УДК 378.1; 371.3

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕРМИНАЦИИ КАТЕГОРИИ «ОБУЧЕНИЕ» В МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Похоруков Олег Юрьевич1, Содиков Акбар Сидикович2, Шварцкопф Елена Юрьевна3
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент
2Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», студент
3Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», преподаватель

Аннотация
В статье описаны возможности уточнения категории «обучение» в структуре подготовки будущих педагогов. Специфика выбора особенностей уточнения моделей категориального аппарата современной педагогики связаны с нюансами развития личности в модели современного образования как гаранта стабильного развития и самореализации в поле смыслов, ценностей, приоритетов и способов воспроизводства объективного знания.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровье, культура самостоятельной работы, научная работа, проблемная задача, продуктивная деятельность, самоидентификация, саморазвитие, самореализация, самосовершенствование, социализация, физическая культура, физическое воспитание


FEATURES CATEGORY DETERMINATION "LEARNING" MODEL OF TRAINING FUTURE TEACHERS

Pokhorukov Oleg Yurievich1, Sodikov Akbar Sidikovich2, Schwarzkopf Elena Yurievna3
1Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, candidate of pedagogical sciences, associate professor
2Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, student
3Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, lector

Abstract
The article describes the possibilities of verifying the category "training" in the structure of the training of future teachers. The specifics of the choice of features more accurate models of categorical apparatus of modern pedagogy are related to nuances of personality development in the model of modern education as a guarantor of stable development and self-fulfillment in the field of meanings, values, priorities and methods of reproduction of objective knowledge.

Keywords: health and a healthy lifestyle, identity, physical culture, physical education, problem, productive activity, scientific work, self-development, self-fulfillment, self-improvement, self-realization, socialization, task, the culture of independent work


Библиографическая ссылка на статью:
Похоруков О.Ю., Содиков А.С., Шварцкопф Е.Ю. Особенности детерминации категории «обучение» в модели подготовки будущего педагога // Современная педагогика. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5137 (дата обращения: 11.09.2024).

Качество постановки задачи детерминации категории «обучение» – сложная научно-педагогическая работа, это связано, в первую очередь, с использованием компетентностного подхода в современном образовании, с включением в систему дополнительного образования личности, способной к неустанному развитию. С другой стороны, модификация возможностей современного обучения зависит от правовых и инновационно-дидактических основ детерминации категории «обучение». Третья грань, определяющая качественное решение повышения производительности педагогического моделирования в уточнении категориального аппарата, является практика осознанного использования педагогической методологии в определении и решении задач уточнения категориального аппарата современной педагогики.

Попытаемся детализировать возможность научно-педагогической постановки [1-3] и решения задачи уточнения категории «обучение» в модели современного профессионально-педагогического знания [4-54].

Обучение с точки зрения научного подхода – процесс целостного включения личности обучающегося в активный режим воспроизводства научного потенциала развития личности и общества в модели действующей культуры и образования, определяемых в современной практике через такие составные единицы, как «знать», «уметь», «владеть», в совокупности обеспечивающих переход к таким единицам измерения качества профессионального труда, как «трудовые действия», «необходимые умения», «необходимые знания», «другие характеристики», предопределяющие возможность профессионального развития и продуктивного становления личности.

Обучение с точки зрения аксиологического подхода – процесс активного воспроизводства опыта оценки качества решения задач развития личности в модели непрерывного образования как гаранта стабильности и гибкости в поиске и определении решений внутриличностного, полисубъектного и межгруппового взаимодействия.

Обучение с точки зрения акмеологического подхода – процесс построения и уточнения акметраектории развития и становления личности в системе детерминируемых единиц «знать», «уметь», «владеть», «трудовые действия», «необходимые умения», «необходимые знания», «другие характеристики».

Обучение с точки зрения гуманистического подхода – процесс гибкого поиска решения адаптивно-акмеверифицированной практики решения задач развития личности обучающегося в системе детерминируемых единиц «знать», «уметь», «владеть», «трудовые действия», «необходимые умения», «необходимые знания», «другие характеристики».

Обучение с точки зрения здоровьесберегающего  подхода – процесс формирования ценностей здоровьесбережения, аккумулирующих качественное формирование компетенций и выполнение трудовых функций, детерминируемых через такие составные единицы, как «знать», «уметь», «владеть», в совокупности обеспечивающих переход к таким единицам измерения качества профессионального труда, как «трудовые действия», «необходимые умения», «необходимые знания», «другие характеристики».

Обучение с точки зрения поликультурного подхода – процесс формирования компетенций и трудовых функций, детерминируемых через такие составные единицы, как «знать», «уметь», «владеть», в совокупности обеспечивающих переход к таким единицам измерения качества профессионального труда, как «трудовые действия», «необходимые умения», «необходимые знания», «другие характеристики», предопределяющих качественное решение задач поликультурного пространства.

Обучение с точки зрения мультисредового подхода – процесс многократной шлифовки образов и продуктов современного образования в модели уточнения качества образовательных услуг и развития личности обучающегося.

Обучение с точки зрения компетентностного подхода – процесс своевременного включения личности обучающегося в систему непрерывного образования, обеспечивающего целостное развитие личности в модели поликультурных и профессиональных отношений.

Обучение с точки зрения исторического подхода – процесс исторического использования и модификации использования видов обучения в решении задач развития личности, предопределяющих успешность практики постановки и решения противоречий целостного педагогического процесса.

Обучение с точки зрения диалогического подхода – процесс диалога педагога и обучающегося в традиционной и инновационной практике решения задач современного образования, фасилитирующий получение качественного образования в системе непрерывности и практико ориентированной практике модификации условий воспроизводства опыта и системы отношений, условий продуцирования и сохранения ценности гуманизма, предопределяющего выбор адаптивной и акмеверифицированной практике решения задач развития личности и системы образования.

Обучение с точки зрения синергетического подхода – процесс поиска оптимальных возможностей самоорганизации педагогической системы в иерархии формируемых компетенций и способов решения задач развития личности обучающегося.

Обучение с точки зрения стилистического подхода – процесс выбора направления и вида обучения, фасилитирующего получение качественного образования в интересах человека и государства, системно визуализирующего возможность соблюдения норм культуры, гуманизма, продуктивности и здоровьесбережения.

Обучение с точки зрения эзотерического подхода – процесс качественно организованной коррекции личности в поле смыслов и ценностей гуманизма, верифицирующего устойчивость в развитии благодаря адаптивных и эзотерическим механизмам саморазвития и самореализации личности.

Выделенные определения являются продуктом уточнения категориального аппарата современной педагогики.


Библиографический список
  1. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования : учебное пособие для педагогических вузов и системы доп. проф. образования. М. : НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  2. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ. 2015. № 4-2. С.91-95.
  3. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  4. Козырева О.А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2 (62). Вып. 3. С. 63-67.
  5. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
  6. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
  7. Козырева О. А. Обучение как феномен моделирования и практики : монография. Кемерово : КРИПКиПРО, 2011.  363 с.  ISBN 978–5–7148–0360–4.
  8. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  55 с.  ISBN 978–5–85117–739–2.
  9. Козырева О. А. Моделирование уровневой технологии обучения как средство формирования и развития культуры самостоятельной работы студентов педагогической академии // Сибирский педагогический журнал. 2010. №7. С.192-203.
  10. Козырева О. А. Моделирование уровневой технологии обучения как средство формирования и развития культуры самостоятельной работы студентов педагогической академии // Сибирский педагогический журнал.  2010.  №6.  С.313-323.
  11. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014.  44 с.
  12. Козырева О. А. Обучение как категория педагогики : учебное пособие. – Новокузнецк : КузГПА, 2007.  91 с. [ + приложение на CD].  ISBN 978–5–85117–302–8.
  13. Козырева О. А. Обучение как категория педагогики : учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008.  111 с. [+приложение на CD].
  14. Козырева О. А. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008.  279 с. [+приложение на CD].
  15. Козырева О. А. Общие основы педагогики : программа и контрольно-измерительные материалы : учебно-методическое пособие для студентов специальности «Педагогика и психология». Новокузнецк : КузГПА, 2005.  216 с.  ISBN 5–85117–125–1.
  16. Козырева О. А. Основы профориентологии : курс занятий для студентов специальности «031000 – “Педагогика и психология”». – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007.  307 с. [+ приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–290–8.
  17. Козырева О. А. Педагогика в тестах, задачах и контрольных работах : сборник дидактических материалов в 3-х ч. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008.  Ч. 3. Теория обучения. 91 с.  ISBN 987–5–85117–358–5.
  18. Козырева О. А. Теория и практика уровневого обучения : учебно-методическое пособие для студентов, аспирантов, учителей и слушателей ИПК. Новокузнецк : КузГПА, 2005.  207 с. ISBN 5–85117–088–3.
  19. Козырева О. А. Теория обучения. Педагогические технологии : программа и контрольно-измерительные материалы : курс занятий для студентов педагогических специальностей. – Новокузнецк : КузГПА, 2007. 359 с. [+приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–270–0.
  20. Козырева О. А. Теория обучения. Педагогические технологии: программа и контрольно-измерительные материалы: курс занятий для студ. пед. специальностей заочной формы обучения. Новокузнецк : КузГПА, 2007. 209 с. [+CD].  ISBN 978–5–85117–309–7.
  21. Козырева О. А. Управление образовательными системами : учебное пособие для студентов пед. вузов. Новокузнецк : КузГПА, 2010.  97 с. [+DVD].  ISBN 978–5–85117–552–7.
  22. Козырева О. А. Уровневое обучение : теория и практика в современной системе образования : учебно-методическое пособие. Новокузнецк : МОУ ДПО ИПК, 2007.  427 с. [+приложение на CD].  ISBN 5–7291–0418–9.
  23. Козырева О. А. Особенности формирования культуры самостоятельной работы при изучении курса «Теория обучения. Педагогические технологии» // Вестник педагогических инноваций.  2007. №1 (9). С.13-21.
  24. Макарова Л.Н., Инкина С.Г., Козырева О.А. Возможности оценки сформированности компетенций в модели летней педагогической практики студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12819
  25. Бойкова И.В., Шварцкопф Е.Ю., Чернопазов Р.В. Специфика и возможности изучения курсов современной педагогики в модели подготовки будущих педагогов по физической культуре // Современная педагогика. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/5001
  26. Грецкая К. С., Платоненко А. И., Похоруков О. Ю. Подготовка будущего педагога по физической культуре к реализации идеи здоровьесбережения как социально-педагогическая проблема // Тенденции развития психологии и педагогики : сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. (Уфа, 20 сент. 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С.11-13.
  27. Грецкая К. С., Похоруков О. Ю., Острякова С. В. Педагогические условия реализации идей здоровьесбережения в работе со слушателями курсов переподготовки // Наука третьего тысячелетия : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 5 сентября 2014г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С.112-114.
  28. Дробышев В. В., Похоруков О. Ю. Качество профессионально-педагогической деятельности в структуре верификации условий продуктивной самореализации личности // Глобализация науки: проблемы и перспективы : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 3 апреля 2015 г.).  Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.107-108.
  29. Дробышев В. В., Похоруков О. Ю. Некоторые возможности уточнения категории «социализация» в структуре педагогического взаимодействия // Инновационные процессы в психологии и педагогике : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 20 февраля 2015 г.). Уфа: Аэтерна, 2015. С. 34-36.
  30. Дробышев В.В., Похоруков О.Ю. Возможности исследования качества подготовки будущих педагогов по ФК в структуре изучения педагогических дисциплин // Научно-исследовательские публикации. 2014. № 12 (16). С. 5-10.
  31. Дробышев В.В., Похоруков О.Ю., Свинаренко В.Г. Возможности изучения курса «История педагогики и образования» в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12582
  32. Дудин А. С., Платоненко А. И., Похоруков О. Ю. Некоторые аспекты детерминации категорий «социализация», «самосовершенствование» и «самореализация» в ресурсах педагогики спорта // Общество, наука и инновации : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 15 дек. 2014 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа: Аэтерна, 2014. С.188-190.
  33. Дудин А. С., Платоненко А. И., Похоруков О. Ю. Некоторые особенности построения педагогического взаимодействия в структуре изучения педагогики спорта // Инновационная наука и современное общество : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 25 октября 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С.98-100.
  34. Дудин А. С., Платоненко А. И., Похоруков О. Ю. Некоторые особенности социализации личности в структуре изучения педагогики спорта // Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 20 октября 2014 г.).  Уфа : Аэтерна, 2014. С.17-19.
  35. Дудин А. С., Платоненко А. И., Похоруков О. Ю. Некоторые особенности моделирования категории «воспитание» в структуре изучения педагогики спорта и теории воспитания // Роль психологии и педагогики в развитии общества : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (1 ноября 2014 г., г. Уфа). Уфа: Аэтерна, 2014. С.12-13.
  36. Дудин А. С., Платоненко А. И., Похоруков О. Ю. Некоторые особенности моделирования системы принципов педагогического взаимодействия в структуре изучения педагогики спорта // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 10 ноября 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С. 29-31.
  37. Ельчанинова Е. Е., Похоруков О. Ю., Козырева О. А. Определение и специфика системы принципов социализации и самореализации воспитанников кёкусинкай каратэ // Наука и образование в современной конкурентной среде : матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 15-16 февраля, 2014) : в 3-х ч. Часть 1. – Уфа : РИО ИЦИПТ, 2014.  С. 171-173.
  38. Зыбина Е. В., Козырева О. А., Похоруков О. Ю. Некоторые аспекты изучения курса «История педагогики и образования» в структуре верификации его качества // Инновационный вектор развития науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 6 августа 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С. 69-71.
  39. Косолапов А. В., Зауэр Н. Г., Похоруков О. Ю. Некоторые аспекты детерминации категории «воспитание» в структуре изучения основ профессионально-педагогического знания // Теоретические и практические вопросы науки XXI века : сборник статей Междун. научно-практической конференции (Уфа, 28 ноября 2014 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2014. С.226-228.
  40. Кудамасов А.А., Похоруков О.Ю., Свинаренко В.Г. Специфика детерминации, детализации и верификации качества организации педагогической деятельности в модели профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57650
  41. Похоруков О. Ю., Бызова К. М., Шварцкопф Е. Ю. Некоторые возможности уточнения определений понятийного аппарата современной педагогики спорта // Фундаментальные проблемы науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 ноября 2014 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2014. С.179-180.
  42. Похоруков О. Ю., Зуев Е. Н., Козырева О. А.  Возможности социализации в структуре реализации идей и практики продуктивного самовыражения // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд :  сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 10 октября 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С. 36-37.
  43. Похоруков О. Ю., Козырева О. А., Иванова А. И. Возможности и проблема моделирования дефиниций категории «воспитание» как результат формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога // Актуальные вопросы современной педагогики: матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, июнь 2011 г.). ; под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. – Уфа: Лето, 2011. – С. 25-27.
  44. Похоруков О. Ю., Сулло Н. А., Платоненко А. И. Некоторые аспекты реализации полисистемного подхода в профессиональной подготовке будущего педагога по ФК //  Научные аспекты глобализационных процессов: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 3 декабря 2014 г). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2014. С. 106-107.
  45. Похоруков О. Ю., Хромочкин А. А. Некоторые аспекты детерминации основ профессиональной подготовки будущего педагога по ФК // Теоретические и практические вопросы науки XXI века : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 ноября 2014 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2014. С.252-254.
  46. Похоруков О.Ю., Дробышев В.В., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности саморазвития будущего педагога по физической культуре в структуре изучения педагогических дисциплин // Современная педагогика. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/4994
  47. Сулло Н. А., Похоруков О. Ю., Козырева О. А. Некоторые особенности и возможности продуктивной самореализации личности педагога по ФК // Экономика. Теория и практика: матер. Междун. науч.-практ. конфер. (24 апреля 2014 г.) ; в 3х ч. Ч.3. ; отв. ред. А. А. Зарайский. Саратов : Академия Бизнеса, 2014.  С. 56-57.
  48. Сулло Н. А., Похоруков О. Ю., Козырева О. А. Результативность моделирования в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Социализация и воспитание подростков и молодежи в институтах общего и профессионального образования: теория и практика, содержание и технологии : матер. Междун. науч.-практ. конфер. 28–29 окт. 2013 года. Прага : Sociosféra-CZ, 2013. С.95-96.
  49. Татур В.В., Шварцкопф Е.Ю., Бойкова И.В. Возможности педагогического моделирования в определении и решении задач подготовки педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12907
  50. Хромочкин А. А., Похоруков О. Ю., Козырева О. А. Инновационный потенциал образовательного пространства в ресурсах формирования культуры самостоятельной работы педагога по ФК // Modern technologies in system of additional and professional education : materials of the II int. sc. conf., May 2–3, 2014. Prague: Sociosféra-CZ, 2014. P.173-174.
  51. Хромочкин А. А., Похоруков О. Ю., Козырева О. А. Специфика моделирования профессионально-педагогических презентаций педагога по ФК в структуре изучения разделов современной педагогики // Professionalizing of a personality at educational institutes and practical activities: theoretical and practical problems of sociology, labor psychology and professional education : materials of the international scientific conference on February 10–11, 2014. Prague : Sociosféra-CZ, 2014.  Р. 28-29.
  52. Чернопазов Р. В., Похоруков О. Ю., Платоненко А. И. Возможности продуктивного самосовершенствования в постановке и верификации задач самореализации будущего педагога по ФК // Актуальные проблемы психологии и педагогики: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 10 сентября 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С.104-106.
  53. Шеянов П. А., Похоруков О. Ю., Платоненко А. И. Возможности педагогического моделирования в детерминации основ педагогического взаимодействия // Актуальные проблемы современной науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 15 сентября 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С.228-230.
  54. Южанин М. С., Похоруков О. Ю., Платоненко А. И. Педагогическая поддержка как форма педагогического сотрудничества и взаимодействия // Новые задачи психологии и педагогики и пути их решения: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 1 сентября 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С. 58-60.


Все статьи автора «Факультет физической культуры НФИ КемГУ»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: