Саморазвитие как категория современной педагогики будет рассмотрена в нашей работе в структуре использования разработанного программно-педагогического обеспечения изучения основ профессионально-педагогического знания [1-27], в моделях которого были определены работы по теории и практике исследования и уточнения категории «саморазвитие» [28-59].
Определим понятие «саморазвитие» в конструктах педагогики физической культуры и спорта.
Саморазвитие обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения акмеологического подхода – процесс формирования потребностей и смыслов, мотивов и целеполагания в высших достижениях в спорте, определяемых и уточняемых в соответствии с учетом возрастосообразности и специфики нормального распределения способностей и здоровья, системно визуализирующих оптимальные возможности самоутверждения личности в спорте и через спорт, гибко переопределяющих условия и практику уточнения моделей социализации и самореализации личности в современном образовании, спорте, науке с оптимальной защитой перехода из одного направления в другое.
Саморазвитие обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения аксиологического подхода – процесс формирования смыслов и ценностей высоких достижений в спорте, определяемых самостоятельно, ситуативно и персонифицировано в решении задач «хочу – могу – надо – есть», визуально и продуктивно раскрываемых в продуктах и достижениях в спорте как направлении самореализации и социализации личности.
Саморазвитие обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения герменевтического подхода – процесс уточнения модели акметраектории достижений в спорте через возможность включения личности в систему непрерывного образования, гарантирующего личности своевременность перехода из одной плоскости социализации и самореализации в другую, определяющуюся в конструктах решения противоречий «хочу – могу – надо – есть», системно модифицирующих сознание и возможности личности в принятии приоритетов социального пространства и выбора социальным пространством наиболее конструктивных решений в описываемом явлении и процессе.
Саморазвитие обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения гносеологического подхода – процесс решения и оптимизации решений обучающегося в конструктах идей максимально допустимых достижений в выделенной плоскости физической культуры и спорта, предопределяющих востребованность и конкурентоспособность спортсмена на рынке услуг и продуктов антропосреды.
Саморазвитие обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения гуманистического подхода – процесс решения задач «хочу – могу – надо – есть» в иерархии возможных и допустимых конструктов педагогики физической культуры и спорта, предопределяющих формирование спортивного мастерства и уровня достижений личности в конкретных условиях и ресурсах самоутверждения и самореализации обучающегося, включенного в систему занятий спортом.
Саморазвитие обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения диалектического подхода – процесс развития личности в модели занятий спортом как одним из направлений самореализации, гарантирующих учет и своеобразие возможностей выделенного направления деятельности в достижении высоких результатов, определяемых в системе идей и законов диалектики и, как следствие, синергетики.
Саморазвитие обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения диалогического подхода – процесс верификации качества выбора цели высоких достижений в выбранном виде спорта, определяющем перспективы построения коммуникативных связей и форм сотрудничества, гибко модифицирующих возможности самоутверждения и самореализации личности в конструктах и моделях современной деятельности и общения.
Саморазвитие обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения здоровьесберегающего подхода – процесс самостоятельного, персонифицированного формирования смыслов и ценностей здоровьесбережения в иерархии выбора условий и возможностей получения высоких достижений в выбранном виде спорта.
Саморазвитие обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения информационного подхода – процесс формирования информационного поля и культуросообразных мотивов, целей, смыслов, условий и возможностей продуктивного становления спортсмена в выбранном виде спорта, определяющем возможности продуктивных отношений и способов самоутверждения условием и продуктом описываемого процесса.
Саморазвитие обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения исторического подхода – процесс исторически обусловленного выбора модели высоких достижений спортсмена в конструктах и возможностях учебно-тренировочных занятий, фасилитирующих и верифицирующих продуктивность достижений и персонифицированность уровня сложности и трудности выполняемых упражнений и способов решения определяемых в спорте задач.
Саморазвитие обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения культурологического подхода – процесс формирования смыслов и условий проектирования высоких достижений в выбранном виде спорта как ресурсе становления и самоутверждения личности в ситуативном и персонифицированном решении задач продуктивного самовыражения личности через спорт.
Саморазвитие обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения мультисредового подхода – процесс мультикультурного обогащения личности и пространства в конструктах противоречий «хочу – могу – надо – есть», располагающих к оптимизации функций, условий и возможностей описываемого процесса, опосредованного многомерными условиями и идеями, моделями и возможностями, объектами и продуктами спорта как одного из направлений социализации и самореализации личности.
Саморазвитие обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения поликультурного подхода – процесс многогранного и полидетерминантного определения условий и возможностей решения противоречий «хочу – могу – надо – есть», определяемых в различных конструктах культур как высших формах развития общества и личности, системность выбора возможностей суперпозиции культур определяется персонифицировано и ситуативно в системах микро-, мезо-, макро- и комбимасштабов детерминации и оптимизации.
Саморазвитие обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения синергетического подхода – процесс самоорганизации системы выбора противоречий «хочу – могу – надо – есть», детализация и уточнение которых осуществляется в персонифицированной и ситуативной модели определения высших достижений в спорте как необходимости самосохранения антропосреды и личности самоутверждающегося спортсмена.
Саморазвитие обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения системного подхода – процесс формирования предпочтений выбора личности обучающегося, занимающегося спортом, в высших формах решения задач самоутверждения личности через спорт, предопределяющий качество определяемых и реализуемых условий самостоятельного поиска и продуктивности решения задач «хочу – могу – надо – есть», системно визуализирующих особенности и возможности личности и общества находить оптимальные решения.
Саморазвитие обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения стилистического подхода – процесс верификации качества определения и самостоятельного решения задач «хочу – могу – надо – есть», предопределяющий выбор направления и способа решений, конструктивность и продуктивность которых в спорте как одном из направлений социализации и самореализации личности объективна и своевременна.
Саморазвитие обучающегося, занимающегося спортом, с точки зрения тезаурусного подхода – процесс формирования целостной личности спортсмена в конструктах и идеях тезаурусного обогащения личности, определяющей для повышения качества задач развития все составные конструкта «хочу – могу – надо – есть», реализующего полномерный поиск оптимального и максимального, рационального и креативного в детерминируемой практике самоутверждения и самореализации личности.
Выделенные определения построены в соответствии с практико визуализируемыми условиями качественного изучения основ профессионально-педагогической деятельности в модели возможностей и специфических приоритетов педагогики развития и педагогически физической культуры и спорта.
Библиографический список
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С. 63-67.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ. 2015.№4-2.С.91-95.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 1. Введение в педагогическую деятельность. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 52 с.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 1. Введение в педагогическую деятельность. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 80 с.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 2. Общие основы педагогики. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 40 с.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 2. Общие основы педагогики. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 76 с.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 3. Теория воспитания. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 32 с.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 3. Теория воспитания. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 72 с.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 4. Теория обучения. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 40 с.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 4. Теория обучения. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 68 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-31-4 ч.4.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.5. Социальная педагогика. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 48 с.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.5. Социальная педагогика. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 72 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-32-1 ч.5.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.6. Педагогика физической культуры и спорта. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 56 с.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.6. Педагогика физической культуры и спорта. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 76 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с.
- Базарный К.Г., Седова К.С., Зубанов В.П. Специфика детерминации основ социализации, саморазвития и самореализации в структуре изучения возможностей педагогики спорта // Современная педагогика. 2015. № 3 (28). С.55-62.
- Барков Г.В., Шварцкопф Е.Ю., Свинаренко В.Г. Особенности использования средств саморазвития личности в модели профессиональной подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13151
- Бурдин А. С., Ермилин В. В., Козырева О. А. Некоторые аспекты детерминации категорий «самореализация» и «саморазвитие» в структуре занятий регби // Инновационная наука и современное общество: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 5 декабря 2014 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа: Аэтерна, 2014. С. 89-91.
- Григорьева Е. М., Козырева О. А. Тайбо как средство и условие саморазвития и социализации // Актуальные задачи педагогики: материалы Международной заочной научной конференции (Чита, дек.2011 г.). т. 2. Чита: Молодой ученый, 2011. С.22-24.
- Дерксен Л. А., Ермилин В. В., Козырева О. А. Некоторые особенности социализации, самореализации и саморазвития мальчиков-подростков, занимающихся регби // Педагогическое мастерство: матер. Междун. науч.-практ. конфер. (М., февр. 2014 г.). М. : Буки-Веди, 2014. С. 162-165.
- Егоров В. Е., Козырева О. А. Возможности детерминации самореализации и саморазвития личности спортсмена в структуре занятий тхэквондо // Информационные технологии в экономике, образовании и бизнесе: матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Саратов, 10 июня 2014 г.) : в 2-х ч. Ч. 1. Саратов : Академия Бизнеса, 2014. С. 84-85.
- Зиновьев К.О., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Особенности детерминации категорий «развитие» и «саморазвитие» в системе изучения основ педагогического знания // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. URL: http://human.snauka.ru/2016/02/14120
- Зубанов В.П., Свинаренко В.Г., Сырбу В.П. Педагогические условия оптимального саморазвития педагога по физической культуре: проблемы и возможности исследования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. URL: http://human.snauka.ru/2016/02/14113
- Зубанов В.П., Чаплыгин С.В., Федорова В. В. Возможности моделирования категории «саморазвитие» в структуре изучения основ педагогики спорта // Наука в современном мире: приоритеты развития: сб. тр. Междун. науч.-практ. конф. (Уфа, 15-16 янв. 2015 г.); отв. ред. О. Б. Нигматуллин. Уфа: Ника, 2015. С.35-37.
- Кагирова Л. М., Козырева О. А. Некоторые аспекты детерминации категории «саморазвитие» в модели современного образования // Наука и современность: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. (Уфа, 5 июня 2015 г.):в 2 ч. Ч.1. Уфа: Аэтерна, 2015.С.151-153.
- Каминский В.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Возможности продуктивного становления личности будущего педагога в модели развития и саморазвития // Психология, социология и педагогика. 2015. № 11. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/11/6083
- Кириенко С. А., Козырева О. А., Невзоров П. П., Шайдулина Т. Н. Особенности и специфика социализации, самореализации и саморазвития подростков в условиях спортивной школы по хоккею // Вестник КузГПА. 2012. 9 (23). 10 с. URL: http://vestnik.kuzspa.ru/articles/104/
- Козырева О. А., Зинченко И. Г., Соснов В. В. Особенности и специфика социализации, самореализации и саморазвития подростков в условиях спортивной школы по футболу //Теория и практика образования в современном мире (II): матер. Междун. науч. конфер. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). СПб. : Реноме, 2012. С.124-126.
- Кречетова А. О., Козырева О. А. Моделирование дефиниций категории «воспитание» как средство самообразования и саморазвития будущего педагога // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы Междунар. заоч. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). ; под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. Уфа: Лето, 2011. – С. 23-25.
- Окунев Д. О., Байменов М. С. Некоторые аспекты детерминации категории «самореализация» и «саморазвитие» в ресурсах занятий самбо // Наука XXI века: теория, практика и перспективы: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 8 июня 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.221-223.
- Понамарева А. А. Некоторые особенности саморазвития и социализации школьников в цирковом искусстве // Проблемы и перспективы развития науки в россии и мире : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Казань, 8 октября 2015 г.). – Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.170-172.
- Похоруков О.Ю., Дробышев В.В., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности саморазвития будущего педагога по физической культуре в структуре изучения педагогических дисциплин // Современная педагогика. 2015. № 10. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/4994
- Романов А. О., Кучко Т. И., Козырева О. А. Модели и проблема саморазвития и социализации в мультисреде // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). Т. 1. ; под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. – СПб.: Реноме, 2012. С.48-50.
- Рязанов А. В., Шварцкопф Е. Ю., Козырева О. А. Особенности самореализации и саморазвития личности массажиста в условиях непрерывного профессионального образования // Теория и практика образования в современном мире (III): материалы Международной заочной научной конференции (Санкт-Петербург, май 2013 г.). СПб. : Реноме, 2013. С.21-23.
- Свинаренко В.Г., Саломатин А.Г., Саломатина Е.Б. Детерминация идей профессионального саморазвития педагога в модели непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58030
- Сковронская Н. С., Козырева О. А. Некоторые аспекты уточнения категории «саморазвитие» в ресурсах подготовки педагогов // Роль психологии и педагогики в развитии общества : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 апреля 2015 г.). Уфа: Аэтерна, 2015. С. 33-35.
- Стародубов Д. Ю., Ащеулов Н. В., Козырева О. А. Специфика и возможности детерминации процессов самореализации саморазвития в боксе // Роль науки в развитии общества: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 13 ноября 2014 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2014. С. 135-137.
- Старченко Д.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы социализации обучающегося в модели развития и саморазвития, здоровьесбережения и самореализации // Современная педагогика. 2016. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5430
- Сырбу В.П., Свинаренко В.Г., Зубанов В.П. Специфика детерминации категории «саморазвитие» в структуре подготовки будущего педагога по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2016. № 2. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/02/6420
- Тихомиров, И. В., Козырева О. А., Кошелев А. А. Некоторые особенности самореализации и саморазвития обучающихся через занятия спортом, культурой, искусством и основами научно-исследовательской работы // Педагогическое мастерство (III): матер. Междун. науч.конфер. (Москва, июнь 2013 г.). М. : Буки-Веди, 2013. С.17-19.
- Федотова В. А. Некоторые особенности самосовершенствования и саморазвития обучающихся в настольном теннисе // Перспективы модернизации современной науки: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. (Уфа,13 мая 2015г.).Уфа: Омега Сайнс, 2015. С.119-121.
- Шалунов Н. В., Угольникова О. А., Козырева О. А. Модели и условия самореализации и саморазвития подростков, занимающихся регби // Актуальные вопросы современной педагогики (III) : матер. Межд. науч. конф. (Уфа, март 2013 г.).Уфа: Лето, 2013.С.21-23.
- Шалунов Н. В., Ермилин В. В., Козырева О. А. Педагогические условия самореализации и саморазвития подростков, занимающихся регби //Молодой ученый.2013.№6.С.749-752.
- Шенцев Д. С., Шварцкопф Е. Ю., Платоненко А. И. Некоторые аспекты детерминации категории «саморазвитие» в структуре изучения основ педагогики спорта // Современный взгляд на будущее науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 18 дек. 2014 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2014. С.119-120.
- Шилова А. Н. Некоторые особенности саморазвития и самосовершенствования девушек в фигурном катании // Научные аспекты современных исследований : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 мая 2015 г.). Уфа : Омега Сайнс, 2015. С.307-309.
- Щукин П.С., Бойкова И.В., Шварцкопф Е.Ю. Специфика выбора модели саморазвития и самореализации личности в системе непрерывного профессионального образования // Психология, социология и педагогика. 2015. № 10. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/10/6012
- Щукин П.С., Платоненко А.И., Зауэр Н.Г. Возможности детерминации категории «социализация», «саморазвитие» и «самореализация» в структуре подготовки будущих педагогов по ФК // Наука, технологии и инновации в современном мире : матер. Межд. науч.-практ. конф. (Уфа, 30-31 июля 2014 г.). Уфа : РИО ИЦИПТ, 2014. С.34-36.