УДК 378.1; 371.3

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД СОВРЕМЕННОГО НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И УТОЧНЕНИЯ ПРОДУКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Сальникова Любовь Владимировна1, Свинаренко Владимир Геннадьевич2, Зубанов Владимир Петрович3
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент
2Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва, Информационно-аналитический отдел, Управление развития перспективных исследований, ведущий инженер
3Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, кандидат биологических наук, доцент

Аннотация
В статье описана теория и практика использования педагогического моделирования в интеллектуальном становлении личности, в структуре которого немаловажное место уделяется процессу формирования культуры самостоятельной работы личности, реализующей оптимальные условия развития и саморазвития, самореализации и социализации в микро-, мезо-, макрогрупповых отношениях.

Ключевые слова: культура самостоятельной работы, педагогическое моделирование, самостоятельная работа студента


PEDAGOGICAL MODELING AS A METHOD OF MODERN SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL RESEARCH AND CLARIFY THE INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF THE INDIVIDUAL PRODUCTS

Salnikova Lyubov Vladimirovna1, Svinarenko Vladimir Gennadievich2, Zubanov Vladimir Petrovich3
1Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, student
2National research nuclear University «MEPhI», Moscow, Information and analytical Department, Management development advanced studies, head of information-analytical Department of the office of scientific research, senior engineer
3Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, candidate of biological Sciences, associate Professor

Abstract
The article describes the theory and practice of teaching simulation intellectual formation of the person, the structure of which an important place is given to the process of building a culture of independent work of the person, realizing the optimal conditions for the development and self-development, self-realization and socialization in the micro, mezo, macro-groups relations.

Keywords: students' independent work, teacher modeling, the culture of self-study (the culture of self-study)


Библиографическая ссылка на статью:
Сальникова Л.В., Свинаренко В.Г., Зубанов В.П. Педагогическое моделирование как метод современного научно-педагогического исследования и уточнения продуктов интеллектуального развития личности // Современная педагогика. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/03/5458 (дата обращения: 14.07.2023).

Педагогическое моделирование в системе научного исследования по педагогике [1] является методом продуцирования средств инновационной практики, отражающих специфику и возможности определения и решения задач развития личности в системе современного образования. Педагогическое моделирование изучается в структуре подготовки педагогов в структуре современной педагогики, в НФИ КемГУ – это курсы «Теоретическая педагогика» [2-23] и «Практическая педагогика» [24-41].

Продуктами педагогического моделирования в структуре профессиональной подготовки будущих педагогов по физической культуре являются все определяемые и решаемые будущими педагогами задачи, системно визуализирующие способность продуцирования идеальных и материальных ресурсов воспроизводства социального знания как ценности и объекте исследования современной науки.

Моделирование как метод исследования в профессиональной подготовке педагогов определяет идеальные продукты, материальные продукты и ресурсы профессиональной деятельности учителей физической культуры и тренеров по избранному виду спорта.

В моделировании идеальных продуктов можно выделить моделирование систем принципов педагогического взаимодействия, ситуативное словесное самовыражение и целостное построение различных педагогически обусловленных явлений и феноменов, процессов и процедур, механизмов и функций.

В создании продуктов ведущей деятельности педагога самыми популярными являются методические разработки, учебные пособия, учебники, электронные словари, электронные библиотеки и прочие электронные ресурсы, фасилитирующие постановку и решение задач развития личности обучающегося в системе современного образования.

Определим понятия «социализация», «самореализация», «социализация обучающегося», «самореализация обучающегося», «социализация обучающегося, занимающегося спортом», «самореализация обучающегося, занимающегося спортом», выделим педагогические условия оптимальной социализации и самореализации личности в модели адаптивного и акмепедагогического знания.

Социализация – процесс целостного построения развития и саморазвития личности, предопределяющих устойчивый интерес к социальным проблемам и, как следствие, качественное их решение, за счет чего личность определяется ценностью социального пространства в модели реализации идей гуманизма и продуктивности.

Самореализация – процесс поликультурного определения и решения задач развития и саморазвития, самоутверждения и продуцирования благ и материальных объектов и продуктов культуры, науки, искусства, спорта, за счет которых детерминируются и реализуются условия позитивных изменений во внутриличностном становлении и мультисредовом взаимодействии.

Социализация обучающегося – процесс включения обучающегося в социальные отношения за счет системы потребляемых образовательных услуг и поликультурных отношений, предопределяющих качественное усвоение социальных норм и ориентиров развития, продуцирование благ и создание конкурентоспособных продуктов ведущей деятельности и общения, хобби и досуга.

Самореализация обучающегося – процесс ситуативного включения личности в процесс определения и решения задач развития и саморазвития личности, предопределяющих получение качественного продукта ведущей деятельности как гаранта стабильности всех позитивных изменений и ресурсов воспроизводства социального знания обучающимся, включенным в данный процесс.

Социализация обучающегося, занимающегося спортом, – процесс социального определения личности в контексте реализуемых условий развития личности в спорте как одном из направлений описываемого процесса.

Самореализация обучающегося, занимающегося спортом, – процесс решения задач развития и саморазвития обучающегося, занимающегося спортом, в модели занятий выбранным видом спорта, гарантирующем должное определение и решение задач в определении возможностей продуктивного становления личности обучающегося, занимающегося спортом, через спорт.

Педагогические условия оптимальной социализации и самореализации
личности обучающегося, занимающегося спортом,
(на примере адаптивного и акмепедагогического знания)

- Учет возможностей развития личности в модели адаптивно-акмепедагогической практики детерминации и решения проблем.

- Формирование потребности в высоких, персонифицированных достижениях.

- Учет модели нормального распределения способностей в выборе форм сотрудничества и становления.

- Формирование культуры здоровья и культуры общения.

- Создание условий для определения и оптимизации условий развития личности в модели социализации и самореализации.

- Формирование культуры самостоятельной работы личности.

- Реализация условий поликультурного самоопределения и самосовершенствования в микро-, мезо-, макросредах.

- Формирование потребности в здоровом образе жизни и позитивном самовыражении.

- Реализация условий многомерной коррекции и адаптации двигательных нагрузок на развивающийся организм.

- Формирование адекватной, позитивной самооценки.

- Формирование необходимого уровня притязаний и внутренней мотивации ведущей деятельности.

Выделенные педагогические условия оптимальной социализации и самореализации личности обучающегося, занимающегося спортом, детерминированные в контексте выделения двух диаметрально противоположных плоскостей дидактического знания –адаптивного и акмепедагогического знания позволяют качественно решать задачи социализации и самореализации личности.


Библиографический список
  1. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  2. Балакин И. В., Козырева О. А. Некоторые аспекты уточнения понятия “самореализация занимающегося в секции спортивного туризма” в структуре изучения курса “Теоретическая педагогика” // Инновационное развитие современное науки : сб. стат. Межд. науч.-практ. конфер. (Уфа, 7 февр. 2015 г.). Уфа : Омега Сайнс, 2015. С. 155-157.
  3. Барков Г. В., Козырева О. А. Система принципов педагогического взаимодействия в структуре детерминации моделей курса «Теоретическая педагогика» // Теоретико-методологические и прикладные аспекты науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 13 июня 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014.  С. 103-104.
  4. Бен Е. А., Козырева О. А. Некоторые аспекты уточнения категории «социализация» в структуре изучения основ теоретической педагогики // Эволюция научной мысли : сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. (Уфа, 25 марта 2015 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа: Аэтерна, 2015.С.73-75.
  5. Золотарева Д. В., Зубанов В. П., Козырева О. А. Специфика и возможности детерминаций понятий в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» будущими педагогами по ФК // Многоуровневое образование и компетентностный подход : векторы развития: матер. росс. науч.-метод. конф. с межд. участием, г. Вологда, 20 марта 2014 г. ; под ред. д.э.н., проф. О. В. Лускатовой. Вологда : Вологод. ин-т бизнеса, 2014. С. 156-162.
  6. Зубанов В. П., Кочадзе К. Д. Возможности моделирования анкет в структуре изучения теоретических основ современной педагогики и социологии спорта // Глобализация науки: проблемы и перспективы : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 3 апреля 2015 г.).  Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.112-114.
  7. Зубанов В.П., Воронова К.В., Острякова С. В. Возможности моделирования уровневой технологии изучения темы «методы обучения» в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Наука в современном мире: приоритеты развития: сб. тр. Междун. науч.-практ. конфер.  (Уфа, 15-16 января 2015 г.); отв. ред. О. Б. Нигматуллин. Уфа: Ника, 2015. С.29-31.
  8. Карлагачев Д. В., Козырева О. А. Некоторые особенности построения и детерминации системы принципов в структуре изучения курсов «Теоретическая педагогика» и «Практическая педагогика» // Информация и образование: границы коммуникаций : сб. науч. тр. №6 (14). Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2014.  С. 15-16.
  9. Ковшарева К. В., Козырева О. А. Качество и возможность продуцирования детерминаций категории «воспитание» в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Информационные технологии в экономике, образовании и бизнесе: матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Саратов, 10 июня 2014 г.) : в 2-х ч. Ч.1; отв. ред. А. А. Зарайский. Саратов : Изд-во ЦПМ «Академия Бизнеса», 2014.  С. 113-114.
  10. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  53 с.  ISBN 978-5-85117-742-2.
  11. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014.  52 с.
  12. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014.  48 с. ISBN 978–5–7262–2022–2.
  13. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014.  44 с. ISBN 978–5–7262–2023–9.
  14. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с.
  15. Козырева О.А. Некоторые возможности изучения курса «Теоретическая педагогика» будущими педагогами по физической культуре в ресурсах технологии системно-педагогического моделирования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 5-1 (45). С. 55-60.
  16. Козырева О.А. Некоторые возможности изучения курса «Теоретическая педагогика» будущими педагогами по физической культуре в ресурсах технологии системно-педагогического моделирования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 5-1 (45). С. 55-60.
  17. Коноваленко К. В., Козырева О. А. Некоторые особенности детерминации категории «социализация» в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Достижения и перспективы психологии и педагогики : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 13 августа 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С. 17-19.
  18. Кузьменков Н.И., Свинаренко В.Г., Зубанов В.П. Особенности изучения уровневого построения курса «Теоретическая педагогика» в структуре изучения раздела «Управление педагогическими системами» // Психология, социология и педагогика. 2015. № 11. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/11/6098
  19. Морозова К. А., Зауэр Н. Г., Седова К. С. Единство теории и практики в изучении курса «Теоретическая педагогика» и «Практическая педагогика» будущими педагогами по физической культуре // Наука XXI века: теория, практика и перспективы: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 8 июня 2015 г.). Уфа: Омега Сайнс, 2015. С.217-219.
  20. Петров Н.С., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Особенности детерминации категории «обучение» в практике изучения основ курса «Теоретическая педагогика» // Психология, социология и педагогика. 2016. № 2. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/02/6422
  21. Сулло Н. А., Похоруков О. Ю., Козырева О. А. Результативность моделирования в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Социализация и воспитание подростков и молодежи в институтах общего и профессионального образования: теория и практика, содержание и технологии : матер. Междун. науч.-практ. конфер. 28–29 окт. 2013 г. Прага: Sociosféra-CZ, 2013. С.95-96.
  22. Хомякова С.Д., Шварцкопф Е.Ю. Возможности детерминации категории «воспитание» в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. URL: http://human.snauka.ru/2016/02/14231
  23. Ячменёв И. Ю., Шварцкопф Е. Ю., Козырева О. А.  Некоторые аспекты моделирования детерминаций категории «социализация» в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Эволюция научной мысли : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 05 октября 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014.  С. 172-174.
  24. Дарманская И. В., Козырева О. А. Некоторые возможности детерминации системы принципов педагогического взаимодействия в структуре изучения курса «Практическая педагогика» // Гуманитарное образование: история, традиции, перспективы: сб. науч. тр. Вып.3. – Елец: Елецкий гос. университет им. И. А. Бунина, 2014. С. 8-13.
  25. Козырев Н.А., Козырева О.А. Некоторые особенности технологии системно-педагогического моделирования в адаптивном изучении курса «Практическая педагогика» на примере раздела «Педагогическое проектирование» // Современная педагогика. 2015. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5182
  26. Козырев Н.А., Козырева О.А., Свинаренко В.Г. Лабораторные работы курса «Практическая педагогика» как ресурс формирования личности в модели продуктивной самостоятельной работы // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/58760
  27. Козырева О. А. Лабораторные работы по курсу «Практическая педагогика» в модели современного профессионально-педагогического образования // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы IV Международной научно-практической конференции 22-23 октября 2015г. – Т. 2 ; под ред. С.Л. Иголкина. – Воронеж: ВЦНТИ, 2015. С.125-129.
  28. Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
  29. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013.  49 с. ISBN 978–5–85117–743–9.
  30. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
  31. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  32. Свинаренко В. Г., Бойкова И. В., Кононцова Я. С. Практическая педагогика: лабораторные работы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2015. 80 с. ISBN 978–5–7262–2156–4.
  33. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ.2015.№4-2.С.91-95.
  34. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-65-3 Ч.1.
  35. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-66-0 Ч. 2.
  36. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с. ISBN 978-5-906808-68-4; ISBN 978-5-906808-67-7 Ч. 3.
  37. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-61-5 Ч. 1.
  38. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.  ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-62-2 Ч.2.
  39. Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с. ISBN 978-5-906808-64-6 ; ISBN 978-5-906808-63-9 Ч.3.
  40. Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
  41. Танькова Т. Е., Шварцкопф Е. Ю., Козырева О. А.  Возможности моделирования детерминаций категории «социализация» в структуре изучения курса «Практическая педагогика» // Современная наука: теоретический и практический взгляд : сб. стат. Межд. науч.-практ. конф. (Уфа, 15 окт. 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014.  С. 232-234.


Все статьи автора «Факультет физической культуры НФИ КемГУ»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: