УДК 376.58

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ПДН И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Кобышева Лариса Илларионовна
Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)»
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме психопрофилактике деликвентного поведения подростков. Проведенное исследование позволяет утверждать, что основными формами делинквентного поведения в подростковом возрасте являются мелкое хулиганство, кражи, грабёж, драки. Значительная доля противоправных действий приходится на возраст от 13 до 15 лет. Основной причиной делинквентного поведения являются неблагополучная семья и её влияние. Основными формами работы педагога-психолога с трудными подростками является информационная работа; взаимодействие со школой; работа с родителями.

Ключевые слова: деликвентное поведение, педагог-психолог, подростковый возраст, психопрофилактика


ANALYSIS OF THE ACTIVITIES OF EDUCATIONAL PSYCHOLOGISTS AND PDN COMPREHENSIVE SCHOOL PREVENTION OF DELINQUENT BEHAVIOR OF ADOLESCENTS

Kobysheva Larisa Illarionovna
Taganrog Institute of AP Chekhov (Branch) FGBOU IN "RGEU (RINH)"
Ph.D., Associate Professor of Social Pedagogy and Psychology

Abstract
This article deals with the problem of psycho-prophylaxis of delinquency behavior among adolescents. The study suggests that the main forms of delinquent behavior during adolescence are disorderly conduct, theft, robbery, fights. A significant share of illegal actions between the ages of 13 to 15 years. The main cause of delinquent behavior is dysfunctional family and its influence. The main forms of educational psychologist working with difficult teenagers is communication; interaction with the school; work with parents.

Keywords: adolescence, delinquency behavior, educational psychologist, psychoprophylaxis


Библиографическая ссылка на статью:
Кобышева Л.И. Анализ деятельности педагогов-психологов ПДН и общеобразовательной школы по профилактике делинквентного поведения подростков // Современная педагогика. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4817 (дата обращения: 16.07.2023).

Изменения, происходящие сегодня в обществе, выдвинули ряд проблем, одной из которых является проблема делинквентного поведения подростков. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост подростковой преступности, прослеживается тенденция к увеличению отклонений в поведении ребенка. Причиной этого является изменение ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля над поведением, чрезмерная занятость родителей, слабая материальная база семьи, эпидемия разводов.

Проблема делинквентного поведения подростков изучалась многими отечественными и зарубежными исследователями, такими как: В.Н. Кудрявцев, Я.И. Гилинский, М.С. Крутер, Ю.А. Клейберг, А.И. Кравченко, В.В. Юстицкий., Ю.М. Антонян и др. Описаны психологические причины, условия, формы проявления делинквентного поведения, основные направления его профилактики. В то же время следует отметить, что на практике профилактика делинквентного поведения сводится зачастую только к проведению профилактических и нравственных бесед с подростками, что весьма ограниченно реализует возможности участия педагога-психолога в предупреждении этого социально опасного явления [1].

Цель нашего исследования: проанализировать стратегии, формы и методы психопрофилактической работы педагога-психолога с подростками, склонными к делинквентному поведению.

Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывает огромное значение. Поведение подростка выступает внешним проявлением сложного процесса становления его характера. Подростковый возраст характеризуется поиском жизненных ориентиров, они склонны к социальному экспериментированию, у них выражена эмоциональная неустойчивость, резкие колебания настроения [2].

Особо пристальный интерес в научных исследованиях уделяется подростковой делинквентности. Рост числа деликтов, совершаемых молодыми людьми в несовершеннолетнем возрасте, увеличение удельного веса тяжких насильственных преступлений в их составе представляют собой угрозу обществу.

В психолого-педагогической литературе существует два ведущих подхода к определению понятия «делинквентность». Сторонники первого подхода предложили назвать делинквентным поведением мелкие правонарушения и поступки, не влекущие за собой уголовной ответственности [2].

Сторонники второго подхода определяют делинквентное поведение как поведение, несущее опасность для жизни, здоровья и благосостояния людей [3].

Делинквентное поведение подростков – почти всегда результат неправильного воспитания. Неправильное воспитание – это недостаточное или чрезмерное. Его характеризуют два основных стиля: тепличной опеки и холодной отверженности.

Участие психолога в превентивной практике, как правило, сводится к трем основным функциям: диагностирование, консультирование, коррекция.

Значимость данной темы для современной школы, в последнее время, попала в поле пристального внимания педагогов, социальных педагогов, психологов-консультантов. Но проблема делинквентности и формы работы с такими подростками в образовательных учреждениях разработаны недостаточно.

Работа с несовершеннолетними детьми, склонных совершать хулиганские проступки, в основном ложиться на плечи психолога, который проводит психологическое исследование данной проблемы.

Исследование проводилось в 2013-2014 гг. Базой для сбора эмпирических материалов явились ДОЦ «Мир» и ДОЦ «Чайка», МОБУ СОШ №16г. Таганрога и ПДН ОМВД Пролетарского района Ростовской области.

В ходе эмпирического исследования нами использовались следующие методы:

1) анкетирование педагогов общеобразовательной школы о фактах, причинах и формах проявления делинквентного поведения у подростков;

2) наблюдение фактов делинквентного поведения подростков;

3) анкетирование учащихся 8-9 классов для выявления социального окружения, семейного воспитания и склонности делинквентному поведению;

4) беседа с родителями подростков, проявляющих склонность к делинквентному поведению;

5) анализ документации и опыта работы педагогов-психологов МОБУ СОШ №16 г. Таганрога и ПДН ОМВД Пролетарского района Ростовской области.

Анкетирование педагогов общеобразовательной школы о фактах, причинах и формах проявления делинквентного поведения у подростков поводилось с целью выявления делинквентных подростков и первичного анализа типичных проявлений противоправного поведения у отдельных учащихся, а также причин и мотивов такого поведения. В ходе анкетирования учителям задавались следующие вопросы:

1. Кто из учащихся руководимого Вами класса совершал, хотя бы однажды, противоправные действия?

2. Какие конкретно противоправные действия совершались учащимися?

3. Каковы, по Вашему мнению, мотивы и причины совершения учениками этих противоправных действий?

4. В каком возрасте был совершён первый опыт противоправного поведения?

5. Какие взаимоотношения со сверстниками у этих детей?

6. Каковы взаимоотношения с другими учителями?

7. Задерживались ли эти дети полицией и состоят ли на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних?

8. Какие приёмы Вы используете в работе с трудными подростками?

9. Считаете ли Вы, что трудного подростка можно изменить?

По результатам опроса 15 классных руководителей МОБУ СОШ №16 мы составляли списки учащихся, проявляющих деликты и склонность к делинквентному поведению, подсчитывали процентные показатели встречаемости этих явлений, выявляли типичные причины и формы проявления делинквентного поведения, их взаимоотношения со сверстниками и учителями и выявили некоторые формы работы с делинквентными учащимися.

Наблюдение фактов делинквентного поведения подростков проводилось нами в 2013-2014 гг. в ДОЦ «Мир» и ДОЦ «Чайка». Фиксировались факты воровства мобильных телефонов, и прочих ценных предметов, издевательства над сверстниками и младшими детьми, вымогательства денег и продуктов питания. В ходе наблюдения мы фиксировали характер деликта, эмоциональную реакцию подростков на факт совершенного деликта и факт его огласки. Данные наблюдения обрабатывались качественно и позволяли дополнить данные опросов педагогов и подростков.

Для изучения подростков и форм делинквентного поведения нами была разработана анкета для учащихся 7-9 классов МОБУ СОШ №16. В анкете представлено 3 блока вопросов, которые в дальнейшем должны были охарактеризовать личность подростка и формы проявления делинквентного поведения:

- первый блок вопросов позволил получить информацию о семье и взаимоотношениях между членами семьи. Подростки отвечали на следующие вопросы: «Кто из членов семьи уделяет Вам больше внимания?», «Какие взаимоотношения преобладают в Вашей семье?».

- второй блок вопросов был направлен на выявление социального окружения, а также на выявление степени удовлетворенности взаимоотношениями в школе, в дружеской компании. Представлены следующие вопросы: «Нравится ли Вам учиться?», «Вступаете ли Вы в конфликт с учителями?», «Что чаще является причиной конфликта?», «С кем Вы предпочитаете проводить свободное время?», «В жизни подростка огромное значение имеет компания друзей. Согласны ли Вы с этим?», «Что связывает Вас с Вашей компанией?».

- третий блок вопросов ставил своей целью изучение направленности, причины и выявление форм делинквентного поведения. Подростки ответили на следующие вопросы: «Как Вы проводите свободное время?», «С кем Вы проводите свободное время?», «Если Вы употребляете спиртные напитки, то каковы мотивы этого?», « Совершали ли Вы какие-либо проступки, правонарушения?».

По результатам анкетирования по каждому из вопросов подсчитывались процентные данные, характеризующие частоту проявления того или иного признака.

Также нами была проведена беседа с родителями учащихся, которые, по отзывам учителей, проявляют склонность к делинквентному поведению. Было опрошено 16 родителей. В ходе беседы обсуждались следующие вопросы:

1. Какие трудности в воспитании Вашего ребёнка имеют место в Вашей семье?

2. Какие особенности поведения ребёнка вызывают у Вас тревогу?

3. Каковы особенности стиля воспитания в Вашей семье?

4. Какие проявления противоправного поведения, и в каком возрасте встречались у Вашего сына (дочери)?

После проведения беседы осуществлялась качественная обработка результатов.

Анализ документации и опыта работы педагогов-психологов осуществлялся нами в МОБУ СОШ № 16 г. Таганрога ив ОМВД отделение ПДН Пролетарского района Ростовской области.

В МОБУ СОШ № 16 г. Таганрога мы изучали следующие документы и материалы:

- план работы педагога-психолога;

- материалы профилактических бесед с родителями;

- памятки учителям по профилактике девиантного и делинквентного поведения подростков.

В отделе по делам несовершеннолетних мы изучали следующие документы:

- анализ преступлений и правонарушений, совершённых несовершеннолетними за период 2007-2011 гг.;

- план работы психолога и сотрудников отделения ПДН.

После изучения документации и материалов МОБУ СОШ №16 г. Таганрога и ОМВД отделения ПДН Пролетарского района Ростовской области мы провели качественную обработку результатов.

Результаты исследования

В анкетировании принимали участие 15 педагогов МОБУ СОШ №16. Было зафиксировано 46 подростков, которые в той или иной степени проявляли противоправное поведение. Из них 12 девочек, 33 мальчика. Важно отметить, что большая часть этих подростков (в основном мальчики) задерживалась полицией – 40%, состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних – 33%. Поэтому данный контингент учащихся можно отнести к подросткам с отклоняющимся поведением.

Также в анкете задавался вопрос: «В каком возрасте был совершён первый опыт противоправного поведения?». 53% педагогов ответили, что в возрасте 13-15 лет, в 10-12 лет – 27%, 8-10 лет – 20%.

У данной категории детей отмечаются грубость по отношению к учителям – 40%, бестактность – 27%, конфликтный характер с одним или несколькими учителями – 6%, ложь – 27%. Другие взаимоотношения состоят со сверстниками, у большинства приятельские – 47%, пренебрежительное отношение – 20%, жестокое обращение со слабыми – 33%. Из данных анкетирования видно, что именно в подростковом возрасте отношения со сверстниками выходят на первый план, по сравнению со школой.

Далее из результатов исследования, мы выявили причины и формы противоправных действий с точки зрения педагогов.

Противоправные действия, которые совершались учащимися:

- мелкое хулиганство (сквернословие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан) – 41%

- воровство – 28%

- вымогательство – 15%

- вандализм – 9%

- нанесение телесных повреждений другому лицу – 7%

Основными причинами противоправных действий являются:

- дефекты семейного воспитания – 47%

- неблагоприятное социальное окружение – 33%

- кризисность подросткового возраста – 13%

- нервно-психические заболевания – 7%

В заключении нами задавался вопрос: «Считаете ли Вы, что трудного подростка можно изменить?». Большинство педагогов ответили, что да, но это потребует много сил и времени – 73%, что очень мало шансов ответили 27%.

Так же педагоги рассказали, какие приёмы они используют в работе с трудными подростками:

- вовлечь в интересную и полезную деятельность – 33%

- индивидуальный подход – 47%

- беседа – 13%

- игры – 7%

Таким образом, проведённое нами исследование позволило сделать следующие выводы: значительная доля противоправных действий приходится на возраст от 13 до 15 лет. Основной причиной делинквентного поведения являются неблагополучная семья и её влияние. Основными проявлениями противоправных действий являются мелкое хулиганство, сквернословие, воровство, вымогательство. Так же у подростков с делинквентным поведением отмечается агрессия и грубость по отношению к учителям. Как известно, в определенные возрастные периоды жизни человека значительную роль играет тот или иной социальный институт. Именно в подростковом возрасте отношения со сверстниками выходят на первый план, по сравнению со школой. Эта тенденция прослеживается в результатах исследования.

Исследование позволило нам выяснить, что большинство педагогов считают, что при индивидуальном подходе к каждому учащемуся с делинквентным поведением, можно исправить негативные тенденции в его поступках.

Нами была проведена беседа с родителями делинквентных подростков. В ходе беседы было выявлено, что большинство семей практически не уделяют должного внимания своим детям, было выявлено, что 76% семей неполные, дети воспитываются одной матерью. Родители говорили, что особенные трудности в поведении ребёнка начались с приходом подросткового возраста в 11-13 лет. Так же родители отмечали, что поведение их детей вызывает тревогу, так как у большинства подростков отмечается немотивированная агрессия, игнорирование требований, грубость, сквернословие, постоянная ложь. 48% родителей сказали, что их ребёнок приходит домой в нетрезвом состоянии и постоянно пропадает на улицах. В основном свободное время проводит вне дома, не выполняет домашние обязанности, курит.

Наблюдая за детьми в детских оздоровительных центрах «Мир» и «Чайка», мы зафиксировали следующие факты делинквентного поведения подростков: воровство мобильных телефонов, различной музыкальной техники, денег и прочих ценных вещей, мелкое хулиганство, издевательство над более слабыми сверстниками и младшими детьми, вымогательство денег и продуктов питания, распитие спиртных напитков на территории лагеря, порча имущества лагеря, вандализм.

В ходе наблюдения мы фиксировали характер деликта и эмоциональную реакцию подростков на факт совершения противоправных действий. В основном деликты совершались группой подростков, они это объясняли тем, что в группе снижается страх наказания, снижается критичность к себе и к происходящему. Отмечалась следующая эмоциональная реакция: агрессия, отрицание совершённого деяния, ослабленное чувство стыда, равнодушное отношение к переживаниям других людей, несдержанность, грубость.

Далее нами было проведено анкетирование учащихся на базе МОБУ СОШ №16, с целью выявления форм делинквентного поведения, мотивов и причин совершения противоправных поступков. В анкетировании принимали участие учащиеся 7-9 классов в количестве 58 человек: 36% – девочки, 64% – мальчики.

Результаты анкетирования были занесены в Диаграмму №1.

Как известно, в определенные возрастные периоды жизни человека значительную роль играет тот или иной социальный институт. Именно в подростковом возрасте отношения со сверстниками выходят на первый план, по сравнению с семьей и школой. Эта тенденция прослеживается в результатах исследования. Самое большое предпочтение подростки отдали общению с друзьями – 55%, семье – 24%, один – 21%.

Далее задавался вопрос о том как подростки проводят свободное время. Большинство подростков просто гуляют – 31%,дети предоставлены сами себе, так же посещают увесилительные заведения(дискотеки) – 28%. Дискотеки, которые посещают подростки, в основном носят форму дискотеки-танцплощадки. Именно эта форма несет в себе ряд негативных моментов, нет четкой цели этого мероприятия. Создаются условия для проявления асоциального поведения(драки, употребление алкоголя, наркотиков). Все это является благоприятной почвой для роста правонарушений и преступлений. Далее, 14% – употребляют алкогольные напитки, 10% – просматривают видио, предпочитают заниматься спортом – 10%, читают художественную литературу – 3%. Печальным остается тот факт, что всего лишь 4% из опрошенных посещают досуговые учреждения.

Немаловажный фактор в развитии ребенка играет семья. Только наличие отца и матери может дать полноценное развитие личности. Именно в семье происходятпервые шаги социализации, первое усвоение норм, правил, социальных ролей. Такна вопрос: «В какой семье ты воспитываешься?» большая часть опрошенных – 67%ответила: в неполной и только 33% имеют отца и мать.

