Выносливость, как одно из важнейших физических качеств, существенно влияет на готовность человека к обеспечению безопасности, т.е. на культуру безопасности. В ряде публикаций нами изложены выводы о целях, содержании и средствах влияния физической культуры на готовность студентов к обеспечению безопасности [1; 2; 3; 4]. На основе фактических данных ранее нами опубликованы выводы о влиянии физической культуры на мировоззренческую и психологическую составляющую культуры безопасности студентов [5; 6; 7; 8], раскрыты некоторые аспекты влияния физической культуры на нравственную готовность студентов к безопасной жизнедеятельности [9; 10]. Совершенствование готовности студентов к развитию физических качеств происходит под влиянием разнообразных факторов. Проблема формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к занятиям физической культурой и спортом, роль обучающей среды высшего учебного заведения в формировании физической культуры студента проанализированы в статьях Д.В. Кащеева и С.В. Зайцевой [11; 12]. Л.С. Колмогорова исследовала возрастные особенности становления самооценки как составной части психологической культуры [13]. Д.В. Каширский выявил особенности самооценки при изучении субъективных ценностей современной молодежи [14]. Жарикова Л.И. исследовала самооценку молодежи в аспекте непрерывного образования как фактор безопасности жизнедеятельности [15]. Тем не менее, в настоящее время к наименее изученным в педагогической науке относится проблема факторов, оказывающих влияние на самооценку физической подготовки молодежи к безопасной жизнедеятельности. В связи с этим на основе анкетирования студентов изложим результаты изучения эмпирических признаков влияния некоторых факторов на готовность студентов к развитию выносливости посредством самостоятельного выполнения упражнений.
При анкетировании в декабре2005 г. выявлялись мнения 899 студентов (488 девушек и 411 юношей) 1-3 курсов экономического и юридического факультетов Алтайской академии экономики и права (ААЭП). При опросе была использована анкета, включавшая 32 вопроса закрытого типа. В первой части анкеты, состоящей из 20 вопросов (вопросы сформулированы в виде утверждений), предлагалось выбрать один вариант ответа из трех («Да», «Нет», «Затрудняюсь ответить»), предложенных по поводу утверждений анкеты. Ответы по поводу утверждения 16 дали возможность выяснить самооценку студентов их готовности к регулярному самостоятельному выполнению упражнений для развития выносливости. В изложенных далее фактических данных приводятся как дословные, так и сокращенные варианты утверждений. В связи с этим приведем полные формулировки утверждений анкеты, на основе которой подготовлена настоящая статья.
8. Я ежедневно делаю утреннюю зарядку.
9. Я читаю литературу о физическом самосовершенствовании.
10. Я посещаю спортивную секцию.
16. Я регулярно самостоятельно выполняю упражнения для развития выносливости.
Яруллин Р.Х., излагая результаты исследования качеств двигательной деятельности человека, определяет выносливость как качество двигательной деятельности человека, определяющееся степенью физической напряженности при ее осуществлении, вызываемой преобладанием длительности выполнения действий [16]. Изложим и проанализируем фактические данные о наличии или отсутствии признаков влияния различных факторов на готовность студентов к развитию выносливости.
Прежде всего выясним, имеются ли отличия самооценки студентов экономического и юридического факультетов ААЭП их готовности регулярно самостоятельно выполнять упражнения для развития выносливости. Данные об ответах студентов юридического и экономического факультетов представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Ответы студентов юридического и экономического факультетов о готовности к самостоятельному развитию выносливости
Варианты утверждений и ответов |
Экономический | Юридический | 1 |
Я регулярно самостоятельно выполняю упражнения для развития выносливости. |
110 |
183 |
2 |
Нет |
241 |
333 |
3 |
Затрудняюсь ответить |
16 |
16 |
4 |
ИТОГО: |
367 |
532 |
5 |
Экономический | Юридический | 6 | |
Я регулярно самостоятельно выполняю упражнения для развития выносливости. |
30% |
34% |
7 |
Нет |
66% |
63% |
8 |
Затрудняюсь ответить |
4% |
3% |
9 |
1 |
2 |
3 |
Как следует из таблицы 1, процентная доля студентов регулярно самостоятельно выполняющих упражнения для развития выносливости незначительно отличается на экономическом и юридическом факультетах (30%, 34%). Для выяснения статистической значимости выявленных различий эмпирических данных здесь и далее в статье использован сервис автоматического расчета углового преобразования на сайте http://www.psychol-ok.ru/statistics/fisher. Для проверки достоверности различий статистических данных в таблице 1 используем абсолютные цифры 110, 241 и 183, 333 в столбцах 2, 3 и строках 2, 3. Выясняем, что φ*эмп = 1.301, полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Таким образом, не выявлено признаков взаимосвязи между факультетом и готовностью студентов к самостоятельному развитию выносливости.
Выясним, имеются ли отличия самооценки студентами разных курсов их готовности регулярно самостоятельно выполнять упражнения для развития выносливости. Данные об ответах студентов 1, 2, 3 курсов представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Ответы студентов 1, 2, 3 курсов о готовности к самостоятельному развитию выносливости
Варианты утверждений и ответов |
3 курс |
2 курс | 1 курс | 1 |
Я регулярно самостоятельно выполняю упражнения для развития выносливости. |
85 |
66 |
142 |
2 |
Нет |
147 |
157 |
270 |
3 |
Затрудняюсь ответить |
6 |
11 |
15 |
4 |
ИТОГО: |
238 |
234 |
427 |
5 |
Варианты утверждений и ответов |
3 курс | 2 курс | 1 курс |
6 |
Я регулярно самостоятельно выполняю упражнения для развития выносливости. |
36% |
28% |
33% |
7 |
Нет |
62% |
67% |
63% |
8 |
Затрудняюсь ответить |
3% |
5% |
4% |
9 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Как следует из таблицы 2, процентная доля студентов, регулярно самостоятельно выполняющих упражнения для развития выносливости, незначительно отличается на 1, 2, 3 курсах (33%, 28%, 36% соответственно). Для проверки достоверности различий используем данные об абсолютных цифрах 85, 147 и 66, 157 (данные об ответах студентов 3, 2 курсов, между которыми отличия оказались наибольшими) в столбцах 2, 3 и строках 2, 3. Выясняем, что φ*эмп = 1.578, полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Таким образом, не выявлено признаков взаимосвязи между годом обучения в вузе и готовностью студентов к самостоятельному развитию выносливости.
Выясним, имеются ли гендерные особенности самооценки студентами их готовности регулярно самостоятельно выполнять упражнения для развития выносливости. Данные об ответах юношей и девушек представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Ответы студентов разного пола о готовности к самостоятельному развитию выносливости
Варианты утверждений и ответов |
Девушки |
Юноши |
1 |
Я регулярно самостоятельно выполняю упражнения для развития выносливости. |
114 |
179 |
2 |
Нет |
353 |
221 |
3 |
Затрудняюсь ответить |
19 |
13 |
4 |
ИТОГО: |
486 |
413 |
5 |
Варианты утверждений и ответов |
Девушки |
Юноши |
6 |
Я регулярно самостоятельно выполняю упражнения для развития выносливости. |
23.46% |
43.34% |
7 |
Нет |
72.63% |
53.51% |
8 |
Затрудняюсь ответить |
3.91% |
3.15% |
9 |
1 |
2 |
3 |
Как следует из таблицы 3, процентная доля студентов разного пола, регулярно самостоятельно выполняющих упражнения для развития выносливости, отличается почти в 2 раза (выполняют упражнения 43% юношей, 23% – девушки). Для проверки достоверности различий используем данные об абсолютных цифрах 114, 353 и 179, 221 в столбцах 2, 3 и строках 2, 3. Выясняем, что φ*эмп = 6.37, полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости. Таким образом, выявлены признаки взаимосвязи между полом и готовностью студентов к самостоятельному развитию выносливости. Оказалось, что юноши более высоко оценивают свою готовность к самостоятельному развитию выносливости посредством упражнений.
Выясним, имеются ли признаки взаимосвязи уровня сформированности физической культуры студентов и их готовности регулярно самостоятельно выполнять упражнения для развития выносливости. Для этого используем полученные в ходе анкетирования данные об отношении студентов к утренней зарядке, о чтении студентами литературы по физической культуре, о посещении студентами спортивных секций.
Статистические данные о соотношении ответов студентов по поводу их готовности самостоятельно выполнять упражнения для развития выносливости и различных факторов представлены далее в таблицах 4-6. В этих таблицах результаты математической обработки результатов анкетирования сгруппированы следующим образом. В правых вертикальных столбцах (2 столбец и правее) содержатся данные о том, как студенты, согласные с включенными в верхние части столбцов положениями, относятся к другим утверждениям, содержащимися в левых частях (столбец 1) горизонтальных строк таблицы (включают данные об ответах опрошенных по поводу 16 утверждения анкеты).
Выясним, имеются ли признаки взаимосвязи между отношением студентов к утренней зарядке и готовностью к самостоятельному развитию выносливости посредством упражнений. Данные об ответах студентов, которые делают и не делают утреннюю зарядку, представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Соотношение ответов студентов по поводу утверждения № 16 с ответами по поводу утверждения № 8
Варианты утверждений и ответов |
Затрудняюсь ответить |
Нет |
Я ежедневно делаю утреннюю зарядку. | 1 |
Я регулярно самостоятельно выполняю упражнения для развития выносливости. |
3 |
178 |
112 |
2 |
Нет |
3 |
477 |
96 |
3 |
Затрудняюсь ответить |
7 |
17 |
8 |
4 |
ИТОГО: |
13 |
672 |
216 |
5 |
Варианты утверждений и ответов |
Затрудняюсь ответить |
Нет |
Я ежедневно делаю утреннюю зарядку. | 6 |
Я регулярно самостоятельно выполняю упражнения для развития выносливости. |
23% |
26% |
52% |
7 |
Нет |
23% |
71% |
44% |
8 |
Затрудняюсь ответить |
54% |
3% |
4% |
9 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Как следует из таблицы 4, процентная доля студентов с разным отношением к утренней зарядке регулярно самостоятельно выполняющих упражнения для развития выносливости отличается в 2 раза. Среди делающих зарядку развивают свою выносливость упражнениями 52% студентов, среди не делающих зарядку молодых людей таких оказалось 26%. Для проверки достоверности различий используем данные об абсолютных цифрах 178, 477 и 112, 96 в столбцах 3, 4 и строках 2, 3. Выясняем, что φ*эмп = 6.911, полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости. Таким образом, выявлены признаки взаимосвязи между готовностью студентов ежедневно делать зарядку и готовностью к самостоятельному развитию выносливости. Оказалось, что студенты, ежедневно делающие зарядку, более высоко оценивают свои усилия по самостоятельному развитию выносливости посредством упражнений.
Выясним, имеются ли признаки взаимосвязи между активностью студентов в чтении литературы по физкультуре и готовностью к самостоятельному развитию выносливости посредством упражнений. Данные об ответах студентов, которые читают и не читают литературу по физкультуре, представлены в таблице 5.
Таблица 5 – Соотношение ответов студентов по поводу утверждения № 16 с ответами по поводу утверждения № 9
Варианты утверждений и ответов |
Затрудняюсь ответить |
Нет |
Я читаю литературу о физическом самосовершенствовании. | 1 |
Я регулярно самостоятельно выполняю упражнения для развития выносливости. |
3 |
160 |
130 |
2 |
Нет |
8 |
422 |
146 |
3 |
Затрудняюсь ответить |
2 |
18 |
12 |
4 |
ИТОГО: |
13 |
600 |
288 |
5 |
Варианты утверждений и ответов |
Затрудняюсь ответить |
Нет |
Я читаю литературу о физическом самосовершенствовании. | 6 |
Я регулярно самостоятельно выполняю упражнения для развития выносливости. |
23% |
27% |
45% |
7 |
Нет |
62% |
70% |
51% |
8 |
Затрудняюсь ответить |
15% |
3% |
4% |
9 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Как следует из таблицы 5, процентная доля студентов с разным отношением к чтению литературы по физкультуре регулярно самостоятельно выполняющих упражнения для развития выносливости отличается на 18% (среди читающих литературу 45% студентов развивают свою выносливость, среди не читающих студентов таких оказалось 27%). Для проверки достоверности различий используем данные об абсолютных цифрах 160, 422 и 130, 146 в столбцах 3, 4 и строках 2, 3. Выясняем, что φ*эмп = 5.596, полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости. Таким образом, выявлены признаки взаимосвязи между чтением студентами литературы по физкультуре и их готовностью к самостоятельному развитию выносливости. Оказалось, что студенты, читающие литературу по физкультуре, более высоко оценивают свои усилия по самостоятельному развитию выносливости посредством упражнений.
Выясним, имеются ли признаки взаимосвязи между посещением студентами спортивной секции и готовностью к самостоятельному развитию выносливости посредством упражнений. Данные об ответах студентов, которые посещают и не посещают спортивную секцию, представлены в таблице 6.
Таблица 6 – Соотношение ответов студентов по поводу утверждения № 16 с ответами по поводу утверждения № 10
Варианты утверждений и ответов |
Затрудняюсь ответить |
Нет |
Я посещаю спортивную секцию. | 1 |
Я регулярно самостоятельно выполняю упражнения для развития выносливости. |
3 |
94 |
196 |
2 |
Нет |
1 |
328 |
247 |
3 |
Затрудняюсь ответить |
0 |
10 |
22 |
4 |
ИТОГО: |
4 |
432 |
465 |
5 |
Варианты утверждений и ответов |
Затрудняюсь ответить |
Нет |
Я посещаю спортивную секцию. | 6 |
Я регулярно самостоятельно выполняю упражнения для развития выносливости. |
75% |
22% |
42% |
7 |
Нет |
25% |
76% |
53% |
8 |
Затрудняюсь ответить |
0% |
2% |
5% |
9 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Как следует из таблицы 6, процентная доля студентов с разным отношением к спортивным секциям, регулярно самостоятельно выполняющих упражнения для развития выносливости, отличается на 20% (среди посещающих спортивные секции 42% развивают свою выносливость, среди не посещающих секции таких студентов оказалось 22%). Для проверки достоверности различий используем данные об абсолютных цифрах 94, 328 и 196, 247 в столбцах 3, 4 и строках 2, 3. Выясняем, что φ*эмп = 6.924, полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости. Таким образом, выявлены признаки взаимосвязи между посещением студентами спортивных секций и их готовностью к самостоятельному развитию выносливости. Оказалось, что студенты, посещающие секции, более высоко оценивают свою готовность к самостоятельному развитию выносливости посредством упражнений.
Подводя итоги анализа ответов студентов об их готовности к самосовершенствованию физических качеств, сформулируем основные выводы. На основе эмпирического исследования не выявлено статистически значимых признаков взаимосвязи:
- между факультетом, на котором обучаются студенты, и их готовностью к самостоятельному развитию выносливости;
- между годом обучения в вузе и готовностью студентов к самостоятельному развитию выносливости.
Выявлены статистически значимые признаки взаимосвязи:
- между полом и самооценкой студентов их усилий по самостоятельному развитию выносливости;
- между готовностью студентов ежедневно делать зарядку и их самооценкой готовности к самостоятельному развитию выносливости;
- между чтением студентами литературы по физкультуре и самооценкой их готовностью к самостоятельному развитию выносливости;
- между посещением студентами спортивных секций и самооценкой их готовностью к самостоятельному развитию выносливости.
Выявление признаков наличия названных взаимосвязей дает основание предполагать, что ежедневные занятия утренней зарядкой, посещение студентами спортивных секций, чтение студентами литературы по физкультуре являются факторами совершенствования их готовности к самостоятельному развитию выносливости. Однако из полученных фактических данных не совсем ясно, что в рассмотренных взаимосвязях является причиной, а что – следствием. Поэтому сформулированные предположения нуждаются в дальнейшей проверке и уточнении. В последующих публикациях мы планируем изложить и проанализировать имеющиеся у нас эмпирическими данные, раскрывающие иные грани формирования готовности студентов к самостоятельному развитию выносливости.
Библиографический список
- Мошкин В.Н. Исследование целей формирования культуры безопасности студентов в процессе физического воспитания/ В.Н. Мошкин, В.В. Овчаров // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – Режим доступа: http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html. – (Дата обращения: 1.08.2014).
- Мошкин В.Н. Культура безопасности в содержании физического воспитания студентов/ В.Н. Мошкин, С.В. Зайцева // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – Режим доступа: http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html. – (Дата обращения: 1.08.2014).
- Мошкин В.Н. Формирование культуры безопасности студентов как функция физического воспитания / В.Н. Мошкин // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – Режим доступа: http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html – (Дата обращения: 1.08.2014).
- Мошкин В.Н. Средства формирования культуры безопасности студентов в процессе физического воспитания / В.Н. Мошкин, А.Н. Елизаров // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. – Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – Режим доступа: http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html – (Дата обращения: 1.08.2014).
- Мошкин В.Н. Физическая культура как фактор мировоззренческой подготовки студентов к безопасной жизнедеятельности / В.Н. Мошкин, Овчаров В.В. // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2012. – № 2 [Электронный ресурс]. – Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – Режим доступа: http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/11550-nomer-2-2012.html – (Дата обращения: 1.08.2014).
- Мошкин В.Н. Физическая культура как фактор психологической подготовки студентов к безопасной жизнедеятельности / В.Н. Мошкин, С.В. Зайцева // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2012. – № 2 [Электронный ресурс]. – Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – Режим доступа: http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/11550-nomer-2-2012.html – (Дата обращения: 1.08.2014).
- Мошкин В.Н. Гендерные особенности влияния физической культуры на мировоззренческую подготовку студентов к безопасной жизнедеятельности / В.Н. Мошкин, Д.В. Кащеев // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2013. – № 2 [Электронный ресурс]. – Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – Режим доступа: http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/13078-nomer-2-2013.html – (Дата обращения: 1.08.2014).
- Мошкин В.Н. Гендерные особенности влияния физической культуры на психологическую подготовку студентов к обеспечению безопасности / В.Н. Мошкин, С.В. Зайцева, В.В. Овчаров // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2013. – № 2 [Электронный ресурс]. – Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – Режим доступа: http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/13078-nomer-2-2013.html – (Дата обращения: 1.08.2014).
- Мошкин В.Н. Физическая культура как фактор нравственной подготовки студентов к безопасной жизнедеятельности / В.Н. Мошкин, В.В. Овчаров // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: целостный подход к теории и практике. Сборник трудов всероссийской научно-практической конференции. Барнаул: БГПУ, 2008. – С. 45-55.
- Мошкин В.Н., Кащеев Д.В. Гендерные особенности влияния физической культуры на нравственную подготовку студентов к обеспечению безопасности // Современная педагогика. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/12/3084.
- Кащеев Д.В. Роль обучающей среды высшего учебного заведения в формировании физической культуры студента / Д.В. Кащеев, С.В. Зайцева // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2013. – № 2. – С. 133-135.
- Кащеев Д.В. Проблема формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к занятиям физической культурой и спортом / Д.В. Кащеев, С.В. Зайцева // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2013. – № 3. – С. 138-141.
- Колмогорова Л.С. Возрастные возможности и особенности становления психологической культуры учащихся: дис. докт. псих. наук / Л.С. Колмогорова. – Барнаул, 2002. – 489 с.
- Каширский Д.В. Субъективные ценности современной молодежи [Текст]: монография / Д.В. Каширский. – Барнаул : Изд-во ААЭП, 2012. – 224 с.
- Жарикова Л.И. Ценностное отношение к непрерывному образованию как фактор безопасности жизнедеятельности молодежи // Дети, молодежь и окружающая среда: здоровье, образование, экология : материалы международной научно-практической конференции, 5-9 июля2012 г. / под. ред. С.Д. Каракозова, П.Г. Воронцова. – Барнаул: АлтГПА, 2012. – С. 88-90.
- Яруллин Р.Х. Качества двигательной деятельности человека // Теория и практика физ. культуры. – 1999. – N 8. – С. 20-21.