Знание закономерностей развития организма ребенка, и специфики функционирования физиологических систем на разных этапах онтогенеза, является залогом успешной учебной деятельности школьников. Однако, на наш взгляд, педагоги мало учитывают возрастные и индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения. «Воспитание и обучение имеет дело с целостным ребенком, с его целостной деятельностью, эта деятельность, рассматриваемая как особый объект изучения, содержит в своем единстве много аспектов, в том числе… физиологический» [3].
В процессе индивидуального развития организм ребенка изменяется как единое целое. Его структурные, функциональные и адаптационные особенности обусловлены взаимодействием всех органов и систем на разных уровнях интеграции — от внутриклеточного до межсистемного. Одна из целей возрастной периодизации — установить границы отдельных этапов развития в соответствии с физиологическими нормами реагирования растущего организма на воздействие факторов внешней среды. Характер ответных реакций организма на оказываемые воздействия самым непосредственным образом зависит от возрастных особенностей функционирования различных физиологических систем [1]. Качественные изменения деятельности физиологических систем соответствуют определенным периодам, так в дошкольном возрасте это возраст от 3–4 к 5–6 годам, в младшем школьном — от 7–8 к 9-10 годам, в подростковом возрасте соответствуют стадиям биологической зрелости (половое созревание). При условии сочетания возрастного и индивидуального подхода к изучению особенностей функционирования ребенка можно разработать адекватные гигиенические и педагогические меры, обеспечивающие сохранение здоровья и прогрессивное развитие организма и личности ребенка.
Жизнь современных детей отличается от их сверстников предыдущих поколений малоподвижностью, большую часть дня дети сидят на уроках, потом дома – перед компьютером. В школьном периоде рост и развитие скелета далеко еще не закончены. У детей, в отличие от взрослых, фиксация позвоночника неустойчивая, несовершенная, и под влиянием внешних факторов могут возникать стойкие деформации костей позвоночника -сколиозы и патологические осанки. Они приводят к возникновению и развитию значительных нарушений телосложения – увеличения естественных изгибов позвоночника крыловидных лопаток, ассиметрии плечевого пояса, уплощение грудной клетки не только обезображивают форму тела, но затрудняют работу внутренних органов (сердца, легких, желудочно-кишечного тракта), ухудшают обмен веществ. При начальных формах сколиоза наблюдается учащение пульса, снижение насыщенности крови кислородом, быстрое утомление организма при выполнении работ. Нарушения костеобразования у детей являются также следствиеам нарушения питания. Сидение за компьютером, как правило, сочетается у детей с приемом пищи. Фастфуды вкупе с неправильным пережевыванием пищи приводят, кроме того, к кариесу. А в подростковом возрасте формируется тип желудочной секреции, тесно связанный с типом конституции. В этом же возрасте нередко начинают проявляться разнообразные отклонения от нормы в деятельности желудочно-кишечного тракта, среди которых типичны повышенная и пониженная секреторная активность желудка.
Учитывая это, педагоги должны больше внимания уделять подвижности детей на уроках. В жизни человека большую роль играет его деятельность. У детей ведущая деятельность – игра, у молодых людей – учеба, у взрослых – труд. Игра, являющаяся для детского возраста ведущей деятельностью, определяет становление и развитие психики и физического состояния ребенка. Большое место в жизни детей занимают подвижные игры. Д. Б. Эльконин выделяет пять групп таких игр:
1.Имитационно-процессуальные игры и элементарные игры-упражнения с предметом.
2. Драматизированные игры по определенному сюжету.
3.Сюжетные игры с несложными правилами.
4.Игры с правилами без сюжета.
5.Спортивные игры и игры-упражнения с ориентировкой на определенные достижения игр [6]. К сожалению, в последние годы отмечается исчезновение, как таковых, дворовых игр. В этой связи педагогам, как нам кажется, надо чаще использовать ролевые и другие подвижные игры на уроках в начальной школе. Именно, физкультура в начальных классах продолжает развивать выносливость, ловкость, силу рук и ног, координацию движений, навыки участия в командных играх, и делает это с учетом физических и психических особенностей организма ребенка, присущих определенному возрасту. Помимо уроков физкультуры, которые проходят только два раза в неделю, детям надо чаще давать возможность бегать, прыгать, танцевать, или выполнять какие-либо физические упражнения. Например. Сидя на стуле делать еле заметные движения головой вверх-вниз, вправо-влево, такие же еле заметные покачивания головой из стороны в сторону, амплитуда движений 1-2 сантиметра (5-10 раз); стоя на четвереньках, выгибать и прогибать спину (5-10 раз); стоя, руки положить на плечи, достать коленом противоположный локоть, верхняя часть тела неподвижна (5-10 раз каждой ногой); ходьба на носках, на пятках, на наружном и внутреннем крае стоп, с высоким подниманием колен, с сильным сгибанием ног назад (2 минуты); хорошо помогает для выработки осанки хождение с книгой на голове. Такие упражнения приведут детей в неописуемый восторг и будут полезны для их здоровья. На уроках можно чаще использовать ролевые и дидактические игры. Как показывают исследования, в ситуации дидактической игры ребенок усваивает программу значительно успешнее, нежели в ситуации учебного занятия [4]. Сущность дидактической игры заключается в том, что детям предлагается решить умственные задачи, составленные в игровой форме. Ролевая игра, или игра-драматизация важна не просто тем, что ребенок изображает, играя роль, но то, как он это делает, насколько совершенна передача объективного содержания роли. Игра-драматизация является одной из возможных форм перехода к продуктивной эстетической деятельности с характерным для нее ведущим мотивом воздействия на других людей. [5]
Внимание к возрастным особенностям позволяет адекватно подбирать формы, методы, средства воспитания и обучения. Правильно организованная психолого-педагогическая деятельность педагога и баланс умственной и физической нагрузки школьников будет способствовать развитию детей, не нарушая их психического и физического здоровья.
Библиографический список
- Безруких М.М., Сонькин В.Д., Дебора А. Фарбер. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). http://coollib.com/b/251471
- Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте.// Избр. психологические исследования. -М.,1956.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986. — С. 167.
- Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.-М., 1988.
- Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка.//Избранные психологические произведения. Режим доступа: yanko.lib.ru/books/psycho/leontyev-psychology.htm
- Эльконин Д.Б. Психология игры.- М.,1978.