По мнению психологов, младший школьный возраст играет особую роль в жизни человека, т.к. именно в этом возрасте закладываются духовно-нравственные основы личности, усваиваются важнейшие знания и умения, происходит усвоение норм поведения. Младших школьников отличает особое отношение к себе, к другим людям и к окружающему миру. Это объясняется тем, что разным возрастным группам присущи разные ценности. «Именно система ценностей во многом позволяет говорить об относительной автономности каждого из них, так как обеспечивает согласование интересов и целей всех членов данного сообщества» [1, с. 182].
В наше время изменение социальной ситуации, ведущее к перемене нравственных ценностей одна из актуальных проблем. Цель нашей работы - изучение ориентации на нравственные ценности у современных младших школьников.
В отечественной и зарубежной психологии разработаны и широко применяются разнообразные методики, направленные как на изучение ценностных ориентаций в целом, так и на отдельные ценности [2; 3]. Наиболее признанные методики: методика ценностных ориентаций М. Рокича, метод парных сравнений Г.И. Саганенко и др.
Для изучения ориентации младших школьников на нравственные ценности нами использовалась модифицированная рефлексивная методика выявления ценностей, которая является действенным способом выявлении и изучения ценностных ориентаций, включая в себя как количественный, так и качественный анализ [4] .
Мы провели исследование в ноябре 2016 года, использовав модифицированную рефлексивную методику под названием «Желания для Волшебника». В исследовании приняли участие 29 второклассников (12 мальчиков и 17 девочек) общеобразовательной школы №72 г.Ростова-на-Дону. Следует подчеркнуть, что выборка не является репрезентативной в строгом смысле, но данное исследование позволило выявить некоторые особенности нравственных ценностей, характерные для младших школьников.
Для сбора первичной информации с последующим анализом с помощью методики «Желания для Волшебника» школьникам необходимо было в приятной, спокойной обстановке, побуждающей к искренности, выполнить инструкцию: «Представь, что ты познакомился с волшебником, у которого есть волшебная палочка, и он может исполнить 5 твоих самых заветных желаний. Но чтобы он все верно исполнил, необходимо объяснить ему каждое желание. Напиши свои желания по порядку в колонке «Желание», а рядом в колонке «Для волшебника» опиши их значение для тебя (собственное понимание). Все желания надо хорошо обдумать и решить, насколько каждое из них должно быстро осуществиться для тебя(поставить цифру от 1до 10 в колонке А, где 10-прямо сейчас, очень быстро, а 1- могу подождать ». Пример бланка ответов – табл.1.
Таблица 1. Пример бланка ответов
Желание | Для волшебника | А | |
1 | |||
… | … | … ( всего 5 строк) |
Проведя анализ результатов и обобщив их, мы выделили несколько важных моментов.
В ответах детей ориентация на нравственные ценности уступает ценностным ориентациям, связанным с развлечениями и собственным комфортом.
Из всех названных испытуемыми ценностей 25 % можно отнести к категории нравственных ценностей, из которых:
- нравственные ценности, связанные с благополучием и здоровьем семьи (15,6%). Например, Владик Б. просит у Волшебника: «Пусть у моей бабушки не болит нога, тогда она будет счастлива». Даша М. пишет: « Хочу, чтобы мама и папа были здоровы всегда». Ваня Я. главной своей задачей, которая описывается в списке желаний, считает доставление радости родителям с помощью удачи и хорошей учебы.
- нравственные ценности, раскрывающие желания заботиться о животных (4,3%). Многие дети хотят завести какое-либо животное с целью заботы о нем и проявления своей любви. Некоторые дети хотят именно тех животных, которые уже есть у их родителей, например, «Я хочу золотую рыбку как у мамы» – пишет Полина С.
- красоту природы как ценность для себя отмечают 2,6% младших школьников. К примеру, Даша М. пишет: «Хочу, чтобы мое дерево быстро выросло, тогда у нас дома будет красиво», а Витя П. мечтает о «растениях в аквариуме, чтобы в нем было очень красиво»;
- незначительное количество второклассников (0,9%) выделили счастье других членов общества в качестве ценности. Часть детей мечтает достичь счастья других с помощью каких-либо материальных предметов: Алиса Ч. хочет «плюшевого мишку, чтобы помогать своей сестренке засыпать», а вот Катя П. просит Волшебника, чтобы ее желание «стать президентом» исполнилось, ведь главные причины, побуждающие ее быть президентом, – это «следить за чистотой города, чтобы не было аварий».
На основе проведенного анализа было выявлено, что ответы младших школьников, касающиеся нравственных ценностей и всех ценностных ориентаций в целом, соответствуют особенностям младшего школьного возраста.
Т.о., можно утверждать, что ориентация на нравственные ценности, которая составляет основу поведения, в младшем школьном возрасте имеет особое значение для формирования личности ребенка. В этом возрасте не только познается сущность нравственных ценностей, но и происходит развитие умения оценивать поступки, поведение окружающих и себя на основе полученных знаний. Ориентация на нравственные ценности происходит не только в семье, одним из важных посредников меду детьми и социальными ценностями является учитель. Именно он, грамотно выбирая необходимые методы обучения и воспитания, способствует формированию и развитию нравственных и эстетических чувств, которые складываются в жизненный опыт, а также будут проецироваться в дальнейшем.
Библиографический список
- Васильева З.И. Подготовка студентов и педагогов к инновационному проектированию культурно-воспитательной среды в школе и в вузе: Педагогические исследования. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. 160 с.
- Сластенин В.А. , Чижакова Г.И Введение в педагогическую аксиологию. – М.:ACADEMIA, 2003.
- Шалова С.Ю. Профессиональные ценности в системе ценностных ориентаций студентов педвуза // Интернет-журнал «Науковедение». – 2013 – №3 (16). – С. 100. – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik48ПВН313.pdf
- Саганенко Г.И., Гегер А.Э., Степанова Е.И. Практика сбора и анализа данных // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2011. № 32. С. 75-103.