Летняя практика как звено в подготовке будущих педагогов по физической культуре определяет круг выявляемых и решаемых проблем современной педагогики. Специфика организации летнего отдыха обучающихся, занимающихся спортом, – одна из реально существующих проблем теории и практики современного воспитания, особенность которого визуализируется в разнообразии видов деятельности, определяющих перспективность продуктивного становления обучающегося в фарватере выбранного поля деятельности (выбранного вида спорта). Научно-педагогическое исследование [1] обеспечивает в такой постановке проблемы современную систему образования доступными педагогическими средствами определения и решения задач развития личности в согласованной последовательности с изменениями, происходящими в воспитательно-образовательной и культурно-исторической среде. Возможности выбора направления летнего отдыха для обучающегося, занимающегося спортом, – это зачастую продолжение планомерной подготовки обучающихся в модели поликультурных отношений и способов воспроизводства социальных отношений, где спорту и физической культуре отводится наипервейшее положение, системно сводящее продуктивный поиск к оптимальным продуктивным отношениям, где качество воспитания и обучения представляет собой уникальный ресурс достигнутого и достигаемого в различных областях знания и искусства, науки и спорта.
Продуктивность как детализируемый ресурс и модифицируемый продукт позволяет системно отразить возможности педагогической деятельности [2] в качественном решении проблем современного образования, в структуре которого педагогическая деятельность и педагогическая практика в комплексе педагогических дисциплин [3-18], изучаемых студентами-педагогами по физической культуре в НФИ КемГУ на факультете физической культуре, располагают к оптимизированному поиску организации педагогической практики в модели подготовки бакалавриата, что описано в ярде совместных публикаций [19-21].
Качество реализации условий продуктивного становления личности в модели ведущей деятельности тем выше, чем грамотнее подобраны задания на использование педагогического моделирования [22] и педагогического проектирования [23], фасилитирующих определение и решение проблем современной педагогической деятельности в локальной практике верификации условий развития личности «хочу – могу – надо – есть».
Возможности педагогического моделирования могут быть широко проиллюстрированы адаптивным и акмеверифицированным знанием [24-29], в структуре педагогического взаимодействия качественно визуализированных в здоровьесберегающих основах построения целостного педагогического процесса [30-37] и оптимизации ресурсов педагогической рефлексии (профессионально-педагогические кейсы и портфолио обучающихся) [38-40].
Определим основы построения педагогического взаимодействия в иерархии формируемых потребностей и компетенций у обучающихся, занимающихся спортом, включенных в систему летнего отдыха и восстановления.
Система принципов педагогического взаимодействия тренера и помощника тренера с обучающимися, занимающихся спортом, включенными в систему летнего отдыха:
I. Принцип научной верификации выбора оптимальных условий развития личности в модели обучения и воспитания, визуализируемых в решении задач и проблем досуга молодежи, здоровьесбережении и спорте, системно реализующих условия продуктивности и гуманизма в образовательной и культурно-массовой политике государства:
- принцип последовательности, системности, систематичности, целенаправленности и объективности детерминируемых условий и задач развития личности в системе образования и досуга, отдыха и восстановления;
- принцип объективности в решении задач развития личности и организации летнего отдыха, определяющего базу развития и саморазвития для нового учебного года;
- принцип ситуативного определения и решения задач развития личности, коллектива, способов воспроизводства высоких результатов ведущей деятельности;
- принцип единства коллективных и единоличных форм решения задач развития личности и коллектива;
- принцип воспитания личности в коллективе и через коллектив;
- принцип единства требований в коллективе ко всем обучающимся при учете нормального распределения способностей и здоровья, индивидуальных возможностей и специальных потребностей в педагогической поддержке и помощи;
- принцип единства теории и практики современной социализации и самореализации личности в модели ведущей деятельности и общении, хобби и досуге;
- принцип состоятельности идей гуманизма и толерантности в выборе обучающегося, занимающегося спортом, в структуре организации летнего отдыха в ДЮСШ,
- принцип культуросообразного и природосообразного воспитания в решении задач пропаганды здорового образа жизни.
II. Принцип формирования ценностей и смыслов социальных и профессиональных отношений у юных спортсменов:
- принцип целостного развития личности в модели единства телесного, духовного, интеллектуального;
- принцип единства цели и ценностей современного социального и педагогического взаимодействия в иерархии формируемых моделей, ценностей, смыслов, мотивов и пр.;
- принцип формирования научного мировоззрения в системе духовно-нравственных идеалов и патриотизма;
- принцип формирования гражданской позиции и оптимизации условий неустанного, личностного ситуативного выбора.
III. Принцип формирования потребности и пропаганды здорового образа жизни личности, включенной в многомерные социальные отношения:
- принцип постижения основ физической культуры и спорта в многомерной системе формируемых потребностей, смыслов, ресурсов и способов самоутверждения личности в модели ведущей деятельности и отдыхе;
- принцип формирования основ поликультурного становления личности в выборе приоритетов решения задачи «спрос – предложение»;
- принцип определения и верификации модели самоопределения и самореализации в спорте и внешкольных формах взаимодействия;
- принцип рационализации основ ноосферной практики решения учебных задач;
- принцип единства видов здоровья и развития личности.
IV. Принцип организации условно бесконфликтных отношений в коллективе обучающихся, занимающихся спортом:
- принцип создания позитивных условия для самовыражения обучающегося;
- принцип реализации акмедетерминированных условий развития личности в моделях социализации и самореализации (спор, наука, искусство, культура и пр.);
- принцип уважения и порядка, честности и дисциплинированности в формировании нравственной личности;
- принцип дихотомического определения приоритетов интересов и условий развития личности;
- принцип учета всех особенностей и возможностей социума и личности в решении конфликтов и конфликтных ситуаций;
- принцип позитивизации основ развития личности как ценности и продукта культуры, деятельности и общения;
- принцип выбора направления и вида деятельности, способов и форм взаимодействия, условий и цели развития и самоутверждения;
- принцип точности и своевременности в социальном и межличностном взаимодействии и общении;
- принцип расширения и обогащения сознания как условие бесконфликтных отношений.
V. Принцип позитивного эмоционального фона самодетерминации, самореализации и взаимодействия личности в коллективе:
- принцип обусловленной зависимости модели самореализации и самоутверждения личности от социальных, межличностных, полоролевых и прочих детерминируемых особенностей и исследуемых переменных;
- принцип формирования общей и коммуникативной культуры;
- принцип формирования культуры самостоятельной работы и культуры здоровья;
- принцип единства общей и специальной физической подготовки юного спортсмена;
- принцип включения обучающегося в систему непрерывного общего и дополнительного образования.
Включенность студента-педагога в систему прохождения летней педагогической практики определяется условиями качественного определения перспектив прохождения практики, т.е., начиная с планирования 8 дней летней педагогической практики, осознания качества реализуемых идей педагогической деятельности (системы принципов педагогического взаимодействия), возможностей сотрудничества и самореализации будущий педагог, будучи включенным в работу с юными спортсменами, определяет возможность качественного решения задач и выполнения возложенных на него профессионально-трудовых функций.
Исследование качества включения студента-педагога в условия производственной летней педагогической практики можно отследить по профессионально-педагогическому кейсу, качества выполнения итогового спортивно-оздоровительного мероприятия, способности гибко выстраивать план работы и реализовывать задачи современного образования и досуга.
Библиографический список
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 55 с. ISBN 978–5–85117–739–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 45 с. ISBN 978–5–85117–740–8.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 54 с. ISBN 978–5–85117–741–5.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 49 с. ISBN 978–5–85117–743–9.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 53 с. ISBN 978-5-85117-742-2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014. 52 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 48 с. ISBN 978–5–7262–2022–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 44 с. ISBN 978–5–7262–2023–9.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с.
- Острякова С.В., Остряков И.А., Сальников А.Е. Педагогическая практика будущего педагога по физической культуре в модели здоровьесбережения и продуктивного становления личности // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/56573
- Макарова Л.Н., Инкина С.Г., Козырева О.А. Возможности оценки сформированности компетенций в модели летней педагогической практики студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12819
- Щукин П.С., Бойкова И.В., Шварцкопф Е.Ю. Специфика выбора модели саморазвития и самореализации личности в системе непрерывного профессионального образования // Психология, социология и педагогика. 2015. № 10. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/10/6012
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивные учебные пособия в структуре подготовки будущих педагогов-психологов направления подготовки – «Психолого-педагогическое образование», профиля подготовки «44.03.02 – Психология образования» как условие гуманизации образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58150
- Свинаренко В. Г., Бокова Е. В., Козырева О. А. Специфика определения адаптивной и акмеверифицированной составляющих педагогической деятельности // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 авг. 2015 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.90-92.
- Золотошкина Ю. А., Козырева О. А. Проблема акмеверификациии адаптации дидактического материала в работе с будущими педагогами // Инновационные технологии научного развития : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 25 окт. 2015 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.177-179.
- Щукин П.С., Зубанов В.П., Кондакова К.С. Специфика определения основ реализации идеи адаптивной и акмеверифицированной подготовки будущего педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58517
- Остряков И.А., Острякова С.В., Острякова Д.И. Адаптивное педагогическое знание в модели подготовки будущего педагога по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2015. № 10. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/10/6015
- Похоруков О.Ю., Дробышев В.В., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности саморазвития будущего педагога по физической культуре в структуре изучения педагогических дисциплин // Современная педагогика. 2015. № 10. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/4994
- Зубанов В.П., Фролов М.П., Свинаренко В.Г. Специфика реализации идей продуктивного формирования и развития будущего педагога: модели, история и практика // Современные научные исследования и инновации. 2015. №9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57687
- Бойкова И.В., Иванченко С.И., Шварцкопф Е.Ю. Культура самостоятельной работы личности как продукт современного образования и здоровьесберегающей педагогики // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58589
- Бойкова И.В., Червяков А.А., Шварцкопф Е.Ю. Некоторые особенности верификации качества решения задач развития личности в модели здоровьесберегающей педагогики // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58592
- Бойкова И.В., Шварцкопф Е.Ю., Чернопазов Р.В. Специфика и возможности изучения курсов современной педагогики в модели подготовки будущих педагогов по физической культуре // Современная педагогика. 2015. № 10. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/5001
- Изюрова М.В., Бойкова И.В., Зубанов В.П. Исторический подход в детерминации и визуализации возможностей педагогической деятельности в модели современной профессионально-педагогической подготовки // Современная педагогика. 2015. № 10. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/4951
- Изюрова М.В., Бойкова И.В., Зубанов В.П. Специфика и возможности педагогического моделирования в подготовке и организации современного воспитания обучающихся // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58039
- Свинаренко В.Г., Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б. Детерминация идей профессионального саморазвития педагога в модели непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58030
- Татур В.В., Шварцкопф Е.Ю., Бойкова И.В. Возможности педагогического моделирования в определении и решении задач подготовки педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12907
- Горбунова И. А., Козырева О. А. Профессионально-педагогический кейс педагога по физической культуре : учебное пособие. Кемерово : КРИПКиПРО, 2012. 79 с. [+DVD].
- Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы // European Social Science Journal. 2011. №6. С.210-217.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658