УДК 37.013

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЮ ФОЛЬКЛОРОМ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Погонцева Дарья Викторовна
МБУ ДО ДТДМ г. Ростова-на-Дону

Аннотация
В статье рассматривается опыт работы с подростками в рамках организации деятельности фольклорного ансамбля "Феникс" при МБУ ДО ДТДМ г. Ростова-на-Дону. Рассматривается вопрос формирования интересу к занятиям фольклорам подростков, через использование инновационных технологий, а также создания условий для развития подростков в современных музыкальных направлениях.

Ключевые слова: балалайка, инновационные технологии, подростки, укулеле, фольклор, формирование интереса


FEATURES OF THE FORMATION OF INTEREST IN MODERN ADOLESCENTS TO ENGAGE IN FOLKLORE

Pogontseva Daria Viktorovna
MBU DO DTDM

Abstract
The article deals with the experience of working with young people within the organization of the folk ensemble "Phoenix" at MBU DTDM to the city of Rostov-on-Don. The question of the formation of interest in folklore studies of adolescents, through the use of innovative technologies, as well as to create conditions for the development of teenagers in today's musical trends.

Библиографическая ссылка на статью:
Погонцева Д.В. Особенности формирования интереса к занятию фольклором у современных подростков // Современная педагогика. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/11/6267 (дата обращения: 12.07.2023).

Каждый педагог сталкивался с вопросом, как заинтересовать воспитанника определенным материалом. Если в рамках школьного обучения – школьников мотивируют получением отличного аттестата, то в дополнительном образовании необходимо искать другие способы мотивации. Если мы говорим о фольклорном коллективе, то мотивирующих факторов крайне мало, поскольку большинство подростков приходят в дополнительное образование с целью повысить свой социальный статус среди ровесников, за счет интересных знаний, умений, навыков. К сожалению, в России сложилась ситуаций, когда изучение фольклора «не модно», а некоторые школьники указывают, что им «стыдно» было бы заниматься в вокальном фольклорном ансамбле. В тоже время,

Однако данный вопрос изучается вскользь, так, О.В. Пивницкая [1] указывает, что в современных социокультурных условиях сохранение и развитие традиций нашей страны,  приобщение к ним подрастающих поколений выдвигается в число первоочередных задач, стоящих перед педагогами-музыкантами. Однако автор также отмечает, что на данный момент практически отсутствуют работы, которые были бы посвящены изучению содержания и организации процесса освоения детьми песенного фольклора отдельного региона. Говоря о специфике изучения средне-русского фольклора О.В, Пивницкая [1] приводят важные компоненты освоения учащимися, в том числе: компонентов музыкальной стилистики (особенностей мелодики, ритмики, ладовых структур, характера многоголосия, взаимосвязи стиха и напева), б) особенностей манеры исполнения, которая не подлежит точной фиксации в нотной записи и которую можно передать из поколения в поколение исключительно в устной форме. Однако данные особенности также присущи донскому фольклору, который по своему строения близок к джазу (позволяет импровизировать в рамках заданной музыкальной «темы»). В свою очередь О.С. Михайлова, изучая формирование интереса младших школьников к фольклору отмечает, что особенности интереса младших школьников к фольклору славянских народов проявляются через специфику его функций: познавательной; оценочной; ценностно-ориентационной; креативной; коммуникативно-регулятивной. При этом, по мнению автора, особенности интереса младших школьников к фольклору проявляются в пробуждении его к эстетическим знаниям по фольклору (интерес к фольклорным традициям славянских народов); стимулировании ценностного отношения к фольклору (избирательная направленность детей на занятия фольклором, накопление художественного опыта народных традиций как регулятора межпоколенных связей, этнотолерантных отношений детей); и мотивации самосовершенствования в творческом коллективе.

Как мы отмечали ранее, занятия фольклором способствуют формированию ценностно-смысловой ориентации ребенка [3], а потребность в самопрезентации у музыкантов гораздо ниже [4] и поэтому их аккаунты в социальных сетях включают более правдивую, и с точки зрения психологии более сбалансированную презентацию себя.

Исходя из нашего опыта, мы можем говорить о том, что самый эффективный способ привлечения современных подростков в фольклорный ансамбль и мотивирования их на занятия – это максимально активное использование современных технологий (как в репетиционном процессе, так и в концертных номерах). Одним из таких способов является создание современных аранжировок (примером могут служить группы «Иван Купала», «Баба Яга» и «Пелагея»), таким образом, вокальная и мелодическая традиции сохраняются, но появляется новое, современное звучание. В репертуаре ансамбля «Феникс» (МБУ ДО ДТДМ г. Ростова-на-Дону), примерно 10% репертуара – это фольклорные песни в аранжировках, около 5% – современных авторских песен и 85% это аутентичный фольклор. Однако даже в исполнении аутентичного фольклора вводятся новые, современные музыкальные инструменты, которые также способствуют повышению интереса подростков к занятиям фольклору. Так в рамках работы нашего ансамбля воспитанникам было предложено вместо балалайки изучить основы игры на укулеле (маленькая гавайская гитара). При этом важно отметить, что на Руси, какое-то время балалайка была с 4 струнами и один из вариантов настройки полностью совпадает с настройкой укулеле (A-E-C-G). Однако форма укулеле (классическая «гитара» или «ананас»-округлая) не похожа на балалайку, которая является определенным брендом, символом, который в свою очередь ассоциируется со «старичком на завалинке». Кроме того, имеющиеся пособия по игре на укулеле позволяют играть современные песни. Из опыта нашего ансамбля, за 1,5 года введения дополнительных занятий игры на укулеле способствовали мотивированию около 40% воспитанников –на то, чтобы не только освоить данный инструмент, но и подготовить сольный номер (пение и аккомпанирование), а также, все воспитанники, изучившие основы игры на укулеле, самостоятельно разучили 2-3 современные песни. Также в рамках работы нашего ансамбля были введены такие инструменты как блок-флейта, которая с одной стороны помогает понять такие категории как «высота звука», «тональность» ит.д. А с другой помогает лучше понимать особенности дыхания, развивает легкие и мелкую моторику. Блок-флейты используются как в исполнении фольклорных песен, так и, как и в случае с укулеле, мотивируют воспитанников заниматься самостоятельно дома осваивая современные песни в переложении для флейты. На данном этапе, нами также было предложено обучиться игре на казу (kazoo), а также калюках, сельефлетах и других народных духовых инструментах.

Другой важный аспект, это, как мы уже указывали выше, активное использование социальных сетей, в которых фиксируются достижение воспитанников (дипломы, грамоты), а также выкладываются фото и видео-материалы. Кроме того, подростки активно включаются в различные он-лайн проекты, как на пример – участие в конкурсе «Фолк-селфи или народная себяшка», которая была запущена в одной из социальных сетей, и включала конкурс селфи-фотографий, обязательным условием которых было наличие фольклорных костюмов у участников селфи.

Также не маловажным аспектом, по мотивации и сохранению состава коллектива – является участие в фольклорных фестивалях, конкурсах, в которых участники ансамбля могут познакомиться со своими ровесниками, и не только завести новых друзей, но и получить стороннюю оценку своей деятельности. За последние 3 года наш ансамбль принял участие в 7 крупных фольклорных фестивалях (в том числе во всероссийских фестивалях в респ. Адыгеи и Крым), где был удостоен дипломов различного уровня. И, помимо, личной включенности воспитанников, после этих фестивалей в коллектив записались новые участники, которые узнали об ансамбле из СМИ или социальных сетей.

Исходя из всего вышесказанного, а также нашем предыдущем опыте [5-9], мы можем говорить о том, что изучение фольклора позитивно сказывается на ценностно-смысловой и личностной сферах подростках, однако для того что бы замотивировать подростка на занятия фольклором необходимо использовать инновационные технологии (на пример проведение квестов [10]), включать определенный процент фольклорных произведений в современных аранжировках. А также создавать  воспитаннику возможность на базе знаний полученных в фольклорном ансамбле развиваться в современных направлениях, использовать полученные знания, умения и навыки в мероприятиях вне коллектива (сольные номера, разучивание современных песен ит.д.).


Библиографический список
  1. Пивницкая О.В. Освоение школьниками национального песенного фольклора // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Московский педагогический государственный университет. Москва, 2008.
  2. Михайлова О.С. Формирование интереса младших школьников к фольклору славянских народов // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Волгоградский государственный педагогический университет. Волгоград, 2010
  3. Бржезинская Н.А., Погонцева Д.В. Особенности формирования ценностно-смысловой ориентации ребенка через изучение фольклора // Современная педагогика. 2013. № 5 (6). С. 4.
  4. Погонцева Д.В., Гринькова Е.А. Особенности самопрезентации музыкантов в интернет-пространстве // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 8-2 (40). С. 170-173.
  5. Погонцева Д.В. Фольклорные детские игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 (56). С. 1241-1244.
  6. Бржезинская Н.А., Погонцева Д.В. Патриотическое воспитание ребенка через изучение фольклора // Психология и социальная педагогика в системе гуманитарного знания // Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под. ред. к.п.н. доцента Асильдеровой М.М. – 3 декабря 2012 г. – Махачкала: АЛЕФ (ИП Овчинников), 2012. – 312 с.
  7. Бржезинская Н.А., Погонцева Д.В. Особенности формирования ценностно-смысловой ориентации ребенка через изучение фольклора. // Современная педагогика. – № 5 Май 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/05/1797
  8. Бржезинская Н.А., Погонцева Д.В. Фольклорный ансамбль как ресурс воспитания толерантности // Современная этничность и диалог культур: сборник научных работ / под ред. В.В. Сербиненко, Н.М. Асратяна. – Наб. Челны: ФГБОУ ВПО «НИСПТР», 2013. С. 24-31.
  9. Погонцева Д.В. Русская красавица в фольклоре. анализ русского фольклора // Saarbrücken, 2011.
  10. Погонцева Д.В. К опыту разработки квест-викторины «Мой край» // Современная педагогика. 2015. № 12 (37). С. 112-113.


Все статьи автора «Погонцева Дарья Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: