников.

В мае было проведено контрольное наблюдение за игрой той же группы детей и были получены следующие результаты:

Компоненты игры

Характеристика

Замысел игры, постановка целей и задач Замысел игр более устойчивый, но всё ещё кратковременный. Дети договариваются до игры, но не обсуждают её замысел. В процессе дети могут менять правила игры, включать новые образы. (Соответствует игре 6-7 л.)
Содержание игр Создают модели взаимоотношений между людьми.
 

Сюжет игры

Эпизоды из сказок самостоятельно не используются, преобладают общественные сюжеты. Дети стали комбинировать знания, почерпнутые из наблюдений, кинофильмов, рассказов взрослых.
 

Выполнение роли и взаимодействие в игре

Взаимодействие и ролевой диалог становятся более длительными, содержательными. Дети передают характерные особенности через мимику, жесты, интонацию. Большинство детей предпочитают играть вместе. Особенность в том, что дети не могут назвать любимые роли или ориентируются на случайный выбор.
Игровые действия, игровые предметы Дети свободно пользуются предметами заместителями. Речь стала более активной.
Правила игры Некоторые дети не до конца осознают, что соблюдение правил является условием реализации роли.

В завершении хочется обобщить, что вне направленного обучения игровая деятельность дошкольника может не достигнуть такого уровня развития, при котором она могла бы оказывать развивающее воздействие на их психику. Для того, чтобы игра детей с отставанием в развитии (ЗПР), имеющими эмоциональные и поведенческие расстройства стала ведущей деятельностью, педагоги должны решить следующие задачи: вызвать интерес и стойкое положительное отношение к играм и игрушкам; сформировать у детей собственно игровые действия, которые в дальнейшем войдут в сложную структуру игровой деятельности, умение использовать в игре не только игрушки, но предметы-заменители; развивать у детей способность создавать воображаемую игровую ситуацию, умение брать на себя роль и действовать в соответствии с ней; воспитывать отношения партнёрства в процессе коллективных игр; учить отражать в играх приобретаемый опыт; развивать речь детей.

В процессе игровой деятельности осуществляется и умственное воспитание детей (развитие восприятия, представлений, обучение анализу, синтезу, сравнению, классификации предметов); физическое развитие (ловкость, подвижность, координация движений); нравственное воспитание (формирование навыков коллективного поведения, усвоение этических норм и правил поведения в обществе); развитие речи (расширение и обогащение словаря, развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функций речи); трудовое воспитание (формирование представлений о труде взрослых, моделирование в игре отдельных видов труда, воспитание положительного отношения к труду).

В работе предусматривается проведение занятий по обучению сюжетно-ролевой и дидактическим играм. Подвижные игры проводятся на прогулке, на занятиях по физическому воспитанию.

Сюжетно-ролевым играм обучает специалист, по 5-6 человек в первую половину дня в игровом уголке, 1 раз в неделю.

Воспитатель руководит этими играми во вторую половину дня, и проводит специальные занятия по обучению дидактическим играм. С детьми старшего дошкольного возраста проводятся занятия по изготовлению атрибутов игры; большое значение приобретает планирование игры, направленное на создание игрового замысла, оценка педагогом и детьми исполнения ролей, их отношений как партнёров по игре. Игра влияет на другие виды деятельности, с ней тесно связана продуктивная деятельность.

Игровые приёмы используются на всех других занятиях.


Библиографический список
  1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.
  2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т.И. Бабаевой.
  3. Игры в детском саду / перевод со славацкого Г.А. Касвин, Е.Г. Роговской.
  4. Люблинская А.А. Детская психология.
  5. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре.
  6. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной  психологии.
  7. Усова А.П. Игра и организация жизни детей.


Все статьи автора «Макарова Ирина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: