УДК 378.1; 371.3

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ВКЛЮЧЕНИЯ СТУДЕНТА-ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЛЕТНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Паршин Юрий Андреевич1, Зубанов Владимир Петрович2, Свинаренко Владимир Геннадьевич3
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», студент
2Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», кандидат биологических наук, доцент
3Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ), Информационно-аналитический отдел, Управление развития перспективных исследований, г. Москва, ведущий инженер

Аннотация
В статье описывается проблема и практика исследования качества включения студента-педагога в систему производственной практики (летняя педагогическая практика), определяющей возможность в структуре подготовки будущего педагога по физической культуре быть востребованным в работе помощника тренера в летний период в ДЮСШ и СДЮСШОР, в спортивных лагерях и на базах детского отдыха.

Ключевые слова: компетенции, культура самостоятельной работы, педагогические дисциплины, педагогическое моделирование, самостоятельная работа студента


SOME FEATURES OF THE QUALITY OF THE INCLUDED STUDIES STUDENT TEACHER IN THE CONDITIONS OF THE PRODUCTION YEAR OF TEACHING PRACTICE

Parshin Yuriy Andreevich1, Zubanov Vladimir Petrovich2, Svinarenko Vladimir Gennadievich3
1Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, student
2Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, candidate of biological Sciences, associate Professor
3National research nuclear University «MEPhI», Information and analytical Department, Management development advanced studies, head of information-analytical Department of the office of scientific research, Moscow, Russian Federation, senior engineer

Abstract
The article describes the problem and practice of quality research enable the student-teacher in manufacturing practice (summer teaching practice), which determines the possibility in the structure of the preparation of future teachers of physical culture to be in demand in the assistant coach in the summer in the Youth and sports school, sports camps, and on the bases of children's activities.

Keywords: competence, independent work of the student, pedagogical modeling, teaching discipline, the culture of independent work


Библиографическая ссылка на статью:
Паршин Ю.А., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Некоторые особенности исследования качества включения студента-педагога в условия производственной летней педагогической практики // Современная педагогика. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/11/5017 (дата обращения: 13.07.2023).

Летняя практика как звено в подготовке будущих педагогов по физической культуре определяет круг выявляемых и решаемых проблем современной педагогики. Специфика организации летнего отдыха обучающихся, занимающихся спортом, – одна из реально существующих проблем теории и практики современного воспитания, особенность которого визуализируется в разнообразии видов деятельности, определяющих перспективность продуктивного становления обучающегося в фарватере выбранного поля деятельности (выбранного вида спорта). Научно-педагогическое исследование [1] обеспечивает в такой постановке проблемы современную систему образования доступными педагогическими средствами определения и решения задач развития личности в согласованной последовательности с изменениями, происходящими в воспитательно-образовательной и культурно-исторической среде. Возможности выбора направления летнего отдыха для обучающегося, занимающегося спортом, – это зачастую продолжение планомерной подготовки обучающихся в модели поликультурных отношений и способов воспроизводства социальных отношений, где спорту и физической культуре отводится наипервейшее положение, системно сводящее продуктивный поиск к оптимальным продуктивным отношениям, где качество воспитания и обучения представляет собой уникальный ресурс достигнутого и достигаемого в различных областях знания и искусства, науки и спорта.

Продуктивность как детализируемый ресурс и модифицируемый продукт позволяет системно отразить возможности педагогической деятельности [2] в качественном решении проблем современного образования, в структуре которого педагогическая деятельность и педагогическая практика в комплексе педагогических дисциплин [3-18], изучаемых студентами-педагогами по физической культуре в НФИ КемГУ на факультете физической культуре, располагают к оптимизированному поиску организации педагогической практики в модели подготовки бакалавриата, что описано в ярде совместных публикаций [19-21].

Качество реализации условий продуктивного становления личности в модели ведущей деятельности тем выше, чем грамотнее подобраны задания на использование педагогического моделирования [22] и педагогического проектирования [23], фасилитирующих определение и решение проблем современной педагогической деятельности в локальной практике верификации условий развития личности «хочу – могу – надо – есть».

Возможности педагогического моделирования могут быть широко проиллюстрированы адаптивным и акмеверифицированным знанием [24-29], в структуре педагогического взаимодействия качественно визуализированных в здоровьесберегающих основах построения целостного педагогического процесса [30-37] и оптимизации ресурсов педагогической рефлексии (профессионально-педагогические кейсы и портфолио обучающихся) [38-40].

Определим основы построения педагогического взаимодействия в иерархии формируемых потребностей и компетенций у обучающихся, занимающихся спортом, включенных в систему летнего отдыха и восстановления.

Система принципов педагогического взаимодействия тренера и помощника тренера с обучающимися, занимающихся спортом, включенными в систему летнего отдыха:

I. Принцип научной верификации выбора оптимальных условий развития личности в модели обучения и воспитания, визуализируемых в решении задач и проблем досуга молодежи, здоровьесбережении и спорте, системно реализующих условия продуктивности и гуманизма в образовательной и культурно-массовой политике государства:

- принцип последовательности, системности, систематичности, целенаправленности и объективности детерминируемых условий и задач развития личности в системе образования и досуга, отдыха и восстановления;

- принцип объективности в решении задач развития личности и организации летнего отдыха, определяющего базу развития и саморазвития для нового учебного года;

- принцип ситуативного определения и решения задач развития личности, коллектива, способов воспроизводства высоких результатов ведущей деятельности;

- принцип единства коллективных и единоличных форм решения задач развития личности и коллектива;

- принцип воспитания личности в коллективе и через коллектив;

- принцип единства требований в коллективе ко всем обучающимся при учете нормального распределения способностей и здоровья, индивидуальных возможностей и специальных потребностей в педагогической поддержке и помощи;

- принцип единства теории и практики современной социализации и самореализации личности в модели ведущей деятельности и общении, хобби и досуге;

- принцип состоятельности идей гуманизма и толерантности в выборе обучающегося, занимающегося спортом, в структуре организации летнего отдыха в ДЮСШ,

- принцип культуросообразного и природосообразного воспитания в решении задач пропаганды здорового образа жизни.

II. Принцип формирования ценностей и смыслов социальных и профессиональных отношений у юных спортсменов:

- принцип целостного развития личности в модели единства телесного, духовного, интеллектуального;

- принцип единства цели и ценностей современного социального и педагогического взаимодействия в иерархии формируемых моделей, ценностей, смыслов, мотивов и пр.;

- принцип формирования научного мировоззрения в системе духовно-нравственных идеалов и патриотизма;

- принцип формирования гражданской позиции и оптимизации условий неустанного, личностного ситуативного выбора.

III. Принцип формирования потребности и пропаганды здорового образа жизни личности, включенной в многомерные социальные отношения:

- принцип постижения основ физической культуры и спорта в многомерной системе формируемых потребностей, смыслов, ресурсов и способов самоутверждения личности в модели ведущей деятельности и отдыхе;

- принцип формирования основ поликультурного становления личности в выборе приоритетов решения задачи «спрос – предложение»;

- принцип определения и верификации модели самоопределения и самореализации в спорте и внешкольных формах взаимодействия;

- принцип рационализации основ ноосферной практики решения учебных задач;

- принцип единства видов здоровья и развития личности.

IV. Принцип организации условно бесконфликтных отношений в коллективе обучающихся, занимающихся спортом:

- принцип создания позитивных условия для самовыражения обучающегося;

- принцип реализации акмедетерминированных условий развития личности в моделях социализации и самореализации (спор, наука, искусство, культура и пр.);

- принцип уважения и порядка, честности и дисциплинированности в формировании нравственной личности;

- принцип дихотомического определения приоритетов интересов и условий развития личности;

- принцип учета всех особенностей и возможностей социума и личности в решении конфликтов и конфликтных ситуаций;

- принцип позитивизации основ развития личности как ценности и продукта культуры, деятельности и общения;

- принцип выбора направления и вида деятельности, способов и форм взаимодействия, условий и цели развития и самоутверждения;

- принцип точности и своевременности в социальном и межличностном взаимодействии и общении;

- принцип расширения и обогащения сознания как условие бесконфликтных отношений.

V. Принцип позитивного эмоционального фона самодетерминации, самореализации и взаимодействия личности в коллективе:

- принцип обусловленной зависимости модели самореализации и самоутверждения личности от социальных, межличностных, полоролевых и прочих детерминируемых особенностей и исследуемых переменных;

- принцип формирования общей и коммуникативной культуры;

- принцип формирования культуры самостоятельной работы и культуры здоровья;

- принцип единства общей и специальной физической подготовки юного спортсмена;

- принцип включения обучающегося в систему непрерывного общего и дополнительного образования.

Включенность студента-педагога в систему прохождения летней педагогической практики определяется условиями качественного определения перспектив прохождения практики, т.е., начиная с планирования 8 дней летней педагогической практики, осознания качества реализуемых идей педагогической деятельности (системы принципов педагогического взаимодействия), возможностей сотрудничества и самореализации будущий педагог, будучи включенным в работу с юными спортсменами, определяет возможность качественного решения задач и выполнения возложенных на него профессионально-трудовых функций.

Исследование качества включения студента-педагога в условия производственной летней педагогической практики можно отследить по профессионально-педагогическому кейсу, качества выполнения итогового спортивно-оздоровительного мероприятия, способности гибко выстраивать план работы и реализовывать задачи современного образования и досуга.


Библиографический список
  1. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  2. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
  3. Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с.
  4. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с.
  5. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.
  6. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с.
  7. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с.
  8. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с.
  9. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с.
  10. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  55 с.  ISBN 978–5–85117–739–2.
  11. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  45 с.  ISBN 978–5–85117–740–8.
  12. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  54 с.  ISBN 978–5–85117–741–5.
  13. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  49 с. ISBN 978–5–85117–743–9.
  14. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  53 с.  ISBN 978-5-85117-742-2.
  15. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014.  52 с.
  16. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014.  48 с. ISBN 978–5–7262–2022–2.
  17. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014.  44 с. ISBN 978–5–7262–2023–9.
  18. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с.
  19. Острякова С.В., Остряков И.А., Сальников А.Е. Педагогическая практика будущего педагога по физической культуре в модели здоровьесбережения и продуктивного становления личности // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/56573
  20. Макарова Л.Н., Инкина С.Г., Козырева О.А. Возможности оценки сформированности компетенций в модели летней педагогической практики студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12819
  21. Щукин П.С., Бойкова И.В., Шварцкопф Е.Ю. Специфика выбора модели саморазвития и самореализации личности в системе непрерывного профессионального образования // Психология, социология и педагогика. 2015. № 10. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/10/6012
  22. Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
  23. Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
  24. Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивные учебные пособия в структуре подготовки будущих педагогов-психологов направления подготовки – «Психолого-педагогическое образование», профиля подготовки «44.03.02 – Психология образования» как условие гуманизации образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58150
  25. Свинаренко В. Г., Бокова Е. В., Козырева О. А. Специфика определения адаптивной и акмеверифицированной составляющих педагогической деятельности // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 авг. 2015 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.90-92.
  26. Золотошкина Ю. А., Козырева О. А. Проблема акмеверификациии адаптации дидактического материала в работе с будущими педагогами // Инновационные технологии научного развития :  сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 25 окт. 2015 г.).  Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.177-179.
  27. Щукин П.С., Зубанов В.П., Кондакова К.С. Специфика определения основ реализации идеи адаптивной и акмеверифицированной подготовки будущего педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58517
  28. Остряков И.А., Острякова С.В., Острякова Д.И. Адаптивное педагогическое знание в модели подготовки будущего педагога по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2015. № 10. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/10/6015
  29. Похоруков О.Ю., Дробышев В.В., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности саморазвития будущего педагога по физической культуре в структуре изучения педагогических дисциплин // Современная педагогика. 2015. № 10. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/4994
  30. Зубанов В.П., Фролов М.П., Свинаренко В.Г. Специфика реализации идей продуктивного формирования и развития будущего педагога: модели, история и практика // Современные научные исследования и инновации. 2015. №9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57687
  31. Бойкова И.В., Иванченко С.И., Шварцкопф Е.Ю. Культура самостоятельной работы личности как продукт современного образования и здоровьесберегающей педагогики // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58589
  32. Бойкова И.В., Червяков А.А., Шварцкопф Е.Ю. Некоторые особенности верификации качества решения задач развития личности в модели здоровьесберегающей педагогики // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58592
  33. Бойкова И.В., Шварцкопф Е.Ю., Чернопазов Р.В. Специфика и возможности изучения курсов современной педагогики в модели подготовки будущих педагогов по физической культуре // Современная педагогика. 2015. № 10. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/5001
  34. Изюрова М.В., Бойкова И.В., Зубанов В.П. Исторический подход в детерминации и визуализации возможностей педагогической деятельности в модели современной профессионально-педагогической подготовки // Современная педагогика. 2015. № 10. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/4951
  35. Изюрова М.В., Бойкова И.В., Зубанов В.П. Специфика и возможности педагогического моделирования в подготовке и организации современного воспитания обучающихся // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58039
  36. Свинаренко В.Г., Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б. Детерминация идей профессионального саморазвития педагога в модели непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58030
  37. Татур В.В., Шварцкопф Е.Ю., Бойкова И.В. Возможности педагогического моделирования в определении и решении задач подготовки педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12907
  38. Горбунова И. А., Козырева О. А. Профессионально-педагогический кейс педагога по физической культуре : учебное пособие. Кемерово : КРИПКиПРО, 2012.  79 с. [+DVD].
  39. Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы  // European Social Science Journal. 2011.  №6.  С.210-217.
  40. Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658


Все статьи автора «Факультет физической культуры НФИ КемГУ»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: