Современные общественные процессы и явления при качественной оценке часто характеризуются степенью инновационности, то есть наличием или отсутствием нововведений, повышающих эффективность, значимость, популярность. В силу заимствования термина «инновации» из европейских языков аналогичный русскоязычный термин на сегодняшний день определен неоднозначно. В современной отечественной литературе зачастую синонимично употребляются понятия «новшества», «нововведения» и «инновации». При такой трактовке, в отличие от западной семантики, теряется «революционное», «прорывное» содержание понятия, не учитывается степень влияния реальных инноваций на ту область деятельности, к которой они приложены. Такое нечеткое толкование в педагогической науке приводит к терминологической и семантической неточности, к искажению обоснования и содержания инновационных методик и технологий.
Сущность инноваций в образовании связана с педагогической стратегией преподавателя, ориентированной на тесное взаимодействие участников образовательного процесса, способствующей их естественному и непрерывному профессиональному росту, развитию рефлексивных способностей, субъектности и ценностно-смысловой позиции. Инновационные процессы в образовании являются объектом пристального изучения многих ученых. Так, формированию понятия инновационного образования посвящены работы В.Ф. Взятышева, Л.Ф. Вязниковой, Л.И. Романковой, В.Е. Шукшунова, П.Г. Щедровицкого. «Педагогический смысл инноваций в образовании обнаруживается там, где субъекты инновационного взаимодействия, встречаясь с новизной, видят образовательный смысл в реорганизации собственного опыта, расширяют ценностную личностную позицию, придавая личностный смысл и целеполагающий характер инновациям» [1].
Инновации в педагогическом контексте обозначают не только новшества или нововведения, но и традиционные принципы, технологии, подходы, методы и средства, которые способствуют повышению эффективности обучения и открывают новые возможности. Такая трактовка будет использоваться в статье и далее. Активное использование инноваций в современном образовании происходит в тесном взаимодействии с традиционными педагогическими технологиями, что позволяет сохранить положительные тенденции и способствовать развитию альтернативных подходов. Технологии коучинга, менторинга и эдвайзинга имеют давнюю историю, становление, особенности использования и области применения – то есть могут быть отнесены к традиционным педагогическим технологиям. При этом в современной педагогической литературе таким технология уделяется особое внимание, они становятся популярными, так как в изменившихся экономических, социальных и политических условиях, на фоне глобального роста информационных технологий и ресурсов коучинг, менторинг и эдвайзинг приобретают иной смысл. Обоснование эффективности корректного и грамотного использования данных технологий приводятся в педагогической литературе.
Многие начинающие, а также опытные преподаватели испытывают трудности при определении различий между этими технологиями обучения. Данные понятия легко спутать между собой, так как в процессе обучения опытный преподаватель использует комбинации разных технологий таким образом, что со стороны весь процесс выглядит как непрерывная коммуникация. Рассмотрим особенности каждой технологии и рекомендации по использованию в учебном процессе.
Ментор – это опытный советник или учитель. Менторинг – это технология обучения, при которой учащийся имеет возможность наблюдать за ментором/учителем/наставником и учиться у него. Ментор помогает развивать технические навыки, способствовать карьерному росту и психосоциальным функциям личности. Ментор всегда выше своего воспитанника, так как он имеет больше опыта, более высокий социальный статус и влияние в профессиональной сфере. Технологию «менторинг» вряд ли можно назвать новой, однако, в настоящее время она приобретает иное значение. В ХХ веке менторинг в основном использовался для повышения эффективности труда среднестатистических работников и реализации преемственности производства. Повышенный интерес к данной технологии обучения в настоящее время может быть обусловлен следующими факторами [2]:
- обеспокоенность моральным состоянием и уровнем доверия сотрудников, связанным с реструктуризацией и сокращением в компаниях;
- повышенная чувствительность к проблемам в коллективе;
- необходимость преемственного планирования;
- инновационные процессы в обществе в целом и в компании в частности;
- мотивация к проведению изменений, которые стимулируют организации сегодня, нехватка квалифицированных специалистов.
Главным фактором, стимулирующим введение в практику технологии менторинга, является высокая конкурентоспособность на рынке труда. Обмен «интеллектуальным капиталом» оказывает сильное влияние на развитие личности работников и компании в целом, не говоря уже о мотивации.
