Рыночные преобразования, активно проводимые в России, в настоящее время затронули и здравоохранение. Лечебно-профилактическим учреждениям (ЛПУ) для укрепления конкурентных позиций на рынке необходимо постоянно искать пути совершенствования и оптимизации своей деятельности. Неизбежность оказания платных медицинских услуг населению, стала очевидной. Поэтому современному специалисту для успешного профессионального самоутверждения необходимо всестороннее развитие: хорошие теоретические знания, умение практически реализовывать полученные умения и навыки, а также высокий культурно-нравственный уровень поведения в коллективе, обществе.
Сегодня экономист и менеджер здравоохранения должен уметь профессионально взаимодействовать с различными субъектами предпринимательской деятельности: партнерами по бизнесу, поставщиками фармацевтических товаров, учредителями, конкурентами, правительственными и общественными организациями, коллективом медицинской организации, потребителями медицинских услуг. Он должен быть контактным, общительным, вежливым, проявлять интерес к окружающим, располагать к себе людей, слушать и понимать их, соблюдать этикет, уметь вести деловую переписку с применением современных информационных технологий. Будущим специалистам необходимо знать и учитывать в своей деятельности правовые и этические нормы, критерии, правила поведения, сложившиеся в здравоохранении. Поэтому, воспитание экономистов и менеджеров в рамках получаемого ими образования является важнейшим условием, необходимым для становления общей культуры гражданина, инициативности и ответственности за принимаемые решения в будущей профессиональной деятельности.
Образовательный и воспитательный процесс на факультете экономики и менеджмента КГМУ реализуется с использованием различных подходов. Большое значение уделяется возможностям учебного процесса и развитию творческих инициатив студентов. Значительное внимание становлению и развитию правовой, политической, экономической, познавательно-эстетической, профессионально-трудовой, экологической культуре уделяется на выпускающей кафедре экономики и менеджмента в ходе изучения следующих дисциплин:
- «Основы предпринимательства и самозанятости»;
- «Управление предпринимательской деятельностью»;
- «Организация предпринимательской деятельности в здравоохранении»;
- «Рынок медицинских услуг»;
- «Маркетинг в здравоохранении»;
- «Управление качеством в здравоохранении»;
- «Бизнес-планирование в здравоохранении»;
- «Документирование управленческой деятельности» и др.
Преподавание этих дисциплин способствует становлению высокого нравственно-культурного уровня будущего специалиста, его адаптации к современным рыночным условиям. При их изучении у студентов:
- повышается общая культура;
- развиваются инициативность, предприимчивость, самостоятельность;
- формируются современное мышление, гражданственность, ответственность, коммуникативность, человеколюбие, уважение прав и свобод других людей, готовность к жизни и труду в условиях современной демократии;
- формируются навыки работы с управленческой документацией в соответствии с международными стандартами.
Дисциплина «Основы предпринимательства и самозанятости» изучается студентами на втором курсе и затрагивает очень важные и актуальные вопросы для молодых специалистов – процесс поиска подходящей работы и устройство на нее, самозанятость, основы организации своего дела. Знакомство с нормативными актами, регулирующих правовое обеспечение отношений в области занятости и трудоустройства способствуют формированию правовой культуры будущего специалиста. На старших курсах изучаются дисциплины «Управление предпринимательской деятельностью» и «Организация предпринимательской деятельности в здравоохранении», которые рассматривает нравственно-этические нормы и принципы предпринимательской деятельности в здравоохранении, биоэтику оказания платных медицинских услуг, возможности решения экологических проблем, производственных конфликтов, ответственность предпринимателя за нарушение прав потребителя. Студенты знакомятся с основными подходами к организации предпринимательской деятельности в здравоохранении. На дисциплине «Маркетинг в здравоохранении» обучающиеся имеют возможность более глубокого изучения различных аспектов покупательского поведения потребителей медицинских и фармацевтических товаров и услуг, особенностей формирования спроса и методологии маркетинговых исследований потребительских предпочтений.
На выпускных курсах изучаются такие дисциплины как «Рынок медицинских услуг» и «Бизнес-планирование в здравоохранении», что способствует получению базовых знаний не только по теоретическим основам рынка услуг здравоохранения, методологии бизнес-планирования, но и формированию профессиональных навыков для проведения маркетинговых исследований рынка медицинских услуг, организации платной медицинской помощи в различных сферах здравоохранения.
По дисциплине «Бизнес-планирование» для менеджеров учебным планом предусмотрена курсовая работа – один из видов учебно- и научно-исследовательской работы, которая представляет собой самостоятельно выполненное студентом исследование. При выполнении курсовой работы студент должен показать теоретические знания осуществления бизнес-планирования, умение разрабатывать отдельные разделы бизнес-плана, критически осмысливать результаты исследования и делать соответствующие выводы и предложения. Целью курсовой работы является систематизация и углубление теоретических знаний и практических навыков, приобретенных студентом в ходе изучения дисциплины «Бизнес-планирование», формирование соответствующих общекультурных и профессиональных компетенций. Студентам предлагается тематика курсовых работ, например:
- «Совершенствование инновационной деятельности медицинской организации с помощью инструментов бизнес-планирования»;
- «Разработка бизнес-модели развития медицинской организации;
- «Управление конкурентоспособностью медицинской организации с помощью инструментов бизнес-планирования»;
- «Разработка предложений по снижению предпринимательских рисков медицинской организации на основе бизнес-планирования»;
- «Разработка бизнес-плана открытия лечебно-диагностического центра»;
- «Разработка бизнес-плана развития центра профилактической медицины» и т.д.
Название темы курсовой работы необходимо конкретизировать в зависимости от предприятия (организации) здравоохранения, на материалах которого (которой) будет выполняться курсовая работа. Например: «Разработка бизнес-плана позиционирования услуг санаторно-курортной организации (на материалах АУЗ «Курский областной санаторий «Соловьиные зори»).
Разработка студентами на практических занятиях бизнес-плана помогает выработать и развить практические навыки по бизнес-планированию, которые могут быть использованы ими в процессе будущей профессиональной деятельности.
Одна из важных задач, которая должна быть решена в системе управления предприятием – создание высокоэффективного механизма сбора, обработки, передачи, использования и хранения информации. Для этого будущему специалисту необходимо знать основные положения нормативно-правовой среды в сфере документационного обеспечения управления, общие правила документирования управленческой деятельности, принципы работы с документами, в том числе и с электронными и создания системы управления документами предприятия. Эти вопросы изучаются студентами на дисциплине «Документирование управленческой деятельности». В ходе выполнения учебно-исследовательской работы на обобщенную тему: «Составление и оформление документов» студент должен составить и оформить комплект организационно-распорядительных документов организации: устав, документы системы менеджмента качества, положение о работе структурных подразделений организации, должностную инструкцию специалиста, правила внутреннего трудового, резюме, трудовой договор, заявление о приеме на работе, приказ о приеме на работу, запись в трудовую книжку, личную карточку (форму Т-2), официальное письмо организации и т.д. Данная тема должна быть конкретизирована с учетом выбранной организации, например, «Составление и оформление документов для создаваемой (действующей) предпринимательской структуры ООО «Здоровье» г. Курска», «Составление и оформление документов при трудоустройстве в предпринимательскую структуру ООО «Здоровье» г. Курска».
В учебных дисциплинах кроме традиционного чтения лекций и проведения семинаров используются инновационные технологии обучения.
Так, например, изучение дисциплины «Основы предпринимательства и самозанятости» предполагает защиту проектов «Развитие малого и среднего бизнеса на примере субъекта РФ». В ходе защиты студенты принимают активное участие в обсуждении вопросов о состоянии современного предпринимательства в различных субъектах России: Курской, Белгородской, Воронежской областях и т.д.
В рамках дисциплины «Маркетинг в здравоохранении» после теоретического освоения необходимых знаний перед группой студентов ставится проблемная задача: на основе анализа покупательского поведения и предпочтений определенной категории потребителей определить причины снижения спроса на медицинскую услугу или товар. Эта задача является сквозной и выполняется в течение нескольких практических занятий. Для ее решения используется социологический метод опроса. Студенты составляют план исследования, определяют необходимый объем выборки, разрабатывают анкету, проводят опрос изучаемой категории потребителей (каждый студент 7-10 человек), анализируют полученные результаты, составляют сводный отчет и предлагают пути решения проблемы. При решении этой проблемной задачи студенты учатся выявлять факторы, влияющие на поведение потребителей медицинских и фармацевтических товаров и услуг; составлять анкету и проводить социологический опрос потребителей; анализировать и систематизировать полученные результаты. Особенно важно, что в ходе выполнения задания каждый студент непосредственно общается с респондентами, овладевает навыками проведения опроса и соприкасается с реальными проблемами потребителей.
Изучение дисциплины «Организация предпринимательской деятельности в здравоохранении» предусматривает решение ситуационных задач по различным направлениям предпринимательства и выполнение деловой игры «Лизинг в здравоохранении». Это способствует формированию навыков, необходимых будущему специалисту для быстрой адаптации к практической деятельности.
Мультимедийный лекционный материал по дисциплине «Документирование управленческой деятельности», иллюстрирующий современную документацию, обеспечивает хорошую наглядность и значительно облегчает подготовку студентов к практическим занятиям. С целью формирования необходимых практических навыков на занятиях оформляется комплект документов по организационно-распорядительной деятельности предприятия, составляются официальные письма, применяются деловые игры, например, «Кадровая документация. Прием на работу».
Таким образом, опыт работы кафедры экономики и менеджмента показывает, что изучение учебных дисциплин наряду с получением хороших теоретических и практических знаний, навыков и умений имеет широкие возможности в совершенствовании культурно-нравственного и гражданского воспитания будущих специалистов, реализация которых возможна с использованием традиционных и инновационных методов обучения. Это позволяет подготовить будущего экономиста или менеджера здравоохранения максимально подготовленным и адаптированным к современным рыночным условиям.