Воспитательная работа представляет интерес как для педагогов теоретиков, так и для педагогов практиков, включенных в активный процесс организации современного воспитания в образовательной организации. В нашей работе мы будем придерживаться основ научного познания в педагогической науке [1-2], возможности продуктивного использования педагогического моделирования и персонифицированного решения задач развития как личности, так и системы образования, т.е. будем опираться на совокупность научных публикаций [3-12].
Уточним понятия «воспитательная работа», приведем определения в широком, узком, локальном, унифицированном смыслах.
Широкий смысл определения относится к макроуровню педагогического моделирования и педагогической деятельности, гарантирует качественное решение задач на уровне государства, региона.
Воспитательная работа (в широком смысле) – процесс воздействия на обучающегося, позволяющий создать благоприятную среду для формирования воспитания, подготовки личности к различным видам деятельности, а также к выполнению разнообразных социальных ролей.
Узкий смысл определения детерминируется мезоуровнем педагогического моделирования и педагогической деятельности, реализует практику организации воспитания в конкретной образовательной организации.
Воспитательная работа (в узком смысле) – целенаправленная деятельность педагогического работника, направленная на обучающегося для достижения всестороннего развития личности, формирования моральных качеств, мировоззрения, этических убеждений.
Локальный смысл характеризуется микроуровнем педагогического моделирования и педагогической деятельности, обеспечивает верификацию качества ситуативного решения задач развития личности в системе образования и культуры, спорта и досуга.
Воспитательная работа (в локальном смысле) – один из вариантов работы педагога над решением конкретной задачи воспитания обучающегося, который подразумевает смену деятельности учащегося, постановку более четких задач обучения и воспитания, избегание длинных формулировок и лишних смысловых нагрузок.
Унифицированный смысл детерминаций определяется уникальной, единой системой постановки решения задач развития личности в модели непрерывного образования.
Воспитательная работа (в унифицированном смысле) – возможность личности реализовываться в антропосреде, самостоятельно решать социальные задачи для построения отношений, выполнению ролей в социуме, соблюдение моральных и этических ценностей.
Выделенные определения могут быть использованы в структуре разработки программно-педагогического обеспечения педагогического взаимодействия в образовательной организации.
Библиографический список
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Мосолова С. А., Козырева О. А. Некоторые особенности уточнения категорий «социализация» и «самореализация» в структуре профессиональной подготовки педагогов // Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 13 ноября 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.262-264.
- Мосолова С.А., Козырева О.А. Программно-педагогическое обеспечение деятельности педагога как ресурс самореализации и самоутверждения // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66559
- Мосолова С.А. Некоторые практико ориентированные возможности моделирования анкет в структуре изучения курса «Практическая педагогика» // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молодых ученых ; под общ. ред. М.В. Темлянцева. – Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.265-267.
- Мосолова С.А., Козырева О.А. Дидактический тест в структуре изучения курса «История педагогики и образования»: проблемы и возможности моделирования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 6. URL: http://human.snauka.ru/2016/06/14968
- Мосолова С.А., Козырева О.А. Программно-педагогическое обеспечение деятельности педагога как ресурс самореализации и самоутверждения // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66559
- Джилов Л.П., Камалов Н.В. Воспитательная работа с обучающимися ДЮСШ как условие реализации идей социализации и самореализации личности // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения : тр. Всеросс. науч. конфер. студ., аспир. и молодых ученых ; под общ. ред. М.В. Темлянцева. – Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. Вып. 20. Ч. II. Гуманитарные науки. С.189-191.
- Ромашевская Н.И., Мезенцев А.И., Зубанов В.П. Возможность продуктивного изучения курса «Методика воспитательной работы» в подготовке будущих педагогов по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2016. № 4. URL:http://psychology.snauka.ru/2016/04/6672
- Сапегин И.И., Козырева О.А. Возможности воспитательной работы в модели организации классных часов // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/69742
- Свинаренко В.Г., Зубанов В.П., Сырбу В.П. Особенности профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре в моделировании и апробации форм современной воспитательной работы // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2. С.710-718.
- Шварцкопф Е.Ю., Свинаренко В.Г., Голубовский А.Ю. Качество планирования и организации воспитательной работы в школе как социально-профессиональная проблема // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. С.122-134.