УДК 37.013

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Ермакова Лидия Алексеевна
Орловский государственный аграрный университет им. Н.В. Парахина
кандидат педагогических наук, доцент кафедры биохимии и кормления животных

Аннотация
Статья посвящена проблеме становления интегративного подхода в обучении на разных уровнях образования. Приведен анализ состояния проблемы в разные исторические периоды. Показана роль выдающихся дидактов-педагогов прошлых веков и наших современников. Изучены практические аспекты интегративного подхода в обучении на разных ступенях образования - от дошкольного до высшего образования. Выявлен системообразующий характер интегративного подхода в обучении. Определена позиция интегративного подхода в модернизации образовательного процесса в будущем.

Ключевые слова: обучение


INTEGRATIVE APPROACH TO TRAINING: PAST AND THE PRESENT

Ermakova Lidiya Alekseevna
Oryol state agricultural university named after N. V. Parakhin
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of biochemistry and feeding

Abstract
Article is devoted to a problem of formation of integrative approach in training at the different education levels. The analysis of a condition of a problem is provided to the different historical periods. The role of outstanding didaktov-teachers of the last centuries and our contemporaries is shown. Practical aspects of integrative approach in training at different steps of education - from preschool to the higher education are studied. Backbone nature of integrative approach in training is revealed. The line item of integrative approach in upgrade of educational process in the future is determined.

Библиографическая ссылка на статью:
Ермакова Л.А. Интегративный подход к обучению: прошлое и настоящее // Современная педагогика. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/07/5815 (дата обращения: 17.07.2023).

История возникновения идеи интегративного подхода в обучении своими корнями уходит в начало семнадцатого века,  во времена великого дидакта Я.А.Коменского. Этот период связан с поиском  решения проблемы отражения целостности природы в содержании образования. И первое упоминание о взаимосвязи явлений в обучении можно найти   в трудах  Я.А.Коменского: «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи»[1,с.287]. Знамениты его   «Общие требования обучения и учения…  в «Дидактике». В  одном  из них говорится, «как в природе всё сцепляется одно с другим, так и в обучении нужно связывать все одно с другим именно так, а не иначе».

На необходимость целостности познавательного процесса и  обобщенного познания указывал в своих трудах К.Д.Ушинский.[3, с.117]. Более ста пятидесяти лет прошло с той поры, когда выдвигал свои педагогические идеи К.Д. Ушинский, но и по сей день   актуальными остаются его  взгляды на  формирование в процессе обучения целостных представлений об окружающем нас материальном мире.  За основу межпредметных связей в обучении К.Д. Ушинский предлагал ведущие  идеи   о преемственности в содержании отдельных дисциплин, об опоре при изучении и закреплении материала на полученные знания  по другим предметам, о  сближении родственных предметов.
Базу для интегративного подхода в обучении составляет   интеграция, то есть  взаимосвязь наук и учебных дисциплин.  Значительный вклад в разработку вопроса интеграции наук внес Б.М.Кедров. Он рассматривал становление проблемы взаимодействия наук с эпохи Возрождения. Изначально науки были разобщены, и связь  их между собой, по мнению Б.М. Кедрова, «выступала как простое их соположение» [4]. Б.М.Кедров рассматривал взаимосвязь наук через «органические переходы», которые обнаруживаются  между науками. Такие переходы Б.М.Кедров видел и внутри одной определенной науки, а также между неродственными науками. [4]. «Интеграция наук, – пишет академик Б.М. Кедров, – есть конкретное выражение синтеза наук как междисциплинарного связывания» [4]. Но, бесспорно, развитию и внедрению интегративного подхода в обучении в образовательную практику способствовали научные изыскания М.С.Пак. По мнению М.Пак, «интегративный подход – методологический подход, в основе которого целостное объединение ранее разобщенных одно- и разнородных компонентов [5].

Термин «интеграция» происходит от латинского слова integer – целый и понимается как процесс создания единого целого. Поэтому «интеграция как более объемном значении понимается не только как процесс, но и как  и результат создания неразрывно целостного» [6].  М.Пак  создала понятийный аппарат интегративного подхода в обучении [6,7], выделила  функции, которые выполняет  интегративный подход в обучении. К таким функциям относятся   методологическая и образовательная,  воспитывающая, а также  развивающая и  конструктивная [6, 7].

Интеграция наук определяется такими параметрами, как природа взаимосвязанных дисциплин, их число, тип языка, степень развития, особенность организации, роль  каждой из дисциплин, конечными целями  и задачами  интеграционного взаимодействия.

М. Пак  обозначила основные аспекты проблемы интеграции в обучении(9): методологический, общепедагогический, психологический, дидактический,  методический, личностно – деятельностный.

М.Пак выделила  интегративный  подход в самостоятельный дидактический принцип. При этом за основу были взяты принципы социальной направленности и  всеобщности, а также функции  организационно – управленческие, функции отражения целостности  процесса обучения, взаимосвязанности его функций, которые  проявляются при совместной деятельности учителя  и ученика[8].

Также М.Пак дала рекомендации по  выделению социально и дидактически значимых тем и вопросов, изучение которых требует интеграции химических знаний и каких-то других знаний, по  применению и развитию интегрированных знаний, обобщенных умений, компонентовсодержания разных учебных предметов.

Проблемой интеграции занимались и другие ученые. Так, О.М. Сичивица, Н.Т. Костюк  определили факторы, которые выполняли  интегрирующую функцию: усложнение объектов исследования, применение новых эффективных методов исследования, общие идеи, понятия, методы, комплексные науки и проблемы, категории [9], определили формы интеграции научного знания -  общие теории, а также комплексные науки и  системы наук, которые объединились в  научные конгломераты.

А.Д. Урсул и другие авторы выделили десять типов интеграции научного знания [10]: редукционизм,  генерализующая интеграция, экстенсивная и комплементарная интеграция, структурная и методологическая интеграция, концептуальная интеграция, метанаучная, комплексирующая, социокультурная интеграция.

В настоящее время педагоги – практики широко применяют теоретические основы интегративного подхода в обучении. Накоплен богатейший опыт по применению интегративного подхода в обучении на самых разных ступенях образования, начиная с дошкольного и заканчивая высшим образованием.  По мнению многих исследователей, обучение на основе интегративного подхода  формирует у детей целостное видение мира, дает возможность  совершенствовать природные данные на самых ранних этапах своего развития, демонстрирует навыки общения  и умения свободно ориентироваться в окружающей обстановке.  Ведь у детей дошкольного возраста проявляется детерминирование  интегративных процессов  над процессами анализа и синтеза.

Поэтому формирование у детей целостной картины мира  нельзя  дробить на отдельные куски, необходимо  развивать представление о целостности   интегративно – через внутреннюю связь содержательного аспекта образования и деятельности ребенка.

В образовательном процессе школы интегративный подход к обучению осуществляется посредством межпредметных связей: химия и русский язык, химия и математика, химия и иностранный язык, история и русский язык, история и литература и т.д. Для реализации интегративного подхода используют и внутрипредметную связь между содержанием отдельных тем, общими понятийными категориями, средствами и методами обучения. Практика показывает, что применение интегративного подхода к обучению в средней школе способствует разностороннему развитию личности школьника, профессионально ориентирует, помогает развитию  творческого мышления, аналитического ума, повышает самооценку школьника. Такой ученик, получивший образование на основе интегративного подхода в средней школе, легче адаптируется к вузовской жизни, к новым требованиям и правилам.

В вузах также многие преподаватели берут на вооружение при организации учебного процесса интегративный подход.

Исходя из собственной образовательной деятельности и анализируя опыт коллег из разных вузов, мы приходим к выводу об универсальности интегративного подхода.

В настоящее время известно несколько методологических подходов к обучению: компетентностный, комплексный, системный, личностно-ориентированный, рефлексивно-деятельностный, технологический и др.

Но базовым для них является интегративный подход.

Интегративный подход рассматривается как  одно из условий усиления учебной мотивации и успешного обучения в вузе [11], профессиональной мотивации студентов [12]. С помощью интегративного подхода составляются рабочие программы и учебно-методические пособия дисциплин, направленных на  формирование компетенций [13]. Интегративному  подходу  отводится роль модернизатора учебного процесса в  вузах [14]. Интегративный подход хорошо сочетается с понятием «фрактала», которое активно в настоящее время внедряется в образовательный процесс,  помогает адаптироваться первокурсникам к различным дисциплинам  и т.д.

Таким образом, методологическая система обучения на разных ступенях образовательного процесса в настоящее время претерпевает различные изменения, сопровождающиеся многочисленными разработками стандартов и программ. Но будущее в дидактике останется за интегративным подходом, как универсальной методологической категорией.


Библиографический список
  1. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.,1955. С.287
  2. Коменский Я. А.  «Великая дидактика» (избр.  главы( по хрестоматии М.: Просвещение, 1988)).
  3. Ушинский К.Д. Сочинения. М.;Л.,1948,Т.3,с.117.
  4. Кедров Б.М. Предмет и взаимосвязь естественных наук. 20ое изд.-М.: Наука, 1967.-253с.
  5. Пак М. Методика преподавания химии в ПТУ: Интегративный подход в обучении: учебное пособие к спецкурсу-Л.:ЛГПИ им.А.И.Герцена, 1990.-112с.
  6. Пак М.Теория и методика обучения химии: учебник для вузов/ М.С.Пак – Спб: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2015.-306 с.
  7. Пак М. Методика преподавания химии в ПТУ: Интегративный подход в обучении: учебное пособие к спецкурсу-Л.:ЛГПИ им.А.И.Герцена, 1990.-112с.
  8. Пак М. О содержании химического образования в ПТУ // Химия в школе.-1991.-№3.-С.5-9.
  9. Сичивица О.М. Сложные формы интеграции науки.-М.:Высшая школа,1983.-420с.
  10. Урсул А.Д. и др. Категории современной науки: (становление и развитие).-М.,1984,-234с.
  11. Ермакова Л.А. Интегративный подход в преподавании учебных дисциплин как условие усиления учебной мотивации и успешного обучения в вузе. Материалы научно-практической конференции с международным участием  «Образование и развитие научной школы П.Н. Кулешова – Н.Д. Потемкина – Ю.Д. Рубана» 4 марта2009 г., Харьковская государственная зооветеринарная академия.
  12. Ермакова Л.А. Усиление профессиональной мотивации на основе интегративного подхода к обучению. Материалы Ш Международной Интернет-конференции.» Инновационные фундаментальные и прикладные исследования в области химии сельскохозяйственному производству:- Орел: Изд-во ОрелГАУ, 2010
  13. Ермакова Л.А., Воронкова М.В. Курс «Химия в животноводстве» на основе интегративного подхода как компетентностно-формирующая дисциплина при подготовке зооинженеров-бакалавров в аграрных вузах. Материалы докладов V Международной научно-практической конференции «Фундаментальная наука и технологии – перспективные разработки». 24-25 февраля2015 г, North Charleston, USA. Том 2.
  14. Ермакова Л.А. Формирование профессиональной компетентности студентов на основе интегративного подхода в преподавании химии как одно из условий модернизации учебного процесса аграрных вузов при двухуровневой системе образования. Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2012.-№5.


Все статьи автора «lidiya1969»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: