УДК 372.862

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО УРОКА ИНФОРМАТИКИ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Потапова Алена Игоревна
ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова»
магистр

Аннотация
В статье рассматривается методика преподавания информатики в рамках инклюзивного образования. Особое внимание уделено вопросу преподавания информатики в коррекционных классах, а также проблеме организации школьного курса для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Выделены основные требования к организации урока информатики в общеобразовательных школах с инклюзивными классами, а также в коррекционных классах.

Ключевые слова: инклюзивное образование., инклюзивные классы, информатика, коррекционные классы, общеобразовательные школы с инклюзивными классами, преподавание информатики


TECHNIQUE OF THE ORGANIZATION OF THE SCHOOL OF COMPUTER SCIENCE LESSONS IN THE FRAMEWORK OF INCLUSIVE EDUCATION

Potapova Alena Igorevna
VPO "Magnitogorsk State Technical University. G.I.Nosova "
master

Abstract
The article considers the methods of teaching of computer science in the framework of inclusive education. Particular attention is paid to the teaching of computer science in special classes, as well as the problem of the organization of school courses for children with disabilities and persons with disabilities. The basic requirements for the organization of computer science lessons in general education schools with inclusive classes, as well as remedial classes.

Библиографическая ссылка на статью:
Потапова А.И. Методика организации школьного урока информатики в рамках инклюзивного образования // Современная педагогика. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/06/5763 (дата обращения: 13.07.2023).

На сегодняшний день в России активно проходит процесс модернизации системы образования: разрабатываются новые стандарты, законы, положения и т.д. Одним из приоритетных направлений в развитии системы образования Российской Федерации является образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Усилия Министерства образования и науки России сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья, и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья. [4] Это связано с тем фактом, что количество таких детей с каждым годом растет. Поэтому популярным становится инклюзивное образование.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. [6] Цель инклюзивного образования: создать такие условия получения образования, в которых любой ребенок сможет адаптироваться независимо от его индивидуальных особенностей. Чтобы ребенок с отклонениями мог адаптироваться в современном мире, в коррекционных школах немалое внимание уделяется урокам информатики. Во-первых, об этом говорит оборудованные компьютерные классы для разных категорий детей. Во-вторых, идет усиленная работа с методическим обеспечением урока. Это связано с тем, что в коррекционных школах не всегда возможно проводить учебный процесс по рабочим программам общеобразовательной школы. В третьих, на уроках делается акцент на практических работах, так как навыки у детей с отклонениями в большинстве случаев развиваются намного медленнее, чем у здоровых детей.

Говоря об образовании детей с ограниченными возможностями, можно выделить ряд проблем. Согласно федеральному закону от 29 декабря2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» в РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, начального, среднего и средне профессионального образования. Однако на практике можно смело утверждать, что общеобразовательные школы не всегда готовы принять «особенного» ребенка. Во-первых, для качественного обучения в большинстве случаев необходимо наличие в школе специальных аппаратов, необходимых для взаимодействия учителя с учеником. Во-вторых, многие педагоги оказываются не готовым как профессионально, так и психологически к тому, что в классе может появится ребенок-инвалид.

Кроме общеобразовательных учреждений, существуют специальные (коррекционных) образовательные учреждения. В письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании» подчеркивается то, что для части детей более целесообразным является обучение в специальном (коррекционном) образовательном учреждении. [4] Преимущества таких учреждений при обучении детей с ограниченными возможностями перед общеобразовательными учреждениями велики. Коррекционные школы получают большую государственную поддержку, поэтому такие учреждения на современном этапе могут выполнить функции учебно-методических (ресурсных) центров, оказывающих методическую помощь не только педагогическим работникам, но и родителям детей. Еще одним преимуществом таких специальных образовательных учреждение является профессиональная подготовка педагогов к работе с «особенными» детьми, получение дополнительных компетенций, обучение на дополнительных курсах, необходимых для полноценного общения с детьми. В коррекционных школах учителя не только показывают психологическую подготовку к работе с детьми, но и высокий уровень проведения урока.

Можно выделить несколько очень важных требований к уроку информатики в учреждениях с инклюзивным образованием. Во-первых, педагог должен не только знать учебный предмет, но и владеть различными формами и методами организации урока, а главное: быть готовым преподнести информацию доступно для детей. Не стоит забывать: на уроках информатики большинство практических работ связано с компьютером, это может и упростить изучение материала, и наоборот, создать новые проблемы. Необходимо упростить структуру ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями как отдельного ученика, так и всего класса. Во-вторых, урок должен быть не только воспитывающим и развивающим, но и коррекционно-развивающим. Также следует отметить, что на каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.[2] А значит при подготовке практических работ, необходимо сразу продумывать несколько вариантов в соответствии с возможностями детей. Из-за этого фактора можно говорить о замедленности темпа обучения, что соответствует уровню подготовки детей, а также темпу освоения материала. Поэтому возможна ситуация, в которой сложные темы в коррекционных школах могут дать только поверхностно. К таким темам можно отнести: программирование, сайтостроение; для глухонемых детей также особенно сложно деется логика и алгоритмизация. В-третьих, урок должен быть оснащен: техническими средствами обучения, дидактическим материалом, при этом весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока. Если идет работа с компьютером, то преподавателю обязательно необходимо на экране наглядно показывать детям весь алгоритм действий. Задание для самостоятельной работы необходимо давать после того, как на уроке будут разобраны полностью аналогичные примеры. Изучение нового урока всегда должно начинаться с повторения информации, поученной на предыдущих уроках. В-четвертых, дети с ограниченными возможностями обладают узким понятийным аппаратом, а также менее развитой логикой, поэтому необходима максимальная опора на практическую деятельность, опыт ученика, а также на более развитые способности ребенка. Все понятия, связанные с информатикой, должны у ребенка вызывать понятные для него ассоциации, особенно это касается темы «Строение компьютера».

При построении урока, учитель, как и в основной школе, делит весь урок на три основных части: организационно-подготовительный, основной и заключительный. Первый этап подразумевает быстрое включение детей в урок и предпосылки к продуктивной работе. В коррекционных классах этот этап один из самых сложных, так как дети могут быть с разными психологическими, физическими и умственными возможностями, а значит, все по-разному будут воспринимать информацию. Не всегда учитель может настроить всех детей на работу. Следует заранее подготовить несколько упражнений, связанных с предстоящей работой, а также направленных на активизацию внимания. По содержанию эти упражнения могут быть представлены не только в виде задания, диалога, но и в виде игры. Использование различных игровых технологий во многих случаях более эффективно способствуют получению необходимого результата. Учитель должен сразу объяснить детям то, чем они будут заниматься на уроке, чтобы во время подготовки учащиеся могли психологически настроиться на работу с компьютером, самостоятельную работу или выполнение заданий в тетрадях. В коррекционных классах у педагогов часто возникают сложности, связанные с правильной организацией действий учеников на уроке. Учитель даже в старших классах должен прорабатывать с учениками множество моментов: от расположения на партах учебников и тетрадей до осанки учеников за партой.

На основном этапе решаются главные задачи урока. Перед тем, как приступить к работе, учитель должен еще раз познакомить всех учеников с целью урока, а также проговорить задачи урока. Педагог также должен заранее сказать детям, что они справятся со всеми задачами, и учитель им в этом будет помогать. У многих учеников в коррекционных классах получение задачи, которая кажется им сложной, может вызвать неуверенность и страх, поэтому педагог всегда должен акцентировать внимание на то, что все ребята могут рассчитывать на его помощь. Если у большинства детей психологические заболевания, тогда педагогу следует не самому ставить задачу перед ребятами, а во время беседы, игры или опроса предыдущего материала помочь ученикам самим сформулировать задачу. После этого следует приступать к изучению нового материала или повторения предыдущего. Педагогу необходимо на этом этапе обеспечить у учащихся правильные представления и понятия, так как у детей с ограниченными возможностями может быть совершенно другое восприятие и представление. Для полного восприятия и осознанного усвоения учебной задачи нужно многократно обращаться к одному и тому же материалу, в ходе которого идет уточнение знаний, умений, исправление неправильно усвоенного материала.

На заключительном этапе идет подведение итогов с детьми. Учащиеся должны проговорить с учителем: чем они занимались на уроке, что нового они узнали, возможно также обсудить что их ждет на следующем уроке, чтобы дети понимали связь между темами уроков. Необходимо на последнем этапе дать ученикам домашнее задание, выставить каждому оценку за урок, а также дать возможность привести в порядок рабочее место.

Программа инклюзивного образования в России работает не так давно. Поэтому на сегодняшний день можно выделить множество проблем по организации образовательного процесса в данной области. Несмотря на это, первые шаги по разработке и внедрению инклюзии в муниципальные школы уже сделаны и активно работают во многих городах. Многие общеобразовательные школы могут поделится успешным опытом построения и внедрения данной системы. А главное: у детей с ограниченными возможностями появляется возможность получить среднее образование наравне со здоровыми детьми.


Библиографический список
  1. Гусева Е. Н. Математика и информатика: [электронный ресурс]  учеб. пособие/ Е. Н. Гусева, И.Ю. Ефимова, Р.И. Коробков, К.В. Коробкова, И.Н. Мовчан,  Л.А. Савельева. – 3-е изд., стереотип. –М.: Флинта, 2011.–400 с.–Режим доступа:  http://www.knigafund.ru/books/116084
  2. Гусева Е.Н. Дидактические условия использования педагогических программных средств в процессе профессиональной подготовки будущих учителей: дис. канд. пед. наук.– Магнитогорск: МаГУ, 1999, – 168 с.
  3. Гусева Е.Н. Информатика: [электронный ресурс]  учеб. пособие/ Е. Н. Гусева, И.Ю. Ефимова, Р.И. Коробков, К.В. Коробкова, И.Н. Мовчан,  Л.А. Савельева. – 3-е изд., стереотип. – М.: Флинта, 2011.–260 с.– Режим доступа:  http://www.knigafund.ru/books/116085
  4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» [Электронный ресурс] / 2013. – Режим доступа: http://xn--273–84d1f.xn--p1ai/akty_minobrnauki_rossii/pismo-minobrnauki-rf-ot-7062013-no-ir-53507.
  5. Портал психологических изданий [Электронный ресурс] / 2013. – Режим доступа: http://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44147_full.shtml
  6. Право ребенка на общедоступное дошкольное образование. Фестиваль педагогических идей [электронный ресурс] / 2003. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/596652/
  7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [электронный ресурс] / 2013. – Режим доступа: http://xn--273–84d1f.xn--p1ai/zakonodatelstvo/federalnyy-zakon-ot-29-dekabrya-2012-g-no-273-fz-ob-obrazovanii-v-rf


Все статьи автора «Потапова Алена Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: