УДК 808.5

«ТРЕНИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ РИТОРИКИ, ДИСКУССИИ И ОБЩЕНИЯ» В ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ

Богданова Юлия Зуфаровна
Государственный аграрный университет Северного Зауралья
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков

Аннотация
В статье рассматривается актуальность дисциплины «Тренинг профессионально-ориентированных риторики, дискуссии и общения» в программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре: теоретическая часть, в которой аспиранты знакомятся с историей риторики, основными разделами этой науки и её законами, и практическая часть, в которой обучающиеся реализуют полученные навыки.

Ключевые слова: аспирантура, дискуссия, общение, публичное выступление, речевая гимнастика, риторика


«TRAINING OF THE PROFESSIONAL-ORIENTATED RHETORIC, DISCUSSION AND COMMUNICATION» IN THE TRAINING PROGRAM OF EDUCATIONAL RESEARCH PERSONNEL IN A POSTGRADUATE STUDY

Bogdanova Juliya Zufarovna
State Northern Trans-Urals Agrarian University
candidate of philological sciences, assistant professor

Abstract
The actual of discipline «Training of the professional-orientated rhetoric, discussion and communication» in the training program of educational research personnel in a postgraduate study is considered in the article: a theoretical part in which graduate students get acquainted with rhetoric history, the main subdiscipline of this science and its laws, and a practical part in which students realize the received skills.

Keywords: communication, discussion, postgraduate study, public speech, rhetoric, speech exercise


Библиографическая ссылка на статью:
Богданова Ю.З. «Тренинг профессионально-ориентированных риторики, дискуссии и общения» в программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре // Современная педагогика. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/10/6171 (дата обращения: 12.07.2023).

В программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре Государственного аграрного университета Северного Зауралья входит курс «Тренинг профессионально-ориентированных риторики, дискуссии и общения» Аспирант, приступивший к освоению данной дисциплины, должен знать виды и особенности письменных текстов и устных выступлений; понимать общее содержание сложных текстов на абстрактные и конкретные темы, в том числе узкоспециальные тексты;  уметь: подбирать литературу по теме, реферировать  специальную литературу, осуществлять подготовку  научных докладов  и  презентаций на базе прочитанной специальной литературы, объяснять свою точку зрения, рассказывать о перспективах работы; владеть: навыками обсуждения знакомой темы с возможностью высказывания замечаний и ответов на вопросы; навыками создания простого связного текста с адаптацией его для целевой аудитории.

В процессе обучения аспирант осваивает такую универсальную компетенцию как  «Готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках». По завершении курса аспирант должен:

- знать:  основные законы и разделы риторики,  законы композиции и стиля, приемы спора и убеждения; современные методы и технологии эффективной научной коммуникации;

- уметь:  следовать основным нормам, принятым в научном и деловом общении;

- владеть:  конкретными приёмами, повышающими качество межличностного и профессионального общения, с применением  невербальных средств общения и учётом пространственных особенностей общения.

Планируемый результат изучения дисциплины «Тренинг профессионально-ориентированных риторики, дискуссии и общения» – освоение общепрофессиональной компетенции «Готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования». Аспирант должен:

- знать: основы преподавательской деятельности в системе высшего образования;

-  уметь:  осуществлять отбор и использовать оптимальные методы преподавания;

- владеть:  навыками преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования.

Дисциплина включает 4 раздела: «Риторика как предмет изучения», «Разделы современной риторики», «Основы мастерства публичного выступления», «Общение и дискуссия». В рамках первого раздела аспиранты рассматривают  такие теоретические темы как «Язык и речь», «История риторики», «Законы современной общей риторики». Во втором разделе изучаются пять основных разделов риторики: инвенция, диспозиция, элокуция, мемория и акцио.  Третий раздел знакомит обучающихся с техникой речи, невербальными средствами общения и проксемикой. Четвертый раздел рассматривает педагогическую деятельность молодого преподавателя, знакомит с эристикой и приемами убеждения в полемике, дискуссии [1,3].

Большой объем изучаемого материала требует от аспиранта умения организовать самостоятельную работу. Особое внимание нужно обратить на регулярность подготовки. При обучении рекомендуется руководствоваться следующими методическими принципами:

- совершенствовать орфографические и орфоэпические навыки;

- овладевать основополагающими знаниями об ораторском искусстве;

- знакомиться с основами педагогического красноречия, проявлениями вербального и невербального делового общения и успешно применять их.

На практических занятиях аспиранты занимаются речевой гимнастикой, улучшают свою технику речи, осваивают орфографический и орфоэпический минимумы. Для овладения риторическими навыками и приемами обучающиеся готовят индивидуальные публичные выступления – одно в начале курса, второе – по завершении [2]. Сокурсники оценивают эти выступления, дают советы и рекомендации согласно изученному материалу, выступающий рефлексирует, учится принимать как похвалу, так и критику. Практическое значение дисциплины трудно переоценить, поскольку,  независимо от сферы научных интересов, аспиранту предстоит активно участвовать в конференциях, представлять свои исследования, вести педагогическую деятельность.


Библиографический список
  1. Богданова Ю.З. Использование электронных учебных пособий в профессионально-ориентированном обучении иностранному языку // Гуманитарные научные исследования. – 2016. – № 3 (55). – С. 133-135.
  2. Богданова Ю.З. Творческий конкурс как форма самостоятельной работы // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-5 (48). – С. 94-96.
  3. Богданова Ю.З. О развитии лингвострановедческой компетенции студентов аграрного вуза // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 3 (59). – С. 623-625.


Все статьи автора «Богданова Юлия Зуфаровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: