УДК 378.147

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ЭКОНОМИСТОВ И МЕНЕДЖЕРОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Сергеева Наталья Митрофановна1, Зюкин Данил Алексеевич2
1ФГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, кандидат фармацевтических наук, старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента
2ФГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента

Аннотация
В статье показан перечень педагогических подходов, реализуемых на факультете экономики и менеджмента КГМУ, в рамках которых уделяется большое значение возможностям учебного процесса и развитию творческих инициатив студентов. В исследование установлена важность ряда специализированных учебных дисциплин для подготовки максимально адаптированным к современным рыночным условиям будущего экономиста или менеджера здравоохранения. Их изучение способствует наряду с получением хороших теоретических и практических знаний, навыков и умений имеет широкие возможности в совершенствовании культурно-нравственного и гражданского воспитания будущих специалистов, реализация которых возможна с использованием традиционных и инновационных методов обучения.

Ключевые слова: здравоохранение, менеджмент, образовательный процесс, обучение, организационно-методическая работа


MODERN APPROACHES TO TRAINING OF ECONOMISTS AND MANAGERS OF HEALTH CARE

Sergeeva Natalia Mitrofanovna1, Zyukin Danil Alekseevich2
1Kursk state medical university, candidate of science of pharmacy, senior lecturer of the department of economy and management
2Kursk state medical university, candidate of science of economy, senior lecturer of the department of economy and management

Abstract
There has been presented a list of pedagogical approaches implemented at the faculty of Economics and management of KSMU, in which is given big importance to the possibilities of the educational process and the development of creative initiatives of students. The research installed the importance of a number of specialized training courses to prepare the best possible adapted to current market conditions of the future economist and manager of health care. Their study helps along with getting a good theoretical and practical knowledge, skills and abilities have broad opportunities to improve cultural and moral and civic education of future specialists, the realization of which is possible with the use of traditional and innovative teaching methods.

Keywords: education, health care, management, organizational and methodical work, pedagogy


Библиографическая ссылка на статью:
Сергеева Н.М., Зюкин Д.А. Современные подходы к обучению экономистов и менеджеров здравоохранения // Современная педагогика. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/10/6195 (дата обращения: 12.07.2023).

Рыночные преобразования, активно проводимые в России, в настоящее время затронули и здравоохранение. Лечебно-профилактическим учреждениям (ЛПУ) для укрепления конкурентных позиций на рынке необходимо  постоянно искать пути совершенствования и оптимизации  своей деятельности. Неизбежность оказания платных медицинских  услуг населению, стала очевидной.   Поэтому современному специалисту для успешного профессионального самоутверждения необходимо всестороннее развитие: хорошие теоретические знания, умение практически реализовывать полученные умения и навыки, а также высокий культурно-нравственный уровень поведения в коллективе, обществе.

Сегодня экономист и менеджер здравоохранения должен уметь профессионально взаимодействовать с различными субъектами предпринимательской деятельности: партнерами по бизнесу, поставщиками фармацевтических товаров, учредителями, конкурентами, правительственными и общественными организациями, коллективом медицинской организации, потребителями медицинских услуг. Он должен быть контактным, общительным, вежливым,  проявлять интерес к окружающим, располагать к себе людей, слушать и понимать их, соблюдать этикет, уметь вести деловую переписку с применением современных информационных технологий. Будущим специалистам необходимо знать и учитывать в своей деятельности правовые и этические нормы, критерии, правила поведения, сложившиеся в здравоохранении. Поэтому, воспитание экономистов и менеджеров в рамках получаемого ими образования является важнейшим условием, необходимым для становления общей культуры гражданина, инициативности и ответственности за принимаемые решения в будущей профессиональной деятельности.

Образовательный и воспитательный процесс на факультете экономики и менеджмента КГМУ реализуется с использованием различных подходов. Большое значение уделяется возможностям учебного процесса и развитию творческих инициатив студентов. Значительное внимание становлению и развитию правовой, политической, экономической, познавательно-эстетической, профессионально-трудовой, экологической культуре уделяется на выпускающей кафедре экономики и менеджмента в ходе изучения следующих дисциплин:

- «Основы предпринимательства и самозанятости»;

- «Управление предпринимательской деятельностью»;

- «Организация предпринимательской деятельности в здравоохранении»;

- «Рынок медицинских услуг»;

- «Маркетинг в  здравоохранении»;

- «Управление качеством в здравоохранении»;

- «Бизнес-планирование в здравоохранении»;

- «Документирование управленческой деятельности» и др.

Преподавание этих дисциплин способствует становлению высокого нравственно-культурного уровня будущего специалиста, его адаптации к современным  рыночным условиям. При их изучении у студентов:

- повышается общая культура;

- развиваются инициативность, предприимчивость, самостоятельность;

- формируются современное мышление, гражданственность, ответственность, коммуникативность, человеколюбие, уважение прав и свобод других людей, готовность к жизни и труду в условиях современной демократии;

- формируются навыки  работы с управленческой документацией в соответствии  с международными стандартами.

Дисциплина «Основы предпринимательства и самозанятости» изучается студентами на втором курсе и затрагивает очень важные и актуальные вопросы для молодых специалистов – процесс поиска подходящей работы и устройство на нее, самозанятость, основы организации своего дела. Знакомство с нормативными актами, регулирующих правовое обеспечение отношений в области занятости и трудоустройства способствуют формированию правовой культуры будущего специалиста. На старших курсах изучаются дисциплины «Управление предпринимательской деятельностью» и «Организация предпринимательской деятельности в здравоохранении», которые рассматривает нравственно-этические нормы и принципы предпринимательской деятельности в здравоохранении, биоэтику оказания платных медицинских услуг, возможности решения экологических проблем, производственных конфликтов, ответственность предпринимателя за нарушение прав потребителя. Студенты знакомятся с основными подходами к организации предпринимательской деятельности в здравоохранении. На дисциплине «Маркетинг в здравоохранении» обучающиеся имеют возможность более глубокого изучения различных аспектов  покупательского поведения потребителей медицинских и фармацевтических товаров и услуг, особенностей формирования спроса и методологии маркетинговых исследований  потребительских предпочтений.

На выпускных курсах изучаются такие дисциплины как  «Рынок медицинских услуг» и «Бизнес-планирование в здравоохранении», что способствует получению базовых знаний не только по теоретическим основам рынка услуг здравоохранения, методологии бизнес-планирования, но и формированию профессиональных навыков для проведения маркетинговых исследований рынка медицинских услуг, организации платной медицинской помощи в различных сферах здравоохранения.

По дисциплине «Бизнес-планирование» для менеджеров учебным планом предусмотрена курсовая работа – один из видов учебно- и научно-исследовательской работы, которая представляет собой самостоятельно выполненное студентом исследование. При выполнении курсовой работы студент должен показать теоретические знания осуществления бизнес-планирования, умение разрабатывать отдельные разделы бизнес-плана, критически осмысливать результаты исследования и делать соответствующие выводы и предложения. Целью курсовой работы является систематизация и углубление теоретических знаний и практических навыков, приобретенных студентом в ходе изучения дисциплины «Бизнес-планирование», формирование соответствующих общекультурных и профессиональных компетенций.  Студентам предлагается тематика курсовых работ, например:

- «Совершенствование инновационной деятельности медицинской организации с помощью инструментов бизнес-планирования»;

- «Разработка бизнес-модели развития медицинской организации;

- «Управление конкурентоспособностью медицинской организации с помощью инструментов бизнес-планирования»;

- «Разработка предложений по снижению предпринимательских рисков медицинской организации на основе бизнес-планирования»;

- «Разработка бизнес-плана открытия лечебно-диагностического центра»;

- «Разработка бизнес-плана развития центра профилактической медицины» и т.д.

Название темы курсовой работы необходимо конкретизировать в зависимости от предприятия (организации) здравоохранения, на материалах которого (которой) будет выполняться курсовая работа. Например: «Разработка бизнес-плана позиционирования услуг санаторно-курортной организации (на материалах АУЗ «Курский областной санаторий «Соловьиные зори»).

Разработка студентами  на практических занятиях бизнес-плана помогает выработать и развить  практические навыки по бизнес-планированию, которые могут быть использованы ими в процессе будущей профессиональной деятельности.

