Ценностные ориентации – главный критерий, по которому выявляется отношение человека к окружающему миру. Именно они определяют взаимодействие людей в социуме, согласование и борьбу их интересов, регулируют поведение каждого человека, способствуя будущему становлению личности в обществе и жизни.
Все чаще отмечается мысль о том, что с течением времени, переходом из эпохи в эпоху, изменением социальной ситуации меняются и ценностные ориентации как взрослого поколения, так и детей. Один из периодов интенсивного становления и развития ценностных ориентаций- младший школьный возраст. Поэтому актуальной была и остается проблема формирования ценностных ориентаций среди учащихся младшей школы.
Изучение особенностей формирования ценностных ориентаций у младших школьников как цели современного образования, помогает школе выбрать необходимые методы обучения и воспитания, способствующие правильному формированию ценностных ориентиров.
Чтобы описать проблему формирования ценностных ориентаций у младших школьников необходимо:
- во-первых, проанализировать исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов по проблеме формирования ценностных ориентаций;
- во-вторых, на основе анализа концепций выявить особенности формирования ценностных ориентаций у детей в современной начальной школе;
- в-третьих, сравнить разные подходы исследования формирования ценностных ориентаций у младших школьников.
Формирование ценностных ориентаций у младших школьников как психолого-педагогическая проблема отражена во многих теориях отечественных и зарубежных психологов и педагогов таких как: Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, В.И. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, Г.Е. Залесский, З.И. Васильева, А.В. Кирьякова, А. Маслоу, К. Роджерс и др. В данных работах раскрываются различные аспекты проблемы ценностных ориентаций: определение понятия «ценностные ориентации», их структура, виды, степени развития, а также особенности их становления. В них обосновывается гипотеза о том, что именно ценностные ориентации – одна из главных составляющих личности, характеризующая ее развитие в целом. Так же они отмечают, что в младшем школьном возрасте выделяются личностные ценности, происходит их эмоциональное освоение, которое закрепляется в практической деятельности и постепенно находит правильное выражение.
Ориентационный и системно-ориентационный подход разрабатывается З.И. Васильевой и ее учениками в исследованиях, раскрывающих нравственно-ценностные аспекты ориентации на образование, труд, общение, профессию. (И.А. Колесникова, В.Б. Ежеленко, Г.К. Нургалиева, Е.И. Казакова, Н.В. Седова, В.В. Тарасов и др.).
Исходные положения исследований З.И. Васильева связывает с тем, что «современная социокультурная ситуация в отечественном образовании детерминирует необходимость обращения к историко-педагогическому опыту развития отечественной культуры как синтеза образования и воспитания с ориентацией на гуманистические ценности, сущностную основу которых составляет духовно-нравственное воспитание людей как носителей гуманистических идей, с ориентацией на признание человека высшей ценностью…» [1, с.6].
Как отмечает С.Ю. Шалова, «ценность может иметь разное содержание, зависящее от содержания потребностей человека, она включает в себя рациональный и эмоциональный компоненты и проявляется в личностном суждении по поводу предмета или явления. Степень выраженности ценностного отношения может быть различна: от явного предпочтения человеком какого-либо предмета или явления до неосознанного выбора, сделанного по причинам, неочевидным для самого человека» [2].
Согласно теории ориентации личности в мире ценностей А.В. Кирьяковой ценности становятся ценностными ориентациями в процессе интериоризации. В теории выделяется три фазы формирования ориентаций:
- Первая фаза связана с познанием, характеризующаяся вхождением личности в мир ценностей и ценностных отношений
- Вторая фаза -с самооценкой, с осмыслением самоценности, т.е. происходит переоценка ценностей, становление собственного «Я»
- Третья фаза- формирование собственной шкалы ценностей, системы ценностных ориентаций, проектирование отношений личности к реальной действительности.
Первая фаза формирования ориентаций личности соотносится с младшим школьным возрастом [3].
Изучив позиции гуманистической психологии, представителями которых являются А. Маслоу и К Роджерс, можно сделать вывод о том, что потребности самооценки, самоуважения, которые базируются на потребностях в люби и признании у других людей, предшествуют появлению духовных потребностей в процессе индивидуального развития личности . Американские психологи, изучая влияние самоуважения на присвоение ценностей, утверждали о возможности становления личности и индивидуальности человека лишь при наличии самоуважения, так как принятие самого себя способствует внутреннему достижению внутренней согласованности личности, определяет позитивный характер индивидуальной интерпретации опыта и является источником положительных ожиданий [4].
На основе анализа исследований Л.С. Выготского, Л. И. Божович, Э. Эриксона можно полагать, что младший школьный возраст- сензитиный период для присвоения ценностей, который обусловлен следующими возрастными особенностями :произвольность психических явлений, конкретный характер познавательных процессов, сознательная постановка цели достижения, обобщение переживаний, рефлексия, формирование моральных чувств, доверие взрослым, чувство компетентности , доминирование познавательной потребности, развивающееся самосознание, способность к разграничению игры и труда [5,6].
Изучая особенности детей младшего школьного возраста (7-11 лет), А.С. Белкин утверждает, что в этот период происходит формирование основных социально-нравственных качеств личности. Переход ведущей деятельности от игры к учению за счет изменения мотивов поведения ведет к развитию нравственных представлений ребенка.
С поступлением ребенка в школу меняется его социальный статус. Становясь учеником, ребенок начинает осознавать , что теперь у него появляется чувство ответственности, которое будет сопровождать его всю жизнь.
В процессе первых двух лет обучения главный носитель правильной ориентации ценностей- учитель. Его суждения и оценки воспринимаются как единственно истинные, не имеющие необходимости в проверке или контроле. Дети чувствуют и понимают, что учитель- это человек, дающий знания, одновременно являющийся справедливым, внимательным, добрым и благородным. При взаимодействии со сверстниками младшие школьники смотрят друг на друга «глазами учителя», оценивая действия других теми идеалами, которые изначально предложил учитель. Но уже к третьему, четвертому классу авторитетность учителя, его значимость немного падает для детей, так как появляется интерес к общению со сверстниками, который возрастает к подростковому возрасту, меняются темы и мотивы общения. Возникает новый уровень самосознания детей, характеризуемый внутренней позицией, т.е. представляет собой осознанное отношение ребенка к себе и окружающим его людям, происходящим событиям . Внутренняя позиция проявляется в том, что в детском сознании складывается некая система ценностных ориентаций, норм, которым он старается следовать при любых обстоятельствах.
Н.И. Болдырев отмечает специфической особенностью формирования ценностных ориентаций и нравственного воспитания- невозможность их обособления в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика происходит во время многогранной деятельности детей (играх, учебе), в разнообразных отношениях, в которые они вступают, столкнувшись с различными ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми . Тем не менее, формирование ценностных ориентаций является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.
С точки зрения С.Л. Рубинштейна, в формировании личности младшего школьника особое место занимает развитие ценностных ориентаций , составляющих основу поведения. В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках [7].
По мнению Дробницкого О.Г., любая деятельность имеет нравственную окраску, в том числе и учебная, обладающая большими воспитательными возможностями. В младшем школьном возрасте учебная деятельность в большей степени влияет на развитие ребенка, определяет появление многих его новообразований. В ней развиваются не только умственные способности, но и ценностные ориентации личности.
И.В. Дубровина и Б.С. Круглов, связывая ценностные ориентации с интересами, отмечают, что у младших школьников интересы недостаточно дифференцированы, осмыслены и сосредоточены на учебной деятельности. Однообразие интересов, по их мнению, приводит к обеднению ценностных ориентаций[8].
На основе проведенного анализа исследований отечественных и зарубежных психологов и педагогов можно выделить наиболее важные особенности формирования ценностных ориентаций у младших школьников:
- Процесс формирования системы ценностных ориентаций стимулируется значительным расширением общения, столкновением с многообразием форм поведения, взглядов, идеалов;
- Для достижения высокого уровня формирования ценностных ориентаций должен проходить успешный процесс их включения в структуру значимых отношений младшего школьника;
- Актуализация потенциальной ценностной ориентации должна проходить как осознанно, так и не осознаваемо в условиях определенной внешней и внутренней необходимости, отношения, желания, принципа.
Т.о., проведенный анализ показал, что разные направления в исследованиях формирования ценностных ориентаций младших школьников не противоречат, а дополняют друг друга. Одним из наиболее актуальных аспектов проблемы является поиск методов формирования ценностных ориентаций у младших школьников, которые могут использоваться в процессах обучения и воспитания. Важным, на наш взгляд, является эмпирическое изучение особенностей формирования ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте.
Библиографический список
- Гуманистические ценности образования и воспитания (90-е годы ХХ в. Россия): Педагогическое исследование. Научная школа З.И. Васильевой. – СПб.: Химиздат, 2003. – 336 с.
- Шалова С.Ю. Системно-ориентационный подход к анализу научно-педагогического творчества // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 7 (19). – С. 204 – 207.
- Кирьякова А.В. Диагностика и прогнозирование ценностных ориентаций школьников// Ориентация и деятельность школьников/ Под ред.Т.К.Ахаян, А.В.Кирьяковой. – М.: Педагогика, 1991.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.
- Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности: Под ред. Д.И. Фкельдштейна / Л.И. Божович – М.: Международная педагогическая академия, 2004.
- Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – Москва. АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЭКСМО – ПРЕСС. 2004.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питерком, 2005
- Дубровина, И.В. и др. Психология: Учеб. для студентов сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд., стереотип./ И.В. Дубровина и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2005
- Белкин А.С.Б 43 /Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. – М.: Просвещение, 1979.
- Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. – М.: Просвещение,1977.