Изменения, происходящие сегодня в обществе, выдвинули ряд проблем, одной из которых является проблема делинквентного поведения подростков. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост подростковой преступности, прослеживается тенденция к увеличению отклонений в поведении ребенка. Причиной этого является изменение ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля над поведением, чрезмерная занятость родителей, слабая материальная база семьи, эпидемия разводов.
Проблема делинквентного поведения подростков изучалась многими отечественными и зарубежными исследователями, такими как: В.Н. Кудрявцев, Я.И. Гилинский, М.С. Крутер, Ю.А. Клейберг, А.И. Кравченко, В.В. Юстицкий., Ю.М. Антонян и др. Описаны психологические причины, условия, формы проявления делинквентного поведения, основные направления его профилактики. В то же время следует отметить, что на практике профилактика делинквентного поведения сводится зачастую только к проведению профилактических и нравственных бесед с подростками, что весьма ограниченно реализует возможности участия педагога-психолога в предупреждении этого социально опасного явления [1].
Цель нашего исследования: проанализировать стратегии, формы и методы психопрофилактической работы педагога-психолога с подростками, склонными к делинквентному поведению.
Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывает огромное значение. Поведение подростка выступает внешним проявлением сложного процесса становления его характера. Подростковый возраст характеризуется поиском жизненных ориентиров, они склонны к социальному экспериментированию, у них выражена эмоциональная неустойчивость, резкие колебания настроения [2].
Особо пристальный интерес в научных исследованиях уделяется подростковой делинквентности. Рост числа деликтов, совершаемых молодыми людьми в несовершеннолетнем возрасте, увеличение удельного веса тяжких насильственных преступлений в их составе представляют собой угрозу обществу.
В психолого-педагогической литературе существует два ведущих подхода к определению понятия «делинквентность». Сторонники первого подхода предложили назвать делинквентным поведением мелкие правонарушения и поступки, не влекущие за собой уголовной ответственности [2].
Сторонники второго подхода определяют делинквентное поведение как поведение, несущее опасность для жизни, здоровья и благосостояния людей [3].
Делинквентное поведение подростков – почти всегда результат неправильного воспитания. Неправильное воспитание – это недостаточное или чрезмерное. Его характеризуют два основных стиля: тепличной опеки и холодной отверженности.
Участие психолога в превентивной практике, как правило, сводится к трем основным функциям: диагностирование, консультирование, коррекция.
Значимость данной темы для современной школы, в последнее время, попала в поле пристального внимания педагогов, социальных педагогов, психологов-консультантов. Но проблема делинквентности и формы работы с такими подростками в образовательных учреждениях разработаны недостаточно.
Работа с несовершеннолетними детьми, склонных совершать хулиганские проступки, в основном ложиться на плечи психолога, который проводит психологическое исследование данной проблемы.
Исследование проводилось в 2013-2014 гг. Базой для сбора эмпирических материалов явились ДОЦ «Мир» и ДОЦ «Чайка», МОБУ СОШ №16г. Таганрога и ПДН ОМВД Пролетарского района Ростовской области.
В ходе эмпирического исследования нами использовались следующие методы:
1) анкетирование педагогов общеобразовательной школы о фактах, причинах и формах проявления делинквентного поведения у подростков;
2) наблюдение фактов делинквентного поведения подростков;
3) анкетирование учащихся 8-9 классов для выявления социального окружения, семейного воспитания и склонности делинквентному поведению;
4) беседа с родителями подростков, проявляющих склонность к делинквентному поведению;
5) анализ документации и опыта работы педагогов-психологов МОБУ СОШ №16 г. Таганрога и ПДН ОМВД Пролетарского района Ростовской области.
Анкетирование педагогов общеобразовательной школы о фактах, причинах и формах проявления делинквентного поведения у подростков поводилось с целью выявления делинквентных подростков и первичного анализа типичных проявлений противоправного поведения у отдельных учащихся, а также причин и мотивов такого поведения. В ходе анкетирования учителям задавались следующие вопросы:
1. Кто из учащихся руководимого Вами класса совершал, хотя бы однажды, противоправные действия?
2. Какие конкретно противоправные действия совершались учащимися?
3. Каковы, по Вашему мнению, мотивы и причины совершения учениками этих противоправных действий?
4. В каком возрасте был совершён первый опыт противоправного поведения?
5. Какие взаимоотношения со сверстниками у этих детей?
6. Каковы взаимоотношения с другими учителями?
7. Задерживались ли эти дети полицией и состоят ли на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних?
8. Какие приёмы Вы используете в работе с трудными подростками?
9. Считаете ли Вы, что трудного подростка можно изменить?
По результатам опроса 15 классных руководителей МОБУ СОШ №16 мы составляли списки учащихся, проявляющих деликты и склонность к делинквентному поведению, подсчитывали процентные показатели встречаемости этих явлений, выявляли типичные причины и формы проявления делинквентного поведения, их взаимоотношения со сверстниками и учителями и выявили некоторые формы работы с делинквентными учащимися.
Наблюдение фактов делинквентного поведения подростков проводилось нами в 2013-2014 гг. в ДОЦ «Мир» и ДОЦ «Чайка». Фиксировались факты воровства мобильных телефонов, и прочих ценных предметов, издевательства над сверстниками и младшими детьми, вымогательства денег и продуктов питания. В ходе наблюдения мы фиксировали характер деликта, эмоциональную реакцию подростков на факт совершенного деликта и факт его огласки. Данные наблюдения обрабатывались качественно и позволяли дополнить данные опросов педагогов и подростков.
Для изучения подростков и форм делинквентного поведения нами была разработана анкета для учащихся 7-9 классов МОБУ СОШ №16. В анкете представлено 3 блока вопросов, которые в дальнейшем должны были охарактеризовать личность подростка и формы проявления делинквентного поведения:
- первый блок вопросов позволил получить информацию о семье и взаимоотношениях между членами семьи. Подростки отвечали на следующие вопросы: «Кто из членов семьи уделяет Вам больше внимания?», «Какие взаимоотношения преобладают в Вашей семье?».
- второй блок вопросов был направлен на выявление социального окружения, а также на выявление степени удовлетворенности взаимоотношениями в школе, в дружеской компании. Представлены следующие вопросы: «Нравится ли Вам учиться?», «Вступаете ли Вы в конфликт с учителями?», «Что чаще является причиной конфликта?», «С кем Вы предпочитаете проводить свободное время?», «В жизни подростка огромное значение имеет компания друзей. Согласны ли Вы с этим?», «Что связывает Вас с Вашей компанией?».
- третий блок вопросов ставил своей целью изучение направленности, причины и выявление форм делинквентного поведения. Подростки ответили на следующие вопросы: «Как Вы проводите свободное время?», «С кем Вы проводите свободное время?», «Если Вы употребляете спиртные напитки, то каковы мотивы этого?», « Совершали ли Вы какие-либо проступки, правонарушения?».
По результатам анкетирования по каждому из вопросов подсчитывались процентные данные, характеризующие частоту проявления того или иного признака.
Также нами была проведена беседа с родителями учащихся, которые, по отзывам учителей, проявляют склонность к делинквентному поведению. Было опрошено 16 родителей. В ходе беседы обсуждались следующие вопросы:
1. Какие трудности в воспитании Вашего ребёнка имеют место в Вашей семье?
2. Какие особенности поведения ребёнка вызывают у Вас тревогу?
3. Каковы особенности стиля воспитания в Вашей семье?
4. Какие проявления противоправного поведения, и в каком возрасте встречались у Вашего сына (дочери)?
После проведения беседы осуществлялась качественная обработка результатов.
Анализ документации и опыта работы педагогов-психологов осуществлялся нами в МОБУ СОШ № 16 г. Таганрога ив ОМВД отделение ПДН Пролетарского района Ростовской области.
В МОБУ СОШ № 16 г. Таганрога мы изучали следующие документы и материалы:
- план работы педагога-психолога;
- материалы профилактических бесед с родителями;
- памятки учителям по профилактике девиантного и делинквентного поведения подростков.
В отделе по делам несовершеннолетних мы изучали следующие документы:
- анализ преступлений и правонарушений, совершённых несовершеннолетними за период 2007-2011 гг.;
- план работы психолога и сотрудников отделения ПДН.
После изучения документации и материалов МОБУ СОШ №16 г. Таганрога и ОМВД отделения ПДН Пролетарского района Ростовской области мы провели качественную обработку результатов.
Результаты исследования
В анкетировании принимали участие 15 педагогов МОБУ СОШ №16. Было зафиксировано 46 подростков, которые в той или иной степени проявляли противоправное поведение. Из них 12 девочек, 33 мальчика. Важно отметить, что большая часть этих подростков (в основном мальчики) задерживалась полицией – 40%, состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних – 33%. Поэтому данный контингент учащихся можно отнести к подросткам с отклоняющимся поведением.
Также в анкете задавался вопрос: «В каком возрасте был совершён первый опыт противоправного поведения?». 53% педагогов ответили, что в возрасте 13-15 лет, в 10-12 лет – 27%, 8-10 лет – 20%.
У данной категории детей отмечаются грубость по отношению к учителям – 40%, бестактность – 27%, конфликтный характер с одним или несколькими учителями – 6%, ложь – 27%. Другие взаимоотношения состоят со сверстниками, у большинства приятельские – 47%, пренебрежительное отношение – 20%, жестокое обращение со слабыми – 33%. Из данных анкетирования видно, что именно в подростковом возрасте отношения со сверстниками выходят на первый план, по сравнению со школой.
Далее из результатов исследования, мы выявили причины и формы противоправных действий с точки зрения педагогов.
Противоправные действия, которые совершались учащимися:
- мелкое хулиганство (сквернословие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан) – 41%
- воровство – 28%
- вымогательство – 15%
- вандализм – 9%
- нанесение телесных повреждений другому лицу – 7%
Основными причинами противоправных действий являются:
- дефекты семейного воспитания – 47%
- неблагоприятное социальное окружение – 33%
- кризисность подросткового возраста – 13%
- нервно-психические заболевания – 7%
В заключении нами задавался вопрос: «Считаете ли Вы, что трудного подростка можно изменить?». Большинство педагогов ответили, что да, но это потребует много сил и времени – 73%, что очень мало шансов ответили 27%.
Так же педагоги рассказали, какие приёмы они используют в работе с трудными подростками:
- вовлечь в интересную и полезную деятельность – 33%
- индивидуальный подход – 47%
- беседа – 13%
- игры – 7%
Таким образом, проведённое нами исследование позволило сделать следующие выводы: значительная доля противоправных действий приходится на возраст от 13 до 15 лет. Основной причиной делинквентного поведения являются неблагополучная семья и её влияние. Основными проявлениями противоправных действий являются мелкое хулиганство, сквернословие, воровство, вымогательство. Так же у подростков с делинквентным поведением отмечается агрессия и грубость по отношению к учителям. Как известно, в определенные возрастные периоды жизни человека значительную роль играет тот или иной социальный институт. Именно в подростковом возрасте отношения со сверстниками выходят на первый план, по сравнению со школой. Эта тенденция прослеживается в результатах исследования.
Исследование позволило нам выяснить, что большинство педагогов считают, что при индивидуальном подходе к каждому учащемуся с делинквентным поведением, можно исправить негативные тенденции в его поступках.
Нами была проведена беседа с родителями делинквентных подростков. В ходе беседы было выявлено, что большинство семей практически не уделяют должного внимания своим детям, было выявлено, что 76% семей неполные, дети воспитываются одной матерью. Родители говорили, что особенные трудности в поведении ребёнка начались с приходом подросткового возраста в 11-13 лет. Так же родители отмечали, что поведение их детей вызывает тревогу, так как у большинства подростков отмечается немотивированная агрессия, игнорирование требований, грубость, сквернословие, постоянная ложь. 48% родителей сказали, что их ребёнок приходит домой в нетрезвом состоянии и постоянно пропадает на улицах. В основном свободное время проводит вне дома, не выполняет домашние обязанности, курит.
Наблюдая за детьми в детских оздоровительных центрах «Мир» и «Чайка», мы зафиксировали следующие факты делинквентного поведения подростков: воровство мобильных телефонов, различной музыкальной техники, денег и прочих ценных вещей, мелкое хулиганство, издевательство над более слабыми сверстниками и младшими детьми, вымогательство денег и продуктов питания, распитие спиртных напитков на территории лагеря, порча имущества лагеря, вандализм.
В ходе наблюдения мы фиксировали характер деликта и эмоциональную реакцию подростков на факт совершения противоправных действий. В основном деликты совершались группой подростков, они это объясняли тем, что в группе снижается страх наказания, снижается критичность к себе и к происходящему. Отмечалась следующая эмоциональная реакция: агрессия, отрицание совершённого деяния, ослабленное чувство стыда, равнодушное отношение к переживаниям других людей, несдержанность, грубость.
Далее нами было проведено анкетирование учащихся на базе МОБУ СОШ №16, с целью выявления форм делинквентного поведения, мотивов и причин совершения противоправных поступков. В анкетировании принимали участие учащиеся 7-9 классов в количестве 58 человек: 36% – девочки, 64% – мальчики.
Результаты анкетирования были занесены в Диаграмму №1.
Как известно, в определенные возрастные периоды жизни человека значительную роль играет тот или иной социальный институт. Именно в подростковом возрасте отношения со сверстниками выходят на первый план, по сравнению с семьей и школой. Эта тенденция прослеживается в результатах исследования. Самое большое предпочтение подростки отдали общению с друзьями – 55%, семье – 24%, один – 21%.
Далее задавался вопрос о том как подростки проводят свободное время. Большинство подростков просто гуляют – 31%,дети предоставлены сами себе, так же посещают увесилительные заведения(дискотеки) – 28%. Дискотеки, которые посещают подростки, в основном носят форму дискотеки-танцплощадки. Именно эта форма несет в себе ряд негативных моментов, нет четкой цели этого мероприятия. Создаются условия для проявления асоциального поведения(драки, употребление алкоголя, наркотиков). Все это является благоприятной почвой для роста правонарушений и преступлений. Далее, 14% – употребляют алкогольные напитки, 10% – просматривают видио, предпочитают заниматься спортом – 10%, читают художественную литературу – 3%. Печальным остается тот факт, что всего лишь 4% из опрошенных посещают досуговые учреждения.
Немаловажный фактор в развитии ребенка играет семья. Только наличие отца и матери может дать полноценное развитие личности. Именно в семье происходятпервые шаги социализации, первое усвоение норм, правил, социальных ролей. Такна вопрос: «В какой семье ты воспитываешься?» большая часть опрошенных – 67%ответила: в неполной и только 33% имеют отца и мать.
Далее из результатов исследования, мы выявили индивидуальные мотивы совершения противоправных действий:
- повысить авторитет среди сверстников – 36%
- хочется казаться взрослым – 28%
- в состоянии алкогольного опьянения – 21%
- для развлечения, скучно – 15%
Таким образом, мы выяснили что у большинства подростков с отклоняющим поведением обстановка в семьях критическая. Здесь неблагополучные отношения между детьми и родителями. Атмосфера напряженная, антисоциальная, в таких семьях пьют один или оба родителя. Влияние такой семьи пагубно и оно является причиной делинквентного поведения подростков. В результате исследования мы выяснили, что неблагоприятные отношения в семье между родителями и детьми, влекут за собой отклоняющее поведение подростка.
Исходя из результатов исследования, видно, что подросткам свойственны противоправные действия, которые находятся в неблагоприятной компании. По мере взросления у подростка меняется иерархия интересов и потребностей. Особенно важным в этот период становится общество сверстников. У детей и подростков ведущим оказывается групповой мотив, групповая солидарность, групповое поведение – следование образу жизни, действий, нормам поведения группы, подчинение ее моде. В этом случае у подростка, попавшего в группу с девиантной или делинквентной направленностью, повышается вероятность отклоняющегося поведения. Типичная черта подростковых групп – высокая степень конформности. Желание быть «как все» часто приводит к различным девиациям, таким как злоупотребление алкоголем, токсическими веществами, наркотиками, совершают различного рода правонарушения (драки, кражи, грабежи, вымогательства и другие противоправные деяния).
По данным исследования основными противоправными проявлениями считаются драки и воровство. Подростки идут на преступления ради повышения своего авторитета и просто хотят казаться взрослыми.
Далее мы изучили план работы педагога-психолога МОБУ СОШ № 16. Специфика данной школы состоит в том, что она является коррекционной, почти все дети из неблагополучных семей и многие состоят на учете в комисси по делам несовершеннолетних.
Основная цель, которая заложена при составлении плана – это развитие интелектуальных способностей учащихся, так как почти у всех учащихся задержка психического развития. Задачами являются:
1) сформировать у подростка устойчивое произвольное внимание;
2) сформировать операии мышления: анализ, синтез, обобщение, сравнение, выделение существенных признаков, абстрагирование;
3) сформировать у подростка умение понимать переносный смысл.
План педагога-психолога состоит из шести частей: психодиагностическая работа, психотерепевтическая, консультативная, психокоррекционная, просветительская и организационно-методическая работа.
Помимо развития интелектуальных способностей, в плане представлена работа с трудными подростками, которые состоят на внутришкольном учете – тренинговое мероприятие « Программа успеха и здорового образа жизни» (В рамках инновационного проекта «Формирование целостной личности учащегося с девиантным поведением»), целью данного мероприятия является – обучение навыкам здорового образа жизни для формирования целостной личности. Школьный психолог консультирует родителей (законных представителей), обучающихся из проблемных семей.
Также педагог-психолог ведёт работу с подростками, которые совершали различного рода правонарушения.Такие ученики ставятся на внутришкольный учет. На них заводится социально-педагогическая карта сопровождения, в которой фиксируются следующие данные:
1) информация о семье, в которой воспитывается ребенок;
2) описание проблем, возникающих у ребенка со слов родителей, педагогов, психологов;
3) основные черты характера.
За данной категорией детей ведется более пристальное наблюдение.
Перед началом применения профилактических мер воздействия к обучающемуся школьный психолог проводит тщательную психологическую диагностику.
Для выявления психических состояний и свойств личности Е.И. Лебсак применяет:
- методику диагностики уровня школьной тревожности Филипса;
- методику диагностики показателей и форм агрессии А. Баса и А. Дарки;
- методику определения акцентуаций характера К. Леонгарда.
Для выявления особенностей семейного воспитания использует:
- методику Рене Жиля;
- проективную методику «Рисунок семьи».
Для выявления особенностей межличностного взаимодействия в классе используются:
- социометрия;
- методика диагностики предрасположенности к конфликтному поведению К. Томаса.
Для ранней диагностики отклоняющегося поведения в школе разработана карта наблюдений, которая заполняется один раз в четверть классным руководителем и школьным психологом совместно.
В карте представлены следующие критерии наблюдения:
- учебная деятельность;
- взаимоотоношения со сверстниками;
- взаимоотношения со взрослыми;
- проведение свободного времени;
- отношение к труду, профессиональная ориентация;
- поведение и поступки;
Данная карта наблюдений, по мнению Е.И. Лебсак поможет определить сферы и степень неблагополучия ребенка, стать основой для разработки коррекционной программы и определения степени ее эффективности.
Затем мы изучали материалы профилактических лекций для родителей. Целью данных бесед является предупреждение возможных нарушений в семейном воспитании, повышение коммуникативной компетентности во взаимодействии с подростками. Работа с родителями представляла собой 3 лекции, которые проводились на родительских собраниях: «Стили семейного воспитания», «Спорные и конфликтные ситуации с подростками», «Коммуникативная компетентность родителей в общении с подростками»
Классный руководитель Е.И. разработала памятку для учителей при работе с трудными подростками.
Таким образом, основной уклон при обучении и воспитании подростков с противоправным поведением играет гуманное отношение к учащимся и индивидуальный подход. По нашему мнению это наиболее эффективные формы работы с данной категорией подростков.
Далее мы изучали план работы психолога подразделения ПДН Пролетарского района Ростовской области лейтенанта полиции Д.Т.Н.
Подробнеее остановимся на оперативно-профилактическом мероприя тии «Профилактика». Совместно с инспектором ПДН, психолог проводит в школах тематические беседы на знание детьми уголовного и административного законодательства, а так же своих прав и обязанностей. С ребятами младших классов занятия проходили в игровой форме, а со старшеклассниками шёл конкретный разговор о возможных правонарушениях. Так же ребята принимали участие в различных спортивных и познавательных мероприятиях. Такое неформальное общение с представителями органов внутренних дел способствует тому, что подростки обретают доверие к сотрудникам полиции, в лице представителя власти они будут видеть не угрозу, а защитника в случае необходимости не побоятсяобратиться к ним за помощью и советом. На открытых уроках инспекроры рассказали школьникам о том, как не стать жертвой преступления, как не попасть в плохие компании, об административной и уголовной ответственности несовершеннолетних.
Кроме того в ходе акции инспекторы ПДН совместно с психологом выступали в педагогических коллективах. Вместе с учителями сотрудники обсуждали проблемы алкоголизма, наркомании, токсикомании в молодежной среде, а так же возможные пути их решения. Особо важно, что в ходе данной акции были неоднократно затронуты не менее злободневные проблемы – нарушение прав несовершеннолетних, насилие над детьми, а так же равнодушие взрослых.
Далее сотрудники полиции пригласили родителей на общешкольное собрание. Здесь речь шла об ответственности родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по воспитанию детей. Рассказали о причинах постановки ребенка и родителей на учет. На собрании было высказано предложение о создании родительских патрулей, которые будут проверять как дети проводят свободное время. А чтобы досуг подростков был наиболее разнообразней, можно устраивать коллективные праздникидля всех жителей, которые будут проходить под присмотром «родительского патруля».
Так же проводится работа с неблагополучными семьями: выявляют семьи, где родители злоупотребляют алкоголем и отрицательно влияют на своих детей. Далее проводится профилактическая работа с семьёй. Дудник Татьяна Николаевна разработала цикл профилактических бесед: «Права и обязанности семьи», «Бесконтрольность свободного времени – основная причина совершения правонарушений и преступлений». Затем, по необходимости проводится психолого-педагогическое консультирование родителей.
Таким образом, после анализа плана психолога и деятельности инспекторов ПДН, мы выяснили, что работа направлена на все стороны жизни несовершеннолетних. Ведется информационно-просветительская работа, профилактическая, немаловажную роль уделяют и семье несовершеннолетних правонарушителей, так как семья является самым главным институтом воспитания ребенка.
Библиографический список
- Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Союз», 2002.
- Гилинский, Я.И. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения / Я. Гилинский, В. Афанасьев. – СПб., 1993.
- Белкин А.С. Внимание – ребенок!: причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. – Свердловск: Изд-во СПИ, 1981. – 170 с.