Одна из важных задач, которая должна быть решена в системе управления предприятием – создание высокоэффективного механизма сбора, обработки, передачи, использования и хранения информации. Для этого будущему специалисту необходимо знать основные положения нормативно-правовой среды в сфере документационного обеспечения управления, общие правила документирования управленческой деятельности, принципы работы с документами, в том числе  и с электронными и создания системы управления документами предприятия. Эти вопросы изучаются студентами на дисциплине «Документирование управленческой деятельности». В ходе выполнения учебно-исследовательской работы на обобщенную тему: «Составление и оформление документов» студент должен составить и оформить комплект организационно-распорядительных документов организации: устав, документы системы менеджмента качества, положение о работе структурных подразделений организации,  должностную инструкцию специалиста, правила внутреннего трудового, резюме, трудовой договор, заявление о приеме на работе, приказ о приеме на работу, запись в трудовую книжку, личную карточку (форму Т-2), официальное письмо организации и т.д. Данная тема должна быть конкретизирована с учетом выбранной организации,  например,  «Составление и оформление документов для создаваемой (действующей) предпринимательской структуры ООО «Здоровье» г. Курска», «Составление и оформление документов при трудоустройстве в  предпринимательскую структуру  ООО  «Здоровье» г. Курска».

В учебных дисциплинах кроме традиционного чтения лекций и проведения семинаров используются инновационные технологии обучения.

Так, например, изучение дисциплины «Основы предпринимательства и самозанятости» предполагает защиту  проектов  «Развитие малого и среднего бизнеса на примере субъекта РФ». В ходе защиты студенты принимают активное участие в обсуждении вопросов о состоянии современного   предпринимательства  в различных субъектах России: Курской,  Белгородской, Воронежской областях и т.д.

В рамках дисциплины «Маркетинг в  здравоохранении» после теоретического освоения необходимых знаний перед группой студентов ставится проблемная задача: на основе анализа покупательского поведения и  предпочтений определенной категории потребителей определить причины снижения спроса на медицинскую услугу или товар. Эта задача является сквозной и выполняется в течение нескольких практических занятий. Для ее решения используется социологический метод опроса. Студенты составляют план исследования, определяют необходимый объем выборки, разрабатывают анкету, проводят опрос изучаемой категории потребителей (каждый студент 7-10 человек), анализируют полученные результаты,  составляют сводный отчет и предлагают пути решения  проблемы.  При решении этой проблемной задачи студенты учатся выявлять факторы, влияющие на поведение потребителей медицинских и фармацевтических товаров и услуг; составлять анкету и проводить социологический опрос потребителей; анализировать и систематизировать полученные результаты. Особенно важно, что в ходе выполнения задания каждый студент непосредственно общается с респондентами, овладевает навыками проведения опроса и соприкасается с реальными проблемами потребителей.

Изучение дисциплины «Организация предпринимательской деятельности в здравоохранении» предусматривает решение ситуационных задач  по различным направлениям предпринимательства и выполнение деловой игры «Лизинг в здравоохранении». Это способствует формированию навыков, необходимых будущему специалисту для быстрой  адаптации к практической деятельности.

Мультимедийный лекционный материал по дисциплине «Документирование управленческой деятельности»,  иллюстрирующий современную документацию, обеспечивает хорошую наглядность и значительно облегчает подготовку студентов к практическим занятиям. С целью формирования необходимых практических навыков на занятиях оформляется комплект документов по организационно-распорядительной деятельности предприятия, составляются официальные письма, применяются деловые игры, например, «Кадровая документация. Прием на работу».

Таким образом, опыт работы кафедры экономики и менеджмента  показывает, что изучение учебных дисциплин наряду с получением хороших теоретических и практических знаний, навыков и умений имеет широкие возможности в совершенствовании культурно-нравственного и гражданского воспитания будущих специалистов, реализация которых возможна с использованием традиционных и инновационных методов обучения. Это позволяет подготовить будущего экономиста или менеджера здравоохранения максимально подготовленным и адаптированным к современным рыночным условиям.



Все статьи автора «Зюкин Данил Алексеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: