УДК 159.9

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМФОРТНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Назаренко Маргарита Михайловна1, Давыдова Лилия Евгеньевна2, Чмиль Елизавета Васильевна3
1ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского», доцент кафедры психологии, педагогики и специального образования, кандидат педагогических наук,
2ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского», студентка 3 курса института психологии и образования,
3ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского», студентка 3 курса института психологии и образования

Аннотация
В статье представлены результаты исследовательской работы по определению уровня психолого-педагогической комфортности субъектов образовательного процесса в школе: учителей, учащихся выпускного класса и родителей. Даны рекомендации по некоторым аспектам выявленных противоречий в оценках комфортности образовательной среды.

Ключевые слова: комфортность, образовательная среда, психологический климат.


PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMFORT OF THE GRADUATES OF THE SECONDARY SCHOOL

Nazarenko Margarita Mikhailovna1, Davydova Lily Evgenevna2, Tchmil Elizabeth Vasilevna3
1Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky, PhD in of pedagogical Sciences, associate professor, department of psychology, pedagogy and special education
2Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky, 3th year student of the Institute of psychology and education
3Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky, 3th year student of the Institute of psychology and education

Abstract
The article presents the results of research work to determine the level of psychological and pedagogical comfort of the subjects of the educational process in the school: teachers, students of the graduating class and parents. Recommendations on some aspects of the revealed contradictions in the assessments of the comfort of the educational environment.

Библиографическая ссылка на статью:
Назаренко М.М., Давыдова Л.Е., Чмиль Е.В. Психолого-педагогическая комфортность выпускников общеобразовательной школы // Современная педагогика. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2017/04/7026 (дата обращения: 12.07.2023).

В современном обществе образование имеет абсолютную ценность для успешной самореализации и профессионального самоопределения молодёжи. Уровень комфортности образовательной среды является важным показателем качества образования, способствует ощущению защищённости, проявлению творческих качеств личности, сохранению психического и физического здоровья, что особенно актуально для учащихся выпускных классов общеобразовательной школы. Выпускники, находящиеся в резко меняющихся условиях социальной ситуации, более остальных нуждаются в помощи и психологической поддержке.

Профессор И.А. Баева указывает, что «образовательная среда есть психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное и пространственно-предметное окружение, психологической сущностью которой является совокупность деятельностно-коммуникативных актов и взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса» [1,с.48]. При этом, фиксация данной реальности, а, следовательно, её диагностика, возможна через систему отношений участвующих в ней субъектов. Для учеников хорошая школа обладает признаком безопасности или комфортности (школа без опасности насилия, унижения, оскорбления). Для родителей «хорошая школа» должна обеспечивать безопасность детей, заботиться не только о предметных достижениях, но и о здоровье. Комфортность участников школьной образовательной среды во многом обеспечивается личностно-доверительными отношениями, защитой личности от негативных воздействий и прогнозирование возможных угроз. Социальная комфортность может включать такие показатели, как самооценка участия в жизни школьного коллектива, оценка взаимоотношений учащихся и педагогов, оценка характера взаимоотношений учащихся друг с другом. В толковом словаре С.И. Ожегова комфортность определяется, как «условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют» [2].

Существует три структурные составляющие данного понятия: психологическая, интеллектуальная и физическая. В нашем исследовании мы проводили оценку психолого-педагогических факторов комфортности учебно-воспитательного процесса в одной из общеобразовательных школ города Липецка. Директор, педагоги, школьники, в отличии от родителей, ответственно и заинтересованно отнеслись к исследованию. Для родителей был организован заочный опрос, из 23 розданных анкет, вернулись заполненными только 18. Всего было опрошено 69 человек (23 школьника, 18 родителей, 18 учителей). Нами была использована «Методика диагностики психологических условий школьной образовательной среды»  Н. П. Бадьиной и В. Н. Афтенко, которая позволяет оценить выраженность в образовательном учреждении следующих факторов: интенсивность, эмоционально-психологический климат, удовлетворённость, демократичность, содействие формированию познавательной мотивации (учебной, профессиональной, творческой), удовлетворенность качеством образовательных услуг.

Результаты опроса представлены в таблицах 1-3. Анализ анкет учащихся (см. табл.1), показал следующее. Большую часть детей (82 %) удовлетворяет интенсивность образовательной среды, то есть уровень учебной нагрузки в школе находится на оптимальном для них уровне.  Лишь некоторые одиннадцатиклассники  (18%) считают, что объём заданий слишком велик и учителя предъявляют слишком высокие требования к их качеству. По фактору эмоционально-психологического климата комфортность среды нельзя назвать для выпускников благоприятной: около половины (47%) не чувствуют психологическую защищённость и поддержку со стороны учителя. Остальные школьники, возможно, не придают особого значения личным отношениям с учителями, для них это не слишком важно. Ответы учащихся показывают, что в диалогическом общении ученик-учитель нет доверительного взаимодействия личного характера, не созданы «помогающие отношения», а преобладают лишь деловые формы общения.

Таблица №1. Проявленность психологических условий образовательной среды в отношении учащихся

Психологические условия образовательной среды

Низкий уровень

(в%)

Средний уровень

(в%)

Высокий уровень

(в%)

Интенсивность

30

52

18

Эмоционально-психологический климат

47

49

4

Удовлетворенность

40

48

12

Демократичность

26

70

4

Содействие формированию познавательной мотивации

30

52

18

Удовлетворенность качеством образовательных услуг

26

74

0

Вышесказанное подтверждает  то, как ученики оценивают удовлетворённость образовательной средой: около половины (40%) ею недовольны, они не считают свою школу авторитетным и  значимым для себя заведением. Между тем большинство учащихся (74%)считают свою школу вполне демократичным учреждением, в котором они имеют возможность проявлять инициативу и защищать свои собственные интересы. То же большинство учащихся (70%) вполне довольны способами активации их учебной деятельности и увеличения познавательной мотивации. Что касается качества образовательных услуг, то большая часть выпускников ими удовлетворена, почти все учащиеся считают, что они готовы к поступлению в ВУЗ, довольны уровнем преподавания в данной школе. Однако для третьей части опрошенных уровень полученных в школе знаний представляется недостаточным для поступления в высшие учебные заведения и они надеются восполнить предметные дефициты с помощью репетиторов.

Таким образом, диагностика показала, что по всем факторам психолого-педагогической комфортности (кроме интенсивности) более трети выпускников испытывают дискомфорт.

Точка зрения родителей на этот счёт представлена в табл. 2. Проанализировав ответы родителей, мы получили картину, отличающуюся от мнений учащихся по некоторым факторам. В отличие от детей, почти все родители считают что требования, предъявляемые к их детям и тяжесть учебной нагрузки вполне приемлемы. Психоэмоциональным климатом они тоже довольны, считают, что в школе присутствует взаимопонимание между учащимися и педагогами. Так же можно видеть несовпадение мнений учеников и родителей по факторам удовлетворённости учебным заведением – среди родителей больше тех, кто доволен качеством обучения.

Таблица №2. Проявленность психологических условий образовательной среды в отношении родителей

Психологические условия образовательной среды

Низкий уровень

(в%)

Средний уровень

(в%)

Высокий уровень

(в%)

Интенсивность

0

83

17

Эмоционально-психологический климат

6

56

38

Удовлетворенность

23

50

27

Демократичность

38

56

6

Содействие формированию познавательной мотивации

11

72

17

Удовлетворенность качеством образовательных услуг

11

78

11

Что касается мотивации обучения детей, родители в основном  придерживаются единого мнения, что преподаватели прилагают достаточно усилий к развитию познавательных интересов их детей в процессе обучения. Так же как и школьники, почти все родители считают, что данное заведение способно дать набор знаний, необходимых для поступления в ВУЗ, уровень качества преподавания в школе оптимальный. В целом, можно заключить, что родители вполне довольны качеством образования своих детей по всем исследуемым факторам образовательной среды, за исключением демократичности, т.к. 38% опрошенных заявляют, что имеют мало возможностей влиять на управленческие решения школы.

По данным таблицы 3 видно, что педагогов школы вполне устраивает их учебная нагрузка, требования к их работе, содержание и качество работы, лишь меньшая часть (16%) считают требования завышенными.

Таблица №3. Уровни проявленности психологических условий образовательной среды в отношении педагогов.

Психологические условия образовательной среды

Низкий уровень

(в%)

Средний уровень

(в%)

Высокий уровень

(в%)

Интенсивность

28

56

16

Эмоционально-психологический климат

0

66

34

Удовлетворенность

0

17

83

Демократичность

16

28

56

Содействие формированию познавательной мотивации

0

33

67

Удовлетворенность качеством образовательных услуг

11

56

33

Что касается эмоционально-психологического климата, все учителя чувствуют себя комфортно в педагогическом коллективе с точки зрения взаимоотношений и позитивного настроения. Опрошенные ценят свою школу, ощущают свою значимость, заявляют о высоком уровне демократичности отношений с руководством (84%) и возможности профессиональной самореализации (67%). Администрация данного учебного заведения, по мнению учителей, оказывает поддержку и содействие профессиональному росту и повышению квалификации. Работая в данной школе, учителя видят дальнейшие перспективы своего развития и не имеют желания сменить рабочее место. Педагоги (89%) считают уровень преподавания в школе достаточным для того, чтобы выпускники успешно поступили в ВУЗ, остальные полагают, что ученикам будет полезно посещение репетиторов.

Таким образом, слабым звеном исследуемой образовательной среды оказался фактор эмоционально-психологического комфорта для школьников: у части детей не складываются отношения с учителями (следует уточнить, какими именно). Ученики чувствуют свою незащищённость, что  проявляется в отсутствии поддержки со стороны учителей и для трети выпускников, испытывающих повышенный стресс, такой вид отношений не приемлем. Ответы детей показывают, что во взаимодействии ученик-учитель нет доверительных отношений личного характера, преобладают деловые формы общения. Родители не проявляют нужной в это непростое для выпускника время чуткости и внимательности, они не знают о сложившейся ситуации во взаимоотношениях между учениками и учителями, со стороны им кажется, что всё хорошо. Самым сильным звеном, по мнению всех сторон образовательного процесса, является оптимальный уровень учебной нагрузки: ученики и учителя не испытывают перегрузок.

В качестве рекомендаций необходимо отметить необходимость проведения дополнительного обследования причин низкого уровня психологического комфорта учеников, проведения внеклассных мероприятий и психологического тренинга по сплочению коллектива и развитию коммуникативных навыков. Учителям и, прежде всего, классному руководителю рекомендуется применять методы личностно ориентированной педагогики, наладить, упрочить доверительные отношения с особо тревожными детьми. Для повышения статуса учебного заведения, на наш взгляд, необходимо больше увлекать детей участиями в конкурсах, олимпиадах, тем самым повышать уровень знаний и занимать высокие места в рейтинге школ. Администрации школы рекомендуется чаще интересоваться мнением родителей и учитывать их предложения и предпочтения. Данные рекомендации будут способствовать психологизации образовательной среды в целях сохранения и укрепления здоровья её взрослых и подрастающих участников, создания безопасных условий труда и учёбы.


Библиографический список
  1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. СПб, 2002. — 271 с.
  2. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой.  М., 1994. — 908 с.


Все статьи автора «Назаренко Маргарита Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: