УДК 004.4.24

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Туркова Екатерина Сергеевна1, Карманова Екатерина Владимировна2
1ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова», студентка 5 курса
2ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова», кандидат педагогических наук, доцент кафедры бизнес-информатики и информационных технологий

Аннотация
Статья посвящена вопросам организации самостоятельной работы в системе дистанционного обучения. Раскрываются основные положения методики организации самостоятельной работы. По предложенным основным положениям методики, описывается созданная методика организации самостоятельной работы по теме «Использование сервисов WEB 2.0 в учебном процессе».

Ключевые слова: дистанционное обучение, интерактивная форма, интернет-технологии, личностно-ориентированный подход, методика, обучение информатике, самостоятельная работа студентов, сервисы WEB2.0


PECULIARITIES OF ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK IN DISTANCE LEARNING SYSTEM

Turkova Ekaterina Sergeevna1, Karmanova Ekaterina Vladimirovna2
1Nosov Magnitogorsk State Technical University, student
2Nosov Magnitogorsk State Technical University, Associate Professor, Department of Business Informatics and Information Technologies

Abstract
The article is devoted to questions of organization of independent work in distance learning system. Main statements of the methodology of organization of independent work. According to the proposed basic provisions of a technique, describes the technique of organization of independent work on the subject "Use of WEB 2.0 services in the educational process".

Keywords: distance learning, independent work of students, interactive form, Internet technologies., learner–centered approach, methodology, services, teaching of Informatics, WEB2.0


Библиографическая ссылка на статью:
Туркова Е.С., Карманова Е.В. Особенности организации самостоятельной работы в системе дистанционного обучения // Современная педагогика. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/12/6536 (дата обращения: 13.07.2023).

На сегодняшний день в высшем образовании часто при преподавании отдельных дисциплин используются дистанционные образовательные технологии. Дистанционные образовательные технологии является одной из новых технологий обучения, основываются на телекоммуникационных технологиях, интернет–ресурсах. В основе реализации данной технологии лежит идея эффективной организации самостоятельной деятельности учащихся.

Целью самостоятельной работы является формирование у студентов знаний и навыков в качестве основных профессиональных компетенций, направленных на самостоятельное творческое решение технических и научных проблем, возникающих в практике будущего специалиста. Самостоятельная работа формирует у студентов на каждом этапе выполнения заданий необходимые объем и уровень знаний, навыков и умений, вырабатывает у студентов психологическую установку на регулярное увеличение собственных знаний и умений, а так же является одним из важнейших условий самоорганизации студента в овладении методов профессиональной деятельности [1].

В традиционной педагогике самостоятельная работа студентов чаще включает в себя самостоятельную работу с литературой. Возможности организации самостоятельной работы студентов в системе дистанционного обучения расширяются.

Преимущества использования компьютерных технологий в организации самостоятельной работы включают в себя способность обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения, расширение используемых материалов путем предоставления доступа к распределенным ресурсам, стимулируя активность, мотивацию студентов в процессе разработки учебных материалов, удобство и ясность изложения, простота перемещения используется для быстрого поиска информации и моделирования процессов и явлений [2].

В системе дистанционного обучения можно выделить два уровня самостоятельной работы студентов:

1       Репродуктивный уровень самостоятельной работы студентов. Этот уровень применяется при решении задач, заполнении компьютерных таблиц, схем, проведении самостоятельной работы с помощью компьютерных тренажеров и т.д.

2       Реконструктивный уровень самостоятельной работы студентов осуществляется с помощью компьютерного моделирования, работы с имитационными моделями. Свое творчество студенты реализуют в подготовке курсовых и дипломных студенческих исследовательских работ или проектов [3].

Современное развитие техники позволяет разместить в сети Интернет практически любые по форме учебные материалы. Так же неограниченным является доступ для учащихся, поскольку студент, который хорошо ориентируется в сети Интернет, имеет возможность заниматься самообразовательной деятельностью, обучаться в системе дистанционного обучения. Но при этом возникает проблема в том, каким образом провести контроль полученных знаний. Данная проблема является актуальной, как для отечественной, так и для зарубежной, систем дистанционного обучения. Проблема возникает поскольку, общение в информационном пространстве Интернет имеет свою специфику [4]. Современные формы общения в сети (чат, форум, электронная почта) позволяют оперативно обмениваться информацией, но при этом невозможно провести идентификацию собеседника. Преподаватель не может быть уверен в том, что задание выполнено студентом самостоятельно. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что на сегодняшний день не достаточно проработан методический аспект организации самостоятельной работы студентов в системе дистанционного обучения [5]. В связи с этим, нами была предложена методика организации самостоятельной работы студентов, основные компоненты которой представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Компоненты методики организации самостоятельной работы в системе дистанционного обучения

Педагогический подход Личностно–ориентированный подход
Принципы самостоятельной работы -                   принцип самоактуализации;

-                   принцип индивидуальности;

-                   принцип выбора;

-                   принцип творчества и успеха.

Цель самостоятельной работы Содействие оптимальному усвоению студентами учебного материала, развитие их познавательной активности, готовности и потребности в самообразовании
Задачи самостоятельной работы -                   развитие способности работать самостоятельно, формирование самостоятельности мышления и принятия решений;

-                   развитие активности и познавательных способностей студентов, развитие исследовательских умений;

-                   развитие способности планировать и распределять свое время.

Методы самостоятельной работы -                   проектный метод;

-                   поисковый метод;

-                   наглядный метод.

Средства обучения -                   LearningApps.org;

-                   Edmodo;

-        OnlineTestPad

Этапы самостоятельной работы -                   подготовительный;

-                   организационный;

-                   контрольно-оценочный.

Критерии оценивания -                   критерии оценки проектов;

-                   критерии оценки презентаций;

-                   критерии оценки результатов самостоятельной работы студентов.

В основе методики лежит личностно–ориентированный подход, который реализует идею необходимости учета индивидуальных запросов и особенностей каждого студента, он предполагает тщательное изучение личности [6]. На базе данного подхода были выделены педагогические принципы реализации методики:

1                   Принцип самоактуализации. Каждый студент реализует свою потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. В самостоятельной работе пробуждается и поддерживается стремление студентов к проявлению и развитию своих природных и социально  приобретенных возможностей.

2                   Принцип индивидуальности. При самостоятельной работе создаются условия для формирования индивидуальности личности педагога и учащегося, что является главной задачей образовательного учреждения. Здесь учитываются не только индивидуальные особенности студента  и педагога, но и содействует их дальнейшему развитию.

3                   Принцип выбора. Самостоятельная работа предполагает, что студент обучается в условиях постоянного выбора, обладает всеми полномочиями в выборе своей цели, содержания, форм и способов организации учебного процесса и жизнедеятельности в группе.

4                   Принцип творчества и успеха. В самостоятельной работе индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать свои индивидуальные особенности. Благодаря творчеству в самостоятельной работе учащийся выявляет свои способности, узнает о «лучших» и «сильных» сторонах своей личности [7].

В качестве основных средств обучения были выбраны сетевые сервисы Web 2.0, поскольку главным преимуществом является простота создания и использования этих сервисов, также они бесплатны и их могут создавать как преподаватели, так и учащиеся.

Основным методом обучения был выбран метод проектов.

В рамках реализации методики было выделено 3 этапа:

1                   Подготовительный этап. В него входят: выделение цели, задач, функций; подбор средств обучения для самостоятельной работы; разработка заданий; подбор материала.

Главным заданием для студентов будет – использование выбранных сетевых сервисов для работы.

2       Организационный этап. Устанавливаются сроки и формы представления промежуточных результатов. Обязательно должно быть указано, в какие сроки студенты должны предоставить готовую самостоятельную работу. Для контролирования преподавателем деятельности студентов должен быть промежуточный контроль. Например, они должны будут предоставить собранный материал для выполнения самостоятельной работы.

Также обязательно должны проводиться консультации, где студенты могут задать интересующие их вопросы.

Результатом организационного этапа будет являться выполненная студентами самостоятельная работа.

2                   Контрольно-оценочный этап. На этом этапе подводятся итоги самостоятельной работы. Студентов оценивает преподаватель, и студенты сами оценивают друг друга.

Критерии оценивания результатов самостоятельной работы студентов представлены в таблице 2.

Критерии Уровни Методы оценивая
Знания -                   теоретические знания по теме;

-                   практические знания по теме;

-                   знание сервисов WEB 2.0;

-                   знание классификации сервисов WEB 2.0.

Метод проекта
Умения -                   освоения учебного материала;

-                   использование теоретических знаний на практике;

-                   общеучебные умения;

-                   активно использовать нужные сервисы, находить нужную информацию, изучать ее и выполнять на практике;

-                   обоснованное и четкое изложения материала;

-                   выделять главное в большом потоке информации;

-                   четко сформулировать проблему, предлагая различные решения, умение оценить решение и его последствия;

-                   формулировки собственной позиции, оценки и умение аргументировать ее.

Метод проекта
Навыки -                   использования сервисов WEB 2.0;

-                   самостоятельной деятельности;

-                   самоконроля;

-                   поиска нужной информации.

Метод проекта

В соответствии с предложенной методикой был реализован проект по теме «Использование сервисов WEB 2.0 в учебном процессе», который показал успешность и эффективность предложенной методики.

Таким образом, применение предложенной методики организации самостоятельной работы в системе дистанционного обучения позволит повысить эффективность формирования компетенций студентов, за счет применения сервисов WEB 2.0 в учебном процессе; способствует мотивации студентов к изучению большого количества информации. Данная методика может использоваться при обучении различных учебных дисциплин.


Библиографический список
  1. Карманова Е.В. Опыт организации системы дистанционного обучения в вузе /Е.В. Карманова//Теплотехника и информатика в образовании, науке и производстве: сб. докладов 4 всерос. науч. практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, Екатеринбург, 26-27 марта 2015 г. Екатеринбург: УрФУ, 2015. С. 240-243.
  2. Волженина Н.В. Организация самостоятельной работы студентов в процессе дистанционного обучения // учебное пособие. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, [Текст]: 2008. – С.3-56.
  3. Применение дистанционных технологий в высшем учебном заведении: монография / И.И. Боброва, Е.Г.Трофимов, Е.В. Карманова, Е.В.Чернова, Л.Ф.Ганиева, К.А.Рубан, В.Н.  Макашова // Магнитогорск: Изд-во МГТУ им. Г.И.Носова, 2016.- 97 с.
  4. Гусейнова Е.Л. Самостоятельная работа студентов в условиях дистанционного обучения / Е.Л. Гусейнова // Электронный научный журнал «Нефтегазовое дело». [Текст]: – 2013. – № 2. – С. 438-449
  5. Третьякова Е.М. Организация самостоятельной работы студентов как формы учебного процесса в вузе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. [Текст]: – 2015. №4 (23) С.200-204.
  6. Карманова Е.В. Методика использования сетевых социальных сервисов Web 2.0. в учебном процессе : учебно-методическое пособие / Е.В. Карманова, М.А. Яковенко //  Магнитогорск : МаГУ, 2008. – 55 с.
  7. Голощапов А.С. Использование сервисов веб 2.0 в поддержку дистанционного обучения / А.С. Голощапов, Е.Б. Файзулин,  Е.В. Карманова // Сб. материалов и докладов IV всеросс. науч.-практ. конф. «Коммуникативные и образовательные возможности современных технологий» – Екатеринбург : ИОЦ «Информед», 2016. – С.51-58.


Все статьи автора «Туркова Екатерина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: