Стратегия развития машиностроения в России до 2030 года предполагает широкое внедрение современного высокопроизводительного оборудования с ЧПУ в том числе российского производства в целью обеспечения высокой производительности машиностроительного производства при неизменно высоком качестве продукции. Внедрение высокопроизводительного оборудования с ЧПУ, увеличение объемов выпуска продукции, расширение номенклатуры выпускаемых изделий актуализирует проблему кадрового обеспечения машиностроительного производства.
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих кадров по профессии «Оператор станков с ЧПУ» – одно из важнейших направлений кадрового обеспечения современных машиностроительных предприятий.
В настоящее время машиностроительные предприятия рассматривают два варианта решения проблемы кадрового обеспечения: обучение кадров в образовательных организациях и обучение кадров в условиях предприятия. Многие машиностроительные предприятия Свердловской области ориентируются на второй вариант кадрового обеспечения, создавая собственные учебные центры, отделы технического обучения или организуя подготовку во внешних учебных центрах [1, 3, 4].
В условиях предприятия переподготовка и повышение квалификации рабочих кадров по профессии – «Оператор станков с ЧПУ», осуществляются с ориентацией на рабочих предприятия, имеющих опыт работы на оборудовании с ЧПУ и разряд не ниже второго. При этом целью курса повышение квалификации рабочих кадров по профессии «Оператор станков с ЧПУ» является формирование у слушателей знаний и умений, необходимых для наладки и подналадки обрабатывающих центров с программным управлением для обработки простых и сложных деталей на обрабатывающих центрах с ЧПУ, что соответствует требованиям внедренного профессионального стандарта по профессии «Оператор-наладчик обрабатывающих центров с ЧПУ».
В нашем исследовании на основе профессионального стандарта по профессии «Оператор-наладчик обрабатывающих центров с ЧПУ» предлагается учебно-тематический план повышения квалификации со второго разряда на четвертый разряд, что позволило сократить срок обучения до 114 часов за счет рациональной компоновки содержания обучения и увеличения доли практических занятий в ходе обучения.
Теоретические обучения предлагается вести в условиях учебного центра предприятия с привлечением профессиональных преподавателей, а практическое обучение, в том числе лабораторные занятий по наладке станков с ЧПУ и написанию управляющих программ предлагеатся вести с привлечением специалистов предприятия, как инженерно-технического персонала, так и наставников из рабочих высокой квалификации [1, 2].
Таким образом, организованный на базе предприятия курс повышения квалификации по профессии «Оператор станков с ЧПУ» дает возможность изучить технологические возможности современного оборудования, особенности управления им, способствует профессиональному развитию обучаемых, увеличивает их конкурентоспособность, позволяет быстро и качественно вести обучение с привязкой к специфике предприятия и обеспечивает сохранение рабочих мест на предприятии.
Библиографический список
- Костина О.В. Формирование рабоче-профессиональных компетенций бакалавров профессионального обучения профилизации «Технологии и оборудование машиностроения» / О.В. Костина // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 21-й Международной научно-практической конференции, 2016. С. 165-167.
- Костина О.В. Критерии оценки уровня сформированности профессионально-специализированных компетенций бакалавров профессионального обучения / О.В. Костина // Духовно-нравственные ценности и профессиональные компетенции рабочей и учащейся молодежи сборник научных трудов VIII-й Международной научно-практической конференции, 2014. С. 113-118.
- Мирошин Д.Г. Организационно-педагогические условия формирования профессиональной компетенции рабочих в учебных центрах предприятий диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Д.Г. Мирошин. Екатеринбург, 2004. 256 с.
- Miroshin D.G., Kostina O.V. Distance training of students with the application of the case method / Miroshin D.G., Kostina O.V. // Образование: традиции и инновации: Материалы V-й международной научно-практической конференции, 2014. С. 319-321.