Отношение, возникающее между ментором и «воспитанником», имеет много определений и ролей. Ментор может являться близким советником, руководителем, учителем или просто человеком, имеющим личную заинтересованность в карьере конкретного работника и дающим нужные советы и указания. Между ментором и воспитанником отношения выстраиваются на основе духовного сходства и в дальнейшем характеризуются пониманием общих целей и стремлением их достичь.
Изначально менторинг использовался для повышения эффективности деятельности работников со средними показателями, но в настоящее время менторинг применяется в других целях. Менторинг улучшает коммуникативные навыки, развивает навыки межличностного общения и повышает уверенность в собственных силах.
Особенности менторинга:
- формирует личную привязанность и заинтересованность обучающегося, повышает его мотивацию к профессиональному росту;
- является эффективным методом обучения для обеих сторон (ментор и обучающийся);
- развивает многолетнюю связь и дружбу между участниками процесса.
Коучинг – это персональный и конфиденциальный процесс обучения. Обычно результатами коучинга являются успешная реализация поставленных задач, повышение эффективности деятельности, личностный рост отдельного человека, а также усовершенствование схемы построения бизнеса и оптимизация процессов его организации. Коучинг является личностным процессом обучения в сравнении с другими технологиями по двум причинам. Первой причиной индивидуализации коучинга является то, что данная технология обучения подразумевает исключительность набора знаний каждого учащегося, быстроты восприятия информации, степени обучаемости и стиля обучения. Второй причиной можно назвать приемлемость использования коучинга для декларации отзывов о сильных и слабых сторонах учащегося [3].
Используя технологию коучинга, преподаватель управляет процессом обучения и показывает ученику, какие стороны усовершенствованы, а какие все еще требуют доработки. Четкое представление о желаемом результате является ключевым компонентом в успешной реализации коучинга. Для коучинга могут считаться приемлемыми следующие задачи:
- развитие навыка в определенной области;
- усовершенствование деятельности с акцентом на повышение уровня ответственности в работе;
- профессиональное развитие, позволяющее впоследствии взять на себя новые обязанности;
- личностное развитие, эффективно влияющее на производительность труда.
В настоящее время часто требуется быстро решать кризисные задачи, зачастую не обладая необходимым опытом и образованием, порой при полном отсутствии каких-либо моделей. Технология коучинга позволяет человеку, имеющему мотивацию к развитию, перейти на новый уровень и показывает, каким образом это можно сделать, что необходимо предпринять.
Особенности коучинга:
- применяется индивидуальный подход в обучении;
- технология направлена на индивидуальное развитие личности;
- мотивирует и вдохновляет;
- требует психологической совместимости преподавателя и учащихся.
Технология эдвайзинга имеет многовековую историю и на заре своего становления использовалась для организации целенаправленного процесса передачи практического опыта и его последующей возможной корректировки. В классическом понимании эдвайзер – это педагог, выполняющий функции академического наставника обучающегося по соответствующей специальности, оказывающий содействие в выборе траектории обучения и освоения образовательной программы в период обучения. В широком смысле эдвайзер комплексно выполняет следующие функции: способствует личностному росту и становлению воспитанников, занимается корректировкой содержания образовательных программ в контексте соответствующей специальности, сохраняет положительные традиции в организации обучения.
В настоящее время наблюдается повышение интереса к эдвайзингу, который рассматривается в новом контексте. Современные общественные тенденции способствуют формированию отдельных проблем, в решении которых эффективной выступает технология эдвайзинга [4]:
- слабая социальная адаптация студентов младших курсов к системе высшего образования, а также сотрудников в начале карьеры к профессиональной деятельности;
- необходимость приобщения обучающихся либо молодых специалистов не только к производственной и профессиональной сферам деятельности, но и развитие межкультурного общения, сохранение положительных традиций, сложившихся в организации;
- учет особенностей высшего образования и непрерывного обучения по конкретной специальности в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;
- инновационные процессы в обществе, влияющие на изменчивость требований к профессиональным компетенциям выпускников вузов по конкретной специальности.
Эдвайзинг реализует динамические взаимоотношения между учащимся и педагогом. В центре образовательного процесса при этом находится общая ответственность участников за последовательное освоение учебного плана в сочетании с личным, социальным, академическим и карьерным развитием. Первостепенной задачей эдвайзинга является оказание помощи обучающимся в определении целей в профессиональной и социальной деятельности, в приобретении устойчивых навыков и отношений, которые будут в дальнейшем способствовать интеллектуальному и карьерному росту.
Особенности эдвайзинга:
- оказание помощи студентам и молодым специалистам в их профессиональном и личностном росте путем построения содержательных учебных планов, совместимых с жизненными целями обучающихся;
- грамотное и эффективное руководство обучающимися со стороны эдвайзера;
- возможная корректировка траектории обучения в соответствии с общественными тенденциями;
- социальная и профессиональная мобильность педагога в сочетании со знаниями особенностей предметной области;
- опыт и высокий профессионализм эдвайзера в сочетании с авторитетом;
- преемственность поколений.
Во всех приведенных технологиях обучения есть определенный набор компонентов: результат, руководство, поддержка, сопровождение в контексте какой-либо организации или построении карьеры отдельно взятого человека и его жизни в целом. Улучшение результатов деятельности человека во многом связано с развитием определенных компетенций и навыков. Руководство деятельностью человека и поддержка стабилизируют его эмоциональное состояние и совершенствуют качества характера. В таблице 1 мы приводим сравнительный анализ коучинга, ментроринга и эдвайзинга по наиболее значимым, на наш взгляд, параметрам.
Таблица 1 – Сравнительный анализ технологий коучинга, менторинга и эдвайзинга
Коучинг |
Менторинг |
Эдвайзинг |
Нацеленность |
||
получение структурированной поддержки для принятия самостоятельных решений | получение и осуществление руководства, выбора | получение профессиональной поддержки в организации научно-исследовательской работы |
Окружение |
||
индивидуальная и/или групповая работа | личное развитие для будущей карьеры и жизни | индивидуальная работа |
Ориентирование |
||
исследование | практика | исследование |
Количество |
||
от «один на один» до
«один на восемь» |
от «один на один» до
«один на три» |
«один на один» |
Эффективность зависит от |
||
навыков тренера и мотивации учащихся | опыта и знаний ментора, его готовностью поделиться ими | личного опыта и авторитета эдвайзера, мотивации учащихся |
Содержание |
||
зависит от специфики работы | основано на потребностях подопечного | основано на специфики работы |
Цель |
||
улучшение результата деятельности | намеренное вложение в будущее | научно-исследовательская деятельность |
Прогресс |
||
зависит от мотивации | зависит от поставленных целей | зависит от мотивации |
Уровень ответственности |
||
от среднего до высокого уровня | высокий, глубокий уровень | высокий, глубокий уровень |
Метод |
||
вопросы и исследование
(воля и разум) |
руководство и лидерство
(эмоции, воля и разум) |
вопросы и исследование
(воля и разум) |
Результат |
||
улучшить качество работы | развить свой потенциал в карьере и жизни | оформить результаты исследования |
Практическая значимость использования технологий коучинга, менторинга и эдвайзинга в образовании заключается в разработке моделей формирования ядра профессиональных компетенций с учетом потребностей рынка труда и квалификационных требований ФГОС. Такие модели и методики их внедрения в образовательное пространство позволят достигать планируемого уровня профессиональных компетенций обучающихся и могут быть использованы для интенсификации и повышения качества образовательного процесса. Применение инновационных технологий в образовательной и профессиональной деятельности требует от педагога знаний особенностей и условий их эффективного использования. Положительную динамику роли инноваций в системе образования можно обеспечить, опираясь на сочетание традиционного и инновационного подходов. Активное привлечение инноваций в образовательную деятельность должно грамотно сочетаться с условиями их эффективного использования, что позволит обеспечить комплексность и повысить качество профессионального образования.
Библиографический список
- Торгунская Н.Л. Педагогические инновации как условие личностно-профессионального развития преподавателей высшей школы: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Торгунская Наталья Леонидовна; – Комсомольск-на-Амуре, 2007. – 21 с.
- Ваныкина Г.В., Сундукова Т.О. Тренинг, фасилитация, коучинг и менторинг в непрерывном образовании // Электронное обучение в непрерывном образовании 2016. III Международная научно-практическая конференция: сборник научных трудов. – Ульяновск: УлГТУ, 2016. – С. 648-655.
- Ваныкина Г.В., Сундукова Т.О. Коучинг в обучении будущих ИТ-специалистов // Современные информационные технологии и ИТ-образование. / Научный журнал, Т.1 (№11) – Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2015. – С. 550-556.
- Sundukova T., Vanykina G. Training, mentoring or advising – what to choose? // Recent Achievements and Prospects of Innovations and Technologies: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. – Севастополь: Резерв, 2016. – С.259-267.