Далее из результатов исследования, мы выявили индивидуальные мотивы совершения противоправных действий:

- повысить авторитет среди сверстников – 36%

- хочется казаться взрослым – 28%

- в состоянии алкогольного опьянения – 21%

- для развлечения, скучно – 15%

Таким образом, мы выяснили что у большинства подростков с отклоняющим поведением обстановка в семьях критическая. Здесь неблагополучные отношения между детьми и родителями. Атмосфера напряженная, антисоциальная, в таких семьях пьют один или оба родителя. Влияние такой семьи пагубно и оно является причиной делинквентного поведения подростков. В результате исследования мы выяснили, что неблагоприятные отношения в семье между родителями и детьми, влекут за собой отклоняющее поведение подростка.

Исходя из результатов исследования, видно, что подросткам свойственны противоправные действия, которые находятся в неблагоприятной компании. По мере взросления у подростка меняется иерархия интересов и потребностей. Особенно важным в этот период становится общество сверстников. У детей и подростков ведущим оказывается групповой мотив, групповая солидарность, групповое поведение – следование образу жизни, действий, нормам поведения группы, подчинение ее моде. В этом случае у подростка, попавшего в группу с девиантной или делинквентной направленностью, повышается вероятность отклоняющегося поведения. Типичная черта подростковых групп – высокая степень конформности. Желание быть «как все» часто приводит к различным девиациям, таким как злоупотребление алкоголем, токсическими веществами, наркотиками, совершают различного рода правонарушения (драки, кражи, грабежи, вымогательства и другие противоправные деяния).

По данным исследования основными противоправными проявлениями считаются драки и воровство. Подростки идут на преступления ради повышения своего авторитета и просто хотят казаться взрослыми.

Далее мы изучили план работы педагога-психолога МОБУ СОШ № 16. Специфика данной школы состоит в том, что она является коррекционной, почти все дети из неблагополучных семей и многие состоят на учете в комисси по делам несовершеннолетних.

Основная цель, которая заложена при составлении плана – это развитие интелектуальных способностей учащихся, так как почти у всех учащихся задержка психического развития. Задачами являются:

1) сформировать у подростка устойчивое произвольное внимание;

2) сформировать операии мышления: анализ, синтез, обобщение, сравнение, выделение существенных признаков, абстрагирование;

3) сформировать у подростка умение понимать переносный смысл.

План педагога-психолога состоит из шести частей: психодиагностическая работа, психотерепевтическая, консультативная, психокоррекционная, просветительская и организационно-методическая работа.

Помимо развития интелектуальных способностей, в плане представлена работа с трудными подростками, которые состоят на внутришкольном учете – тренинговое мероприятие « Программа успеха и здорового образа жизни» (В рамках инновационного проекта «Формирование целостной личности учащегося с девиантным поведением»), целью данного мероприятия является – обучение навыкам здорового образа жизни для формирования целостной личности. Школьный психолог консультирует родителей (законных представителей), обучающихся из проблемных семей.

Также педагог-психолог ведёт работу с подростками, которые совершали различного рода правонарушения.Такие ученики ставятся на внутришкольный учет. На них заводится социально-педагогическая карта сопровождения, в которой фиксируются следующие данные:

1) информация о семье, в которой воспитывается ребенок;

2) описание проблем, возникающих у ребенка со слов родителей, педагогов, психологов;

3) основные черты характера.

За данной категорией детей ведется более пристальное наблюдение.

Перед началом применения профилактических мер воздействия к обучающемуся школьный психолог проводит тщательную психологическую диагностику.

Для выявления психических состояний и свойств личности Е.И. Лебсак применяет:

- методику диагностики уровня школьной тревожности Филипса;

- методику диагностики показателей и форм агрессии А. Баса и А. Дарки;

- методику определения акцентуаций характера К. Леонгарда.

Для выявления особенностей семейного воспитания использует:

- методику Рене Жиля;

- проективную методику «Рисунок семьи».

Для выявления особенностей межличностного взаимодействия в классе используются:

- социометрия;

- методика диагностики предрасположенности к конфликтному поведению К. Томаса.

Для ранней диагностики отклоняющегося поведения в школе разработана карта наблюдений, которая заполняется один раз в четверть классным руководителем и школьным психологом совместно.

В карте представлены следующие критерии наблюдения:

- учебная деятельность;

- взаимоотоношения со сверстниками;

- взаимоотношения со взрослыми;

- проведение свободного времени;

- отношение к труду, профессиональная ориентация;

- поведение и поступки;

Данная карта наблюдений, по мнению Е.И. Лебсак поможет определить сферы и степень неблагополучия ребенка, стать основой для разработки коррекционной программы и определения степени ее эффективности.

Затем мы изучали материалы профилактических лекций для родителей. Целью данных бесед является предупреждение возможных нарушений в семейном воспитании, повышение коммуникативной компетентности во взаимодействии с подростками. Работа с родителями представляла собой 3 лекции, которые проводились на родительских собраниях: «Стили семейного воспитания», «Спорные и конфликтные ситуации с подростками», «Коммуникативная компетентность родителей в общении с подростками»

Классный руководитель Е.И. разработала памятку для учителей при работе с трудными подростками.

Таким образом, основной уклон при обучении и воспитании подростков с противоправным поведением играет гуманное отношение к учащимся и индивидуальный подход. По нашему мнению это наиболее эффективные формы работы с данной категорией подростков.

Далее мы изучали план работы психолога подразделения ПДН Пролетарского района Ростовской области лейтенанта полиции Д.Т.Н.

Подробнеее остановимся на оперативно-профилактическом мероприя тии «Профилактика». Совместно с инспектором ПДН, психолог проводит в школах тематические беседы на знание детьми уголовного и административного законодательства, а так же своих прав и обязанностей. С ребятами младших классов занятия проходили в игровой форме, а со старшеклассниками шёл конкретный разговор о возможных правонарушениях. Так же ребята принимали участие в различных спортивных и познавательных мероприятиях. Такое неформальное общение с представителями органов внутренних дел способствует тому, что подростки обретают доверие к сотрудникам полиции, в лице представителя власти они будут видеть не угрозу, а защитника в случае необходимости не побоятсяобратиться к ним за помощью и советом. На открытых уроках инспекроры рассказали школьникам о том, как не стать жертвой преступления, как не попасть в плохие компании, об административной и уголовной ответственности несовершеннолетних.

Кроме того в ходе акции инспекторы ПДН совместно с психологом выступали в педагогических коллективах. Вместе с учителями сотрудники обсуждали проблемы алкоголизма, наркомании, токсикомании в молодежной среде, а так же возможные пути их решения. Особо важно, что в ходе данной акции были неоднократно затронуты не менее злободневные проблемы – нарушение прав несовершеннолетних, насилие над детьми, а так же равнодушие взрослых.

Далее сотрудники полиции пригласили родителей на общешкольное собрание. Здесь речь шла об ответственности родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по воспитанию детей. Рассказали о причинах постановки ребенка и родителей на учет. На собрании было высказано предложение о создании родительских патрулей, которые будут проверять как дети проводят свободное время. А чтобы досуг подростков был наиболее разнообразней, можно устраивать коллективные праздникидля всех жителей, которые будут проходить под присмотром «родительского патруля».

Так же проводится работа с неблагополучными семьями: выявляют семьи, где родители злоупотребляют алкоголем и отрицательно влияют на своих детей. Далее проводится профилактическая работа с семьёй. Дудник Татьяна Николаевна разработала цикл профилактических бесед: «Права и обязанности семьи», «Бесконтрольность свободного времени – основная причина совершения правонарушений и преступлений». Затем, по необходимости проводится психолого-педагогическое консультирование родителей.

Таким образом, после анализа плана психолога и деятельности инспекторов ПДН, мы выяснили, что работа направлена на все стороны жизни несовершеннолетних. Ведется информационно-просветительская работа, профилактическая, немаловажную роль уделяют и семье несовершеннолетних правонарушителей, так как семья является самым главным институтом воспитания ребенка.


Библиографический список
  1. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Союз», 2002.
  2. Гилинский, Я.И. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения / Я. Гилинский, В. Афанасьев. – СПб., 1993.
  3. Белкин А.С. Внимание – ребенок!: причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. – Свердловск: Изд-во СПИ, 1981. – 170 с.


Все статьи автора «Кобышева Лариса Илларионовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: