Согласно требованиям современных образовательных стандартов колледж должен выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня. Следовательно, обучающегося необходимо уже на стадии обучения адаптировать к условиям конкретной производственной среды, научить его принимать решения, поэтому основой современного образования должны стать способы мышления и деятельности. В свете этого, педагогическая наука вынуждена активно искать пути повышения эффективности образовательного процесса и как следствие повышения качества подготовки специалистов.
Многие исследователи считают целесообразной возможность решения проблемы совершенствования образовательного процесса через актуализацию самостоятельной работы обучающихся, которую рассматривают как «…главный резерв повышения эффективности подготовки специалистов» [1].
Цель самостоятельной работы студента – осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою профессиональную квалификацию [2].
Следовательно, самостоятельная работа предполагает максимальную активность обучающихся в различных аспектах: организации умственного труда, поиске необходимой информации, участии в научно-исследовательской работе, в конкурсах, олимпиадах, конференциях. Правильно организованная самостоятельная работа способствует приобретению навыков и опыта творческой деятельности. Чрезвычайно важно, чтобы обучающиеся, овладевая знаниями и способами их добывания, осознавали, что самостоятельная работа призвана завершить процесс формирования современного конкурентоспособного специалиста, так как никакие знания, не ставшие объектом собственной деятельности, не могут считаться подлинным достоянием личности [3].
Новые стандарты значительно увеличивают количество часов, отведенных на самостоятельную работу, но вместе с тем существует проблема обеспечения обучающихся необходимой учебной литературой.
Не вызывает сомнения, что инструментом повышения эффективности самостоятельной работы обучающихся является качественная разработка и постоянное совершенствование учебно-методической документации по учебной дисциплине.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса должно отличаться разнообразием и комплексностью, включать объективные методы контроля качества образования со стороны педагога. Обучающиеся должны иметь возможность в любой момент времени проверить результативность своего труда, самостоятельно проконтролировать себя и откорректировать свою учебную деятельность.
Самостоятельная работа при изучении дисциплины «Экологические основы природопользования» состоит из:
- внеаудиторной самостоятельной работы, в процессе которой студенты вовлекаются в активную частично-поисковую деятельность, работают с различными информационными источниками, развивают коммуникативные способности;
- практической работы, которая обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации в профессиональной направленности, формируют экологическую культуру обучающихся.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Экологические основы природопользования» включает в себя следующие элементы:
- рабочие программы учебной дисциплины по специальностям;
- контрольно-измерительные материалы, содержащие разнообразны задания (тестовые задания, экологические задачи, практическая работа, анализ кейс-стади) и позволяющие адекватно оценивать уровень знаний обучающихся по дисциплине. В контрольно-измерительных материалах представлены критерии оценки практических и тестовых заданий.
- рабочую тетрадь, включающую рекомендации по выполнению практических работ, рекомендации по самостоятельному изучению основных тем учебной дисциплины, задачи, проблемные ситуации;
- методические рекомендации «Разработка и внедрение активных методов обучения в учебный процесс при изучении дисциплины «Экологические основы природопользования», в которых описывается опыт занятий по формированию познавательной активности обучающихся;
- методические рекомендации к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы. В пособии приведены рекомендации по подготовке рефератов, докладов, презентаций, а также указаны виды самостоятельной работы по темам дисциплины, формы контроля самостоятельной работы по каждой теме и рекомендуемая литература;
- лекционный материал;
- научную фильмотеку для сопровождения лекционного материала.
Данный проект учебно-методического комплекса по дисциплине «Экологические основы природопользования» успешно проходит апробацию в стенах ГБПОУ «Пермский нефтяной колледж». Как показывает практика, использование учебно-методического комплекса позволяет оптимизировать процесс экологического образования и воспитания обучающихся, способствует их профессиональному становлению, о чем свидетельствуют высокие результаты Федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования (ФЭПО).
Таким образом, обеспечение самостоятельной работы обучающихся методическим материалом поможет усвоить новый материал, индивидуализировать обучение, совершенствовать контроль и самоконтроль, высвободить время для творческой, исследовательской работы, а значит повысить эффективность учебного процесса.
Библиографический список
- Юшко Г.Н. Научно-дидактические основы организации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы обучения: дисс. … канд. пед. наук / Г.Н. Юшко. – Ростов-н/Д, 2000.- 164 с.
- Фирсова И.А. Саморазвитие личности и современные технологии обучения /И.А. Фирсова, И.В. Непрокина //Личностно ориентированные технологии в обучении: Сб. науч.-метод работ. – Самара.: Самар. гос. пед. колледж, 2001. – С. 153 – 156.
- Чупрова Л. В. Проблема совершенствования образовательного процесса в вузе // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 100-102.