УДК 371

РЕФЛЕКСИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Козлов Павел Геннадьевич1, Кабанова Ирина Владимировна2, Стоюшко Наталья Юрьевна3
1Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), преподаватель
2МБОУ средняя общеобразовательная школа № 7, г. Артем, заместитель директора школы
3Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), филиал в г. Большой Камень, к.э.н., доцент, доцент базовой кафедры Морских технологий и энергетики

Аннотация
В этой статье раскрывается сущность рефлексивной компетентности педагога, ее основные понятие и способы формирования. Проведенное исследование поможет становлению начинающего педагога, развитию профессиональных навыков и личностному росту участников образовательного процесса.

Ключевые слова: компетентность, образовательный процесс, обучение, опыт, педагог, профессионализм, развитие, рефлексивный, учащиеся


THE REFLEXIVE COMPETENCE MODERN TEACHER AS A FACTOR INFLUENCING THE QUALITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Kozlov Pavel Gennadievich1, Kabanova Irina Vladimirovna2, Stoyushko Natalia Yuryevna3
1Far Eastern Federal University (FEFU), Vladivostok, teacher
2MBOU secondary school No. 7, city of Artiom, Deputy Director of the school
3Far Eastern Federal University (FEFU), branch in the city of Bolshoi Kamen, candidate of economic sciences, docent, Associate Professor of the Department of Marine base technologies and energy

Abstract
This article reveals the essence of the reflexive competence of the teacher, its basic concept and methods of formation. The study will help the formation of beginning teachers, skills development and personal growth of participants in the educational process.

Keywords: competence, educational process, experience, professionalism, reflexive, students, teacher development, training


Библиографическая ссылка на статью:
Козлов П.Г., Кабанова И.В., Стоюшко Н.Ю. Рефлексивная компетентность современного педагога как фактор, влияющий на качество образовательного процесса // Современная педагогика. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/01/5351 (дата обращения: 10.09.2024).

Педагогическая рефлексия – вид педагогической деятельности, в структуре которой педагог самостоятельно определяет результативность и качество полученных и предстоящих результатов профессионально-педагогической деятельности в модели выявления и решения внутриличностных противоречий, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью и общением педагога [1].

В «Психологическом словаре» (под редакцией В.В. Давыдова и др.) дается следующее определение понятия: «Рефлексия – осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнерами по общению» [2, с. 320].

Цель педагогической рефлексии: оптимизация условий развития, саморазвития и продуктивной самореализации личности педагога в объективной оценке и самоанализе продуктов и ресурсов профессионально-педагогической деятельности и системы профессионально-трудовых отношений [1].

Педагогическая рефлексия это необходимое условие повышения профессионализма, педагогического мастерства она отображает внутренний мир и состояние развития педагога и учащихся. Таким образом, она проявляется в возможности  учителя анализировать и оценивать свою деятельность, видя результаты деятельности своих учеников. Это побуждает его поддерживать высокий уровень эффективности профессионально важных сторон собственной личности и деятельности.

Характеристика функций педагогической рефлексии в образовательном процессе приведена в таблице 1.

Современному педагогу для того, чтобы быть успешным, необходимо перенимать опыт своих коллег из других образовательных учреждений, а также предлагать на рассмотрение свои научные идеи и разработки. Психолого-педагогические навыки, полученные преподавателями во время обучения в университете должны позволить им заниматься работой, непосредственно связанной с образовательным процессом, достичь вершин профессионализма и подняться по карьерной лестнице.
Преподаватели, в своей работе с учащимися, должны передать им опыт своей деятельности, внушить им уверенность в собственных силах, научить правильной организации взаимодействия и коммуникации.

Обращение к специфическим особенностям образовательного процесса по С.Л. Рубинштейну, в аспекте рассматриваемой в работе категории “рефлексивная компетентность педагога”, обнаруживает взаимосвязь. Специфика образовательного процесса, по С.Л. Рубинштейну, заключается в реципрокности (взаимодополняемости, взаимоосуществляемости) двух явлений: развитие ученика предполагает постоянное саморазвитие педагога, которое есть условие развития ученика. Следует полагать, что наличие и дальнейшее развитие аналитической позиции (по отношению к самому себе) педагога, как показателя педагогической рефлексии, выступает индикатором важной для педагога компетенции – способность к самообразованию и саморазвитию. Эти компоненты в свете преобразований (реформ) в образовательной системе являются доминирующими для представителей  сферы образования, способствующие созданию новой культуры и качества образования [3, с. 187].

Необходимо найти возможность включить в процесс обучения такие виды занятий и методы их проведения, которые бы способствовали формированию у наших учителей рефлексивной компетенции. Важно гармонично вписать предлагаемую компетенцию в процесс формирования других компетенций, которыми по праву должен обладать современный педагог.

Профессиональная компетентность – многогранная категория, рассматриваемая в исследованиях Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, С.В. Кондратьевой, Л.М. Митиной и др., является проблемой субъективных свойств педагога и определяет, в конечном счете, продуктивность педагогической деятельности.

Обращают на себя внимание группы педагогических способностей (по Н.В. Кузьминой), объединяющие пять профессионально значимых качеств личности педагога:

1)                 проектировочно-гностические способности, включающие педагогическое целеполагание и педагогическое мышление;

2)                 рефлексивно-перцептивные способности, включающие педагогическую рефлексию, педагогический такт и педагогическую направленность.

Для развития рефлексивной компетенции необходимо проводить самокоррекцию и самоконтроль педагогической деятельности, повышать уровень психологических знаний. Учитель (педагог) должен видеть в себе причины, мешающие ему устранять пробелы в воспитании и обучении учащихся, осознавать недостатки в развитии личной компетентности. Яковчук Т.Г. предлагает развивать рефлексирующее взаимодействие педагога и учащегося путем сотворческой деятельности (сотворчество – взаимный творческий процесс, когда учитель вместе с учащимися создаёт творческие задачи и дает возможность ученикам самостоятельно их решить) [4].

Основными показателями профессионализма преподавателя являются уровень интереса к нему со стороны учащихся, ясность излагаемого материала, убедительность изложения, степень осмысления актуальности знания, научность и новизна материала, творческий характер преподавания предмета.

Педагог должен совершенствовать педагогическую технику и мастерство в едином образовательном пространстве школы (образовательной организации). Высоким уровнем рефлексии обладают не все опытные преподаватели, а начинающие – не всегда владеют самим понятием профессиональной рефлексии, ее значимости, и месте в педагогической деятельности. При высоком уровне развитости рефлексии самооценка учителя совпадает с мнением о нем других участников образовательного процесса.

В статье Яковчук Т.Г. проанализирован и переосмыслен личный опыт педагога в проведении рефлексивной практики каждого урока, каждого события в жизни. Она считает,  что каковы мысли учителя, каково информационное пространство, в котором он живет, таково состояние его организма, его образ жизни [4]. Рефлексивный, думающий педагог ориентируется не только на программные требования, подбирая материал к уроку, но оценивает его содержание как бы глазами своего ученика, предвосхищая его отношение к преподаваемому содержанию, предугадывая трудности его усвоения, возможные неудачи и ошибки в учении.

По мнению Красильниковой В.Г. «…благоприятной индивидуально-личностной основой, способствующей развитию профессиональной рефлексии учителя является позиция субъективной личностной ответственности, которую он принимает на себя в своей педагогической деятельности. Такая позиция находит выражение в потребности и способности учителя принимать решения, ориентируясь на собственную шкалу ценностей…» [5].

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к профессиональной компетентности учителя, он должен обладать определенным типом мышления, иметь знания, умения и навыки, позволяющие ему осуществлять анализ результатов педагогической деятельности, рефлексию самого процесса педагогической деятельности и своего места в ней.

В работе Хутыз З.М. указаны наиболее часто применяемые методические средства развития рефлексивных способностей учителей:

- опорные программы для ведения наблюдения за своими действиями (или действиями своих коллег) в профессионально-значимых ситуациях с последующим анализом полученных результатов;

- ведение дневниковых записей, фиксирующих события профессиональной жизни, становящиеся предметом дальнейшего анализа и осмысления;

- видеозапись проведения учителем урока с последующим его анализом (или самоанализом) и обсуждением;

- кейс-метод (от английского case – случай, ситуация, дело), один из популярных активных методов обучения, представляющий собой деловую игру в миниатюре. Этот метод основан, как правило, на реальном событии из профессиональной жизни и предполагает активный поиск обучающимися решения предлагаемой проблемы с последующим обсуждением процесса и результата совместных действий всех участников [6].

Необходимо формировать такую компетенцию, которая позволила бы учителю овладеть знаниями, умениями и навыками для более глубокого объяснения педагогических фактов и явлений, установления причинно-следственных связей между ними, проникновения в глубину педагогических явлений. Что в комплексе с разнообразными формами, приемами и методами проведения урока, должно сыграть свою положительную роль в повышении качества образования. Каждый, применяемый учебный или научный материал, должен соответствовать педагогической действительности, теоретически осмыслен в ее собственном предмете и понятиях. Методологическое наполнение необходимо представить таким образом, чтобы в нем проступила связь его компонентов и научное обоснование.

Для достижения этой цели применяются следующие методы: наблюдение за образовательным процессом; тестирование и анкетирование учащихся и преподавателей; сравнение, анализ и обобщение полученных данных. Проведенные теоретические исследования и практические методики подтверждают правильность выбранной концепции компетентностного подхода к процессу профессионального образования будущего. Главное условие развития рефлексивной компетенции – способность педагога наблюдать и анализировать собственное поведение и понимать последствия  этого поведения. В этом случае он сможет адекватно оценивать растущие требования к нему со стороны обучающихся, предупреждать возникновение психологического барьера, осуществлять коррекцию своего поведения и деятельности [7 c. 250 ].

Таблица 1. Функции педагогической рефлексии в образовательном процессе

Функции

Показатели педагогической рефлексии

Механизмы

Способы действий

Организаторская

 

Организация эффективного взаимодействия Формировать потребность развития и оценки качества профессионально-педагогических отношений.
Коммуникативная

 

Выполнение условий продуктивного общения участников образовательного процесса Воспитывать педагогический характера и волю. Прививать культуру сотрудничества и сотворчества в профессионально-педагогических отношениях.
Смыслотворчес-кая

 

Формирование осмысленности деятельности и взаимодействия. Детализировать возможности развития личности и иллюстрации качеств организуемой профессионально-педагогической деятельности.
Мотивационная

 

Определение направленности совместной деятельности участников образовательного процесса на результат. Развивать мотивацию, потребности, морально-этические качества, ценности и компетенции в модели поиска оптимальных возможностей саморазвития и самореализации.
Коррекционная

 

Побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности. Корректировать потребности и оптимизировать внутриличностные ресурсы профессионального становления педагога.

Библиографический список
  1. Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. – 2015. – № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
  2. Психологический словарь/ Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Зинченко и др. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Изд-во “Питер”, 2000.  – 685 с.
  4. Яковчук Т.Г. Педагогическая рефлексия: учитель о профессиональном росте // Психология, социология и педагогика. – 2013. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/04/2041
  5. Красильникова В.Г. Педагогическая рефлексия и локус контроля в структуре профессионально значимых качеств личности учителя// Психология и педагогика: Методика и проблемы практического применения. – 2013. – № 30. – С. 56-60
  6. Хутыз З.М. Педагогическая рефлексия в деятельности педагога// SCIENCE TIME. – 2015. – № 3(15). – С. 560-564
  7. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник. – М.: Логос, 2001. – 384 с.


Все статьи автора «pioneruvc2013»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: