УДК 377

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СОЧЕТАНИИ С САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Полякова Генриетта Геннадьевна
ГБПОУ «Пермский Нефтяной Колледж»
преподаватель первой категории

Аннотация
Увеличение учебного времени, отведенного на самостоятельную работу обучающихся, в соответствии с новыми образовательными стандартами означает серьезную реорганизацию учебно-воспитательного процесса в колледже. Учебный процесс должен быть нацелен на развитие у обучающихся умения учиться, способностей к творческому мышлению и применению полученных знаний в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа обучающихся является одной из важнейших составных частей учебного процесса, при выполнении которой происходит формирование не только навыков, знаний и умений, но и способов мышлении и деятельности. Обучающегося необходимо уже на стадии обучения адаптировать к условиям конкретной производственной среды. Это возможно через актуализацию самостоятельной работы обучающихся, которую рассматривают как «…главный резерв повышения эффективности подготовки специалистов».

Ключевые слова: активные методы обучения, образовательные технологии, профессиональное образование, самообразование, самостоятельная работа


ACTIVE METHODS OF EDUCATION IN COMBINATION WITH INDEPENDENT WORK AS INSTRUMENT OF DEVELOPMENT OF STUDENT’S COMMON AND SPECIAL COMPETENCES

Poliakova Genrietta Gennadievna
Perm Petroleum College
teacher, first qualifying category

Abstract
New educational standards that increase total amount of time given for student independent work mean deep educational process reorganization within college. Educational process must be aimed for development of ability to learn, creative thinking and usage of acquired knowledge in professional activity. Student’s independent work is one of the main parts of educational process which forms ways of thinking and performance besides skills and knowledge. Student should be prepared for conditions of specific industrial environment on stage of education. It is possible via increasing importance of student’s independent work which considers as “… main reserve of boosting efficiency of specialists preparation”.

Keywords: active teaching methods, education technologies, independent work, professional education, self-education


Библиографическая ссылка на статью:
Полякова Г.Г. Активные методы обучения в сочетании с самостоятельной работой как средство формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся // Современная педагогика. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/08/5947 (дата обращения: 14.07.2023).

Современное производство нефтегазодобывающей отрасли выдвигает высокие требования перед средним профессиональным образованием к подготовке квалифицированных специалистов, способных эффективно решать производственные задачи.

В настоящее время быстро развивается наука, изменяются техника и технологии, способы управления производством. Поэтому задачей преподавателя является формирование у обучающихся способностей к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи сложно достичь только традиционными методами обучения, т.е. путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к обучающемуся, когда обучающийся является пассивным потребителем знаний. «Творческая личность», «креативный подход», «неординарное мышление»… Эти понятия в современном обществе являются показателями высокой квалификации специалиста. Именно в творчестве находится источник самореализации и саморазвития личности. Креативный специалист непременно должен регулярно решать неординарные задачи и создавать продукты творчества. Самостоятельная работа в сочетании с активными методами обучения дисциплинам призвана активизировать созидательную деятельность обучающихся, которые должны уметь сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения и найти оптимальное, доказав его правильность. Самостоятельная работа обучающихся является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой. Цель самостоятельной работы – привить обучающемуся навыки самообразования и осмысленной работы сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, и заложить фундамент для формирования самоорганизации и самовоспитания [2]. Именно эти качества будущего специалиста позволят ему в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.

При изучении любой дисциплины организация самостоятельной работы должна состоять из следующих видов:

  1. Внеаудиторная.
  2. Аудиторная, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя.
  3. Творческая, в том числе научно-исследовательская.

Виды внеаудиторной самостоятельной работы разнообразны: подготовка и написание рефератов, докладов и других письменных работ на заданные темы. Обучающемуся желательно предоставить право выбора темы. Подготовка к ролевым и деловым играм, когда обучающиеся изучают свои роли, исследуют предложенные проблемы. Перед началом занятия студентам дается задание: подготовить выступление в соответствии с выбранной ролью, продумать, почему ваша точка зрения может быть отвергнута или поддержана оппонентами.

Тематика игры может быть связана с конкретными производственными проблемами или носить прикладной характер, включать задачи ситуационного моделирования по актуальным проблемам и т.д. Деловая игра создает модель реальной профессиональной деятельности, что позволяет студентам экспериментировать и совершать ошибки, которые в реальных производственных условиях недопустимы.

Цель деловой игры – в имитационных условиях дать обучающемуся возможность разрабатывать и принимать решения, работать в команде, нести ответственность за принятые решения.

Особое значение имеет подготовка к участию в научно-практических конференциях и олимпиадах, так как требует глубокого самостоятельного изучения материала обучающимися.

Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность студентов. Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Данные методы характеризуются высоким уровнем активности учащихся [3].

Использование ИКТ на занятиях можно представить так:

  • видеофрагменты научного характера;
  • создание презентаций, при выборе тем презентаций необходимо учитывать ее актуальность и личную заинтересованность обучающихся. Как правило, работа над темой приводит к желанию узнать больше, и в дальнейшем дает толчок к проведению исследований и более глубокому изучению вопроса.
  • контроль (тестирование), подтверждение положительных результатов учебной деятельности невозможно без педагогических измерений. Наиболее объективным способом среди современных педагогических измерений является тестирование. Контрольно-измерительные материалы на основе информационных компьютерных технологий представляются актуальными для повышения эффективности образовательного процесса. Их эффективность заключается в оперативном проведении контроля и обработки результатов.

Использование активных методов дает необходимые выпускникам практические навыки анализа ситуаций и оперативного нахождения решений, развивает способности аргументировать и четко излагать свои мысли, а в сочетании с самостоятельной работой  способствует эффективному и качественному формированию и развитию общих и профессиональных компетенций.

Самостоятельная работа способствует решению задач всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека [4]. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует не только совокупность умений и навыков, но и черты характера, играющие существенную роль в структуре личности современного специалиста для достижения им высшей квалификации.


Библиографический список
  1. Юшко Г.Н. Научно-дидактические основы организации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы обучения: дисс. … канд. пед. наук / Г.Н. Юшко. – Ростов-н/Д, 2000.- 164 с.
  2. Бурмакин Г.С. Современные подходы к организации самостоятельной работы студентов. – Педагогическое образование, 2011.
  3. Бушуев, В.Д., Шелобаев, С.И. Инновационный и интегративный подходы к организации самостоятельной работы студента // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 8 – С. 141-143.
  4. Зарукина Е. В, Логинова Н. А. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.метод. пособие / М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010.


Все статьи автора «Полякова Генриетта Геннадьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: