Научный руководитель: Н. А. Семенова, канд. пед. наук, доцент
Формирование всесторонне развитой и гармоничной личности – одна из важнейших задач дошкольного детства, развитие которой основывается на принципах ФГОС дошкольного образования: полноценное проживание ребенком этапов детства; индивидуализация дошкольного образования;
содействие и сотрудничество детей и взрослых; поддержка инициативы детей, сотрудничество с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и действий, возрастная адекватность дошкольного образования; учет этнокультурной ситуации развития детей.
Первый шаг ребёнка в познании мира определяется чувственным опытом или «живым созерцанием» – работой сенсорных процессов: ощущения, восприятия, представления. Их развитие создает необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления и др.).
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире [1, с. 7].
Проблему восприятия и его развития в дошкольном детстве в своих работах изучали отечественные и зарубежные ученые: Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, В.З. Денискина, Л.И. Солнцева, Г.В. Григорьева, Л.И. Плаксина, Е.Н. Подколзина, Э.Дж. Айрес, У. Кислинг, М. Монтессори. Они рассматривали чувствительность ребенка к тем или иным воздействиям окружающего мира и разрабатывали пути благоприятного развития и воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе. Для полноценного развития восприятия необходимо создавать сенсорную развивающую среду, которая оказывается влияние на развитие зрительного, слухового, тактильного и мышечного восприятия у дошкольников [2].
На сегодняшний день, одна главных задач детского сада – формирование у детей представлений о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны по словам А.В.Запорожца – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер [3, С. 144]. Свои эталоны имеются в слуховом восприятии, свои – во вкусовом и обонятельном восприятии.
Работа по формированию сенсорных эталонов проходит по разному. Л. А. Венгер опираясь на особенности каждого возраста выделил основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до шести лет.
Таблица 1. Задачи сенсорного развития от рождения до шести лет
Возраст |
Задачи |
0-1 |
|
1-3 |
|
4- 5 |
|
5-6 |
|
Организация сенсорной среды в условиях ДОУ может быть организована через сенсорный уголок или сенсорную комнату. Мы проанализировали достоинства и недостатки каждой из формы сенсорной среды и отразили их в таблице № 2.
Таблица 2. Виды организации сенсорной среды
|
сенсорный уголок |
сенсорная комната |
помещение |
Располагается в группе | Располагается в отдельном помещении |
назначение |
|
|
наполнение |
|
|
Качество и количество наполнения |
Неполное разное по качеству наполнение | Полное и качественное наполнение |
Таким образом, сенсорные зоны и сенсорная комната дают возможность дать всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами, но различаются по полноте и качеству оснащения. Сенсорная комната, имеет больше возможностей поскольку она дополняется цвето – звуковым дизайном, эстетическим оформлением, техническим оснащением даст более положительный результат, а сенсорная зона, созданная в условиях группового помещения детского сада это адаптированный вариант сенсорной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования, поэтому возможностей для развития меньше.
Основу сенсорной среды составляют специальные средства, средства сенсорного развития – это предметы или их совокупность способствующие развитию сенсорного восприятия окружающего мира.
К средствам сенсорного развития относятся:
- предметная среда (мебель, вещи, игрушки, мягкие модули, музыка, свет, запахи);
- объекты живой и неживой природы (камни, песок, ракушки, растения и т.д.);
- дидактические игры по сенсорному воспитанию;
- наборы для творчества;
- средства обеспечивающие движения крупные и мелкие;
- предметы быта и специальные предметы (гладильная доска, грабли и т.д.)
Но эти средства необходимо правильно использовать, поэтому в психолого-педагогической литературе описаны специальные методы и приемы сенсорного развития.
Методы и приемы сенсорного развития – это способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности воспитателя и ребёнка, направленной на решение задач сенсорного воспитания и развития в процессе обучения.
К методам и приемам сенсорного развития можно отнести практические методы обучения, которые используются для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний. Во время их применения используются следующие приемы: планирование выполнения задания, постановка задания, оперативное стимулирование, контроль и регулирование, анализ результатов, определение причин недостатков.
Практические методы сенсорного развития бывают следующими:
- упражнения;
- исследовательские действия (выявление свойств, эксперимент, сравнение, наблюдение);
- игра.
Только совокупность правильно подобранных средств и используемых методов и приёмов сенсорного развития могут обеспечить организацию полноценной сенсорной среды в условиях ДОУ.
Нами было проведено исследование на предмет организации сенсорной среды в условиях ДОУ. В исследовании участвовали десять ДОУ ЗАТО Северска. Результаты исследования представлены в таблице 3.
Таблица 3. Интервью по теме организации сенсорной среды в ДОУ ЗАТО Северска
№ п/п | Вопросы опроса | Варианты ответов | % |
1. | Организованна ли в вашем детском саду сенсорная среда? | Да организованна | 100 |
2. | Каким образом организованна сенсорная среда в вашем ДОУ? | Сенсорные уголки в группах
Сенсорные уголки в группах и сенсорная комната |
80
20 |
3. | Для какого возраста детей существует данная организация? | По большей мере в группах раннего развития
Во всех возрастных групп |
50
50 |
4. | Для какого контингента организованна сенсорная среда? | Для всех
Для всех и для коррекции |
100
20 |
5. | Кто является ответственным за функционирование сенсорной среды? | Воспитатели
Воспитатели и психолог |
80
20 |
6. | Оцените степень наполнения вашей сенсорной среды? | На 100%
На 70% На 50% |
10
10 80 |
7. | Используете ли вы в своей работе методики, технологии сенсорного развития? | Нет
Частично Используем различные методики и технологии |
20
40
40 |
8. | Существуют ли у вас дополнительное образование по сенсорному развитию детей и на какой основе? | Нет
Да бесплатно Существует на платной основе |
80
20
20 |
9. | Повышают ли педагоги вашего ДОУ свою квалификацию в этой сфере. | Нет
Да |
80
20 |
Анализ полученных в результате исследования данных позволил нам сделать следующие выводы:
- 100% респондентов, понимают важность организации сенсорной среды в ДОУ.
- Организация сенсорной среды представлена у 80% только сенсорными уголками, и лишь у 20% респондентов имеются сенсорные уголки в группах и сенсорная комната.
- В большинстве ДОУ (50%) не уделяется достаточного внимания организации сенсорной среды, в связи с этим нет достаточного оснащения сенсорных зон.
- Методическая работа по организации грамотного сенсорного развития ведется в частично в 40% или вовсе отсутствует в 20%.
- Существует ошибочное мнение, о том, что сенсорное развитие заканчивается в раннем возрасте, поскольку организация сенсорного развития после этого периода резко сокращается на 50%.
- Организацией сенсорного пространства занимаются только воспитатели 100% и в редких случаях к этому подключаются специалисты.
- 20% педагогов ДОУ повышают свою квалификацию в этой сфере, а 80% игнорируют.
Проведенное исследование позволило нам определить следующую проблему: подходы к организации сенсорной среды недостаточно разработаны психолого – педагогической литературе и практикой работы в ДОУ. Данная проблема требует решения в разработке методических рекомендаций для специалистов ДОУ в направлении организации сенсорного комплекта, выбора форм и методов работы.
Библиографический список
- Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер ; Под ред. Л.А. Венгера – Москва : «Просвещение», 1988. – С. 7 – 12.
- Кузнецова, М. В. Развитие восприятия дошкольников с нарушением зрения в условиях сенсорной комнаты / М. В. Кузнецова, Н. А. Буравлева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия : Педагогика, психология. – 2012. – № 4 (11). – С. 165-169.
- Козлова, С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова – Москва, 2007.
- Монтессори, М. Помоги мне это сделать самому / М. Монтессори, – Москва: Издательство Карапуз, 2000.