УДК 37.022

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Куренкова Светлана Алексеевна
ГБОУ Школа №1191 здание №8 "Бриз"
Учитель дефектолог-логопед

Аннотация
В статье раскрываются особенности методики современного инновационного подхода «проектная деятельность детей с ОВЗ», которая достаточно успешно применяется в процессе обучения детей особой группы и оказывает положительное коррекционное влияние не только на формирование речи, но и на весь познавательный процесс, что является определяющим для детей с ОВЗ.

Ключевые слова: дети, ОВЗ, проектная деятельность


MODERN APPROACHES IN DEVELOPMENT OF COMMUNICATION SKILLS CHILDREN WITH DISABILITIES: THE PROJECT ACTIVITY

Kurenkova Svetlana Alekseevna
GBOU School №1191 building No. 8 "breeze"
Teacher speech-therapist

Abstract
The article reveals the peculiarities of the methodology of modern innovative approach "project activity children with disabilities", which is quite successfully used in the learning process of children of a particular group and has a positive corrective effect not only on the formation of speech, but the whole cognitive process that is crucial for children with disabilities.

Библиографическая ссылка на статью:
Куренкова С.А. Современные подходы в развитии коммуникативных навыков у детей с ОВЗ: Проектная деятельность // Современная педагогика. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/07/4662 (дата обращения: 15.07.2023).

Речь – является  главнейшим  средством  коммуникации  и  определяет  успешную  социализацию  человека в  обществе. Начиная  своё развитие  еще  в  дошкольном  возрасте, правильно  формирующаяся речь,  закладывает  основы  к  дальнейшему  успешному  обучению  в  школе  и  последующей  интеграции  в  социуме.

В  настоящее  время, появляется  все  больше  и  больше  детей, которые  составляют  группу  «особый ребенок» -  это  дети  с  ОВЗ.

Эту  группу  составляют  дети,  у  которых   имеются  как  физические,  так  и  психические  отклонения  в  развитии,  а  иногда  имеет  место  и  сочетанность  патологических отклонений. Такая  неоднородность, говорит  о  полиморфности структуры  дефекта, соответственно характер  повреждений и степень недоразвития  психических функций  отличается своеобразием, наблюдаются  различные сочетания сформированных  и недофоримрованных  функций, в  этом и  выражается  многообразие проявлений. Соответственно, структура   речевого   дефекта  детей   с  ОВЗ   является   очень   вариативной,   характеризуется   комбинаторностью   различных   симптомов   речевой   патологии.

Рассматривая  особенности  коммуникативных  навыков  у  данной  группы  детей, можно отметить, что  речь как  правило,  отличается  своеобразием  и  носит  ситуативный  характер. Словарный  запас   достаточно  беден  и  характеризуется  наличием  обиходно-бытовой  лексики. В речи  встречается  большое  количество  лексико-грамматических  ошибок. Очень  часто  нарушено  программирование  устной  речи.

На сегодняшний день, педагогами и  специалистами накоплен достаточный опыт  по  организации  коррекционной работы  с  такими  детьми,  но  с  каждым  новым  днем  мы  все  равно  продолжаем  экспериментировать  и  искать  новые, более  эффективные  и  действенные  методики  и  подходы  в  коррекции  и  обучении  детей.

Одним  из  современных  подходов  к  преодолению  недостатков  в  познавательной  сфере  и  коррекции  коммуникативных  расстройств, – является самостоятельная  проектно-  исследовательская  деятельность  детей, которая  заключается  в  интеграции  всех  образовательных  областей.

Учитывая  специфику  детей  с  ОВЗ,  своеобразие  их  познавательных  возможностей  и  индивидуальных потребностей ( недостаточность ориентировочно-познавательной  деятельности  и  снижение сенсорно-перцептивной  деятельности),    очевидно, что  объединив  все  компоненты  познавательной  деятельности  в  одну  единую  систему, в  которой  каждый  ребенок  принимает непосредственное участие  и  становится  автором  своего проекта, таким  образом,  реализуя  свой  собственный  опыт, позволяет сделать  познавательный  процесс  более  легким  и  доступным.

Проектно- исследовательская   деятельность представляет  собой  взаимодействие  педагогов,  детей  и  даже  родителей. В  данном  процессе  педагог  или родитель становятся  организатором  продуктивной  деятельности  детей, таким  образом,  раскрывая   и  конкретизируя  их  познавательные  и  творческие  способности.

Интеграция  проектно – исследовательской  деятельности  захватывает  все  образовательные  области: занятия, досуговую деятельность, осуществляя  всестороннее  развитие  ребенка  как  личности.

Реализация  проектно-исследовательской деятельности конкретизирована, и  заключается  в  изучении   определенного материала по  заданной  тематике, согласно  программному  содержанию.

Проводя  исследование, ребенок воспринимает   необходимую информацию, перерабатывает  её, приобретая  необходимый   личный  опыт, что способствует  более прочному  усвоению  материала, а  при  воспроизведении делает  более  успешным  среди  своих  сверстников.

Такая  проектно-исследовательская  деятельность может  осуществляться  в  рамках  всего  образовательного  процесса, быть  включена  в  любую  тематику  занятий.

Это могут  быть проекты «Мое  любимое  блюдо», «Моя любимая игрушка», «Моя семья», «Как  я  встретил Новый год», и  так  далее,  исходя  из    тематики  лексической  темы.

Педагог  изучает  с  детьми  материал по  теме  недели, затем  детям  дается  задание  подготовить  собственный  проект. Это  может  быть  личный  жизненный  опыт, например, приготовление  своего  любимого  блюда под контролем  родителей,  или описание  экскурсии, путешествия  и  тому  подобное.

После  осуществления  заданной  деятельности, ребенок  совместно  с  родителями оформляет  альбом  или  презентацию  об  этом, и  представляет  свой  проект  на  занятии.

Коррекционная  работа   по   формированию   коммуникативных навыков у    детей  с  ОВЗ  на   занятиях  с  использованием  проектно-исследовательской деятельности   включает   формирование   грамматически   правильной   речи,  развитие   фразовой   речи,  обогащение   словаря   и  проводится  с   учетом   особенностей  конкретного   материала   в   соответствии   с   задачами   каждого   периода   обучения.

Практика  показала, что  благодаря  такому  методу  обучения, повышается  адаптивность  материала  и  прослеживается  положительное  влияние  на  весь  познавательный  процесс в  целом.

Важнейшим результатом  коррекции следует считать тот факт, что навыки овладения детьми разными видами рассказа оказывают  активное положительное влияние на овладение детьми коммуникативными навыками   в  целом,  и  способствуют  формированию  полноценно  развивающийся   личности.



Все статьи автора «svetlana7628702»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: