В программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре Государственного аграрного университета Северного Зауралья входит курс «Тренинг профессионально-ориентированных риторики, дискуссии и общения» Аспирант, приступивший к освоению данной дисциплины, должен знать виды и особенности письменных текстов и устных выступлений; понимать общее содержание сложных текстов на абстрактные и конкретные темы, в том числе узкоспециальные тексты; уметь: подбирать литературу по теме, реферировать специальную литературу, осуществлять подготовку научных докладов и презентаций на базе прочитанной специальной литературы, объяснять свою точку зрения, рассказывать о перспективах работы; владеть: навыками обсуждения знакомой темы с возможностью высказывания замечаний и ответов на вопросы; навыками создания простого связного текста с адаптацией его для целевой аудитории.
В процессе обучения аспирант осваивает такую универсальную компетенцию как «Готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках». По завершении курса аспирант должен:
- знать: основные законы и разделы риторики, законы композиции и стиля, приемы спора и убеждения; современные методы и технологии эффективной научной коммуникации;
- уметь: следовать основным нормам, принятым в научном и деловом общении;
- владеть: конкретными приёмами, повышающими качество межличностного и профессионального общения, с применением невербальных средств общения и учётом пространственных особенностей общения.
Планируемый результат изучения дисциплины «Тренинг профессионально-ориентированных риторики, дискуссии и общения» – освоение общепрофессиональной компетенции «Готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования». Аспирант должен:
- знать: основы преподавательской деятельности в системе высшего образования;
- уметь: осуществлять отбор и использовать оптимальные методы преподавания;
- владеть: навыками преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования.
Дисциплина включает 4 раздела: «Риторика как предмет изучения», «Разделы современной риторики», «Основы мастерства публичного выступления», «Общение и дискуссия». В рамках первого раздела аспиранты рассматривают такие теоретические темы как «Язык и речь», «История риторики», «Законы современной общей риторики». Во втором разделе изучаются пять основных разделов риторики: инвенция, диспозиция, элокуция, мемория и акцио. Третий раздел знакомит обучающихся с техникой речи, невербальными средствами общения и проксемикой. Четвертый раздел рассматривает педагогическую деятельность молодого преподавателя, знакомит с эристикой и приемами убеждения в полемике, дискуссии [1,3].
Большой объем изучаемого материала требует от аспиранта умения организовать самостоятельную работу. Особое внимание нужно обратить на регулярность подготовки. При обучении рекомендуется руководствоваться следующими методическими принципами:
- совершенствовать орфографические и орфоэпические навыки;
- овладевать основополагающими знаниями об ораторском искусстве;
- знакомиться с основами педагогического красноречия, проявлениями вербального и невербального делового общения и успешно применять их.
На практических занятиях аспиранты занимаются речевой гимнастикой, улучшают свою технику речи, осваивают орфографический и орфоэпический минимумы. Для овладения риторическими навыками и приемами обучающиеся готовят индивидуальные публичные выступления – одно в начале курса, второе – по завершении [2]. Сокурсники оценивают эти выступления, дают советы и рекомендации согласно изученному материалу, выступающий рефлексирует, учится принимать как похвалу, так и критику. Практическое значение дисциплины трудно переоценить, поскольку, независимо от сферы научных интересов, аспиранту предстоит активно участвовать в конференциях, представлять свои исследования, вести педагогическую деятельность.
Библиографический список
- Богданова Ю.З. Использование электронных учебных пособий в профессионально-ориентированном обучении иностранному языку // Гуманитарные научные исследования. – 2016. – № 3 (55). – С. 133-135.
- Богданова Ю.З. Творческий конкурс как форма самостоятельной работы // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-5 (48). – С. 94-96.
- Богданова Ю.З. О развитии лингвострановедческой компетенции студентов аграрного вуза // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 3 (59). – С. 623-625.