УДК 372.8+613.6.01

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

Полякова Генриетта Геннадьевна
Пермский нефтяной колледж
Преподаватель первой категории

Аннотация
Современные образовательные стандарты выдвигают перед преподавателями среднего профессионального образования серьезные требования к подготовке специалистов для нефтегазодобывающей отрасли. Колледж должен подготовить квалифицированных специалистов, способных к эффективной работе, готовых к постоянному самообразованию, умеющих мыслить творчески, брать на себя ответственность, работать в команде и благодаря этому приносить успех предприятию. На практике далеко не всегда выпускники колледжа способны реализовать подобные задачи, так как традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, всё больше отстаёт от современных требований.

Ключевые слова: воспитание, методические разработки, образовательные технологии, профессиональное образование, самостоятельная работа, экологические основы природопользования


INDEPENDENT WORK AS INSTRUMENT OF EDUCATIONAL PROCESS IMPROVEMENT FOR LEARNING “ECOLOGICAL BASES OF NATURE USING” SPECIAL SUBJECT

Poliakova Genrietta Gennadievna
Perm Petroleum College
Teacher, first qualifying category

Abstract
Modern educational standards set serious requirements upon intermediate vocational education teachers for preparation of oil and gas industry specialists. College must prepare qualified specialists who can think creatively, take responsibility, work in team and bring success to company. On practice college graduates rarely could perform such tasks because traditional specialist preparation is oriented for development of knowledge and skills in topical area and falls behind modern requirements.

Keywords: ecological bases of nature usage, education, education technologies, independent work, methodical researches, professional education


Библиографическая ссылка на статью:
Полякова Г.Г. Самостоятельная работа как средство совершенствования образовательного процесса при изучении дисциплины «Экологические основы природопользования» // Современная педагогика. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/07/5896 (дата обращения: 14.07.2023).

Согласно требованиям современных образовательных стандартов колледж должен выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня. Следовательно, обучающегося необходимо уже на стадии обучения адаптировать к условиям конкретной производственной среды, научить его принимать решения, поэтому основой современного образования  должны стать способы мышления и деятельности. В свете этого, педагогическая наука вынуждена активно искать пути повышения эффективности образовательного процесса и как следствие повышения качества подготовки специалистов.

Многие исследователи считают целесообразной возможность решения проблемы совершенствования образовательного процесса через актуализацию самостоятельной работы обучающихся, которую рассматривают как «…главный резерв повышения эффективности подготовки специалистов» [1].

Цель самостоятельной работы студента – осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою профессиональную квалификацию [2].

Следовательно, самостоятельная работа предполагает максимальную активность обучающихся в различных аспектах: организации умственного труда, поиске необходимой информации, участии в научно-исследовательской работе, в конкурсах, олимпиадах, конференциях. Правильно организованная самостоятельная работа способствует приобретению навыков и опыта творческой деятельности. Чрезвычайно важно, чтобы обучающиеся, овладевая знаниями и способами их добывания, осознавали, что самостоятельная работа призвана завершить процесс формирования современного конкурентоспособного специалиста, так как никакие знания, не ставшие объектом собственной деятельности, не могут считаться подлинным достоянием личности [3].

Новые стандарты значительно увеличивают количество часов, отведенных на самостоятельную работу, но вместе с тем существует проблема обеспечения обучающихся необходимой учебной литературой.

Не вызывает сомнения, что инструментом повышения эффективности самостоятельной работы обучающихся является качественная разработка и постоянное совершенствование учебно-методической документации по учебной дисциплине.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса должно отличаться разнообразием и комплексностью, включать объективные методы контроля качества образования со стороны педагога. Обучающиеся должны иметь возможность в любой момент времени проверить результативность своего труда, самостоятельно проконтролировать себя и откорректировать свою учебную деятельность.

Самостоятельная работа при изучении дисциплины «Экологические основы природопользования» состоит из:

-          внеаудиторной самостоятельной работы, в процессе которой студенты вовлекаются в активную частично-поисковую деятельность, работают с различными информационными источниками, развивают коммуникативные способности;

-          практической работы, которая обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации в профессиональной направленности, формируют экологическую культуру обучающихся.

Учебно-методический комплекс дисциплины «Экологические основы природопользования» включает в себя следующие элементы:

-          рабочие программы учебной дисциплины по специальностям;

-          контрольно-измерительные материалы, содержащие  разнообразны задания (тестовые задания, экологические задачи, практическая работа, анализ кейс-стади) и позволяющие адекватно оценивать уровень знаний обучающихся по дисциплине.  В контрольно-измерительных материалах представлены критерии оценки практических и тестовых заданий.

-          рабочую тетрадь, включающую рекомендации по выполнению практических работ, рекомендации по самостоятельному изучению основных тем учебной дисциплины, задачи, проблемные ситуации;

-          методические рекомендации  «Разработка и внедрение активных методов обучения в учебный процесс при изучении дисциплины «Экологические основы природопользования», в которых описывается опыт занятий по формированию познавательной активности обучающихся;

-          методические рекомендации к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы. В пособии приведены рекомендации по подготовке рефератов, докладов, презентаций, а также указаны виды самостоятельной работы по темам дисциплины, формы контроля самостоятельной работы по каждой теме и рекомендуемая литература;

-          лекционный материал;

-          научную фильмотеку для сопровождения лекционного материала.

Данный проект учебно-методического комплекса по дисциплине «Экологические основы природопользования» успешно проходит апробацию в стенах ГБПОУ «Пермский нефтяной колледж». Как показывает практика, использование учебно-методического комплекса позволяет оптимизировать процесс экологического образования и воспитания обучающихся, способствует их профессиональному становлению, о чем свидетельствуют высокие  результаты Федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования (ФЭПО).

Таким образом, обеспечение самостоятельной работы обучающихся методическим материалом поможет усвоить новый материал, индивидуализировать обучение, совершенствовать контроль и самоконтроль, высвободить время для творческой, исследовательской работы, а значит повысить эффективность учебного процесса.


Библиографический список
  1. Юшко Г.Н. Научно-дидактические основы организации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы обучения: дисс. … канд. пед. наук / Г.Н. Юшко. – Ростов-н/Д, 2000.- 164 с.
  2. Фирсова И.А. Саморазвитие личности и современные технологии обучения /И.А. Фирсова, И.В. Непрокина //Личностно ориентированные технологии в обучении: Сб. науч.-метод работ. – Самара.: Самар. гос. пед. колледж, 2001. – С. 153 – 156.
  3. Чупрова Л. В. Проблема совершенствования образовательного процесса в вузе // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II.  — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 100-102.


Все статьи автора «Полякова Генриетта Геннадьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: