«Закон об образовании в РФ» отражает основные цели инклюзивного образования – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В отечественной системе образования разрабатываются вариативные модели обучения на базе медико-социальных центров, школьных служб поддержки и сопровождения, центров психолого-педагогического консультирования, служб доверия и других. Приоритетным направлением деятельности по реализации права на образование детей с различными отклонениями и задержками в развитии является создание вариативных условий с учетом их психофизических особенностей в общеобразовательной среде. Уделяется немало внимания проблемам таких детей с особыми образовательными потребностями, которые наряду с другими учащимися, должны получить школьные знания в полном объеме.
В нормативных документах последнего времени, регулирующих учебный процесс в школе, акцентируется идея обучения математике как средства социализации учащихся в обществе и развития их личности. В процессе обучения математике ребенок должен научиться выполнять расчеты, пользоваться вычислительными приборами, овладеть практическими приемами геометрических измерений, понимать смысл графиков, таблиц, диаграмм. Математика формирует алгоритмичность, при решении задач развивается творческое и абстрактное мышление, что также стимулирует развитие детей с особыми образовательными потребностями.
Однако 30 лет работы в санаторной школе-интернате, которая недавно была преобразована в Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, я убедилась, что многие учащиеся нуждаются в особых подходах при подаче материала на уроках математики. Это связано, в первую очередь, с особенностями развития учеников, поступающих к нам на учебу и лечение. Это дети, нуждающиеся в воспитательной и педагогической коррекции, из социально-неблагополучных, неполных семей, с определенными отклонениями в развитии, зачастую не владеющие базовыми учебными навыками.
В этом контексте актуальным является применение личностно-ориентированной деятельности учащихся на уроках математики. Прежде всего, приходится перестраивать сам процесс обучения, делая упор на сохранении (восстановлении) психологического и физического здоровья ребенка, т.е. контроль психофизиологического состояния, учет темперамента, настроя, работоспособности, медицинских рекомендаций на всех этапах урока.
С учетом вышеперечисленного далее необходимо создание разноуровневых задач и примеров, тактическое деление классов на группы по уровню восприятия получаемой информации, применение нетрадиционных форм ведения урока (игровые формы обучения, театрализованные уроки – в младших классах, уроки-викторины, «брейн-ринги», проекты – в старших классах), разнообразие видов заданий (традиционные задачи, задачи с опорными таблицами, тесты, математические диктанты), своевременная смена типа заданий (письменные, устные, индивидуальные, групповые, фронтальные), создание благоприятного психологического климата в классе.
При этом, решая в ходе урока множество учебно-воспитательных задач, приходится учитывать еще и индивидуальные, наиболее существенные особенности каждого ребенка. В этих случаях я руководствуюсь также постоянно обновляемыми рекомендациями психолога, врача-психиатра. Эти рекомендации, воспитательский дневник наблюдений, мой личный дневник контроля поведения помогает выстраивать линию общения с «проблемным» учеником, при этом достигая цели урока и выполняя поставленные задачи:
- повышение интереса к математике, убеждение в необходимости получения математических знаний;
- формирование знаний о математических методах, используемых в технике, производстве, быту;
- формирование умений применять математические знания на практике.
На развитие активности и творческого мышления решающее влияние оказывает поиск разных способов решения задач и закрепление их в практической деятельности. Задачи делятся на алгоритмические, полуалгоритмические, эвристические. Роль алгоритмических задач в обучении математике очень важна, т.к. решение задач алгоритмического типа быстро приводят к искомому результату, а незнание алгоритмов чревато ошибками и потерей времени. К полуалгоритмическим задачам относятся задачи, имеющие обобщенный характер решения, которые не могут быть сведены к одному из известных алгоритмов. Эвристические задачи носят олимпиадный характер и в силу своей сложности нечасто применяются в моей повседневной практике.
Библиографический список
- Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутусов, С.Б. Кадомцев и др. Геометрия, 7-9; Учебник для общеобразовательных учреждений /М.: Просвещение, 2004.
- Л.В. Арьяева. Информационное взаимодействие в современной школе: опыт диалога. Монография. Санкт-Петербург, 2012.
- С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2011.