Качество постановки задачи детерминации категории «обучение» – сложная научно-педагогическая работа, это связано, в первую очередь, с использованием компетентностного подхода в современном образовании, с включением в систему дополнительного образования личности, способной к неустанному развитию. С другой стороны, модификация возможностей современного обучения зависит от правовых и инновационно-дидактических основ детерминации категории «обучение». Третья грань, определяющая качественное решение повышения производительности педагогического моделирования в уточнении категориального аппарата, является практика осознанного использования педагогической методологии в определении и решении задач уточнения категориального аппарата современной педагогики.
Попытаемся детализировать возможность научно-педагогической постановки [1-3] и решения задачи уточнения категории «обучение» в модели современного профессионально-педагогического знания [4-54].
Обучение с точки зрения научного подхода – процесс целостного включения личности обучающегося в активный режим воспроизводства научного потенциала развития личности и общества в модели действующей культуры и образования, определяемых в современной практике через такие составные единицы, как «знать», «уметь», «владеть», в совокупности обеспечивающих переход к таким единицам измерения качества профессионального труда, как «трудовые действия», «необходимые умения», «необходимые знания», «другие характеристики», предопределяющие возможность профессионального развития и продуктивного становления личности.
Обучение с точки зрения аксиологического подхода – процесс активного воспроизводства опыта оценки качества решения задач развития личности в модели непрерывного образования как гаранта стабильности и гибкости в поиске и определении решений внутриличностного, полисубъектного и межгруппового взаимодействия.
Обучение с точки зрения акмеологического подхода – процесс построения и уточнения акметраектории развития и становления личности в системе детерминируемых единиц «знать», «уметь», «владеть», «трудовые действия», «необходимые умения», «необходимые знания», «другие характеристики».
Обучение с точки зрения гуманистического подхода – процесс гибкого поиска решения адаптивно-акмеверифицированной практики решения задач развития личности обучающегося в системе детерминируемых единиц «знать», «уметь», «владеть», «трудовые действия», «необходимые умения», «необходимые знания», «другие характеристики».
Обучение с точки зрения здоровьесберегающего подхода – процесс формирования ценностей здоровьесбережения, аккумулирующих качественное формирование компетенций и выполнение трудовых функций, детерминируемых через такие составные единицы, как «знать», «уметь», «владеть», в совокупности обеспечивающих переход к таким единицам измерения качества профессионального труда, как «трудовые действия», «необходимые умения», «необходимые знания», «другие характеристики».
Обучение с точки зрения поликультурного подхода – процесс формирования компетенций и трудовых функций, детерминируемых через такие составные единицы, как «знать», «уметь», «владеть», в совокупности обеспечивающих переход к таким единицам измерения качества профессионального труда, как «трудовые действия», «необходимые умения», «необходимые знания», «другие характеристики», предопределяющих качественное решение задач поликультурного пространства.
Обучение с точки зрения мультисредового подхода – процесс многократной шлифовки образов и продуктов современного образования в модели уточнения качества образовательных услуг и развития личности обучающегося.
Обучение с точки зрения компетентностного подхода – процесс своевременного включения личности обучающегося в систему непрерывного образования, обеспечивающего целостное развитие личности в модели поликультурных и профессиональных отношений.
Обучение с точки зрения исторического подхода – процесс исторического использования и модификации использования видов обучения в решении задач развития личности, предопределяющих успешность практики постановки и решения противоречий целостного педагогического процесса.
Обучение с точки зрения диалогического подхода – процесс диалога педагога и обучающегося в традиционной и инновационной практике решения задач современного образования, фасилитирующий получение качественного образования в системе непрерывности и практико ориентированной практике модификации условий воспроизводства опыта и системы отношений, условий продуцирования и сохранения ценности гуманизма, предопределяющего выбор адаптивной и акмеверифицированной практике решения задач развития личности и системы образования.
Обучение с точки зрения синергетического подхода – процесс поиска оптимальных возможностей самоорганизации педагогической системы в иерархии формируемых компетенций и способов решения задач развития личности обучающегося.
Обучение с точки зрения стилистического подхода – процесс выбора направления и вида обучения, фасилитирующего получение качественного образования в интересах человека и государства, системно визуализирующего возможность соблюдения норм культуры, гуманизма, продуктивности и здоровьесбережения.
Обучение с точки зрения эзотерического подхода – процесс качественно организованной коррекции личности в поле смыслов и ценностей гуманизма, верифицирующего устойчивость в развитии благодаря адаптивных и эзотерическим механизмам саморазвития и самореализации личности.
Выделенные определения являются продуктом уточнения категориального аппарата современной педагогики.
Библиографический список
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования : учебное пособие для педагогических вузов и системы доп. проф. образования. М. : НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ. 2015. № 4-2. С.91-95.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Козырева О.А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2 (62). Вып. 3. С. 63-67.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О. А. Обучение как феномен моделирования и практики : монография. Кемерово : КРИПКиПРО, 2011. 363 с. ISBN 978–5–7148–0360–4.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 55 с. ISBN 978–5–85117–739–2.
- Козырева О. А. Моделирование уровневой технологии обучения как средство формирования и развития культуры самостоятельной работы студентов педагогической академии // Сибирский педагогический журнал. 2010. №7. С.192-203.
- Козырева О. А. Моделирование уровневой технологии обучения как средство формирования и развития культуры самостоятельной работы студентов педагогической академии // Сибирский педагогический журнал. 2010. №6. С.313-323.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 44 с.
- Козырева О. А. Обучение как категория педагогики : учебное пособие. – Новокузнецк : КузГПА, 2007. 91 с. [ + приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–302–8.
- Козырева О. А. Обучение как категория педагогики : учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 111 с. [+приложение на CD].
- Козырева О. А. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 279 с. [+приложение на CD].
- Козырева О. А. Общие основы педагогики : программа и контрольно-измерительные материалы : учебно-методическое пособие для студентов специальности «Педагогика и психология». Новокузнецк : КузГПА, 2005. 216 с. ISBN 5–85117–125–1.
- Козырева О. А. Основы профориентологии : курс занятий для студентов специальности «031000 – “Педагогика и психология”». – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007. 307 с. [+ приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–290–8.
- Козырева О. А. Педагогика в тестах, задачах и контрольных работах : сборник дидактических материалов в 3-х ч. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. Ч. 3. Теория обучения. 91 с. ISBN 987–5–85117–358–5.
- Козырева О. А. Теория и практика уровневого обучения : учебно-методическое пособие для студентов, аспирантов, учителей и слушателей ИПК. Новокузнецк : КузГПА, 2005. 207 с. ISBN 5–85117–088–3.
- Козырева О. А. Теория обучения. Педагогические технологии : программа и контрольно-измерительные материалы : курс занятий для студентов педагогических специальностей. – Новокузнецк : КузГПА, 2007. 359 с. [+приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–270–0.
- Козырева О. А. Теория обучения. Педагогические технологии: программа и контрольно-измерительные материалы: курс занятий для студ. пед. специальностей заочной формы обучения. Новокузнецк : КузГПА, 2007. 209 с. [+CD]. ISBN 978–5–85117–309–7.
- Козырева О. А. Управление образовательными системами : учебное пособие для студентов пед. вузов. Новокузнецк : КузГПА, 2010. 97 с. [+DVD]. ISBN 978–5–85117–552–7.
- Козырева О. А. Уровневое обучение : теория и практика в современной системе образования : учебно-методическое пособие. Новокузнецк : МОУ ДПО ИПК, 2007. 427 с. [+приложение на CD]. ISBN 5–7291–0418–9.
- Козырева О. А. Особенности формирования культуры самостоятельной работы при изучении курса «Теория обучения. Педагогические технологии» // Вестник педагогических инноваций. 2007. №1 (9). С.13-21.
- Макарова Л.Н., Инкина С.Г., Козырева О.А. Возможности оценки сформированности компетенций в модели летней педагогической практики студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12819
- Бойкова И.В., Шварцкопф Е.Ю., Чернопазов Р.В. Специфика и возможности изучения курсов современной педагогики в модели подготовки будущих педагогов по физической культуре // Современная педагогика. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/5001
- Грецкая К. С., Платоненко А. И., Похоруков О. Ю. Подготовка будущего педагога по физической культуре к реализации идеи здоровьесбережения как социально-педагогическая проблема // Тенденции развития психологии и педагогики : сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. (Уфа, 20 сент. 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С.11-13.
- Грецкая К. С., Похоруков О. Ю., Острякова С. В. Педагогические условия реализации идей здоровьесбережения в работе со слушателями курсов переподготовки // Наука третьего тысячелетия : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 5 сентября 2014г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С.112-114.
- Дробышев В. В., Похоруков О. Ю. Качество профессионально-педагогической деятельности в структуре верификации условий продуктивной самореализации личности // Глобализация науки: проблемы и перспективы : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 3 апреля 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.107-108.
- Дробышев В. В., Похоруков О. Ю. Некоторые возможности уточнения категории «социализация» в структуре педагогического взаимодействия // Инновационные процессы в психологии и педагогике : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 20 февраля 2015 г.). Уфа: Аэтерна, 2015. С. 34-36.
- Дробышев В.В., Похоруков О.Ю. Возможности исследования качества подготовки будущих педагогов по ФК в структуре изучения педагогических дисциплин // Научно-исследовательские публикации. 2014. № 12 (16). С. 5-10.
- Дробышев В.В., Похоруков О.Ю., Свинаренко В.Г. Возможности изучения курса «История педагогики и образования» в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12582
- Дудин А. С., Платоненко А. И., Похоруков О. Ю. Некоторые аспекты детерминации категорий «социализация», «самосовершенствование» и «самореализация» в ресурсах педагогики спорта // Общество, наука и инновации : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 15 дек. 2014 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа: Аэтерна, 2014. С.188-190.
- Дудин А. С., Платоненко А. И., Похоруков О. Ю. Некоторые особенности построения педагогического взаимодействия в структуре изучения педагогики спорта // Инновационная наука и современное общество : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 25 октября 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С.98-100.
- Дудин А. С., Платоненко А. И., Похоруков О. Ю. Некоторые особенности социализации личности в структуре изучения педагогики спорта // Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 20 октября 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С.17-19.
- Дудин А. С., Платоненко А. И., Похоруков О. Ю. Некоторые особенности моделирования категории «воспитание» в структуре изучения педагогики спорта и теории воспитания // Роль психологии и педагогики в развитии общества : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (1 ноября 2014 г., г. Уфа). Уфа: Аэтерна, 2014. С.12-13.
- Дудин А. С., Платоненко А. И., Похоруков О. Ю. Некоторые особенности моделирования системы принципов педагогического взаимодействия в структуре изучения педагогики спорта // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 10 ноября 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С. 29-31.
- Ельчанинова Е. Е., Похоруков О. Ю., Козырева О. А. Определение и специфика системы принципов социализации и самореализации воспитанников кёкусинкай каратэ // Наука и образование в современной конкурентной среде : матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 15-16 февраля, 2014) : в 3-х ч. Часть 1. – Уфа : РИО ИЦИПТ, 2014. С. 171-173.
- Зыбина Е. В., Козырева О. А., Похоруков О. Ю. Некоторые аспекты изучения курса «История педагогики и образования» в структуре верификации его качества // Инновационный вектор развития науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 6 августа 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С. 69-71.
- Косолапов А. В., Зауэр Н. Г., Похоруков О. Ю. Некоторые аспекты детерминации категории «воспитание» в структуре изучения основ профессионально-педагогического знания // Теоретические и практические вопросы науки XXI века : сборник статей Междун. научно-практической конференции (Уфа, 28 ноября 2014 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2014. С.226-228.
- Кудамасов А.А., Похоруков О.Ю., Свинаренко В.Г. Специфика детерминации, детализации и верификации качества организации педагогической деятельности в модели профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57650
- Похоруков О. Ю., Бызова К. М., Шварцкопф Е. Ю. Некоторые возможности уточнения определений понятийного аппарата современной педагогики спорта // Фундаментальные проблемы науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 ноября 2014 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2014. С.179-180.
- Похоруков О. Ю., Зуев Е. Н., Козырева О. А. Возможности социализации в структуре реализации идей и практики продуктивного самовыражения // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 10 октября 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С. 36-37.
- Похоруков О. Ю., Козырева О. А., Иванова А. И. Возможности и проблема моделирования дефиниций категории «воспитание» как результат формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога // Актуальные вопросы современной педагогики: матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, июнь 2011 г.). ; под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. – Уфа: Лето, 2011. – С. 25-27.
- Похоруков О. Ю., Сулло Н. А., Платоненко А. И. Некоторые аспекты реализации полисистемного подхода в профессиональной подготовке будущего педагога по ФК // Научные аспекты глобализационных процессов: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 3 декабря 2014 г). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2014. С. 106-107.
- Похоруков О. Ю., Хромочкин А. А. Некоторые аспекты детерминации основ профессиональной подготовки будущего педагога по ФК // Теоретические и практические вопросы науки XXI века : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 ноября 2014 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2014. С.252-254.
- Похоруков О.Ю., Дробышев В.В., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности саморазвития будущего педагога по физической культуре в структуре изучения педагогических дисциплин // Современная педагогика. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/4994
- Сулло Н. А., Похоруков О. Ю., Козырева О. А. Некоторые особенности и возможности продуктивной самореализации личности педагога по ФК // Экономика. Теория и практика: матер. Междун. науч.-практ. конфер. (24 апреля 2014 г.) ; в 3х ч. Ч.3. ; отв. ред. А. А. Зарайский. Саратов : Академия Бизнеса, 2014. С. 56-57.
- Сулло Н. А., Похоруков О. Ю., Козырева О. А. Результативность моделирования в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Социализация и воспитание подростков и молодежи в институтах общего и профессионального образования: теория и практика, содержание и технологии : матер. Междун. науч.-практ. конфер. 28–29 окт. 2013 года. Прага : Sociosféra-CZ, 2013. С.95-96.
- Татур В.В., Шварцкопф Е.Ю., Бойкова И.В. Возможности педагогического моделирования в определении и решении задач подготовки педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12907
- Хромочкин А. А., Похоруков О. Ю., Козырева О. А. Инновационный потенциал образовательного пространства в ресурсах формирования культуры самостоятельной работы педагога по ФК // Modern technologies in system of additional and professional education : materials of the II int. sc. conf., May 2–3, 2014. Prague: Sociosféra-CZ, 2014. P.173-174.
- Хромочкин А. А., Похоруков О. Ю., Козырева О. А. Специфика моделирования профессионально-педагогических презентаций педагога по ФК в структуре изучения разделов современной педагогики // Professionalizing of a personality at educational institutes and practical activities: theoretical and practical problems of sociology, labor psychology and professional education : materials of the international scientific conference on February 10–11, 2014. Prague : Sociosféra-CZ, 2014. Р. 28-29.
- Чернопазов Р. В., Похоруков О. Ю., Платоненко А. И. Возможности продуктивного самосовершенствования в постановке и верификации задач самореализации будущего педагога по ФК // Актуальные проблемы психологии и педагогики: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 10 сентября 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С.104-106.
- Шеянов П. А., Похоруков О. Ю., Платоненко А. И. Возможности педагогического моделирования в детерминации основ педагогического взаимодействия // Актуальные проблемы современной науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 15 сентября 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С.228-230.
- Южанин М. С., Похоруков О. Ю., Платоненко А. И. Педагогическая поддержка как форма педагогического сотрудничества и взаимодействия // Новые задачи психологии и педагогики и пути их решения: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 1 сентября 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С. 58-60.